СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения 2 класс в. осеева «почему?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения 2 класс в. осеева «почему?»»

7


Урок литературного чтения, проведённый во 2 классе

Тема. В. Осеева «Почему?».

Цель урока: формировать умение определять главную мысль изучаемого произведения на основе наблюдений за выразительными средствами, используемыми писателем, чтобы показать душевное состояние, настроение, поведение героев в сложившейся ситуации.



Задачи урока.

Предметные

1. Совершенствовать умение понимать главную мысль литературного произведения.

2. Формировать основы анализа художественного текста, исходя из принципа единства формы и содержания.

3. Дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении имеет свой смысл и помогает понять всё произведение.

4. Развивать умение находить изобразительно - выразительные средства языка и понимать их роль.

Метапредметные

1. Познавательные УУД

- совершенствовать умение работать с текстом

-формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы

2. Регулятивные УУД

-формировать умение концентрировать внимание

-закреплять умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание

3. Коммуникативные УУД

-формировать умение работать в группе, в паре

-учить приёмам представлять результат своей деятельности и результат деятельности группы

Личностные

- Формировать положительную мотивацию к обучению

- Создавать позитивное эмоциональное отношение учеников к уроку и предмету

- Формировать чувство самоуважения у учеников

- Продолжить формирование адекватной самооценки обучающихся

- Расширять словарный запас детей.

- Воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на художественное произведение.



Оборудование.

Учебник Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий «Литературное чтение. 2 класс».

Презентация к уроку.

Карточки для работы в группах.

Карточки для д/з.

















Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Встаньте ровно.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Будем вместе мы трудиться,

Чтобы весело учиться.


- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

- А теперь садитесь.

II. Актуализация знаний.

- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

(Мы познакомились с произведением В. Осеевой «Почему?»)

Слайд 1

- О чём этот рассказ?

(Дети по цепочке вспоминают содержание рассказа)

III. Сообщение цели урока и постановка проблемного вопроса.

-Сегодня мы продолжим с вами работу с текстом рассказа В. Осеевой «Почему?». Ведь при первичном чтении трудно всё понять, всё осознать. Настоящие читатели часто возвращаются к прочитанному. Только рассуждая, высказывая своё мнение, можно найти истину.







Слайд 2

- Здесь скрыто ключевое слово нашего урока.

Попробуйте отгадать его, и вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке.

  • она бывает чиста, спокойна. Когда говорят о совести, что она …

  • она может мучить, грызть. Когда совесть мучает, грызёт?

  • её можно потерять, запятнать. Что значит потерять, запятнать …

  • она может проснуться, подсказать. Когда же совесть просыпается?

Совесть. Объясните, пожалуйста, когда так говорят? (Сначала дети отгадывают слово совесть, затем объясняют, когда о ней так говорят )

- Как связано содержание рассказа «Почему» со словом совесть?

(ответы детей)

- Совесть должна жить в каждом человеке. А как узнать живёт в человеке совесть или нет? За ответом я хочу, чтобы мы обратились к произведению В. Осеевой «Почему?».

-Что было задано на дом?

(Выбрать слова, которые определяют…душевное состояние мальчика, … настроение мамы).

Итак, работая с текстом мы должны обратить внимание на то, как писательница открывает нам то, что скрыто от глаз: мысли и чувства героев, черты их характера.

Итак, мы наблюдаем за …

Слайд 3

Душевным состоянием мальчика





Н

Настроением мамы

аблюдаем за

Поведением Бума





- И как вы думаете, за кем ещё нам нужно будет наблюдать?

(За поведением Бума).

IV. Анализ художественного текста. Выборочное чтение.

- Прочитайем отрывок на с. 97 до вопроса.

- Какие слова определяют состояние мальчика? (дети читают)

- Какие – состояние мамы?

- Чего испугался мальчик?

- Прочитаем отрывок на с.97 – 99



мальчик

мама

С.97- 99

  • Колени дрожали, язык заплетался

  • Уши мои горели

  • Опустилась на колени и закрыла лицо руками


- Отчего у мальчика дрожали колени?

-Что значит выражение « горели уши».

- О чём говорят действия мамы? (очень сильно огорчилась, расстроилась).

- Почему мама так сильно расстроилась?

- Давайте продолжим работу с текстом. Прочитаем отрывок на с.97- 99

-Какие слова нашли в этом отрывке?

  • С испугом смотрел ей вслед

  • Стоял, не смея подойти к ней


  • Лицо потемнело

  • задумалась, глаза смотрели в одну точку

- Отчего потемнело лицо мамы? (она поняла, что сын её обманывает)

Как вы думаете, о чём задумалась мама? (почему сын не сказал ей правду)

- Чем объясняется такое поведение сына? (он боится, ему стыдно)

- Чего боится мальчик?

Давайте прочитаем диалог матери с сыном. С. 98

- Чего ждала мама от сына? (что сын признается)

- Какими словами автор описывает состояние мамы? Сына


- О чём говорят слова… (Несмотря ни на что любят друг друга)


  • Крепко обнял её за шею

  • Я перебил её, торопясь и заикаясь…

  • прижалась губами к моему лбу

  • лицо у мамы стало розовым, даже шея и уши порозовели.



- Какие чувства испытывает мальчик? (страх, стыд, любовь к маме)

- Какие чувства испытывает мама? (огорчение, гнев, злость, любовь к сыну).


Мы видим с вами как герои переживают случившееся

Слайд 5


- О ком можно сказать «без вины виноватый»?

(О Буме)


- Давайте понаблюдаем, как собака ведёт себя в сложившейся ситуации? Прочитайте отрывок на с. 99. и выберите слова, которые описывают поведение Бума.

- Какие слова выбрали? (ответы детей)

- О чём они говорят?

(О том, что собака была взволнована, не понимала, что происходит, нервничала)

Домашние животные – наши друзья. Они тоже переживают и мы должны не забывать об этом.

V. Физкультминутка


Мы продолжаем работу с текстом. Прочитаем отрывок на с 99-100

Слайд

  • С каждым часом на сердце становилось всё тяжелее

  • Мурашки пробегали по спине

  • Я не сознался сразу, обманул, и теперь с каждым часом моя вина становилась всё больше

- Что же такое происходит с мальчиком? Какое дать определение его состоянию?

(Мучает совесть)


  • Стояла у окна и смотрела на нас


Как ведёт себя мама всё это время?

  • Я не боялся наказания

- С какой целью чаще всего человек обманывает? (Чтобы избежать наказания)

Найдите строчку, в которой говорится, что мальчик не боялся наказания …. Так почему же он обманул маму?


-Мы проследили, как писательница описывает действия героев.

А сейчас я хочу обратить ваше внимание на описание природы в рассказе.

-Какие слова вставили дома?


После ужина небо вдруг потемнело, откуда-то выплыли тучи и остановились над нашим домом… За окном было черно. Ветер качал деревья. Всё самое страшное, тоскливое и пугающее собралось для меня за этим ночным окном.

Слайд 8

- Ребята с чем связано такое настроение природы?

(С настроением мальчика) докажите.



-Найдите описание состояния мальчика перед признанием с.101

«Я кусал ногти, утыкался лицом в подушку и не мог ни на что решиться»

На что же не мог решиться герой?

- Читаем дальше со слов … И вдруг …

Почему же всё- таки решился признаться?

Я вам прочитаю следующий отрывок, а вы дайте определение состоянию, в котором находились герои. С.102

VI. Рефлексия.

-Мы с вами подробно проанализировали текст.

-Попробуйте восстановить логическую цепочку происходящего в рассказе, выбрав главные слова.

Работа в группах (дети восстанавливают логическую цепочку по содержанию )

Разбитая чашка

обман

Бум наказан

Мучает совесть

признание

Бум снова в доме

легко на душе

Кто не смог полностью восстановить цепочку?

- Что вставили в первое окошко?

- Я хочу, чтобы вы сейчас попытались из этой цепочки выделить три главных звена, на которых основан этот рассказ – жизненное правило.





Мучает совесть

обман

признание




Какая взаимосвязь между этими понятиями?

(Если ты кого-нибудь обманул, то тебя будет мучить совесть. И только признание может принести облегчение).

Как же узнать живёт совесть в человеке? Чему учит нас этот рассказ?

Домашнее задание.

В. Осеева заканчивает свой рассказ тремя «Почему?»

- Попробуйте дать ответы маме, мальчику, Буму.(Дети сами выбирают, кому будут давать ответ)

Примерные варианты ответов.

Ответ Буму:

- Бум, тебя выгнали во двор, потому что мама хотела показать сыну, что ни в коем случае нельзя перекладывать свою вину на другого, тем более на того, кто не может объяснить и постоять за себя.

Ответ маме:

- Мама, я не сказал тебе правду, потому что думал, что ты очень расстроишься, не хотел тебя огорчать, ведь чашка – это память о папе. Я думал, что если я скажу, что это сделал , то ты не так сильно огорчишься.

Ответ сыну:

Я очень обрадовалась тому, что ты нашёл в себе силы признаться, хотя и видела, как нелегко тебе было. Ты у меня добрый и честный мальчик.

Ответы детей.

Итог урока.





Приложение к уроку





Разбитая чашка



Бум наказан









Бум снова в доме





































Домашнее задание, заданное к данному уроку.

Домашнее задание В. Осеева «Почему?» 1 вариант

1. Найти слова, выражения, которые определяют душевное состояние мамы. Для этого перечитайте: с. 97-102.


2. Прочитайте отрывок описания природы на с.100-101 и вставьте пропущенные слова.


После ужина небо вдруг __________________, откуда-то _____________ ____________ и _________________ над нашим домом.

……………………………………………

За окном было __________. Ветер качал деревья. Всё самое ______________, _______________ и ______________ собралось для меня за этим ночным окном. И в этой ________________ сквозь шум ветра я различал голос Бума.


Домашнее задание В. Осеева «Почему?» 2 вариант

1. Найти слова, выражения, которые определяют душевное состояние мальчика.

Для этого перечитайте: с. 97-102.


2. Прочитайте отрывок описания природы на с.100-101 и вставьте пропущенные слова.


После ужина небо вдруг __________________, откуда-то _____________ ____________ и _________________ над нашим домом.

……………………………………………

За окном было __________. Ветер качал деревья. Всё самое ______________, _______________ и ______________ собралось для меня за этим ночным окном. И в этой ________________ сквозь шум ветра я различал голос Бума.






Домашнее задание, заданное на данном уроке.



- Попробуйте дать ответ Буму.


Ответ Буму:


- Бум, тебя выгнали во двор, потому что….

- Попробуйте дать ответ Буму.


Ответ Буму:


- Бум, тебя выгнали во двор, потому что….





- Попробуйте дать ответ маме от имени сына.


Ответ маме:


- Мама, я не сказал тебе правду, потому что….



- Попробуйте дать ответ маме от имени сына.


Ответ маме:


- Мама, я не сказал тебе правду, потому что….



- Попробуйте дать ответ сыну от имени мамы.



Ответ сыну:


Я очень обрадовалась тому, что…




- Попробуйте дать ответ сыну от имени мамы.



Ответ сыну:


Я очень обрадовалась тому, что…


- Попробуйте дать ответ сыну от имени мамы.


Ответ сыну:


Я очень обрадовалась тому, что…



- Попробуйте дать ответ маме от имени сына.


Ответ маме:


- Мама, я не сказал тебе правду, потому что….





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!