СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок литературного чтения

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения 3 класс»

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе по программе «Планета Знаний»

Учитель: Горбунова Анфиса Васильевна.

Тема: А.А. Фет «Весенний дождь»

Цель: развивать познавательную активность учащихся, творческое воображение, речь;

научиться анализировать стихотворение А.А.Фета «Весенний дождь»; находить средства художественной            выразительности, способствовать обогащению словарного запаса; обучать выразительному чтению стихотворения;

воспитывать эстетические чувства, любовь к родной природе, учить видеть и замечать прекрасное в природе

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: ориентироваться в тексте (находить нужное место в тексте, опираясь на маркировку цветом и без нее).

Личностные УУД: высказывать оценочные суждения

Коммуникативные УУД: работать в группах: распределять роли, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопомощь в выполнении работы.

Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата – оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

МетапредметныеУУД: целеполагания (формировать и удерживать учебную задачу); самоконтроль (сравнивать, анализировать, делать выводы; работать с учебником, со словарем).

Оборудование: учебник, портрет А. Фета, фонозапись, иллюстрации с изображением весны.

Компьютер, проектор, экран.


Характеристика деятельности учащихся:

  • Читать стихотворение, отражая настроение;

  • Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения;

  • Объяснять смысл выражений с опорой на текст;

  • Определять авторское отношение к литературному произведению;

  • Самостоятельно оценивать свои достижения.

Тип урока: изучения нового материала

Формы работы: работа в группах, беседа, самостоятельная работа, работа с книгой.

Используемые методы: словесные, наглядно-иллюстративные, частично-поисковый, предметно- практические



  1. Организация класса.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Я рада видеть каждого из вас! Сегодня у нас урок необычный: к нам пришли гости. Я рада приветствовать всех гостей и надеюсь, что всем у нас будет уютно и комфортно.


  1. Подготовка к восприятию.

- Начнем работу с анаграммы: (слайд2)

АНСВЕ        (весна )

- Какие ассоциации возникают?

- Что представляете?

- Какие природные явления свойственны весне?

(слайд3) Это кто такой водовник

Полил вишню и крыжовник,

Полил сливу и цветы,

Вымыл травы и кусты.

А как сумерки настали,

Нам по радио сказали,

Что и завтра он придет

И польёт наш огород. (Дождь)

Несколько дней назад природа порадовала нас первым дождём, предвестником весны.

– Попадали ли вы под дождь?

– Что вы в это время чувствовали, ощущали, слышали?

- Вы слышали такое выражение: «На улице пахнет дождём»? А как пахнет дождь? Поднимите руку, кто когда-нибудь слушал дождь.

– Похож ли шум дождя на музыку?

Дождевая капля – дождевая нота.

Дождь можно увидеть, услышать, ощущать его запах.

Художники, музыканты представили нам свое видение дождя.

Я предлагаю вам послушать музыку дождя и посмотреть фото-ассоциации на тему дождя. Во время просмотра и прослушивания предложенного материала попробуйте мысленно короткими фразами нарисовать свой дождь.

(Фонограмма звучания дождя. Ф.Шопен «Вальс дождя»)

Фредерик Шопен – это выдающийся польский композитор I половины XIX века. Композитор – романтик, известный пианист-виртуоз и автор многочисленных произведений для фортепиано. В Польше проходит конкурс -пианистов раз в 4 года им.Ф.Шопена.(Слайд 4-13)

- Ваши чувства?


  1. Постановка темы и цели урока.(Слайд 14-15)

- С какой целью была проведена работа?

- Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?

Каждый видит, слышит, ощущает дождь по– своему. Наши дожди имеют разное настроение.

Мы словесно рисовали дождь, художники используют кисть и краски, музыканты звуки нот.

А при помощи чего писатели и поэты могут передать нам свое видение дождя? (При помощи слов).

Сегодня на уроке мы познакомимся с Дождем А.А. Фета.

Поэт создал свой дождь – весенний.


-К какому литературному жанру относится это произведение? Докажите.


(Стих-небольшое художественное произведение, написанное стихами, имеет рифму, отличается эмоциональностью и выразительностью)


Ученик: С ранних лет А. Фет был жаден до стихов. Везде старался их разыскать, выучить наизусть. Стихотворения Фета напевные, музыкальные. Каждое его стихотворение звучит как песня, романс. Фет пристально вглядывался в жизнь природы. Сколько голосов на лугу, в саду, поле! Пение птиц, звон ручья всё это сливается в радостную песню. Даже у ночной тишины есть своя музыка. На произведения Фета многие композиторы писали музыку: П. Чайковский, Рахманинов и другие.


Учитель:- Какие еще стихотворения А. Фета знаете?

Весна – любимое время года Фета. Сколько небывалой радости рождает в душе её приход! О жажде весны, готовности принять и удержать желанную пору, о взволнованности  и счастье обновления написаны многие стихотворения поэта «Весенний дождь», «Я пришел к тебе с приветом»

- Итак, тема урока (открыть)

А. А. Фет «Весенний дождь».


4. .Работа по теме урока. Учебник, с.37


1)Первичное чтение стихотворения учителем.

-Понравилось ли вам это стихотворение?

-Чем?

-Какие картины вы представляли себе, когда слушали стихотворение?

- Какие чувства испытали?

- Чьими глазами наблюдаем картину дождя?

- Какие образы возникают в вашем воображении при чтении этого стихотворения? (Окно, воробей, солнце блещет, движется завеса, две капли брызнули в окно)

2) Словарная работа.(Слайд17-18)

- Прочитайте стихотворение и найдите слова, значение которых непонятно.

Трепещет- колеблется, дрожит.

Завеса- то, что скрывает, закрывает собой что- нибудь.

Ответить на вопрос 3 учебника. Письменное задание №1 (с.16)в рабочей тетради.

Физкультминутка.


  1. Работа над анализом стихотворения.

- Меняется ли картина природы, которую мы наблюдаем?

- Исследуем стихотворение.

В стихотворении «Весенний дождь», автор на рифму положил песню своего сердца, которое переполнено чувствами от прекрасной картины, начинающегося весеннего дождя. Его дождь, изображенный в этом стихотворении, желанный, праздничный, яркий. Прекрасная картина:

I строфа – Что видит герой?

- Прочитайте, какие слова использует автор, чтобы ярче смогли     представить картину?

- Можно ли в природе наблюдать такое явление?

- Расскажите.

Вопрос-загадка: Какую народную примету «спрятал» А.А.Фет в своём стихотворении? (Воробьи купаются в пыли – к дождю!)

дождь уже совсем близко, вот сейчас его можно не только почувствовать, но и увидеть:

II строфа – Что изменилось? Что заметили?

- Представьте картину и опишите чувства, которые вы испытали?

- Какой литературный прием использует автор?

(Слайд 19) Метафора – перенос свойств одного предмета на другой. (((99(9(

(И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.)


- Почему именно золотая пыль? (дождь)

- Как понимаем значение?

Картину приближающегося дождя, автор изобразил с ощущением радости, она наполнена солнцем и теплом. Дождь, подсвеченный ярким, весенним солнцем, он сравнил с прекрасной завесой из золотой пыли:

И вот появляются первые капли дождя, которые представлены автором, как нечто прекрасное, наполненное чистотою и свежестью. Их появление оживило природу, даже липы радуются и от этого восторга одарили все вокруг своим прекрасным ароматом:

III строфа  - Что можно сказать?

- Какие ощущения описаны в третьей строфе? Звуки (Брызнули в стекло, барабанит – шум усиливающегося дождя) запахи (Душистым мёдом тянет)

- Каким литературным приёмом пользуется автор в этой строфе?

-Что имел в виду А.А.Фет под неопределённым местоимением что-то?

(Слайд20) Олицетворение – литературный прием, когда объекты неживой природы наделяются признаками живой.

- Какие звуки можно услышать?

- Какой прием лежит в основе всего стихотворения?

Письменно выполнить вопрос №2(с.16) в рабочей тетради.


Контраст – ярко выраженное противопоставление.

Обобщение: - Какой образ дождя нарисовал поэт в стихотворении?

Этот образ можно сравнить с юной, очаровательной красавицей, которая своим приходом все оживила и наполнила благоуханием и восторгом жизни. (Слайд 22)

Весенний дождь, описанный Фетом в этом небольшом по размеру стихотворении, пронизан красотою, звуками и запахами. Динамика природы очень ярко и объемно воспета в столь малом художественном произведении.

Какие художественные приёмы использует А.А.Фет для создания картины?

метафора

эпитеты

сравнение

олицетворение

Качаясь, движется завеса

Золотой пыли;

Душистым мёдом;

Свежим листьям

И будто в золотой пыли стоит за ней опушка леса

Что-то к саду подошло, по свежим листьям барабанит


6. Повторное чтение стихотворения.

- Перечитайте стихотворение и найдите подтверждение, что это весенний дождь.

- Какие запахи можно почувствовать?

Физкультминутка.

7.Работа над иллюстрациями.

Рассмотрите.

- Что изображено?

- Подтвердите строками текста.

- Каким образом художники создают персонажей?

- Какую бы картину нарисовали вы?

- Какие краски бы использовали?


8.Работа над выразительным чтением.

- Каким настроением проникнуты строки? (легкое, свежее, воздушное настроение)

- Что испытывал поэт, когда писал эти строки? (настроение весеннего дня, радуется весеннему теплу, описывает пробуждение природы, её обновление, всё живое очнулось ото сна после утомительной зимы)

- Попробуйте прочитать стихотворение, передавая чувство удивления.

- Какой образ прозвучал в исполнении детей?


9.Творческая работа (в группах). Синквейн

- Я предлагаю составить синквейн.( Памятка слайд-23.)

- В чем его особенность?

- Вспомните правила работы в группах.

1. Дождь.

2. Весенний, неожиданный.

3. Движется, брызнул, тянет.

4. Подошел к саду.

5. Какой аромат!

Дождь.
Мокрый, серый.
Идет, барабанит, стучит.
По крышам мелкими каплями.
Лужи.

- Чья работа оказалась удачной?

- Почему?


  1. Итог урока.

- Можно ли было назвать стихотворение иначе? Как?

- Почему автор дал именно такое название?

- Какие мысли и чувства пробудил урок?

-Достигли мы своей цели?

-Покажите свое настроение к концу урока.(Выбрать солнце, облако или тучу)

- Спасибо за урок!

Выставление отметок.

11.Домашнее задание.

с. 43 – выучить стихотворение

Творческое задание:

Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.


Приложение к уроку.

Словарная работа:

Найти в словаре и записать в соответствующие колонки таблицы значения следующих слов:

Завеса



  1. Большая занавеска, закрывающая или отделяющая что- нибудь (устар.).

  2. (перен.) То, что скрывает, закрывает собой что- нибудь.



Метафора



переносное значение слова, основанное на сходстве и противопоставлении одного предмета или явления другому, скрытое сравнение.

Эпитет



Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.

Сравнение




изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.

олицетворение

придание неживому предмету свойств живого существа.





































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!