Литературное чтение 2 класс.
Тема : Отражение темы День Победы в произведении С.А. Баруздина «Салют» и С. А. Васильева "Белая берёза"
Цель: создать условия для ознакомления со стихотворениями С.А. Баруздина «Салют» и С. Васильева «Белая берёза», учить определять главную мысль и тему стихотворений.
Познавательные: познакомить с биографиями С. А Баруздина С. А. Васильева и их стихотворениями.
- познакомить детей с деревом - ставшим символом Родины, рассказать о том, какую пользу береза приносит людям.
- работать над совершенствованием навыков чтения: правильность, беглость, выразительность, активизировать вдумчивое чтение;
познакомить учащихся с произведениями на военную тематику;
- формировать у младших школьников ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения;
- развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворного текста, чтения наизусть;
Метапредметные: определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом, с пословицами;
- развивать воображение, фантазию, творческие способности;
- совершенствовать умения слушать, выдвигать предположения;
- расширять словарный запас детей, способствовать развитию читательского кругозора;
- учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Личностные:определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- показать важность уважения к людям, которые сражались в годы ВОВ и памяти погибших, способность создания атмосферы доверия;
- содействовать воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки, способность постоять за себя.
- воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям;
- учить оценивать собственное поведение и поведение других людей.
Оборудование: картинки берёзы, салюта, рисунки
Карточки с пословицами.
Карточки с определением Родина, Отечество, родная страна, место рождения), презентация, технологическая карта, портрет писателя , выставка книг
Ход урока:
I. Орг. момент
А) Мотивация к учебной деятельности.
Приветствие.
Ребята, давайте настроимся на урок, а поможет нам упражнение «Кулачок - ладошка»
Б) Речевая зарядка
- Начинаем наш урок с речевой разминки, работаем по рядам.
В платье белом
Девушка стоит,
И народ её благодарит
За её печальную красу,
За её зелёную косу.
Первый ряд читает загадку, выделяя голосом выделенные слова.
Второй ряд попробует прочитать загадку с решёткой с удивлением.
Третий ряд читает с восхищением!
- О чем говорится в загадке, кто догадался? ( о берёзе)
- Что вы знаете о берёзе? ( Лиственное дерево с белой корой)
Самым любимым деревом у нашего народа издавна была берёза . Известно, что в жарких странах это дерево не растёт, ни в одной стране нет такого количества берёз, как у нас.
В стародавние времена люди её нарекли деревом нескольких дел.
Первое дело – мир освещать ( чтобы было светло зажигали берёзовые палочки – лучины)
Второе дело – чистоту соблюдать ( мылись в бане, используя берёзовый веник)
Третье дело – больных исцелять ( от всяких болезней лечил настой из берёзовых почек)
Четвёртое – праздники отмечать ( на некоторые праздники делали венки из берёзовых веток).
Удивительная судьба нашей русской берёзки. На миру она радость, в любви – помощница, в грусти – верная подруга, в войну – она воин.
- Посмотрели направо – раз, на потолок – два, на берёзку три, объединились в группы четыре. Ваша задача - собрать пословицы .
В) Работа по группам . Собираем пословицы.
1. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
2. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
3. Родина – мать, умей за неё постоять.
- О чём эти пословицы? ( о Родине).
А что вы понимаете под словом «Родина», что оно для вас значит? ( Составление кластера) природа место рождения
Родина
Семья Отечество
II. Подготовка к усвоению основного материала.
- А как связаны между собой берёза и Родина?
Берёза – символ Родины, олицетворение родной земли, отечества, Родины.
А можно сказать, что и берёза и Родина – это главное для каждого гражданина нашей страны.
- А лучше всех об этом умеют рассказывать поэты.
- А сейчас предлагаю отправиться в галерею портретов .
Кого из поэтов вы узнали ? ( Фёдор Иванович Тютчев, Спиридон Дмитриевич Дрожжин, Алексей Николаевич Плещеев)
С каким поэтом мы ещё не знакомы? ( Сергеем Александровичем Васильевым) ( чтение наоборот).
Сергей Александрович Васильев – русский поэт, родился в 1911 в Кургане. После окончания школы переехал в Москву, где учился актёрскому мастерству. Одновременно с этим работал сторожем, топил печи в больнице, работал на фабрике, был принят в драматический ансамбль. Но увлечение поэзией оказалось сильнее. Он начал писать стихотворения о родине, о родном крае. Поэт воевал, работал военным корреспондентом .
II. Предъявление основного материала.
1. Сообщение темы и цели урока.
- Откройте учебник на стр. 88 и сформулируйте тему урока.
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь в произведении, с которым мы сегодня будем знакомиться?
А вот только ли о берёзе это произведение, мы узнаем прочитав произведение.
2. Работа с произведением.
- Прослушайте стихотворение, и попробуйте представить картину происходящего.
- О чём вы подумали, что представили , слушая стихотворение?
- А вы поняли, о каком времени говорится в стихотворении? ( время, когда была война)
- А какие чувства в этот день переполняют каждого гражданина нашей страны?( Чувство гордости за нашу великую Родину. Вызывает восторг от того, что мы победили врага).
- Почему стихотворение называется «Белая берёза», не «Моя Родина». (Поэт переносит любовь к родине на любовь к природе) это рассказ в стихах о судьбе нашей Родины,
- От чьего имени написано стихотворение? ( от лица автора, солдата)
- Что вы знаете о Великой Отечественной войне?
- Какой праздник будем отмечать 9 Мая? ( День Победы)
- А как мы его отмечаем в нашей стране? ( устраиваем парад войск, техники, бессмертный полк, смотрим салют)
Чтение стихотворения «Салют»
Сергей Баруздин
Смотрит Света сквозь стекло,
На дворе светлым-светло.
Поздний вечер за окном,
А кругом Светло, как днём!
Это в небо голубое
В честь Победы пушки бьют,
И звучит над всей страною
Майский праздничный салют.
Над домами,
Над садами
Песня звонкая слышна.
Разноцветными огнями
Вся Москва озарена.
Длиннохвостые ракеты
Отражаются в реке
И за улицами где-то
Исчезают вдалеке.
Пушки радостно грохочут,
Света вовсе спать не хочет,
Только жаль, что пять минут
Продолжается салют.
- какие чувства вы испытали, слушая это стихотворение?
- нарисуйте словесную картину этого стихотворения
Рассказывает ученик: Сергей Алексеевич Баруздин — русский советский писатель и поэт, редактор, член Союза писателей СССР.
Родился 22 июля 1926 года в Москве. В 1938 году опубликовал первые рассказы в детском журнале «Пионер». Участник Великой Отечественной войны.
3. Физминутка. Зарядка на координацию.
4. Жужжащее чтение.
А сейчас прочитайте произведение в полголоса, отмечая карандашом непонятные слова.
5. Словарная работа ( Найти соответствие). Карточка. Парная работа
Студёный сок – холодный.
Изувеченная кора – повреждённая .
Дым пороховой – дым после выстрела, от пороха.
Клубился дым – поднимался дым.
Неизменно – постоянно, всегда.
Отстояли – спасли, защитили.
6. Физминутка для глаз.
7. Чтение по цепочке четверостишиями.
8. Выборочное чтение.
- Что случилось с берёзой? Когда она была ранена? ( подтвердите из текста)
- Где проходил бой? ( под Москвой)
- Погибла ли берёза ?
- Что решили воины?
- Как вы можете описать состояние солдата, что он чувствовал. ( переживал за Родину, радовался, что закончилась война)
9. Приём «Исследователь» ( Послание в коробочке)
- Автор зашифровал в стихотворении три важные даты войны. Попробуем найти их в стихотворении, основываясь лишь на словах автора.
1. Начало войны 22 июня 1941.
2. Битва под Москвой 5 декабря 1941
3. Победа – 9 мая 1945
Какую цену пришлось заплатить русским солдатам для того, чтобы сдержать слово?
9. Литературные средства
- Для того чтобы стихотворение получилось ярким, образным , поэты используют литературные, секреты, приёмы
- Как автор говорит о берёзовом соке? С чем он его сравнивает?
- какой приём использует поэт? ( сравнение)
- Какие эпитеты встречаются в стихотворении?
- Автор говорит о берёзе, как о дереве или как о человеке? Как называется это приём в литературном чтение?? ( олицетворение) Автор говорит о берёзе как о человеке, ранило берёзу, сок, как слёзы, изувеченная, спасли берёзу.
- Как нужно читать это стихотворение? Прочитайте стихотворение, передав чувства солдата. ( чтение полного текста учеником)
9. Рефлексия
-С каким произведением познакомились на уроке?
- Прочитайте второй вопрос из учебника
- О чем рассказывает автор: о войне, о берёзе, о Родине?
( автор рассказывает о своей любви к Родине и переносит её на любовь к русской природе. Поэт рассказывает , как ранена была берёзка, а мы понимаем, что ранена была вся страна. Поэт пишет, что берёзка зацвела и мы понимаем, что родина была спасена. Поэт пишет, что берёзку мы в обиду не дадим, и говорит снова о Родине.
Любовь к Родине имеет своё название Патриотизм.
Чему учит это произведение? Дав ответ на этот вопрос, вы определите главную мысль произведения.
( Учит не забывать нашу историю , любить и беречь Родину.
V. Итог урока
( Родину надо любить, беречь и защищать от врагов во все времена.
9 Мая исполняется 79 лет с того дня, как советские воины освободили нашу страну от фашистов. Много написано произведений об этой великой трагедии в жизни народа. Много снято фильмов о героизме советских людей. Мы всегда должны помнить о тех людях, которые боролись за мир во всём мире.
На доске два мира , мир где растут берёзы и мир где воюют, какой мир выбираете вы? Ребята, вы выбрали мир без войны.
И помните покуда будут цвести наши берёзки на нашей земле будет царить мир!
-Что вы расскажите дома о нашем уроке.
VI. Д/З: выучить стихотворение