СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения «Соотнесение заголовка и главной мысли рассказа Е. И. Чарушина «Страшный рассказ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения «Соотнесение заголовка и главной мысли рассказа Е. И. Чарушина «Страшный рассказ»»











КОНСПЕКТ

Урока литературного чтения во 2 классе

по теме:

«Соотнесение заголовка и главной мысли рассказа Е. И. Чарушина «Страшный рассказ»»,















ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет

Литературное чтение

2 класс

Черкашина Елена Николаевна

Тема урока

Соотнесение заголовка и главной мысли рассказа Е. И. Чарушина «Страшный рассказ»»,

УМК

Школа России

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цель

Создание условий для формирования у учащихся представлений о творчестве Е. И. Чарушина с помощью рассказа «Страшный рассказ»

Задачи урока

Образовательные: - Изучить биографию Е. И. Чарушина;

- Познакомить с произведением Е. И. Чарушина «Страшный рассказ»

Развивающие: развивать основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение), память, внимание, обогащать словарный запас детей.

Воспитательные: воспитывать культуру речи, аккуратность, любовь к родному краю и умение вести учебный диалог.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

- знают биографию Е. И. Чарушина.

- знают произведение Е. И. Чарушина «Страшный рассказ»

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществлять самоконтроль; оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные: умеют ориентироваться в своей системе знаний: находят ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке; умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание; устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: учатся излагать свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь других, формулируют собственное мнение и позицию.

имеют желание учиться;

адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Оборудование

Презентация по теме урока, учебник по литературному чтению 2 класс Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий.

Методы и приемы

словесный, наглядный, практический. Приёмы: «беседа», «работа с презентация», «упражнения», «вопросы».

Формы обучения

фронтальная, самостоятельная.

Формы контроля

Фронтальный контроль







Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к учебной деятельности.


(2 мин.)

-Здравствуйте, ребята, рада встрече с вами! Меня зовут Ольга Витальевна и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.


- Прослушайте пожалуйста стихотворение и скажите, о чём оно.

Нам предстоит большая работа,
Все, что мы делаем - нужно,
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно!


- Ребята, а для чего нам нужно трудиться?

- Как нам труд поможет в будущем?

- Замечательно! Тогда начнём наш урок.

Приветствуют учителя.




- Это стихотворение о труде.




- чтобы получить новые знания, чтобы стать успешными в будущем.

Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии.


(3 мин.)

Предлагаю вам сейчас провести артикуляционную гимнастику

На слайде вы видите звуки. Давайте к каждому из них добавим эмоции

А О У Э И

Прочитайте испуганно(А), удивлённо(О), разочарованно(У), задумчиво(Э), улыбнитесь(И).

Отлично. Молодцы!

В дальнейшем для выразительного чтения нам нужно уметь правильно ставить логическое ударение.


-Ребята, давайте вспомним, какая была тема нашего прошлого урока?

- Кто главные герои рассказа?

-О чем рассказ?

-Что ты можешь сказать о ребятах, которые ловили утят? Какие они?



-А как бы ты поступил на месте рассказчика?




-Смогли ли ребята понять свой проступок?


-Что полезного вы взяли из этого рассказа?


Молодцы ребята, вы очень хорошо поработали над рассказом.


Проводят артикуляционную разминку.









- М. Пришвин «Ребята и утята»

- этот рассказ о утятах и ребятах, ребята хотели поймать ребят

- ребята изначально поступили неправильно, они хотели побаловаться, и начали забрасывать утят шапками

- на месте рассказчика я поступил бы так же, я бы спас утят

- да, ребята смогли понять свой поступок, они поняли, что поступили неправильно

- прочитав этот рассказ мы поняли, что нельзя обижать животных, младших, ведь так же могут поступить и с тобой

Выявление места и причины затруднения.


(3 мин.)

– Скажите, как называют человека, который пишет рассказы?

– Как называют человека, который пишет картины?

– А может ли один и тот же человек быть и писателем, и художником?

- О таком человеке и пойдет речь на сегодняшнем уроке.


-Ребята, вам знаком этот писатель?

- Это Евгений Иванович Чарушин советский график, скульптор, иллюстратор и писатель.

- писатель


- художник


- да
















- нет

Построение проекта выхода из затруднения.


(2 мин.)

- Ребята, так как вы думаете, какая тема урока у нас будет?

- Совершенно верно! Тема нашего урока звучит так: «Е. И. Чарушин. «Страшный рассказ»»


-Тогда, исходя из названия темы, какую мы перед собой поставим цель? Дополните фразу: Познакомиться... с произведением Е. И. Чарушина «Страшный рассказ»

-Верно! Цель нашего урока звучит так: Познакомиться с произведением Е. И. Чарушина «Страшный рассказ»


- Ребята, на слайде представлен план нашего урока. Посмотрите на него и подумайте, правильно ли расставлены пункты?

1. Выполнить самостоятельную работу.

2. Изучить биографию Е. И. Чарушина.

3. Оценить свою деятельность на уроке.

4. Прочитать произведение «Страшный рассказ».


-Итак, назовите пожалуйста правильную последовательность пунктов плана

-Верно, молодцы!

-Тема урока: «Е. И. Чарушин»







- Цель урока: Познакомиться с произведением Е. И. Чарушина «Страшный рассказ»




1. Изучить биографию Е. И. Чарушина.

2. Прочитать произведение «Страшный рассказ».

3. Выполнить самостоятельную работу.

4. Оценить свою деятельность на уроке.

Реализация построенного проекта.


(8 мин.)

-Давайте же приступим к реализации нашего плана. Я вам прочту биографию Н. А. Некрасова, ваша задача внимательно слушать. После мы с вами сделаем небольшой кластер.

Давайте вспомним, что же такое кластер?

Совершенно верно!

- Биография. Евге́нийИва́новичЧару́шин родился 11 ноября 1901года на Урале в городе Киров, в семье архитектора. Отец много разъезжал, нередко брал с собой сынишку, и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю.

Окончил среднюю школу и был призван в Красную Армию. По окончании службы, пришедшейся на гражданскую войну, вернулся в Вятку. Учился в декоративных мастерских Вятского губернского военкомата. Затем переехал в Петроград. Поступил на живописный факультет в Петербургской Академии художеств (ВХУТЕИН - высший художественно-технический институт), где занимался пять лет.


Художник, который рисует животных, называется анималист. Чарушин был прекрасным анималистом. Ему замечательно удавались портреты — и живописные, и словесные. После окончания Ленинградской академии художеств Е. Чарушин сблизился с кружком писателей при библиотеке детской литературы, а вскоре получил предложение иллюстрировать книги, он был иллюстратором.


В 1930 г. вышел его первый рассказ «Щур». Уже ранние произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе: блестящий рассказчик-анималист (т. е. художник, изображающий животных). Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей. Наиболее популярные произведения Е. И. Чарушина: «Страшный рассказ», «Друзья», «Что за зверь?».


Е. Чарушин говорил: «Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей добывать еду, себя спасать? А ты человек — хозяин всей природы, тебе все знать нужно». С равным мастерством владел он словом, карандашом и кистью.

Скончался 18 февраля 1965 года в Ленинграде.


- Итак, давайте же составим кластер.

- Годы жизни Е. И. Чарушина?

- Где родился Е. И. Чарушин?

- Где учился Е. И. Чарушин?

- Назовите наиболее известные произведения Е. И. Чарушина.

-Чем занимался Е. И. Чарушин, он писал рассказы и рисовал. Кем он был?


- Совершенно верно! Теперь у нас есть своя памятка, которая поможет нам не забыть все важные моменты из биографии Е. И. Чарушина.

Слушают учителя

- Кластер - это совокупность объектов, связанных между собой или объединяемых по наличию у них сходных признаков.
































- В 1911 – 1965 гг.

- На Урале в городе Киров

- учился в Петербургской Академии художеств

- «Страшный рассказ», «Что за зверь?», «Друзья».

- писатель, иллюстратор

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.


(10 мин.)

Ребята, предлагаю вам немного отдохнуть и провести физминутку.

Физминутка

Потрудились - отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
И сели на свои места.

- Сейчас я предлагаю вам прочитать рассказ, но для начала хочу напомнить вам, что рассказ - это небольшое по объему литературное произведение, повествующее о каких-то событиях, явлениях, взаимоотношениях людей.

- Ребята, откройте учебники на с. 121-ой. Прочитайте название рассказа.

– Было ли вам когда-нибудь страшно?

– Попробуйте предположить, о чём будет рассказ?

- Давайте начнем читать этот рассказ. Будем читать по 2 предложения. Я начну. (Читаю первые 3 предложения.)

(по ходу чтения останавливаю детей и поясняю незнакомые слова)

В сенЯх, сени- помещение между жилой частью дома и крыльцом.

Унесли в чулан – помещение в доме, служащее кладовой.

- Итак, ребята, мы с вами прочитали рассказ, о чем он?

- Кто главные герои рассказа?

– Где находилась дача? Найдите это в тексте и прочитайте. (2 предложение)

– Что напугало ребят? Найдите это в тексте и прочитайте. ( непонятное шуршание, топанье, темнота)

– Как вёл себя ёжик, когда его хотели взять в руки? Найдите это в тексте и прочитайте. (Предпоследний абзац, 1 предложение)

- Рассмотрите иллюстрацию в книге. Её тоже нарисовал Чарушин. Какой момент здесь изображён? Найдите в тексте и прочитайте.

- Отлично, ребята, мы с вами познакомились с произведением Е. И. Чарушина «Страшный рассказ»
















- Страшный рассказ

- да

- рассказ будет о каком то страшном событие, возможно кто-то решил похитить главных героев.

Читают рассказ






- рассказ о том, как еж напугал двух мальчиков

- Мальчики Шурик и Петя

- «Они жили на даче – у самого леса, в маленьком домике»

- «…непонятное шуршание, топанье, темнота…»

- «Хотели его взять в руки, а он дергается и колет колючками»

- «Дали молока в блюдце и кусок мяса.»

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


(5 мин.)

- Сейчас предлагаю проверить насколько внимательно вы слушали рассказ и выполнить самостоятельную работу. У вас на столах лежат карточки с тестом, вам нужно его решить.

1. Как звали мальчиков в рассказе?

а) Шура и Вася    в) Женя и Петя

б) Шура и Петя    г) Ваня и Коля

2. Почему мальчики остались одни?

а) папа и мама ушли в гости

б) родители ушли на работу

в) папа и мама уехали на дачу

3. Что услышали мальчики, когда легли спать?

а) что кто-то стучит в окно

б) что кто-то топает в сенях

в) что кто-то возится на чердаке

4. Как вел себя ежик, когда его хотели взять на руки?

Подчеркни все верные слова:

Играл, дергался, кололся, кусался, убегал.

5. Расставьте по порядку предложенные пункты плана, опираясь на текст произведения.

План:

1) Испуганные дети.

2) Неожиданная находка.

3) Мальчики остались одни.

4) Ёжик остался на даче.

5) Странные звуки.

6) Родители вернулись.

Работают индивидуально.


Ответы:

1. Б

2. А

3. Б

4. Дергался, кололся

5. 1)Мальчики остались одни.

2)Странные звуки.

3)Испуганные дети.

4)Родители вернулись.

5)Неожиданная находка.

6)Ёжик остался на даче.

Или

351624


Рефлексия учебной деятельности на уроке.


(3 мин.)

Итак, наш урок уже подходит к концу.

-Скажите, какая у нас сегодня была тема?
-А какая была цель? И удалось ли нам ее достичь?

-Все ли пункты плана мы выполнили?

-Совершенно верно!

Посмотрите на слайд и выберите по одному фразеологизму, которое характеризует вашу работу на уроке. Напоминаю, фразеологизмы — устойчивое неделимое сочетание слов, употребляемое в переносном смысле.

- Хлопал ушами

Шевелил мозгами

Засучив рукава

Считал ворон

Слышал краем уха

Не покладая рук

Домашнее задание:…

Вы сегодня очень постарались. Были любознательными, активными, целеустремленными, внимательными!

Огромное спасибо за ваши ответы и активную работу! Урок окончен, до свидания!

-Тема: «Е. И. Чарушин. «Страшный рассказ»»


-Цель: Познакомиться с произведением Е. И. Чарушина «Страшный рассказ»

-Да, удалось достичь


-Нет, мы не оценили свою деятельность



Оценивают свою работу на уроке.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!