СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения "Дед Мазай и зайцы", Н. Некрасов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:  Познакомить со стихотворением Н.А. Некрасова “Мороз-воевода”; сделать полный анализ прочитанного; работать над выразительным чтением стихотворения

Планируемые результаты:

Предметные:

научатся читать осознанно текст художественного произведения вслух и «про себя» бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному; определять тему и главную мысль произведения, оценивать события, героев произведения; читать стихотворные произведения наизусть

Метапредметные:

познавательные: прогнозируют содержание раздела; осознанно воспринимают литературное произведение, формулируют ответы на вопросы по содержанию; осуществляют анализ, сравнение, обобщение;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока с помощью учителя, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; читают в соответствии с целью чтения;

коммуникативные: слушают и понимают речь других; строят диалог в паре или группе, задают вопросы

Личностные:

ценят и уважают писателя, выражающего свои чувства к Родине через художественное слово, эмоционально «переживают» текст, выражают свои эмоции.

Образовательные ресурсы: портрет Н.А.Некрасова, аудиозапись стихотворения Н. А. Некрасова «Не ветер бушует над бором…» (из поэмы «Мороз, Красный нос»), презентация по теме урока, компьютер

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения "Дед Мазай и зайцы", Н. Некрасов»

Урок литературного чтения

Тема: Н.А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»

УМК «Школа России» Класс: 3.

Автор учебника: В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова.



Цели и задачи урока:

  • Познакомить учащихся с новым произведением; учить детей анализировать содержание прочитанного, выразительности чтения.

  • Развивать умение слушать художественное слово, способствовать развитию устной речи, наблюдательности, обогащать словарный запас учащихся.

  • Создавать условия для формирования познавательного интереса к чтению, бережного отношения к природе, воспитания культуры общения в группе со сверстниками.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация

Планируемые результаты:


Личностные: умение проявлять творческое отношение к процессу обучения; умение оценивать себя и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей поведения героев.


Метапредметные:

-познавательные: умение перерабатывать и обобщать информацию; находить ответы на вопросы, используя свой опыт;

-регулятивные: умение ставить цель на основе имеющихся знаний; контролировать результаты на работы;

-коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание, сотрудничать с другими в группе


Предметные: умение правильно, осознанно, выразительно читать.











Ход урока



  1. Организационный момент

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий и интересная работа в группе.



  1. Проверка домашнего задания


- С творчеством какого великого писателя мы знакомились на протяжении последних уроков?

(портрет писателя слайд 1)


- С какими произведениями Николая Алексеевича Некрасова мы познакомились?


- «Славная осень!...», «Не ветер бушует над бором…»

(чтение стихотворения наизусть несколькими учениками)



3. Сообщение темы и целей

– Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Николая Некрасова.



4. Вступительная беседа (слайд 2)

- Историю, случившуюся в половодье, в одном из своих стихотворений рассказал Н.А. Некрасов. В учебнике помещен только отрывок этого произведения, поэтому, я расскажу вам предысторию.

– В деревне Малые Вежи жил дедушка Мазай – одинокий, добрый человек, влюбленный в природу. Он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где жил Мазай, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, во время половодья, ее так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках. Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н.Некрасову нравилась эта зеленая деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, поохотиться. В этих походах его спутником был дед Мазай. Мазай знал много рассказов, и Некрасов любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, пошел дождь. Они спрятались в заброшенном сарае, и, пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы».



- Рассмотрите иллюстрацию. Слайд 3. Можете ещё до чтения стихотворения сказать, о чем текст? (Наверное о том, как дед Мазай спасал зайцев.)

- Как вы думаете, в какое время года могут происходить эти события?

- Что происходит с реками весной? (реки разливаются и выходят из берегов)

- Как называется это природное явление? Верно. (Половодье – весенний разлив реки от таяния )

- Какую учебную задачу мы поставим на уроке?

(Познакомиться с содержанием и проанализировать стихотворение, учиться выразительно читать).


5) Изучение нового материала

а) первичное знакомство с текстом (аудиозапись)

б) проверка первичного восприятия

- Понравилось ли вам стихотворение? (Да)

- Чем? (Что Дед Мазай спасал зайцев)

- Что больше всего вас тронуло, удивило и рассмешило? (Больше всего тронуло то, как дед Мазай спасал зайцев. Удивило то, как зайцы были послушны. Было смешно, как автор говорит о зайцах, зайчихе: еле жива, а толста, как купчиха! Я её, дуру, накрыл зипуном…)

в) вторичное восприятие

– Прочитаем по цепочке наше стихотворение. Обратите внимание на незнакомые, непонятные слова, которые требуют объяснения значений.

г) словарная работа Слайд 4

- Какие слова для вас были непонятными? Это старинные русские слова, посмотрите на их значение.

силки'

Петли для ловли птиц и мелких животных

багры'

Шест с металлических крючком и остриём

арши'н

Старинная мера длины, немного меньше метра (0,71 м)

саже'нь

Старинная мера длины, чуть больше двух метров = 3 аршинам

зипун

Крестьянский кафтан из грубого толстого сукна.



Работа в группе.

- Но кроме этих слов, в произведении есть еще непонятные слова. Вы сейчас

попробуете сами определить их значение, работая в группе.

Вспомним правила работы в группе.

- Соотнесите слова из двух столбиков. Время работы – 3 минуты. (Дети получают карточки)

Проверка Слайд 5

3

разболтался в сарае

1

шумливая группа

1

гурьба

2

шевелят ушами, выражая испуг, беспокойство

2

лопочут ушами

3

разговорился

5

гуторить

4

тот, с кем случилась беда

4

горемыка

5

разговаривать

8

тягота

6

забава, веселье

6

потеха

7

всходы посева засеянные осенью

7

озимь

8

тяжесть, груз



Физминутка

д) Анализ стихотворения.

- От чьего лица ведется рассказ? (От лица автора)

Групповая работа.

- Пользуясь планом разделите стихотворение на 6 частей. Время работы - 5 минут.

План Слайд 6

1. Зайцы на островке.

2. Спасение.

3. Зайчишко на пне.

4. Зайчиха в кустах.

5. Зайцы на бревне.

6. На берегу.


Дети делят стихотворение на смысловые части, пользуясь планом.


Чтение первой части. «Зайцы на островке» Слайд 7

-С каких мыслей начинает Мазай свой рассказ?

- Найдите в тексте О чем он переживает?

Кабы сетями ее не ловили
Кабы силками ее не давили...
Ловят, и топят, и бьют их баграми.



(осуждает за истребление, упрекает мужиков)

- В каких словах мы слышим большой упрек мужикам? (Где у них совесть?)

- Как нужно читать эти слова?

- К чему призывает дед Мазай своим вопросом? (призывает бережно относиться к природе, ко всему живому)

Чтение второй части. «Спасение» Слайд 8

- В какую беду попали зайцы?

- Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке? (Брёвен нагоняет много в половодье весной. Он их собирал.)

- Как вели себя зайцы при виде Мазая?

- Из каких слов ясно, что деду Мазаю по-настоящему жаль зайцев. Что он любит этих зверьков? (Он их называет так: бедные зверьки, зайцы мои, зайчики, зайчишко, горемыка, плуты косые.)

Чтение третьей части. «Зайчишко на пне» Слайд 9

– Найдите слова, которыми называет Мазай зайцев в этой части. (Горемыка)

- Почему Мазай назвал зайца «горемыка»?

- С чем сравнивает зайца, стоящего на пне? (Со столбиком)


Чтение четвертой части. «Зайчиха в кустах» Слайд 10

- На кого была похожа зайчиха, которая копошилась у куста? (купчиха)

- Жалко ли вам ее? Почему?


Чтение пятой части. «Зайцы на бревне» Слайд 11

- Сколько зайцев разместилось на бревне? (зайцев с десяток спасалось на нем)

- Как спас Мазай зайцев на бревне? (зацепил багром сучок и за собою бревно поволок)


Чтение шестой части. «На берегу» Слайд 12

- Как отнеслись односельчане к находке Мазая? (Они смеялись над, тем как он провозил зайцев по деревне)

- Только ли ради потехи прокатил он деревней зайчишек? (Нет, он плыл к месту, где река не вышла из берегов.)

- Найдите и прочитайте слова, описывающие поведение зайцев, увидевших берег. (беспокойство зайцев, которые увидели берег)

- Какие слова сказал дед зайцам на прощание? ("с богом!")



6. Заключительная беседа по прочитанному

– Каким нам автор показал дедушку Мазая в стихотворении?

     (Он любит свой край, животных этой местности и без надобности их не убивает, а наоборот может спасти в сложной для них ситуации. ----- - -Удивительным охотником, который не стрелял, а спасал зайчишек во время половодья).

- Какое отношение к животным пробуждает автор?

( Весной во время половодья особенно трудно бывает животным. Многие из них даже погибают. Поэтому во время половодья животные нуждаются в помощи со стороны людей)

- Я предлагаю каждой группе выделить те человеческие качества, которые относятся к деду Мазаю. ( на столах лежат листы со словами)

(Добрый, грустный ,одинокий, свою любовь дарит окружающим, веселый, не любит природу, сильный, осторожный, жадный, удивительный охотник — не убивает, а спасает животных, злой, не любит животных, общительный, скучный, обостренное чувство совести и ответственности за тех, кто слабее или нуждается в помощи.)

- Как автор относится к Деду Мазаю?

( Автор ласково называет его не дедом, а дедушкой, и все потому, что этот охотник не убивает, а спасает в половодье гибнущих зайцев, то есть поступает по человечески. Как и Мазай, он то же любит животных.)



7. Рефлексия. Слайд 13

- Какова главная мысль стихотворения? (Надо любить и беречь свой край, быть патриотом своей Родины)

Продолжите фразу:

  • Сегодня я узнал, познакомился….

  • Урок дал мне для жизни…



8.  Домашнее задание. Слайд 14

Выразительное чтение стихотворения.

Выучить отрывок наизусть.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!