Урок литературного чтения
УМК школа 2100
3 класс
Тема раздела: МЫ С МАМОЙ И ПАПОЙ
Тема урока
Сочинение «Что может быть семьи дороже?»
Составитель:
Манина Ольга Александровна
2023 г
Цели урока: определить понятие «семья»;
показать значение семьи в жизни каждого человека;
Задачи :
формировать уважительное отношение к родителям, окружающим;
способствовать формированию понимания значимости семейного
воспитания для становления личности;
развивать устную речь;
участвовать в коллективном обсуждении вопросов и проблем;
составлять устные и письменные описания;
представлять результаты индивидуальной работы;
Планируемые результаты :
- стремиться к координации сотрудничества;
- уметь формулировать свою позицию;
- осуществлять итоговую самооценку;
Необходимое оборудование и материалы:
толковые словари,
карточки с пословицами,
стихи о семье.
Ход урока
I. Психологический настрой
Учитель: Солнце на небе проснулось.
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучик солнышка возьмем
И к сердечку поднесем.
- Вы чувствуете солнечное тепло?
Подарим свои улыбки друг другу.
Пусть сегодня на уроке благоприятствует теплая дружеская атмосфера.
2. Определение темы .
Учитель: - Предлагаю вам определить тему урока.
( На доске зашифровано слово ребусами )
Учитель: Кто загадки отгадает,
Тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестренку или брата,
А узнать вам деда с бабой —
Вовсе думать-то не надо!
Все родные, с кем живете,
Даже дядя или тетя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы — одна СЕМЬЯ (хором)!
- Ребята! Сегодня наш разговор о семье и о взаимоотношениях в ней .
Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете.
Учитель: В словаре Ожегова Сергея Ивановича я прочитала, что
1. Семья - это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.
В словаре Ушакова Дмитрия Николаевича толкование слова
семья звучит так:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и
ближних родственников, живущих вместе.
Учитель: Попробуем ответить на главный вопрос урока, что для каждого из вас –семья?
3. Вопросы учителя, пробуждающие интерес к теме:
Почему часто говорят, что слово семья означает «семь я»?
Для чего люди создают семью?
Как называются люди, объединённые одной семьёй?
(Родственники, родные). Родственники бывают ближние и дальние.
Кого можно назвать самыми близкими вашими родными? (Родителей — маму, папу.)
А кем вы приходитесь своим родителям, как вас называют? (Дети, ребенок, сын, дочь.)
Но ведь у ваших мам и пап тоже есть родители. И они тоже очень вам близки, любимы и тоже приходятся вам близкими родными людьми.
Кем они приходятся вам? (Бабушками и дедушками.)
А если у ваших мам и пап есть братья или сестры, кем они приходятся вам?» (Дядями и тетями.)
Как вы думаете, в каком случае родители могут сказать о своих детях
«Это моя защита и опора в старости»?
Как члены семьи должны относиться друг к другу, чтобы в семье было радостно жить?
4. Составление синквейна со словом «семья».
Семья
Дружная. Большая.
Радуется. Живёт. Богатеет.
Вся семья вместе – так и душа на месте.
Это семь «я».
5. Ученик читает стихотворение «Моя семья».
Учитель: -Почему мама и папа ближе всех на свете? Расскажите, какие же они, ваши мамы и папы? ( Рассказы детей)
6. Игра «Собери пословицу»
Учитель:
- Давайте попробуем составить пословицы и поговорки из отдельных слов.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Не нужен клад, когда в семье лад.
Когда семья вместе, так и душа на месте.
Дома и – стены помогают.
Мой дом – моя крепость.
7. Подготовка к сочинению
Ребята! Вспомните прочитанные на уроках произведения , в которых рассказывается о взаимоотношениях детей и родителей
(стихи А. Барто, Е. Благининой, рассказы Е. Пермяка, В. Драгунского и др.)
-Высказывания детей о прочитанных произведениях.
Прочитайте заглавия творческих работ, записанные на доске:
«Моя семья», «История моей фамилии», «Рассказ дедушки», «С папой на
рыбалке», «Однажды вечером», «Когда я был маленьким», «Золотые руки
моей бабушки».
– О чём можно рассказать в сочинениях с такими заголовками?
– Какой вы используете тип речи: описание, рассуждение, повествование?
– Если это повествование, то какие части будут в вашей работе? (Вступление, основная часть: развитие действия, кульминация, концовка, заключение.) Вы должны будете решить, о чём писать (рассказывать) вначале, потом – чем закончить.
– Затем уточняется тема (дети формулируют её самостоятельно), продумывается конкретное содержание: последовательность событий, передаваемое настроение.
Учитель может предложить готовое начало или обсудить возможные варианты.
8. Самостоятельная работа учащихся, самопроверка.
9. Рефлексия. - Ребята, мы поговорили с вами о семье .
– Что для каждого из вас –семья?
Что на свете всего дороже? (семья)
Что значит семья? (это семь «я»)
Без кого не может быть она? (без папы, мамы и меня)
А чем она скреплена? (любовью, заботой, теплом)
Итог. Стихотворение Что может быть семьи дороже?
Приложение.
Стихотворение «Моя семья».
Семья - в этом слове и папа, и мама, и я.
В семье много радости, мира, тепла.
Я очень хочу, чтобы папа и мама
Всегда были вместе, всегда были рядом.
Я с ними гуляю, играю, живу.
Своею любовью я их берегу!
Пусть папа и мама живут долго-долго,
Ведь я этого очень и очень хочу!
Я в школе и дома уроки учу.
Хочу быть похожа на маму свою.
Она все умеет: и шить, и вязать.
И вкусно готовить, и пыль вытирать.
А праздник наступит и наша семья
Готовит на кухне большого гуся.
Стихотворение Что может быть семьи дороже?
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле.
Сочинения ребят
Семёнова Арина 9 лет
Моя семья.
Наша семья очень дружная. Мы друг друга очень любим. Каждый из нас – часть маленького семейного коллектива.
Моя мама работает учителем. Она самый загруженный член нашей семьи. Мамочка очень вкусно готовит и самый лучший мой друг.
Папа- глава семьи. Он во всём нам помогает. Моя старшая сестра хоть и живёт в Екатеринбурге, но я часто с ней разговариваю по телефону.
Я очень люблю и уважаю своих родных.
Медведева Илона 9 лет
Моя семья
Моя семья очень маленькая , но очень мной любимая. У меня есть мама и папа.
Мама- самый добрый , красивый и заботливый человек в мире! Она много работает , потому что занимает очень ответственную должность. Мама всегда помогает мне в трудных ситуациях.
Папу я люблю не меньше мамы. Он очень старается , чтобы нам с мамой было хорошо.
Я очень люблю и горжусь своей семьёй!
Андреев Вячеслав 9 лет
Моя семья.
Нас в семье четверо: мама, папа, сестра и я. Может наша семья не самая большая, но очень дружная и добрая. Все праздники мы проводим вместе и никогда не оставляем друг друга без внимания.
Мою маму зовут Евгения Алексеевна. Она очень красивая и умная. Она работает на заводе инженером.
Моего папу зовут Александр Сергеевич. Он сильный и храбрый. Он работает вместе с мамой. Поэтому выходные дни мы часто проводим вместе.
Родители много времени проводят со мной и моей сестрой. Мы читаем, гуляем, ездим к бабушке, путешествуем. Я просто обожаю свою семью!
Курдина Александра 9 лет
Моя семья.
У меня очень большая семья. Нас в семье пятеро: мама, папа, я, старшая сестра и старший брат. Мы очень любим собираться вместе , хотя это бывает всё реже.
Наша мама очень добрая и заботливая! Она работает медсестрой в детской больнице. Мама научила нас с сестрой готовить, поэтому мы взяли на себя эту обязанность.
Папа у нас самый умный и сильный. Всё делает своими руками.
Все в нашей семье помогают друг другу. Я горжусь своей семьёй!
9