Предмет: Литературное чтение. УМК Перспективная начальная школа
Учитель: Дубская Галина Алексеевна
Класс: 3-В
Тема: Сравнительный анализ двух сказок. Индийская сказка «Хитрый шакал»
Цель: учить распознавать черты бродячих сказочных сюжетов.
Планируемые результаты: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости , исправлять ошибки с помощью учителя. Работать с текстом: выделять в нём тему и основную мысль (идею переживания), разные жизненные позиции (точки зрения, установки умонастроения). Работать с соседом по парте. Понимать развитие сказки о животных во времени и помещать изучаемые сказки на простейшую ленту времени. Обнаруживать «бродячие» сюжеты (« бродячие сказочные истории») в сказках разных народов мира. Выполнять оценку и самооценку работы на уроке.
Место урока в разделе: 10-й урок в разделе «Постигаем секреты сравнения»
Тип урока: урок овладения предметными умениями.
Основные термины и понятия: особенность «просто древних сказок»: начинает цениться ум и хитрость героя (а не его физическое превосходство) - особенность «менее древней сказки»: ее нравоучительный характер: начинает цениться благородство героя, его способность быть великодушным и благодарным; бродячие сказочные сюжеты.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Методы для организации урока: самостоятельная работа, словесные, наглядные, проблемно-поисковые.
Оборудование: учебник «Литературное чтение», карточки с тестами, «Коврик настроения», доска, видеопроектор.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
Проверка домашнего чтения сказки «Черепаха, кролик и удав-маха»
Кто герои сказки?
а) собака, кролик, обезьяна;
б) старик, старуха, рыба;
в) черепаха, кролик и удав.
Как кролик спасал удава?
а) бросил ему веревку;
б) сбросил в яму ветки;
в) дал ему лапу.
Из-за чего у животных вышел спор?
а) удав хотел съесть кролика;
б) кролик не захотел лезть в яму;
в) удав не мог выбраться из ямы.
Какой человеческий порок осуждается в этой сказке?
а) жадность;
б) хитрость;
в) неблагодарность.
Самооценка(Слайд на экране с правильными ответами и нормами оценки:
«5»- всё правильно
«4» - 1 ошибка
«3» - 2 ошибки)
- Вспомните, с какими индийскими сказками мы познакомились на уроках.
Чему они учили людей?
Чему же учит эта сказка? (Показывает ценность хитрости, учит быть добрым, благодарным, справедливым.)
Какая из пословиц подходит к данной сказке?
Слайд на экране
Как ни хитри, а все выйдет наружу.
Как ни хитри, а правды не перехитришь.
Где ум не осилит, там и хитрость не возьмет.
Хитрости без ума не бывает..
Жадность – всякому горю начало.
Сообщение темы урока. Постановка цели урока.
- Сегодня мы познакомимся еще с одной индийской сказкой и проведем сравнительный анализ двух сказок( тема записана на доске)
Откройте учебник на с. 89 и прочитайте ее название. («Хитрый шакал».)
Предположите по названию, какая это сказка: самая древняя сказочная история, просто древняя сказочная история или менее древняя сказочная история?
- Какая цель нашего урока? Что мы будем делать, чтобы ее выполнить?
- Прочитаем и узнаем.
(Дети по цепочке читают сказку в учебнике на с. 89—95.)
Кто герои сказки?
Из-за чего возник спор между героями?
Найдите самые главные слова сказки. Кто их произносит?
Миша нашел главные слова в конце, а Маша — ближе к началу. Кто прав?
- Перечитайте сказку и ответьте на вопрос.
(Правы и Миша, и Маша, так как главные слова произносят и человек, и шакал: «справедливость есть».)
В этих сказках один из героев попадает в беду, а другой его выручает;
за благородный поступок героя хотят съесть;
возникает спор;
герои обращаются за помощью к третьему лицу;
спор помогает разрешить хитрый и умный герой;
в конце сказки зло наказано, неблагодарный герой снова попадает в ловушку.)
Физкультминутка
Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
В первой части рассказывается о том, как тигр попал в клетку, а человек его освободил; тигр захотел съесть человека; человек и тигр заключают договор.
Найдите и перечитайте первую часть до слов «Долго бродили человек и тигр...».
О чем говорится во второй части? (Герои обращаются к трем встречным за помощью, и только третий из них — шакал — помог человеку.)
Что напоминает вторая часть сказки? (Сказку-цепочку.)
О чем это говорит? (Эта сказка имеет черты самой древней сказки.)
Вам понравился шакал?
Перечитайте вторую часть и расскажите, как ему удалось спасти человека.
Что вы можете сказать о шакале? (Умный, хитрый, благородный, бескорыстный, справедливый.)
Какая его черта связана с просто древними сказочными историями? (Хитрость.)
А какое его качество доказывает, что он уже герой менее древней сказки? (Бескорыстное стремление сделать доброе дело и восстановить справедливость.)
Рефлексия
• Я сегодня научился…
• Самым интересным было…
• Мне было трудно…
• Я хочу похвалить себя…
Слайд на экране
(«Коврик настроений»: каждый ученик выбирает один из трех предложенных ему цветных квадратов:
зеленый — ты все понял, тебе все удалось, все понравилось;
желтый — есть вопросы, на которые ты бы хотел найти ответ;
красный — тебе было трудно.
Квадраты прикрепляют на доску в виде коврика.)
Подведение итогов урока. Оценки за урок.
Домашнее задание: Первый вариант — пересказать первую часть сказки, второй вариант — пересказать вторую часть сказки (учебник, с. 89—95).