Предмет | Литературное чтение | 2 класс | Черкашина Елена Николаевна |
Тема урока | Соотнесение заголовка и главной мысли рассказа Е. И. Чарушина «Страшный рассказ»», |
УМК | Школа России |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Цель | Создание условий для формирования у учащихся представлений о творчестве Е. И. Чарушина с помощью рассказа «Страшный рассказ» |
Задачи урока | Образовательные: - Изучить биографию Е. И. Чарушина; - Познакомить с произведением Е. И. Чарушина «Страшный рассказ» |
Развивающие: развивать основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение), память, внимание, обогащать словарный запас детей. |
Воспитательные: воспитывать культуру речи, аккуратность, любовь к родному краю и умение вести учебный диалог. |
Планируемые результаты: |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
- знают биографию Е. И. Чарушина. - знают произведение Е. И. Чарушина «Страшный рассказ» | Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществлять самоконтроль; оценивать правильность выполнения действия. Познавательные: умеют ориентироваться в своей системе знаний: находят ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке; умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание; устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: учатся излагать свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь других, формулируют собственное мнение и позицию. | имеют желание учиться; адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. |
Оборудование | Презентация по теме урока, учебник по литературному чтению 2 класс Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. |
Методы и приемы | словесный, наглядный, практический. Приёмы: «беседа», «работа с презентация», «упражнения», «вопросы». |
Формы обучения | фронтальная, самостоятельная. |
Формы контроля | Фронтальный контроль |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивация к учебной деятельности. (2 мин.) | -Здравствуйте, ребята, рада встрече с вами! Меня зовут Ольга Витальевна и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. - Прослушайте пожалуйста стихотворение и скажите, о чём оно. Нам предстоит большая работа, Все, что мы делаем - нужно, Значит, давайте трудиться Честно, усердно и дружно! - Ребята, а для чего нам нужно трудиться? - Как нам труд поможет в будущем? - Замечательно! Тогда начнём наш урок. | Приветствуют учителя. - Это стихотворение о труде. - чтобы получить новые знания, чтобы стать успешными в будущем. |
Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии. (3 мин.) | Предлагаю вам сейчас провести артикуляционную гимнастику На слайде вы видите звуки. Давайте к каждому из них добавим эмоции А О У Э И Прочитайте испуганно(А), удивлённо(О), разочарованно(У), задумчиво(Э), улыбнитесь(И). Отлично. Молодцы! В дальнейшем для выразительного чтения нам нужно уметь правильно ставить логическое ударение. -Ребята, давайте вспомним, какая была тема нашего прошлого урока? - Кто главные герои рассказа? -О чем рассказ? -Что ты можешь сказать о ребятах, которые ловили утят? Какие они? -А как бы ты поступил на месте рассказчика? -Смогли ли ребята понять свой проступок? -Что полезного вы взяли из этого рассказа? Молодцы ребята, вы очень хорошо поработали над рассказом. | Проводят артикуляционную разминку. - М. Пришвин «Ребята и утята» - этот рассказ о утятах и ребятах, ребята хотели поймать ребят - ребята изначально поступили неправильно, они хотели побаловаться, и начали забрасывать утят шапками - на месте рассказчика я поступил бы так же, я бы спас утят - да, ребята смогли понять свой поступок, они поняли, что поступили неправильно - прочитав этот рассказ мы поняли, что нельзя обижать животных, младших, ведь так же могут поступить и с тобой |
Выявление места и причины затруднения. (3 мин.) | – Скажите, как называют человека, который пишет рассказы? – Как называют человека, который пишет картины? – А может ли один и тот же человек быть и писателем, и художником? - О таком человеке и пойдет речь на сегодняшнем уроке. -Ребята, вам знаком этот писатель? - Это Евгений Иванович Чарушин советский график, скульптор, иллюстратор и писатель. | - писатель - художник - да - нет |
Построение проекта выхода из затруднения. (2 мин.) | - Ребята, так как вы думаете, какая тема урока у нас будет? - Совершенно верно! Тема нашего урока звучит так: «Е. И. Чарушин. «Страшный рассказ»» -Тогда, исходя из названия темы, какую мы перед собой поставим цель? Дополните фразу: Познакомиться... с произведением Е. И. Чарушина «Страшный рассказ» -Верно! Цель нашего урока звучит так: Познакомиться с произведением Е. И. Чарушина «Страшный рассказ» - Ребята, на слайде представлен план нашего урока. Посмотрите на него и подумайте, правильно ли расставлены пункты? 1. Выполнить самостоятельную работу. 2. Изучить биографию Е. И. Чарушина. 3. Оценить свою деятельность на уроке. 4. Прочитать произведение «Страшный рассказ». -Итак, назовите пожалуйста правильную последовательность пунктов плана -Верно, молодцы! | -Тема урока: «Е. И. Чарушин» - Цель урока: Познакомиться с произведением Е. И. Чарушина «Страшный рассказ» 1. Изучить биографию Е. И. Чарушина. 2. Прочитать произведение «Страшный рассказ». 3. Выполнить самостоятельную работу. 4. Оценить свою деятельность на уроке. |
Реализация построенного проекта. (8 мин.) | -Давайте же приступим к реализации нашего плана. Я вам прочту биографию Н. А. Некрасова, ваша задача внимательно слушать. После мы с вами сделаем небольшой кластер. Давайте вспомним, что же такое кластер? Совершенно верно! - Биография. Евге́нийИва́новичЧару́шин родился 11 ноября 1901года на Урале в городе Киров, в семье архитектора. Отец много разъезжал, нередко брал с собой сынишку, и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Окончил среднюю школу и был призван в Красную Армию. По окончании службы, пришедшейся на гражданскую войну, вернулся в Вятку. Учился в декоративных мастерских Вятского губернского военкомата. Затем переехал в Петроград. Поступил на живописный факультет в Петербургской Академии художеств (ВХУТЕИН - высший художественно-технический институт), где занимался пять лет. Художник, который рисует животных, называется анималист. Чарушин был прекрасным анималистом. Ему замечательно удавались портреты — и живописные, и словесные. После окончания Ленинградской академии художеств Е. Чарушин сблизился с кружком писателей при библиотеке детской литературы, а вскоре получил предложение иллюстрировать книги, он был иллюстратором. В 1930 г. вышел его первый рассказ «Щур». Уже ранние произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе: блестящий рассказчик-анималист (т. е. художник, изображающий животных). Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей. Наиболее популярные произведения Е. И. Чарушина: «Страшный рассказ», «Друзья», «Что за зверь?». Е. Чарушин говорил: «Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей добывать еду, себя спасать? А ты человек — хозяин всей природы, тебе все знать нужно». С равным мастерством владел он словом, карандашом и кистью. Скончался 18 февраля 1965 года в Ленинграде. - Итак, давайте же составим кластер. - Годы жизни Е. И. Чарушина? - Где родился Е. И. Чарушин? - Где учился Е. И. Чарушин? - Назовите наиболее известные произведения Е. И. Чарушина. -Чем занимался Е. И. Чарушин, он писал рассказы и рисовал. Кем он был? - Совершенно верно! Теперь у нас есть своя памятка, которая поможет нам не забыть все важные моменты из биографии Е. И. Чарушина. | Слушают учителя - Кластер - это совокупность объектов, связанных между собой или объединяемых по наличию у них сходных признаков. - В 1911 – 1965 гг. - На Урале в городе Киров - учился в Петербургской Академии художеств - «Страшный рассказ», «Что за зверь?», «Друзья». - писатель, иллюстратор |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (10 мин.) | Ребята, предлагаю вам немного отдохнуть и провести физминутку. Физминутка Потрудились - отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. И сели на свои места. - Сейчас я предлагаю вам прочитать рассказ, но для начала хочу напомнить вам, что рассказ - это небольшое по объему литературное произведение, повествующее о каких-то событиях, явлениях, взаимоотношениях людей. - Ребята, откройте учебники на с. 121-ой. Прочитайте название рассказа. – Было ли вам когда-нибудь страшно? – Попробуйте предположить, о чём будет рассказ? - Давайте начнем читать этот рассказ. Будем читать по 2 предложения. Я начну. (Читаю первые 3 предложения.) (по ходу чтения останавливаю детей и поясняю незнакомые слова) В сенЯх, сени- помещение между жилой частью дома и крыльцом. Унесли в чулан – помещение в доме, служащее кладовой. - Итак, ребята, мы с вами прочитали рассказ, о чем он? - Кто главные герои рассказа? – Где находилась дача? Найдите это в тексте и прочитайте. (2 предложение) – Что напугало ребят? Найдите это в тексте и прочитайте. ( непонятное шуршание, топанье, темнота) – Как вёл себя ёжик, когда его хотели взять в руки? Найдите это в тексте и прочитайте. (Предпоследний абзац, 1 предложение) - Рассмотрите иллюстрацию в книге. Её тоже нарисовал Чарушин. Какой момент здесь изображён? Найдите в тексте и прочитайте. - Отлично, ребята, мы с вами познакомились с произведением Е. И. Чарушина «Страшный рассказ» | - Страшный рассказ - да - рассказ будет о каком то страшном событие, возможно кто-то решил похитить главных героев. Читают рассказ - рассказ о том, как еж напугал двух мальчиков - Мальчики Шурик и Петя - «Они жили на даче – у самого леса, в маленьком домике» - «…непонятное шуршание, топанье, темнота…» - «Хотели его взять в руки, а он дергается и колет колючками» - «Дали молока в блюдце и кусок мяса.» |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (5 мин.) | - Сейчас предлагаю проверить насколько внимательно вы слушали рассказ и выполнить самостоятельную работу. У вас на столах лежат карточки с тестом, вам нужно его решить. 1. Как звали мальчиков в рассказе? а) Шура и Вася в) Женя и Петя б) Шура и Петя г) Ваня и Коля 2. Почему мальчики остались одни? а) папа и мама ушли в гости б) родители ушли на работу в) папа и мама уехали на дачу 3. Что услышали мальчики, когда легли спать? а) что кто-то стучит в окно б) что кто-то топает в сенях в) что кто-то возится на чердаке 4. Как вел себя ежик, когда его хотели взять на руки? Подчеркни все верные слова: Играл, дергался, кололся, кусался, убегал. 5. Расставьте по порядку предложенные пункты плана, опираясь на текст произведения. План: 1) Испуганные дети. 2) Неожиданная находка. 3) Мальчики остались одни. 4) Ёжик остался на даче. 5) Странные звуки. 6) Родители вернулись. | Работают индивидуально. Ответы: 1. Б 2. А 3. Б 4. Дергался, кололся 5. 1)Мальчики остались одни. 2)Странные звуки. 3)Испуганные дети. 4)Родители вернулись. 5)Неожиданная находка. 6)Ёжик остался на даче. Или 351624 |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. (3 мин.) | Итак, наш урок уже подходит к концу. -Скажите, какая у нас сегодня была тема? -А какая была цель? И удалось ли нам ее достичь? -Все ли пункты плана мы выполнили? -Совершенно верно! Посмотрите на слайд и выберите по одному фразеологизму, которое характеризует вашу работу на уроке. Напоминаю, фразеологизмы — устойчивое неделимое сочетание слов, употребляемое в переносном смысле. - Хлопал ушами Шевелил мозгами Засучив рукава Считал ворон Слышал краем уха Не покладая рук Домашнее задание:… Вы сегодня очень постарались. Были любознательными, активными, целеустремленными, внимательными! Огромное спасибо за ваши ответы и активную работу! Урок окончен, до свидания! | -Тема: «Е. И. Чарушин. «Страшный рассказ»» -Цель: Познакомиться с произведением Е. И. Чарушина «Страшный рассказ» -Да, удалось достичь -Нет, мы не оценили свою деятельность Оценивают свою работу на уроке. |