Тема: Художественное описание. Тайна названия рассказа Юрия Коваля «Воробьиное озеро»
Цель: создать условия для восприятия и оценки содержания текста, его характера (красота художественного описания).
Задачи:
предметные
– открыть удивительную способность писателя сказочно красиво рассказывать о мире, который нас окружает;
– увидеть красоту художественного слова в описании размеров рыбы, островов-кораблей;
– открыть тайну Воробьиного озера;
– пофантазировать, придумывая историю названия рассказа.
метапредметные
создавать учебные ситуации, которые позволят овладевать способностью принимать и сохранять учебные задачи;
учить контролировать действия в соответствии с поставленной задачей;
акцентировать внимание учащихся на контроле и самоконтроле;
побудить учащихся к ведению диалога, изложению своего мнения, аргументации своей точки зрения.
развивать духовно-нравственные взаимоотношения одноклассников.
формировать навыки коммуникативного характера
Оборудование: презентация к уроку; картинки «Рыбы» для игры «Рыбалка».
Ход урока
Организационный момент. Создание психологического комфорта.
- У нас на уроке присутствуют гости. Давайте их поприветствуем словом «Здравствуйте».
Сядьте ровно, повернитесь,
И друг другу улыбнитесь
Каждый даст свою ладошку
И пожмет её немножко
Мы друг друга уважаем
И друг другу помогаем.
- Каким бы вы хотели видеть наш урок литературного чтения? (интересным, добрым, веселым…)
- Как вы поможете мне, чтобы у нас получился такой урок? (будем внимательными и старательными).
- И, чтобы у нас всё получилось, давайте подготовимся!
II. Речевая разминка
Чистоговорки
Ща – ща – ща – мы несем домой леща,
Щу-щу-щу –щуку я тащу
Ащ – ащ – ащ – мы наденем плащ.
Щит–щит –шит– птенец в гнезде пищит. (Медленно по слогам; целыми словами, четко)
2.Отчетливо произносим звуки
ри-ра, ра-ря, ру-рю, ир-эр, ар-ор-ур.
трри-трра-тррэ, трро-трру-трри,
дрри-дрра-дррэ, дрро-дрру-дрра.
Отработка скорочтения
Говорит Андрейка Тане:
- У меня «секрет» в кармане.
В тайне я его держу
И тебе не покажу.
Видя Танин интерес,
Вмиг Андрей в карман полез.
Отойдя чуть-чуть в сторонку,
Ловко вынул лягушонка!
Л.Щепачева
(Медленно по слогам, целыми словами, через слово, первое – последнее слово)
-О чем говорится в этом стихотворении? Удивила ли вас тайна (секрет) Андрейки? Как озаглавим? (Тайна Андрейки)
Введение в тему урока.
Ну, а сейчас вперёд к секретам и тайнам литературы!
Воробьиный пух. Воробьиное гнездо. Воробьиное озеро – обсудите в парах
- Какое название кажется вам необычным, загадочным? В каком из этих названий может скрываться тайна? (Воробьиное озеро – как то не совсем понятно, кроется тайна)
– Вы когда-нибудь слышали такое название: «Заячий остров»? Как вы думаете, почему его так назвали?
– О чем, по-вашему, может говориться в рассказе, который называется «Воробьиное озеро»? (Высказывания детей. Выделение гипотез, которые записываются на доске)
Учитель читает записанное на доске:
Заголовок – окошко для взгляда вперед
Посмотри и подумай: что тебя ждет?
Заголовок – это не просто слова:
Эти слова – всему голова.
- Мы сегодня будем исследователями на уроке. Тайну какого рассказа нам предстоит открыть?
(Дети: Рассказ «Воробьиное озеро»
-Это тема нашего урока.
-Определить задачи урока помогут три вопроса: о чем? кто? почему? (Дети: Узнать, о чем этот рассказ. Кто его написал? Почему он так называется? Открыть тайну Воробьиного озера.)
- Приступим к исследованию. Прежде всего, давайте посмотрим, кто написал рассказ с таким удивительным названием?!
III. Сообщение об авторе – Юрии Иосифовиче Ковале.
Ю. И. Коваль (1938–1995) родился в Москве в семье офицера и врача. После окончания школы поступил на филологический факультет (отделение в институте, где изучают русский язык и литературу) Московского государственного педагогического института.
После окончания института работал учителем русского языка и литературы. Придумывал забавные рассказы, которые помогали ученикам быстро запомнить правила русской грамматики. Сотрудничал с издательством «Малыш», которое выпустило в свет его первую детскую книжку. Книга «Полынные сказки» получила первую премию Всесоюзного конкурса на лучшую детскую книгу. Одна из книг – «Избушка на Вишере» – была проиллюстрирована самим автором.
Его произведения, кстати, входят в список 100 книг. Вы знаете, что это за список? (В него вошло 100 книг, которые, по результатам опросов, стоит прочесть каждому школьнику. С идеей создания этого списка для всех регионов России выступил сам президент Владимир Путин).
IV. Чтение рассказа учителем (с. 40–41).
– Поделитесь своими чувствами, мыслями, которые у вас появились во время прослушивания этой истории. (Высказывания детей)
– Хотели бы вы попасть на это озеро?
– Чем заинтересовало вас это место? (Дети: Там водятся огромные лещи, щуки и черный окунь. Посреди озера есть три острова, похожие на корабли и т.д.)
V. Чтение рассказа «Воробьиное озеро» детьми самостоятельно (жужжащее чтение).
– Когда нравится, хочется читать ещё и ещё….Хотите самостоятельно прочитать?
- Чтобы вам было легче читать, длинные и сложные слова прочитаем вместе.
Во-ро-бьи-но-е Чу-до-вищ-ны-е У-ди-ви-тель-но Рас-се-ка-ли У-мес-ти-лись
Физминутка
VI. Игра «Рыбалка». Работа группами по 4 человека.
– С какой целью герой хотел добраться до Воробьиного озера? Что удивительного он надеялся там увидеть? (Дети: Он хотел поймать огромных рыб, которые не влезают в ведро, таз)
- Давайте вместе с автором отправимся на «Рыбалку» на это озеро. Проверим, какие вы внимательные читатели, и как вы себе представляете рыб, которые водятся в Воробьином озере.
-Разделимся на группы. Вы должны поймать только тех рыб, название которых встретили в тексте!
ПРОВЕРКА
- О каких рыбах говорится в рассказе? Правильно ли вы их поймали? (Проверка и небольшое сообщение - на слайде)
VII. Работа над текстом рассказа. Выборочное чтение.
– Какие слова описывают сказочно большие размеры рыбы в этом озере?
Зачитывают.
– Как говорится о ее настоящих размерах? (Дети: это преувеличение, гипербола)
– Как вам кажется, был ли огорчен автор, что не оправдались его ожидания? Почему? (Дети: Нет, он увидел там много другого интересного, например, острова, похожие на корабли)
– Давайте перечитаем описание озера в третьем абзаце. Перед вами научный текст о природе или художественный текст?
– Объясняет ли автор, почему озеро названо Воробьиным? (Дети: нет, не объясняется)
– Как вы думаете, почему? (Чтобы сами догадались)
Учитель предлагает пофантазировать.
С л о в о у ч и т е л я.
– Молодцы. Для этого надо постараться представить себе не только то, что увидел автор, но и то, что он недосказал нам, скрыл. Ведь природа – великая тайна, и открыть ее может только тот человек, который старается увидеть необычное в обычном. Равнодушному взгляду, холодному сердцу чудеса не открываются.
Б е с е д а.
– С чем автор сравнивает острова? А берёзы? (Дети: Острова эти похожи на узконосые корабли, а парусами были березы )
– Как вы думаете, почему он так сравнил? (Дети: у автора такое воображение, фантазия. Он по-своему видит окружающий мир)
– Так в чем чудесная тайна озера? Перечитаем последний абзац текста.
– Что же восхитило автора на озере? (Дети: Что есть такие корабли, которые нельзя сдвинуть с места.)
– С чем же можно сравнить эту картину? (Дети: Со сказкой.)
– Молодцы! Автор – в одном лице и сказочник, и писатель, который тонко чувствует жизнь природы.
– Обратите внимание на начало абзаца. Какие птицы летали над зелеными парусами? (Дети: Иволги.)
– Могли ли там появиться другие птицы? Какие? (Дети: Могли .Нам кажется, что воробьи, раз и у рассказа такой заголовок.)
VIII. Итог урока. Рефлексия.
- Мы сегодня читали художественный текст или научный?
- Все ли задачи нам удалось выполнить?
– Что особенно понравилось на этом уроке?
– Закончить урок хотелось бы такими словами:
Фантазия писателя щедра.
Она нам дарит столько неожиданного.
Представьте, насколько б жизнь была бедна,
Коль не было бы в ней чудес невиданных.
IX. Самооценка
– Спасибо за работу на уроке.
Домашнее задание: нарисовать острова-корабли с парусами- берёзами (с. 45).