СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы. Басня Крылова "Ворона и Лисица"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы на тему "Басня Крылова "Ворона и Лисица" в коррекционной школе-интернате для глухих и слабослышащих обучающихся 

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы. Басня Крылова "Ворона и Лисица"»

Тема « Басня И.А. Крылова «Ворона и Лисица»

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока: создать условия для полноценного восприятия произведения И.А. Крылова, продемонстрировать сложность и неоднозначность жанра басни и роль морали в ней.

Задачи: предметные: содействовать расширению представлений и знаний учащихся о творчестве баснописца И.А. Крылова; умение выразительно читать произведения и их анализировать, обогащать и активизировать словарный запас, развивать интерес к творчеству И.А. Крылова.

Метапредметные: способствовать формированию УУД:

регулятивные: учить принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкций учителя; планировать свои действия в соответствии с учебными задачами;

познавательные: учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность);

коммуникативные: формировать умение использовать различные речевые средства для передачи своих чувств и впечатлений, развивать индивидуальное творчество и умение работать в группе.

Воспитательные: содействовать воспитанию нравственных качеств у обучающихся: положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам, воспитывать любовь к басенному стиху и интерес к предмету.

Коррекционные: требовать соблюдения орфоэпических норм при произношении.

Необходимое оборудование и материалы: мультимедиа-проектор, ноутбук, мультимедийная презентация,  толковый  словарь русского языка С.И. Ожегова, учебники, сборники басен И.А. Крылова, пословицы, иллюстрации к басням, изображение И.А. Крылова с героями басен.

I. Оргмомент.

Вот уже звенит звонок, начинается урок.

Вы, ребята, не ленитесь, к новым знаниям стремитесь.

Что ж, работать нам пора, вы со мной согласны? - Да!

- Ребята, давайте поприветствуем наших гостей, пожелаем друг другу удачи. Не забывайте, тот, кто с товарищем дружен, вдвойне умней и сильней!

II. Мотивация (самоопределение) обучающихся к деятельности.

Речевая разминка. а) фонетическая зарядка

Са-са-са - вот бежит, бежит лиса.

Со-со-со – лиса катит колесо.

Сы-сы-сы – хвост красивый у лисы.

Су-су-су – в лесу видел я лису.

б) Проворонила ворона воронёнка.

- Произнесение скороговорки с разной силой голоса и интонацией (спроси, удивись, возмутись, поинтересуйся, сообщи новость другу, проговори быстро)

- Что интересного заметили в этой скороговорке?

- Это однокоренные слова.

III. Поверка домашней работы.

- Что вы должны были сделать дома, ребята?

- Мы должны были подготовить сообщение о баснописце.

- Должны были определить значения новых слов.

Постановка проблемы

- Ребята, как вы думаете, что мы будем делать на уроке?

- Читать. Отвечать на вопросы. Работать над анализом произведения.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением Ивана Андреевича Крылова «Ворона и Лисица».

- С сообщением о баснописце выступит Данил. Сообщение о баснописце.

Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. За свою жизнь Крылов написал более 200 басен. Родился в семье армейского офицера. Семья была бедной, и маленький Ваня не смог получить хорошего образования. Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец, поэтому мальчику пришлось поступить на работу. Басни Крылов стал писать, когда ему было уже 37 лет.  Басни его не стареют. Они переведены больше, чем на 50 языков. 

Людям очень полюбились басни дедушки Крылова и в благодарность во многих городах России Крылову установлены памятники. Такие памятники есть в Москве, в Твери, в Белгороде. В Санкт-Петербурге.

- С новыми словами мы познакомимся по ходу урока.

IV. Слушание басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица» в грамзаписи.

- Знаете ли вы ещё басни, где главные герои Лисица и Ворона?

- «Ворона и лисица», «Лисица и виноград», «Ворона и Курица».

V. Физминутка от Вороны.

Вот под елочкой зеленой (встали.)
Скачут весело вороны: (прыгаем.)
Кар-кар-кар! (громко.) (хлопки над головой в ладоши.)
Целый день они кричали, (повороты туловища влево-вправо.)
Спать ребятам не давали: (наклоны туловища влево-вправо.)
Кар-кар-кар! (громко.) (хлопки над головой в ладоши.)
Только к ночи умолкают (машут руками как крыльями.)
И все вместе засыпают: (садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
Кар-кар-кар! (тихо.) (хлопки над головой в ладоши.)

VI. Совместное открытие (применение) знаний.

- Ребята, вы должны были найти в словаре значение слова басня.

- Басня (по Ожегову)- краткое иносказательное, нравоучительное стихотворение, рассказ.

- Басня (по Далю)- вымышленное происшествие, выдумка для прикрас, иносказательное, повествовательное, где принято выводить животных и даже вещи словесными.

- Сегодня узнаем, сто такое сатира и аллегория.

- В некоторых баснях Крылов показывает пороки людей, и это уже не юмор, а сатира – резкое осуждение. Аллегория - прием, при котором изображают животных, а имеют в виду людей. - Давайте дадим полное определение басни.

Басня — это короткий нравоучительный и сатирический рассказ (басня не только поучает, но и высмеивает) в прозе или стихах, в басне под видом картин из жизни зверей высмеиваются людские недостатки.

- Сам Крылов говорил об этом так: «Люблю, где случай  есть, пороки пощипать».

VII. Чтение басни. Словарная работа.

Гнусна – гнусная - бесчестная, подлая; ангельский - отличающийся чрезвычайной кротостью, нежностью; зоб - расширение пищевода (у птицы), служащее для временного помещения пищи перед отправлением ее в желудок; плутовка – обманщица; лесть – угодливое восхваление; взгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на что-либо, на верху чего-либо; пленить - покорить чем-либо, очаровать; вещуньина (голова)- от слова вещунья – предсказательница; царь птица – лучшая из всех птиц; Бог послал - так раньше говорили о чем – либо, случайно добытом или полученном; все не впрок – не на пользу.

Анализ басни. 

- Назовите главных героев.

- Что вы можете сказать о них? 

- Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (это обман)

- Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона? (в сказках Лисица – хитрая, умная, а Ворона – глупая)

- Ворона и Лисица – главные герои басни. Но наряду с ними, важное значение приобретает и объект, на который направлены все усилия и действия героев. Какой? (сыр)

- С незапамятных времен сыр на Руси был редкостью и считался заморским лакомством, тем ценнее для Вороны оказалась ее диковинная находка.

- Какое выражение употребляет Крылов, подчеркивая, что Ворона не стащила сыр, а наткнулась на него случайно?

- Какая беда приключилась с вороной? Почему? Можно ли определить время событий?

- Опишите, какова Ворона по внешнему виду? (картинка)

- Давайте рассмотрим, как выглядит на самом деле ворона и как о ней говорит Лисица.

- Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей? (нет).

- А что говорила Лиса о Вороне? Прочитайте.

- Кто слышал ворону? Какой у нее голос? (неприятный, она не поет, а каркает, крик вороны похож на сочетание звуков «кар-кар»).

- А что говорила о голосе Вороны Лиса? (и, верно, ангельский быть должен голосок!)

- Найдите в тексте слова о том, как подействовали на Ворону такие ласковы слова Лисицы. («Вещуньина с похвал вскружилась голова, от радости в зобу дыханье сперло»)

- Почему автор называет ворону вещуньей? (предсказательница, это ее прозвище)

- Действительно ли, ворона так красиво поёт? Докажите.

-Удалось ли вещунье позавтракать? Почему? Какой фразеологизм можно употребить относительно вороны?

- В какое время суток происходят события?

- Для чего Лиса так расхваливала Ворону? (чтобы понравиться ей. Лисице нужно было, чтобы Ворона «запела» и выронила сыр).

- Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели? (нет, скромный не стал бы ее слушать).

- Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (от своей глупости). Она тщеславна.

У лисы плутовки 33 уловки.

-Проследите по тексту, какие глаголы использует Крылов для описания действий Вороны?

Взгромоздилась, собралась, призадумалась, держала, вскружилась, каркнула.

-Какая предстаёт перед нами Ворона? ( неуклюжая, глупая, задумчивая, доверчивая)

Рассматривание картинки лисы.

- Какие действия совершает лисица?

На цыпочках подходит, вертит хвостом, глаз не сводит, говорит сладко, чуть дыша.

- Какая лисица? ( Хитрая, умная, лживая) 

- Как называет её Крылов?  (плутовка)

- Кому из героев вы отдаете предпочтение? Обоснуйте свой ответ.

VIII. Чтение по ролям.

- Постарайтесь прочитать басню так, чтобы слушатели увидели большую неуклюжую ворону, а рядом с ней хитрую, умную, лживую плутовку лисицу.

VIII. Работа над моралью.

-Как вы считаете, в чем заключается смысл басни? ( кто любит лесть, легко обмануть льстивыми словами. « и в сердце льстец всегда отыщет уголок».)

- Так кого же осуждает Крылов? (и того, кто льстит, и того, кто любит лесть).

- Какими хотел видеть своих читателей Крылов? Какие пороки людей осуждаются?

 Какой вывод можно  сделать  из этой истории? (льстить очень плохо, лесть вредна, она портит человека).

- Что мы сейчас вывели? (мораль)

- Как еще можно сказать? (поучение, нравоучение) – синонимы.

- Прочитайте, как об этом говорит сам автор.

- Какие строки из басни стали крылатыми? (употребляются как пословицы)

И в сердце льстец всегда отыщет уголок».

Вороне где-то бог послал кусочек сыру...

Ворона каркнула во все воронье горло.

IX. Работа с пословицами.

- Соберите пословицы. Определите, какая из них кому принадлежит. Какая пословица выражает самое главное?

1. На языке медок, а в сердце ледок.

2. Верь своим очам, а не чужим речам.

3. У лести нет чести.

Работа с иллюстрацией Е. Рачева. 

- Давайте рассмотрим иллюстрацию к басне художника Евгения Рачёва.

- Какими мы видим Ворону и Лисицу в его изображении?

XI. Рефлексия.

Самооценка деятельности и урока обучающимися.

XII. Домашняя работа. Выразительное чтение басни, чтение по ролям, выучить новые слова.

XIII. Итог урока.

Иван Андреевич Крылов в своих баснях дал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!