Открытый урок по литературному чтению в 3 классе по программе «Планета Знаний»
Учитель: Горбунова Анфиса Васильевна.
Тема: А.А. Фет «Весенний дождь»
Цель: развивать познавательную активность учащихся, творческое воображение, речь;
научиться анализировать стихотворение А.А.Фета «Весенний дождь»; находить средства художественной выразительности, способствовать обогащению словарного запаса; обучать выразительному чтению стихотворения;
воспитывать эстетические чувства, любовь к родной природе, учить видеть и замечать прекрасное в природе
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: ориентироваться в тексте (находить нужное место в тексте, опираясь на маркировку цветом и без нее).
Личностные УУД: высказывать оценочные суждения
Коммуникативные УУД: работать в группах: распределять роли, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопомощь в выполнении работы.
Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата – оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.
МетапредметныеУУД: целеполагания (формировать и удерживать учебную задачу); самоконтроль (сравнивать, анализировать, делать выводы; работать с учебником, со словарем).
Оборудование: учебник, портрет А. Фета, фонозапись, иллюстрации с изображением весны.
Компьютер, проектор, экран.
Характеристика деятельности учащихся:
Читать стихотворение, отражая настроение;
Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения;
Объяснять смысл выражений с опорой на текст;
Определять авторское отношение к литературному произведению;
Самостоятельно оценивать свои достижения.
Тип урока: изучения нового материала
Формы работы: работа в группах, беседа, самостоятельная работа, работа с книгой.
Используемые методы: словесные, наглядно-иллюстративные, частично-поисковый, предметно- практические
Организация класса.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Я рада видеть каждого из вас! Сегодня у нас урок необычный: к нам пришли гости. Я рада приветствовать всех гостей и надеюсь, что всем у нас будет уютно и комфортно.
Подготовка к восприятию.
- Начнем работу с анаграммы: (слайд2)
АНСВЕ (весна )
- Какие ассоциации возникают?
- Что представляете?
- Какие природные явления свойственны весне?
(слайд3) Это кто такой водовник
Полил вишню и крыжовник,
Полил сливу и цветы,
Вымыл травы и кусты.
А как сумерки настали,
Нам по радио сказали,
Что и завтра он придет
И польёт наш огород. (Дождь)
Несколько дней назад природа порадовала нас первым дождём, предвестником весны.
– Попадали ли вы под дождь?
– Что вы в это время чувствовали, ощущали, слышали?
- Вы слышали такое выражение: «На улице пахнет дождём»? А как пахнет дождь? Поднимите руку, кто когда-нибудь слушал дождь.
– Похож ли шум дождя на музыку?
Дождевая капля – дождевая нота.
Дождь можно увидеть, услышать, ощущать его запах.
Художники, музыканты представили нам свое видение дождя.
Я предлагаю вам послушать музыку дождя и посмотреть фото-ассоциации на тему дождя. Во время просмотра и прослушивания предложенного материала попробуйте мысленно короткими фразами нарисовать свой дождь.
(Фонограмма звучания дождя. Ф.Шопен «Вальс дождя»)
Фредерик Шопен – это выдающийся польский композитор I половины XIX века. Композитор – романтик, известный пианист-виртуоз и автор многочисленных произведений для фортепиано. В Польше проходит конкурс -пианистов раз в 4 года им.Ф.Шопена.(Слайд 4-13)
- Ваши чувства?
Постановка темы и цели урока.(Слайд 14-15)
- С какой целью была проведена работа?
- Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?
Каждый видит, слышит, ощущает дождь по– своему. Наши дожди имеют разное настроение.
Мы словесно рисовали дождь, художники используют кисть и краски, музыканты звуки нот.
А при помощи чего писатели и поэты могут передать нам свое видение дождя? (При помощи слов).
Сегодня на уроке мы познакомимся с Дождем А.А. Фета.
Поэт создал свой дождь – весенний.
-К какому литературному жанру относится это произведение? Докажите.
(Стих-небольшое художественное произведение, написанное стихами, имеет рифму, отличается эмоциональностью и выразительностью)
Ученик: С ранних лет А. Фет был жаден до стихов. Везде старался их разыскать, выучить наизусть. Стихотворения Фета напевные, музыкальные. Каждое его стихотворение звучит как песня, романс. Фет пристально вглядывался в жизнь природы. Сколько голосов на лугу, в саду, поле! Пение птиц, звон ручья всё это сливается в радостную песню. Даже у ночной тишины есть своя музыка. На произведения Фета многие композиторы писали музыку: П. Чайковский, Рахманинов и другие.
Учитель:- Какие еще стихотворения А. Фета знаете?
Весна – любимое время года Фета. Сколько небывалой радости рождает в душе её приход! О жажде весны, готовности принять и удержать желанную пору, о взволнованности и счастье обновления написаны многие стихотворения поэта «Весенний дождь», «Я пришел к тебе с приветом»
- Итак, тема урока (открыть)
А. А. Фет «Весенний дождь».
4. .Работа по теме урока. Учебник, с.37
1)Первичное чтение стихотворения учителем.
-Понравилось ли вам это стихотворение?
-Чем?
-Какие картины вы представляли себе, когда слушали стихотворение?
- Какие чувства испытали?
- Чьими глазами наблюдаем картину дождя?
- Какие образы возникают в вашем воображении при чтении этого стихотворения? (Окно, воробей, солнце блещет, движется завеса, две капли брызнули в окно)
2) Словарная работа.(Слайд17-18)
- Прочитайте стихотворение и найдите слова, значение которых непонятно.
Трепещет- колеблется, дрожит.
Завеса- то, что скрывает, закрывает собой что- нибудь.
Ответить на вопрос 3 учебника. Письменное задание №1 (с.16)в рабочей тетради.
Физкультминутка.
Работа над анализом стихотворения.
- Меняется ли картина природы, которую мы наблюдаем?
- Исследуем стихотворение.
В стихотворении «Весенний дождь», автор на рифму положил песню своего сердца, которое переполнено чувствами от прекрасной картины, начинающегося весеннего дождя. Его дождь, изображенный в этом стихотворении, желанный, праздничный, яркий. Прекрасная картина:
I строфа – Что видит герой?
- Прочитайте, какие слова использует автор, чтобы ярче смогли представить картину?
- Можно ли в природе наблюдать такое явление?
- Расскажите.
Вопрос-загадка: Какую народную примету «спрятал» А.А.Фет в своём стихотворении? (Воробьи купаются в пыли – к дождю!)
дождь уже совсем близко, вот сейчас его можно не только почувствовать, но и увидеть:
II строфа – Что изменилось? Что заметили?
- Представьте картину и опишите чувства, которые вы испытали?
- Какой литературный прием использует автор?
(Слайд 19) Метафора – перенос свойств одного предмета на другой. (((99(9(
(И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.)
- Почему именно золотая пыль? (дождь)
- Как понимаем значение?
Картину приближающегося дождя, автор изобразил с ощущением радости, она наполнена солнцем и теплом. Дождь, подсвеченный ярким, весенним солнцем, он сравнил с прекрасной завесой из золотой пыли:
И вот появляются первые капли дождя, которые представлены автором, как нечто прекрасное, наполненное чистотою и свежестью. Их появление оживило природу, даже липы радуются и от этого восторга одарили все вокруг своим прекрасным ароматом:
III строфа - Что можно сказать?
- Какие ощущения описаны в третьей строфе? Звуки (Брызнули в стекло, барабанит – шум усиливающегося дождя) запахи (Душистым мёдом тянет)
- Каким литературным приёмом пользуется автор в этой строфе?
-Что имел в виду А.А.Фет под неопределённым местоимением что-то?
(Слайд20) Олицетворение – литературный прием, когда объекты неживой природы наделяются признаками живой.
- Какие звуки можно услышать?
- Какой прием лежит в основе всего стихотворения?
Письменно выполнить вопрос №2(с.16) в рабочей тетради.
Контраст – ярко выраженное противопоставление.
Обобщение: - Какой образ дождя нарисовал поэт в стихотворении?
Этот образ можно сравнить с юной, очаровательной красавицей, которая своим приходом все оживила и наполнила благоуханием и восторгом жизни. (Слайд 22)
Весенний дождь, описанный Фетом в этом небольшом по размеру стихотворении, пронизан красотою, звуками и запахами. Динамика природы очень ярко и объемно воспета в столь малом художественном произведении.
Какие художественные приёмы использует А.А.Фет для создания картины?
метафора | эпитеты | сравнение | олицетворение |
Качаясь, движется завеса | Золотой пыли; Душистым мёдом; Свежим листьям | И будто в золотой пыли стоит за ней опушка леса | Что-то к саду подошло, по свежим листьям барабанит |
6. Повторное чтение стихотворения.
- Перечитайте стихотворение и найдите подтверждение, что это весенний дождь.
- Какие запахи можно почувствовать?
Физкультминутка.
7.Работа над иллюстрациями.
Рассмотрите.
- Что изображено?
- Подтвердите строками текста.
- Каким образом художники создают персонажей?
- Какую бы картину нарисовали вы?
- Какие краски бы использовали?
8.Работа над выразительным чтением.
- Каким настроением проникнуты строки? (легкое, свежее, воздушное настроение)
- Что испытывал поэт, когда писал эти строки? (настроение весеннего дня, радуется весеннему теплу, описывает пробуждение природы, её обновление, всё живое очнулось ото сна после утомительной зимы)
- Попробуйте прочитать стихотворение, передавая чувство удивления.
- Какой образ прозвучал в исполнении детей?
9.Творческая работа (в группах). Синквейн
- Я предлагаю составить синквейн.( Памятка слайд-23.)
- В чем его особенность?
- Вспомните правила работы в группах.
1. Дождь.
2. Весенний, неожиданный.
3. Движется, брызнул, тянет.
4. Подошел к саду.
5. Какой аромат!
Дождь.
Мокрый, серый.
Идет, барабанит, стучит.
По крышам мелкими каплями.
Лужи.
- Чья работа оказалась удачной?
- Почему?
Итог урока.
- Можно ли было назвать стихотворение иначе? Как?
- Почему автор дал именно такое название?
- Какие мысли и чувства пробудил урок?
-Достигли мы своей цели?
-Покажите свое настроение к концу урока.(Выбрать солнце, облако или тучу)
- Спасибо за урок!
Выставление отметок.
11.Домашнее задание.
с. 43 – выучить стихотворение
Творческое задание:
Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.
Приложение к уроку.
Словарная работа:
Найти в словаре и записать в соответствующие колонки таблицы значения следующих слов:
Завеса | Большая занавеска, закрывающая или отделяющая что- нибудь (устар.). (перен.) То, что скрывает, закрывает собой что- нибудь. |
Метафора | переносное значение слова, основанное на сходстве и противопоставлении одного предмета или явления другому, скрытое сравнение. |
Эпитет | Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным. |
Сравнение | изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим. |
олицетворение | придание неживому предмету свойств живого существа. |