СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного слушания М. Михайлов "Лесные хоромы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке использована технология моделирования. Обучающиеся моделируют обложку произведения. 

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного слушания М. Михайлов "Лесные хоромы"»

Урок литературного слушания

Тема. Сказка о животных М. Михайлова «Лесные хоромы»

Тип урока. Смешанный.

Цель. Учить слушать и слышать художественное произведение.

Планируемые результаты.

Предметные УУД: выделяет фамилию автора и заголовок, называет жанр и тему произведения, правильно называет произведение.

Метапредметные УУД:

Познавательные: использует знаково-символические средства: составляет модель обложки; ищет и выделяет нужную информацию о герое произведения.

Регулятивные: понимает учебную задачу; сравнивает результат своей работы с образцом и выделяет неточности и ошибки; контролирует и оценивает свои действия.

Коммуникативные: слушает художественное слово; речь учителя и одноклассников; рассказывает, передавая образы героев; отвечает на вопросы по содержанию, аргументирует свою точку зрения; строит свои высказывания, полно и точно выражая свои мысли, соблюдая правила речевого этикета.


Личностные УУД: эмоционально откликается на события, описанные автором произведения.




Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Обогащение читательского опыта и формирование читательских умений

1. Слушание произведения.

- Дети, послушайте, я буду вам читать новое произведение.

Выразительно читает произведение.


Слушают произведение.

2. Первичное восприятие. Беседа после чтения.

Задаёт вопросы:

-Что слушали?

-Докажите, что сказка.

- Кто из героев понравился и почему?

-Что огорчило?


- Сказку.


Отвечают на вопросы, доказывая свою точку зрения.



3. Моделирование обложки.




























































Игра с моделями.

- Возьмите свои модели.

- Подумайте и покажите, что я вам читала.

- Как обозначим? Покажите.


- Сравните свои работы с образцом. У кого так же, как и в образце – поставьте знак «+».

У кого не так?

Почему нарисовали круг?

- О ком эта сказка?



- Как сказать одним словом?

- Каким цветом покажем это на модели?






- Проверяем. Что вы слушали?

- Покажите модели. Сравните свои работы с образцом. У кого так же, как и в образце – поставьте знак «+».


- Хотите узнать фамилию автора?

- Эту сказку написал Михайлов.

Нарисуем красную рамочку.





-Покажите знак фамилии автора и назовите её.



- Кто написал сказку?

- Как вы думаете, как озаглавил свою сказку Михайлов?

- Михайлов озаглавил свою сказку «Лесные хоромы». Нарисуем на модели внизу синюю рамочку.


-Покажите знак заголовка и прочитайте его.



- А сейчас поиграем с моделями.

- Покажите мне на своих моделях заголовок. Читаем хором.

- Что я сейчас показываю?



-Читаем хором фамилию автора.

-А теперь покажите мне название нашего произведения.

- Что вы слушали?



- Мы читали сказку.


Ученики показывают учителю, как они обозначили жанр.





- О мухе-громотухе, комаре-пискуне , осе-пеструхе, слепне- жигуне, пауке.

- О животных.


- Коричневым.

Ученики рисуют.






- Сказку о животных.












Ученики рисуют.






Ученики ставят пальчик на «заместитель» и проговаривают «Михайлов».

- Михайлов.

Предлагают разные варианты заголовка сказки.


Ученики рисуют.






Ученики ставят пальчик на «заместитель» и проговаривают «Лесные хоромы».




Показывают заголовок.

Читают заголовок хором.

Определяют, что учитель показывает на обложке фамилию автора.

Читают хором фамилию автора.

На модели показывают название произведения. Называют правильно произведение:

«Мы слушали сказку о животных Михайлова «Лесные хоромы».

Физминутка.

Организует двигательную активность детей, используя действия героев произведения.

- Кто у нас главные герои сказки?

- Какие они? Как мы можем их узнать?

Называют героев произведения, показывают движения героев, издают характерные звуки.

4. Работа с произведением.

Работа с учебной хрестоматией и тетрадью.

Организует поисковую работу с учебной хрестоматией.

- Теперь, ребята, мы будем работать по учебной хрестоматии. Найдите новое произведение.

- Найдите фамилию автора. Назовите её.

-Найдите заголовок. Назовите его.

-А кто правильно назовёт наше новое произведение.

- Перечислите всех героев, о которых вы узнали из текста.

-Внешний вид кого из них вам хорошо знаком?

- Кого из героев сказки вы затрудняетесь представить?

- Рассмотрите иллюстрации к тексту и определите, где изображена муха, где – комар, где – оса и слепень.

-Как понять, где нарисована муха, а где – слепень?

Слепень похож на большую муху.

- Почему у насекомых – обитателей лесных хором – такие непривычные имена: муха-громотуха, комар-пискун, оса-пеструха, слепень-жигун?




- Почему автор осу назвал «пеструха»?



- А почему слепень получил имя жигун?

- Жигать – это значит резко, сильно, больно кусать.

- Где решили поселиться муха-громотуха, комар-пискун, оса-пеструха, слепень-жигун?

-Посмотрите на первую иллюстрацию. Что изображено?

- Откройте рабочую тетрадь. Рассмотрите иллюстрацию под номером 3. Что на ней изображено?

- Как можно использовать эти предметы?




-Чем кузовок отличается от корзиночки и лукошка?








- Чем кузовок понравился мухе-громотухе – первой обитательнице кузовка?

- Правильно. Но кроме этого она подумала: «…хоромы хороши. Стану в них жить. Здесь меня ни птица не склюет, ни дождик не замочит». Что такое хоромы?

-Хоромы – это не только большой, но еще и богатый дом. 
Люди хранят свои корзинки и кузовки дома. А кузовок из сказки превратился в лесные хоромы – стал настоящим богатством для насекомых.

-Кто потом прилетел?

-Кто прилетел следующий?

- Кто прилетел последним?

-О чём стали разговаривать?

- Как говорила про себя муха.

-Как говорила про себя оса?

-Чем хвастался слепень?

-Комар?

-Что они услышали во время этого разговора?

-Отозвался ли кто –нибудь?

-Что решили предпринять?

-Кто полетел первый?

-Почему?

-В конце сказки сказано, что «пока герои спорили и вздорили, паук плел свою паутину». Из-за чего они спорили и вздорили?

-Кто из них оказался прав?

- Значит, эта сказка грустная?

- Вы хотели бы оказаться на месте героев?

- Чтобы не оказаться на месте героев, давайте подумаем: в чем разница между тем, когда люди спорят и когда люди вздорят?

- Чем же спор отличается от ссоры?

-Когда герои сказки спорят и ссорятся, спор действительно ничем не отличается от ссоры. Но раз в русском языке существуют два разных слова, может оказаться так, что спор и ссора – это совсем разные вещи. Вы, если спорите, обязательно ссоритесь при этом?

- В такой беседе, где вы договариваетесь, вы используете обидные слова?

-Если вы спорите с кем-то без обидных слов, значит, вы умеете слышать то, что вам предлагают; значит, вы умеете объяснять то, что вы хотите; вы умеете понимать, как можно прийти к согласию. Если в споре вы говорите обидные слова, чем он становится?

-А если вы используете умные слова для того, чтобы выяснить, кто прав, как назвать такую беседу?

- Можно ли было избежать такой ситуации в сказке и остаться героям в живых?

-Как?

- На какие сказки похожа сказка «Лесные хоромы»?



-Чем похожа?


- Чем отличается?

Открывают учебную хрестоматию, самостоятельно находят новое произведение.




Находят фамилию автора

и называют.

Находят заголовок и называют.

Правильно называют произведение.

- Муха-громотуха, комар-пискун, оса-пеструха, слепень-жигун.

Отвечают на вопросы.








-Комар изображен вверху, оса – слева.




- Слепень слева.


-Это сказка, поэтому имена автор придумывает так, чтобы показать, чем один герой отличается от другого. Муха-громотуха громко жужжит, комар-пискун тонко пищит, оса-пеструха носит красивую желто-черную одежду.

- Когда она летает туда-сюда, кажется, что в глазах пестрит: то желтое, то черное, то черное, то желтое.

- Слепень назван жигуном из-за того, что он очень больно кусается


- В кузовке, который обронил в лесу прохожий.




- Кузовок.



- Корзиночка, кузовок и лукошко.


- Корзиночка, кузовок и лукошко нужны для того, чтобы собирать грибы и ягоды.

- Корзиночку и лукошко можно носить в руках, а кузовок (как портфель или рюкзак) – за спиной. Он удобнее тем, что у него есть крышка, и внутрь не насыплется ни веток, ни листьев. Если пойдет дождь, грибы и ягоды останутся сухими.

- Муха нашла в кузовке хлебные крошки.







- Это большой дом? Ведь муха маленькая, и для нее в таком доме много места.










- Комар.


- Оса.


-Слепень- жигун.


-Хвастаться.








-Кто-то у дверки возится.


-Нет.


-Взлететь и посмотреть.


-Они не могли решить.

- Стали спорить.

-Кому первому спасаться: самому знатному, самому голосистому, самому нарядному или самому сильному?

- Никто. Все погибли.

-Да.


-Нет.


- Спорить – это значит ругаться из-за чего-нибудь, вздорить – значит ссориться.



Высказывают предположение.










-Иногда ссоримся, иногда договариваемся.


- Нет, они не нужны.













-Ссорой.




-Спор.

-Да.



Высказывания детей.

- Русская народная сказка «Теремок», украинская народная сказка «Рукавичка»

- Герои произведения – животные.

- Кузовок – цел, животные – погибают. Теремок – разрушен, животные – целы.

5. Упражнения в чтении слов, предложений, эпизодов из произведений (работа с учебником и тетрадью).

Организует работу с текстом на зеленой плашечке (задание для читающих, не читающие дети следят глазами по тексту).

- Прочитаем имена героев сказки.

- Прочитаем рассказ.


- Что кричала муха?

- Что значит знатнее?

- Что пропищал комар?

- Что прожужжала оса?

- Что прогудел слепень?


Работа в тетради.



-Найдите заголовок и прочитайте.

-Найдите фамилию автора и прочитайте.

-Кто правильно назовёт новое произведение?

Учитель читает задания.

Задание 1. Работа с рисунками. Раскрась. Расскажи об одном из героев.

Проверка.


Задание 3. Рассмотри рисунки. Раскрась кузовок.

-Проверяем. Какой рисунок вы выбрали?

У кого так же, как и в образце – поставьте знак «+».








Учащиеся читают.


Учащиеся читают по предложению.

- Я всех знатнее!


- Я всех голосистее!

- Я всех наряднее!

- Я всех сильнее!


Находят новое произведение в рабочей тетради.

Отвечают на вопросы, правильно называя заголовок, автора, полное название произведения.



Самостоятельное выполнение задания.

Раскрашивают одного героя, рассказывают о нём.


Раскрашивают рисунок кузовка.


Дети объясняют. Самооценка.

Обобщение изученного

6. Итог урока.

Создание книжки-самоделки.

- Возьмите модели и подпишите их.

- Подойдите ко мне.

- Подходит ли эта обложка для нашей новой книги?


- Чего не хватает?

Под руководством детей учитель выполняет обложку книги.

- Какая сказка?

-Назовите правильно произведение.

- Что эта сказка помогла вам понять?

- Поставим нашу книжку-самоделку в «Библиотеку развития».


Подписывают модели.


Подходят к учителю.

Называют недостающие элементы обложки книги.

-Нет.

- Не хватает фамилии автора и заголовка.



- О животных, авторская.

- Сказка о животных М. Михайлова «Лесные хоромы».

- Нужно быть дружными, делать общее дело всем вместе и тогда беда не случится.

7. Рекомендации для самостоятельной работы.


Найдите сказки о животных и рассмотрите с друзьями.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!