СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы по теме «Счастье в добре и милосердии" по сказке Телешова "Белая цапля"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная задача данной разработки - воспитательная: вовлечь обучающихсяв размышление о нравственном выборе; научить вести дикуссию

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по теме «Счастье в добре и милосердии" по сказке Телешова "Белая цапля"»

Урок литературы по теме «Счастье в добре и милосердии

Цели урока: знакомство с писателем – Н.Д. Телешовым

Образовательная: определить основные проблемы сказки; продолжить формирование умения анализа эпического произведения

Развивающая – развивать коммуникативные компетенции: вести дискуссию.

Воспитательная – вовлечь учащихся в размышление о “нравственном выборе”, использовать воспитательные возможности для развития таких качеств личности, как сочувствие, милосердие;

воспитывать любовь к природе, основы экологической культуры, проявляющейся в чувстве ответственности за свои поступки, активной жизненной позиции.

Словарная работа: Милосердие, гармония, искушение

Оборудование: портрет писателя Н.Д. Телешова, иллюстрации учащихся, презентация

Перед каждым человеком 
стоит неизбывная задача: быть 
человеком сегодня, завтра, всегда.
Ч. Айтматов “Плаха”

I. Слово учителя:

1. - Вы прочитали дома сказку «Белая цапля». Я думаю, она никого из вас не оставила равнодушным. Её написал Н.Д. Телешов.

2. (Расскажет о нём заранее подготовленный ученик)

3. - В кругу блестящих талантов Телешов занял одно из заметных мест. Ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств России. Любовь к своему народу, родине, чуткость, отзывчивость, доброта – вот качества, характеризующие этого писателя, человека, гражданина.

- Вернёмся к сказке. Как вы думаете, о чём эта сказка? (Сказка о том, что человек должен любить и беречь природу)

- Может, она имеет более глубокий смысл? (Эта сказка о серьезном отношении к жизни, о смысле жизни, о назначении человека)

Называем тему и эпиграф к уроку

II. Анализ произведения.

Слайд 2. Северный край - Прочитаем 1-й фрагмент («Далеко на севере…»)

- С чего начинается сказка? (с описания северной природы – родины принцессы) - Очевидно, имеется ввиду одна из стран Скандинавии. – Почему автор особо подчёркивает, что люди, жившие тут, «любили и ценили всякую жизнь». (потому что эта их родина). - Правильно, Родину надо любить и беречь. - В чём видел счастье старый король, отец Изольды? (Он говорил ей, что «настоящее счастье только и есть в милосердии, а если мы будем жестоки, то и нам самим изменит наше счастье») - Как вы понимаете слово «милосердие»? Какое оно, как образовано? (Милый сердцу) Слайд 4. Словарь: Милосердие

- Какая Изольда? Составим кластер - - - Итак, свадебный наряд Изольды, каким он должен быть (должен напоминать красоту родной земли - Да гармония во всём. А что это такое? (Это когда чувствуешь себя счастливым, когда люди мирно живут друг с другом, добры друг другу) Слайд 6 Гармония - …. -Почему не могли долго найти того, кто бы исполнил «этот убор»? (никто не знал, как это сделать)

- Прочитаем следующий фрагмент со слов «Далеко на юге… )

- Прочитаем 2 фрагмент сказки Слайд 5 Изольда

- Что испытывает Изольда? (искушение) - В жизни каждого из нас бывают ситуации, когда мы стоим перед нравственным выбором. Перед каким выбором оказалась Изольда? (Лишиться задуманного убора или получить его ценою жизни живого существа) - Как описывает Телешов душевное состояние Изольды? (Страшные сомнения: сначала отказывается от предложения старика, не спит всю ночь, думает о том, как огорчится отец, если она согласится) Слайд 7. Искушение - Какой выбор сделала Изольда? (Желание иметь убор пересиливает голос совести, и Изольда, как многие другие в таком положении, находит себе оправдание)

- Прочитаем об этом (со слов «И мало-помалу…)

- Обычно в сказках на жестокость способны только злые, ленивые, корыстолбивые писатели. В чём Телешов отступает от обычного сказочного «шаблона»?. Для чего он это делает? (Очевидно, автор хочет сказать, что и добрый, достойный человек может совершить жестокость, допустить оплошность, если не будет задуматься над последствиями своих поступков) - Все были радостны, готовились к свадьбе, только Изольда оставалась задумчивой, - говорит автор. Почему? (Её терзали угрызения совести, она давно раскаялась», «сожалела о том, что поддалась минутному соблазну»; радовалась что старик не возвращается»)

- Гармония есть (Нет. Разлад в душе) - А дальше о чём рассказывает автор? (Изольда выходит замуж, король-отец расточает милости, народ славит доброго короля и молодых, король благословляет принца и принцессу, «на добро и пользу…народам» а на душе Изольды лежит ощущение стыда и горечи. Живя в стране мужа, Изольда не знает покоя. Она едет на родину навестить отца и, стоя у окна знакомой с детства комнаты, с улыбкой вспоминает свои девичьи мечты, которые теперь, через столько лет, вдруг кажутся ей просто легкомыслием)

(добавляем в кластер…не знает покоя, нарушила нравственный закон своей родины, ощущение стыда, боится за своих детей)

Слайд 8 Цапли (Ночью к ней явились две белые цапли, они подтверждают, что терзания Изольды были не случайны: её прихоть привела к истреблению цапель, потому что птиц убивали, когда они вили гнёзда. Этот хохолок и для них был свадебным нарядом. Ужас охватывает принцессу, когда она слышит слова жестокой правды, что она нарушила нравственный закон своей родины))

- Почему они говорят с Изольдой «с горечью, но не без ненависти» (Птицы понимают, что Изольда поступила так, не подумав о последствиях) -Чему мудрые птицы учат принцессу? (Серьёзному взгляду на жизнь, ответственности за свои поступки. Цапли уносят Изольду с собой и показывают ей страшные последствия её легкомысленного решения) - Всё увиденное оказалась лишь сном, она чувствует облегчение? (Нет. Она испугалась за своих детей. Зло, принесённое чьим-то детям, может обернуться злом для наших детей, - говорит автор) -Как он описывает состояние своей героини.

- Прочитаем об этом Стыдно ей было и самой себя и отца, которого она обманула. Затем ее охватила тревога за свою собственную семью, оставленную далеко за морями. Она только на мгновение вообразила себя не принцессой Изольдой, а белой цаплей, у которой дети умирают голодной смертью лишь потому, что кому-то захотелось красивее нарядиться...

- Маленькое всегда превращается в большое. То, что сделано, исправить нельзя. Можно только искупить. Удалось ли принцессе Изольде загладить свой поступок, свою вину. (Она обо всём рассказала отцу) - Что ответил король? (- Грустная правда! - ответил король. - И птицы гибнут, и человек унижается.) -Что значат слова короля? (Человек унижается, потому что, убивая птиц, он признаётся в своей жадности, жестокости, мелочности, в своём полном равнодушии ко всему, что не есть он сам и его суетные желания) - Союз И в данном высказывании подчёркивает тесную связь природы и человека.

Читаем со слов «Тогда Изольда…)

- В чём заключается счастье человека (В добре и милосердии) -Что для себя решила Изольда?

Читаем «Когда корабль…» Когда корабль уже бежал по волнам, удаляясь от острова и уносясь в туманное море, Изольда все еще стояла молчаливая и строгая, полная надежд на лучшее будущее, но уже не свое будущее, а своего народа. И ей хотелось скорее доплыть, чтобы начать среди людей совсем новую, полную и благотворную жизнь...

Последнее добавление в кластер – самое важное – думать и заботиться о будущем своего народа)

- Итак, мы видим, какой путь прошла Изольда, чтобы понять, что самое важное в жизни – это забота о ближнем.

- С каким призывом обращается к нам автор этой сказки (защитить природу, а значит человека, потому что кто губит природу, губит и самого себя)

-А сейчас послушайте отрывок из книги Н.А. Надеждиной «Каждой былинке брат» (Прочитает ученик)

III. Вывод

1. Работа в группах - Урок наш подходит к концу, давайте сделаем выводы. – О чём заставляет задуматься это произведение? (Над поступками, которые совершаешь в жизни. Ничто не сходит с рук. За любое чёрное дело возмездие неизбежно, поэтому надо жить по совести) - А история с принцессой Изольдой? (История с принцессой Изольдой дала возможность понять – зло, причинённое самому незначительному существу, увеличивает зло в мире. И пагубно для всех. Для человека, для природы. Погибли красивые белые цапли. -То, что сделано, можно исправить? ( исправить нельзя, можно только искупить, делая добро) - Чему учит сказка? (воспитывать в себе такие черты характера, как силу воли, совесть, отзывчивость, терпение, самопожертвовании, милосердии, чувство ответственности) - А какова тема этой сказки (тема ответственности за содеянное перед лицом будущего. Гибель самой маленькой частички окружающего мира может привести к катастрофе человечества. –это звучит как предупреждение человечеству)

2. Защита групп

3. Определение и запись темы урока

-Давайте определим и запишем тему урока. Какая она, как вы думаете? ( Счастье в добре и милосердии) Слайд - А эпиграфом сказки являются слова Ч. Айтматова «Перед каждым человеком стоит неизбывная задача быть человеком сегодня, завтра, всегда». - Запишем тему урока, эпиграф Счастье в добре и милосердии

- А в каком произведении звучит эта же тема? («И грянул гром» Рей Бредбери)

IV. Домашнее задание. Написать мини-сочинение «Жизнь дана на добрые дела»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!