СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения "Сравнительный анализ двух сказок. Индийская сказка «Хитрый шакал»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения по программе УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Сравнительный анализ двух сказок.  Индийская сказка «Хитрый шакал» позволяет показать уровень развития речи уащихся, эрудицию, применить знания, полученные ранее. 

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения "Сравнительный анализ двух сказок. Индийская сказка «Хитрый шакал»»


Предмет: Литературное чтение. УМК Перспективная начальная школа

Учитель: Дубская Галина Алексеевна

Класс: 3-В

Тема: Сравнительный анализ двух сказок. Индийская сказка «Хитрый шакал»

Цель: учить распознавать черты бродячих сказочных сюжетов.

Планируемые результаты: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости , исправлять ошибки с помощью учителя. Работать с текстом: выделять в нём тему и основную мысль (идею переживания), разные жизненные позиции (точки зрения, установки умонастроения). Работать с соседом по парте. Понимать развитие сказки о животных во времени и помещать изучаемые сказки на простейшую ленту времени. Обнаруживать «бродячие» сюжеты (« бродячие сказочные истории») в сказках разных народов мира. Выполнять оценку и самооценку работы на уроке.

Место урока в разделе: 10-й урок в разделе «Постигаем секреты сравнения»

Тип урока: урок овладения предметными умениями.

Основные термины и понятия: особенность «просто древних сказок»: начинает цениться ум и хитрость героя (а не его физическое превосходство) - особенность «менее древней сказки»: ее нравоучительный характер: начинает цениться благородство героя, его способность быть великодушным и благодарным; бродячие сказочные сюжеты.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Методы для организации урока: самостоятельная работа, словесные, наглядные, проблемно-поисковые.

Оборудование: учебник «Литературное чтение», карточки с тестами, «Коврик настроения», доска, видеопроектор.

Ход урока

    1. Организационный момент

    2. Актуализация знаний

Проверка домашнего чтения сказки «Черепаха, кролик и удав-маха»

  • Выполните небольшой тест по сказке «Черепаха, кролик и удав-маха». Отметьте правильные ответы.

  1. Кто герои сказки?

а) собака, кролик, обезьяна;

б) старик, старуха, рыба;

в) черепаха, кролик и удав.


  1. Как кролик спасал удава?

а) бросил ему веревку;

б) сбросил в яму ветки;

в) дал ему лапу.


  1. Из-за чего у животных вышел спор?

а) удав хотел съесть кролика;

б) кролик не захотел лезть в яму;

в) удав не мог выбраться из ямы.


  1. Какой человеческий порок осуждается в этой сказке?

а) жадность;

б) хитрость;

в) неблагодарность.


Самооценка(Слайд на экране с правильными ответами и нормами оценки:

«5»- всё правильно

«4» - 1 ошибка

«3» - 2 ошибки)

- Вспомните, с какими индийскими сказками мы познако­мились на уроках.

  • Чему они учили людей?

  • Чему же учит эта сказка? (Показывает ценность хитрости, учит быть добрым, благодарным, справедливым.)

  • Какая из пословиц подходит к данной сказке?

Слайд на экране

Как ни хитри, а все выйдет наружу.

Как ни хитри, а правды не перехитришь.

Где ум не осилит, там и хитрость не возьмет.

Хитрости без ума не бывает..

Жадность – всякому горю начало.

    1. Сообщение темы урока. Постановка цели урока.

- Сегодня мы познакомимся еще с одной индийской сказкой и проведем сравнительный анализ двух сказок( тема записана на доске)

  • Откройте учебник на с. 89 и прочитайте ее название. («Хит­рый шакал».)

  • Предположите по названию, какая это сказка: самая древ­няя сказочная история, просто древняя сказочная история или менее древняя сказочная история?

- Какая цель нашего урока? Что мы будем делать, чтобы ее выполнить?

- Прочитаем и узнаем.

    1. Работа по теме урока

(Дети по цепочке читают сказку в учебнике на с. 89—95.)

  • Кто герои сказки?

  • Из-за чего возник спор между героями?

  • Найдите самые главные слова сказки. Кто их произносит?

  • Миша нашел главные слова в конце, а Маша — ближе к на­чалу. Кто прав?

- Перечитайте сказку и ответьте на вопрос.

(Правы и Миша, и Маша, так как главные слова произносят и человек, и шакал: «справедливость есть».)

  • Вам знаком этот сюжет? На какую сказку похоже?

  • Сравним две сказки. Чем они похожи? (Примерный ответ.

  • В этих сказках один из героев попадает в беду, а другой его выручает;

  • за благородный поступок героя хотят съесть;

  • возникает спор;

  • герои обращаются за помощью к третьему лицу;

  • спор помогает разрешить хитрый и умный герой;

  • в конце сказки зло наказано, неблагодарный герой снова попадает в ловушку.)

  • Какой вывод можно сделать? (Это бродячие истории.)

  1. Физкультминутка

  2. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

  • На сколько частей можно разделить эту сказку? (На две части.)

В первой части рассказывается о том, как тигр попал в клетку, а человек его освободил; тигр захотел съесть человека; человек и тигр заключают договор.

  • Найдите и перечитайте первую часть до слов «Долго броди­ли человек и тигр...».

  • О чем говорится во второй части? (Герои обращаются к трем встречным за помощью, и только третий из них — шакал — помог человеку.)

  • Что напоминает вторая часть сказки? (Сказку-цепочку.)

  • О чем это говорит? (Эта сказка имеет черты самой древней сказки.)

  • Вам понравился шакал?

  • Перечитайте вторую часть и расскажите, как ему удалось спасти человека.

  • Что вы можете сказать о шакале? (Умный, хитрый, благород­ный, бескорыстный, справедливый.)

  • Какая его черта связана с просто древними сказочными историями? (Хитрость.)

  • А какое его качество доказывает, что он уже герой менее древней сказки? (Бескорыстное стремление сделать доброе дело и восстановить справедливость.)

  1. Рефлексия

  • Я сегодня узнал…

• Я сегодня научился…

• Самым интересным было…

• Мне было трудно…

• Я хочу похвалить себя…

Слайд на экране

(«Коврик настроений»: каждый ученик выбирает один из трех предложенных ему цветных квадратов:

  • зеленый — ты все понял, тебе все удалось, все понравилось;

  • желтый — есть вопросы, на которые ты бы хотел найти ответ;

  • красный — тебе было трудно.

Квадраты прикрепляют на доску в виде коврика.)

    1. Подведение итогов урока. Оценки за урок.

  • С какой сказкой вы познакомились?

  • Почему ее можно назвать бродячей сказочной историей?

Домашнее задание: Первый вариант — пересказать первую часть сказки, второй вариант — пересказать вторую часть сказки (учебник, с. 89—95).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!