СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы на тему "Неизвестный В.В.Маяковский"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы на тему "Неизвестный В.В.Маяковский"»

Тема урока: Неизвестный В.В.Маяковский

Класс: 11

Форма урока: урок - конференция с использованием мультимедиа.

Цели урока:

- обучающие: - познакомиться с неизвестными страницами биографии, личностью и ранним творчеством В.Маяковского, новаторством его лирики, - вспомнить ранее изученное о поэте;

- развивающие: - развивать речь;

- развивать творческие способности учащихся, умение анализировать стихотворения;

- воспитательные: - воспитывать интерес к литературе и истории родной страны, любовь к родному слову.

Оборудование: фотографии Маяковского и его окружения, запись чтения стихов самим автором, презентация.

Литература:

1. В. Маяковский. Полное собрание сочинений. – М., 1955

2. http://nasaroff.narod.ru/New/esenin/10.html

3. http://bib.convdocs.org/v6429/творчество_в.в._маяковского

4. http://parnasse.ru/blogs/majakovskii/sovremenicy-o-majakovskom.html

5.http://biografix.ru/biografii/pisateli/128-biografiya-vladimira-mayakovskogo.html


План урока:

  1. Организационный момент (1 мин.)

  2. Вступительное слово учителя (2 минуты)

  3. Изучение биографии поэта («Конференция») (39 мин.)

  4. Подведение итогов (2 мин.)

  5. Домашнее задание (1 мин.)



Ход урока:

Я сам расскажу о времени и о себе…

И чувствую – "я” для меня мало.

Кто-то из меня вырывается упрямо.

В.Маяковский

1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте! Садитесь. Все ли готовы к сегодняшнему занятию? Тогда приступим.

2. Вступительное слово учителя.

Творчество Маяковского всегда было предметом острых споров. Споры эти носят не только узколитературный характер – речь идёт о взаимоотношениях искусства и действительности, о месте поэта в жизни. Маяковский прожил сложную жизнь, никогда от жизни не бегал, с юности эту жизнь творил и переделывал. Маяковский – одно из ярчайших имён в литературе XX века. Эпиграфом к уроку станут слова В.Маяковского "Я сам расскажу о времени и о себе…”. И ещё одни строки: "И чувствую – "я” для меня мало. Кто-то из меня вырывается упрямо”. Запишите в тетрадях сегодняшнее число, тему нашего урока: «Неизвестный В.В.Маяковский» и эпиграф. Давайте подумаем, что хотел сказать этими словами Маяковский. Вы услышите на уроке строки из биографии поэта, написанной самим Маяковским, которая так и называется "Я сам”. Это рвущееся наружу "я” невозможно не заметить в его автобиографии.

Сегодняшний урок мы проведём в нестандартной форме – в форме конференции. Творческая группа заранее получила задание изучить жизнь, творчество и личность В.Маяковского. И теперь представят нам итог своей работы. Во главе у нас знатоки творчества Маяковского.

Все учащиеся в течение урока ведут необходимые записи – важные даты из жизни Маяковского. Вопросы нашим гостям может задать любой желающий.

Итак, начинаем наше заседание. Ваши вопросы.

3. Изучение биографии поэта («Конференция»)

Ученик: Где и когда родился Маяковский?

Знаток: родился 7 июля 1893 года в селе Багдады, Кутаисской губернии, Грузия.

Ученик: Назовите членов семьи Маяковского.

Знаток: Владимир Константинович, лесничий. Мать – Александра Алексеевна. Две сестры – Ольга и Люда (показ фотографий).

Ученик: Расскажите о семье писателя, о детстве.

Знаток: Семья принадлежала к дворянскому сословию, но жила она в весьма скромном достатке. Вольный дух Кавказа, дружба и развлечения с грузинскими детьми, поездки с отцом по лесничеству способствовали раннему взрослению и самостоятельности.

Чтобы учиться в гимназии, семье прошлось переехать в Кутаиси. Учился хорошо, обзавёлся новыми друзьями.

Но подошло время 1905 года. Волнения вспыхнули чуть ли не по всей России, в том числе и в Кутаиси. Маяковский вместе с гимназистами старших классов принимал участие в демонстрациях и выступлениях.

Но вскоре в его семье произошло событие, которое круто переменило всю жизнь: 19 февраля 1906 года от заражения крови умер отец. И летом семья переехала в Москву. Жили на отцовскую пенсию, снимали квартиру и сдавали комнаты.

В комнатах, которые семья сдавала, оказывались жильцами студенты-революционеры. У них собирались друзья и велись беседы и споры на политические темы. Поэт прислушивался к ним, потом просил почитать "что-нибудь революционное”. Его стали принимать за своего и даже поручали кое-что по части нелегальщины.

В гимназии дела пошли неважно. Маяковский всё больше вовлекался в общение с революционной молодёжью. И в начале 1908 года ушёл из гимназии.

Ученик: Когда Маяковский впервые попробовал писать?

Знаток: В гимназии и попробовал писать. Как говорил сам поэт «Другие пишут, а я не могу?! Стал скрипеть. Получилось невероятно революционно и в такой же степени безобразно. Не помню ни строки. Написал второе. Вышло лирично. Не считая таковое состояние сердца совместимым с моим "социалистическим достоинством”, бросил вовсе».

Ученик: Известно, что Маяковский неоднократно подвергался в эти годы аресту. За что и как это повлияло на формирование его мировоззрения?

Знаток: «1908 год, мне 14 лет – вступил в партию РСДРП. Затем нелегальная деятельность в типографии, за что и был арестован. При аресте ел блокнот с адресами и в переплёте.

Слежка, общение с профессиональными революционерами, чтение марксистской литературы, снова аресты.

За 11 бутырских месяцев перечёл всё новейшее. Символисты – Белый, Бальмонт. Темы, образы не моей жизни.

Вышел взбудораженный. Но до чего же нетрудно писать лучше их. Только нужен опыт в искусстве. Где взять? Я неуч. Я должен пройти серьёзную школу.

Я зашёл к тогда ещё товарищу по партии – Медведеву. Хочу делать социалистическое искусство. Он долго смеялся: кишка тонка.

Думаю всё-таки, что он недооценил мои кишки. Я прервал партийную работу. Я сел учиться».

Ученик: Но учиться Маяковский начал живописи, которой увлекался с первых гимназических лет. Как получилось, что он попал в литературу?

Знаток: девятнадцатилетний Маяковский круто переменил свою жизнь, как сказала А.Ахматова, скандально ворвавшись в "душный зал” русской поэзии. А в конце 1912 г. Маяковский, Бурлюк, Хлебников и Крученых выпустили альманах и манифест "Пощёчина общественному вкусу”. В автобиографии сказано: "Родился русский футуризм” (работа с портретами писателя и его окружения).

Учитель: а сейчас вспомните, что такое футуризм? (ответы).

Учитель: Давид Бурлюк так говорил о поэзии футуристов: «Чтобы "внедрить” в сознание читающей публики новое искусство, мы предприняли поездку по городам России. Наши выступления сопровождались шумными скандалами, полицейскими запретами, невиданной по активности и по преимуществу ругательной прессой, тем самым создавшей нам широкую известность. Желтая кофта и цилиндр М., его остроумие бьющие наотмашь реплики – ответы на "каверзные” вопросы из зала, наконец, стихи выделявшиеся мощной поэтической энергией и яркой, неожиданной метафорикой, сделали его самой заметной фигурой в нашей группе»

А сейчас я предлагаю прослушать записи стихов в исполнении самого Маяковского. Оцените его манеру исполнения, голос и произношение.

Ученик: Как Маяковский отнесся к войне 1914 года? Участвовал ли в ней?

Знаток: «Отвращение и ненависть к войне. Война отвратительна. Пошёл записываться добровольцем. Не позволили. Нет благонадёжности. Позже идти на войну сам не хотел. Но забрили. Притворился чертёжником».

Ученик: А как Маяковский принял революцию?

Знаток: Принимать или не принимать? Такого вопроса для него (и для других москвичей-футуристов) не было. Его революция.

В 19-м году ездит со своими вещами и товарищей по заводам. Радостный приём. Пошёл в агитацию РОСТа.

Ученик: Была ли в жизни поэта настоящая любовь?

Учитель: Ответ на этот вопрос мы можем прочитать в воспоминаниях Лилии Брик (фото). Познакомит нас с ее воспоминаниями Лера Чистякова.

«С Маяковским мы познакомились в 1915 году. "Июль 1915 года. Радостнейшая дата. Знакомлюсь с Л.Ю. и О.М. Бриками”, - записал Маяковский много лет позже в автобиографии. Наш дом скоро стал и его домом, наша семья - его семьей. Маяковский сразу влюбился в меня.

Маяковский ухаживал за мной бурно, безоглядно. Ему нравилось и то, что перед ним была дама, женщина другого круга - элегантная, умная, воспитанная, до конца непознаваемая, с прекрасными манерами, интересными знакомыми и лишенная всяких предрассудков. Мы встречались каждый день и стали неразлучны, но его чувства доминировали. Я же была спокойнее и умела держать его на расстоянии, от которого он сходил с ума. Я любила его, но не без памяти.

Втроем мы жили во всех квартирах в Москве, на даче в Пушкине. Одно время снимали домик в Сокольниках и жили там зимой, ибо в Москве была теснотища. В те годы обручальные кольца для меня являлись признаком буржуазности. Поэтому мы обменялись перстнями-печатками. На моём перстне он выгравировал инициалы Л Ю Б. По кругу они читались, как ЛЮБЛЮ - ЛЮБЛЮ. Эти три буквы поэт будет ставить как посвящения, художники - вписывать в орнаменты на его книгах.

Любовь наша была не простой, она не раз достигала кризисных рубежей. В годы, когда революция ломала и пересматривала все на свете, казалось, что и человеческие отношения должны найти новую форму, новые взаимосвязи. Осенью 1922 г. отношения наши выдержали кризис: мы приняли решение прожить два месяца врозь. 28 февраля в три часа дня истек для Маяковского "срок заключения”. В восемь часов вечера мы встретились на вокзале, чтобы поехать на несколько дней вместе в Петроград. Войдя в купе, Маяковский прочитал мне только что законченную поэму "Про это” и заплакал …

Маяковский виделся с нами в последний раз 18 февраля 1930 г., когда мы уезжали за границу. Последнюю открытку Маяковскому мы отправили из Амстердама 14 апреля, в день его самоубийства...»

Учитель: Спасибо за интересное сообщение. В жизни Маяковского было очень много романов. Он умел красиво ухаживать за женщинами, его нестандартная внешность и необычный голос сводили их с ума. Но мы сейчас не будем подробно останавливаться на любовной лирике Маяковского и его отношении с женщинами. Этому у нас будет посвящен отдельный урок. А пока вернемся к биографии Маяковского.

Ученик: Что такое ЛЕФ?

Знаток: "Леф” (Левый фронт) – новая литературная группа. Они выдвинули три новых принципа искусства:

- принцип социального заказа;

- принцип литературы факта;

- принцип искусства-жизнестроения.

В работе сознательно переводит себя на газетчики. Пишет в "Известия”, "Труде”, "Рабочей Москве”. Вторая работа – продолжает прерванную традицию трубадуров и менестрелей. Ездит по городам и читает. Новочеркасск, Харьков, Париж, Ростов, Берлин, Казань и т.д., и т.д. За 4 года выступил с лекциями и стихами в 52 городах Советского Союза. Личное общение с читательской аудиторией считал работой радостной и изнурительной. Был и на юге.

Учитель: Корней Чуковский верно заметил: "Быть Маяковским очень трудно”. Последний отрезок жизни поэта окрашен в мрачные цвета. Совместная жизнь с Осипом и Лилей Брик стала тяготить поэта. Он не изменил революционным идеалам, но веру в них всё больше подрывала нарождавшаяся тоталитарная система власти. В литературе шла острая борьба. В пьесе "Клоп” официальная критика учуяла "антисоветский душок”, а в "Бане” обнаружила "Издевательское отношение к нашей действительности…”. Выставка "20 лет работы” была бойкотирована прессой и писателями. Маяковский заболел, врачи запретили ему выступать. Все эти события стягивались в тугой узел. Больной, издёрганный, с трудом перемогавший нервное напряжение, поэт ищет утешения во встречах с актрисой МХАТа Вероникой Полонской, милой, очаровательной, влюблённой в него молодой женщиной. Он хочет создать свою нормальную семью. Но и тут, находясь во взвинченном состоянии, торопя события, не может привести свои отношения с ней к гармонии.

Ученик: Как умер Маяковский:

Знаток: 4 апреля 1930 года в возрасте 36 лет Маяковский выстрелом из револьвера покончил с собой. Никто никогда не узнает причины этого поступка.

Учитель: Что интересно: Маяковский критиковал Есенина за то, что тот закончил жизнь самоубийством, он писал: В этой жизни помереть не трудно.

Сделать жизнь значительно трудней. Но в финале своей жизни он выбрал тот же путь, что и Есенин – покончил жизнь самоубийством. Хотя эта версия сейчас опровергается.

Конспект в тетрадях учащихся:

4. Подведение итогов:

Учитель: Спасибо огромное нашим знатокам. Они сегодня хорошо поработали, никто не возражает, если мы поставим им «отлично». А сейчас закончите предложения:

1. Сегодня на уроке я узнал (а), что Маяковский был нестандартной личностью, потому что…

2. Личность Маяковского вызывала спор среди современников, потому что…

Ученик: Маяковский всегда оставляет место для споров. Это фигура, которая вызывала споры с момента своего появления на поэтической арене. Страсти вокруг его творчества кипели на протяжении всей его жизни. У него всегда были и страстные поклонники, и непримиримые хулители. В этой атмосфере прошла вся его жизнь до 1930 года. Поначалу серьёзным моментом для раздражения была, скорее, манера поведения: как он держался на эстраде, как отзывался о классике. Однако не меньшее напряжение вызывал и его поэтический язык, который многие ценители поэзии, воспитанные на классической традиции, либо не понимали в полной мере, либо вовсе не принимали. Среди них было немало и хорошо разбирающихся в поэзии людей, писателей и поэтов. В частности, его совершенно не принимал Иван Бунин. И он был отнюдь не единственным. Маяковский действительно совершил революцию в поэтическом искусстве. Понять его было весьма сложно даже для многих значимых фигур в русской культуре.

И на протяжении 1920-х годов вокруг его творчества шла постоянная борьба. Многие принимали его на ура. Однако даже среди молодёжи, если судить по вопросам на литературных вечерах с участием поэта, многие относились к нему сдержанно и обращали внимание на те или иные погрешности в его стихах.

Учитель: Действительно, кто же ещё соединил в себе столько непримиримых противоречий! Он отторгал от себя культуру прошлого, и его отторгали от культуры. Его возводили на пьедестал, им восторгались, его боготворили и славословили – о нём злословили и над ним издевались. Его любили и ненавидели.

И в силе, и в слабостях он предстал человеком предельной самоотдачи. Никакой идеи, никакому делу он не отдавал себя наполовину, он отдавал всего себя или не отдавал ничего. Он пришёл в мир для жизни, для борьбы, он перенасыщен энергией действия: "И чувствую – "я” для меня мало. Кто-то из меня вырывается упрямо”.

Домашнее задание:

Учитель: К следующему уроку принесите сборники стихотворений Маяковского, мы начнем изучение раннего творчества поэта, его лирики. Урок окончен! Всем спасибо за работу.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!