МБОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа»
Урок литературного чтения
2-А класс
Тема урока: К.И. Чуковский «Федорино горе»
Учитель начальных классов
Калныня Светлана Викторовна
24.01.2023г.
Цель: продолжить знакомство с жизнью и творчеством К.И.Чуковского,
познакомить учащихся с произведением “Федорино горе”.
Задачи урока:
Образовательная: познакомить учащихся с авторской сказкой «Федорино горе», совершенствовать такие качества чтения, как правильность, беглость, гибкость и выразительность.
Развивающая: развивать и обогащать речь учащихся, развивать образное и ассоциативное мышление, тренировать навык осмысленного и выразительного чтения, рассуждать о прочитанном.
Воспитательная: воспитывать интерес к чтению, любви, добра и радости общения на основе произведений автора, ответственное отношение к труду.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: научится читать выразительно, отражая настроение героев стихотворения; научится воспринимать на слух художественный текст; осмысливать произведение; находить слова, которые с помощью звуков помогают представить образ героя произведения; определять особенности юмористического произведения; рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; объяснять лексическое значение некоторых слов, обращаясь к словарю учебника и толковому словарю; научится отождествлять себя с героями произведения для познания его изнутри.
Личностные: научится проявлять доброжелательность и эмоциональную отзывчивость; осознанно понимать чувства героев произведения, сопереживать им; формулировать оценочные суждения относительно содержания произведения; овладеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Метапредметные:
регулятивные: научиться выполнять действия по намеченному плану в соответствии с установкой учителя, а также по инструкциям, содержащимся в заданиях учебника; проговаривать последовательность производимых действий; формировать умение давать оценку и осуществлять самооценку собственной деятельности.
познавательные: научиться осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий, выделять нужную информацию из текста; устанавливать причинно — следственные связи и строить суждения.
коммуникативные: научиться определять общую цель и тему урока, в соответствии с которыми строить свои высказывания; научиться слушать, в общении — аргументировать свою позицию и ориентироваться на позицию партнера; использовать речевые средства, строить монологическое высказывание, участвовать в диалоге.
Тип урока: комбинированный урок
Методы и формы обучения: Проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный; групповая, фронтальная, парная.
Оборудование: Учебник по литературному чтению 2 класс. Ч. 2 – Климанова Л.Ф., Горецкий
В.Г., Голованова М.В. и др.; презентация по содержанию урока, компьютер, выставка книг К.И.Чуковского, портрет автора, аудиозапись сказки “Федорино горе”, иллюстрации к сказкам К И. Чуковского
Этапы урока
I. Организационный момент
- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Работать на уроке будет веселее, когда у всех замечательное настроение.
II Актуализация знаний
1. Переделкино
- В сорока минутах езды от Москвы, в одном из красивейших уголков Подмосковья – в посёлке Переделкино, среди берёз и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек. С давних пор дети с великой нежностью называли его ласковым именем “Чукоша” Слайд 1 - Переделкино
- Назовите имя этого человека.
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями замечательного детского поэта К.И.Чуковского. Портрет поэта на доске
2. Книги Чуковского
- Учёный, писатель, переводчик, литературовед К.И.Чуковский написал для детей много стихов и сказок. Слайд 2 – Книги Чуковского
- Определите название книги Чуковского по картинке.
3. Интересные факты из жизни Чуковского
- Что это был за человек? Как родились его книжки? Назовите 5 интересных фактов.
1 ученик
Корней – это не совсем имя писателя. По-настоящему его звали Николай Васильевич Корнейчуков. Он из своей фамилии сделал имя и фамилию, и получилось «Корней Чуковский».
2 ученик
Было у Чуковского 4 детей. И часто кто-то из них болел, а то и просто капризничал. И он, чтобы утешить, стал придумывать для своих детей стихи и сказки. Стихи его веселые, легкие, хорошо запоминаются.
3 ученик
Однажды заболел маленький сынишка Корнея Чуковского, а они вместе ехали в ночном поезде. Мальчик стонал, капризничал, плакал. Чтобы развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: Жил да был Крокодил.
Он по улицам ходил
Это первые строки его сказки «Крокодил». Мальчик затих и стал слушать. Утром, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вечернюю сказку. Оказалось, что сынишка запомнил ее всю, слово в слово.
4 ученик
Однажды, работая в своём кабинете, Чуковский услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, не хотела мыться. Писатель вышел из кабинета, взял девочку на руки и тихо сказал:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам
Стыд и срам, стыд и срам.
Так появился «Мойдодыр».
5 ученик
Как-то у Корнея Ивановича было радостное настроение.
Он взбежал, как будто взлетел на крыльях в пустую квартиру и, схватив какой-то бумажный клочок, стал писать веселую поэму о Мухиной свадьбе, причем чувствовал себя на этой свадьбе женихом. Он исписал весь листок, и, не найдя в комнате больше бумаги, сорвал со стены обои и продолжал писать. Так появилась на свет знаменитая сказка « Муха - Цокотуха".
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла»
III. Проверка домашнего задания
1. Клён.
- Хочу рассказать вам ещё один факт о Чуковском. Сейчас в доме в Переделкино находится музей. Здесь все сохранилось так, каким было в последние годы жизни писателя. Слайд 3. Клен в Переделкино
- А еще перед домом растет большой клен. Однажды клен оказался без листьев и все решили, что он погиб. Директор музея в один прекрасный день куда-то исчез и, спустя некоторое время, появился с загадочным лицом и большим количеством поношенных детских башмаков, которые он и повесил на старый клен. После этого дерево вновь покрылось листвой, а приезжающие сюда туристы – дети, могут привезти и оставить на память свой ненужный башмачок.
- И у нас в классе появилось…
А у наших у ворот,
Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное! На доске – Чудо дерево с обувью. Учащиеся снимают картинку ботинка, читают отрывок из стихотворения и дают название произведению.
- Сейчас я предлагаю вам по отрывкам из стихотворений, вспомнить название этих произведений.
2. Чудо - дерево
- «Ох, нелегкая эта работа – из болота тащить бегемота» (« Телефон»)
- «Ехали медведи на велосипеде, а за ними кот задом наперед»(«Тараканище»)
- «И сейчас же брюки, брюки так и прыгнули мне в руки»( « Мойдодыр»)
- «Маленькие дети! Ни за что на свете не ходите в Африку, в Африку гулять!» («Бармалей»)
- « Долго, долго крокодил море синее тушил» (« Путаница»)
- «Солнце по небу гуляло и за тучку забежало. Глянул заинька в окно, стало заиньке темно.» (Краденое солнце)
- «Как у нашего Мирона на носу сидит ворона.
А на дереве ерши строят гнёзда из лапши». ( Чудо-дерево)
- Сапоги скрипят, Каблуки стучат,-
Будет, будет мошкара Веселиться до утра. (Муха-Цокотуха)
- И прибежала зайчиха И закричала: "Ай, ай!
Мой зайчик попал под трамвай! Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай! (Айболит)
- Рыбы по полю гуляют, Жабы по небу летают,
Мыши кошку изловили, В мышеловку посадили. (Путаница)
- То не дождь пошёл из облака И не град,
То посыпался из облака Виноград. (Радость)
- Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела;
Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза (Стрекоза и Муравей) – не подходит (И.А. Крылов)
2. Выразительное чтение стихотворения «Радость». Учебник с.13
- Можно ли это произведение назвать небылицей? Найди подтверждение в тексте.
- Какую важную мысль хотел передать автор? – Посмеяться над необычными ситуациями или Показать, что воображение очень важно.
IV. Мотивация к учебной деятельности
1. Шифр.
- Произведение, с которым мы познакомимся сегодня, зашифровано на доске. У вас есть карточки с буквами. Поставьте каждую букву на своё место (работа в паре).
* на листочках, на столах записаны цифры, перевернув их , получим буквы, из которых соберем название сказки, с которой познакомимся сегодня. Но чтобы узнать его, нам нужно отгадать шифр. Посмотрите, на доске записан код, с помощью которого мы узнаем шифр.
6 3 7 1 2 8 4 1 5 1 2 3
Ф е д о р и н о г о р е
О - 1
И - 8
Н - 4
Д - 7
Ф - 6
Е - 3
Р - 2
Г – 5
- Ребята, прочитаем, какое произведение получилось. («Федорино горе»)
V. Целевой блок
- Какие цели урока мы поставим перед собой? Чем сегодня предстоит заниматься? Чему будем учиться? Для того, чтобы правильно ответить на эти вопросы, используйте слова «помощники»: (карточки – помощники)
Познакомимся… (с произведением К. И. Чуковского «Федорино горе»)
Будем учиться…( выразительно читать, отвечать на вопросы)
Узнаем…( значение незнакомых слов, какой жанр произведения)
Попробуем…( превратиться в актёров)
VI. «Открытие» нового знания.
1. Интересный факт
- Корней Иванович очень любил детей. Летним днем он часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, стихи слагались свободно. Это было «Федорино горе»
2. Первичное восприятие, усвоение и применение нового материала.
- Предлагаю вам послушать голос К.И. Чуковского в мультипликационном фильме. А после мне ответьте: - Какое горе случилось у Федоры. (Мультфильм)
3. Первичная проверка понимания.
– Какое горе произошло у Федоры? (От Федоры сбежала посуда и другие вещи.)
– Почему это произошло? (Посуда уходит из дома, потому что Федора с ней плохо обращалась)
– На какой жанр устного народного творчества похоже это произведение? (На сказку.) Как вы определили? (Коты и посуда человеческим голосом не разговаривают, вещи сами не ходят.)
– Почему автор оживил посуду? (Чтобы проучить Федору; Чтобы она не была больше грязнулей; Так интереснее…)
– Для чего она была написана, как вы думаете? (Для всех, кто не любит убираться в квартире, мыть посуду)
4. Повторное чтение (от звездочки до звездочки)
- Возьмите в руки простой карандаш, чтобы подчеркнуть непонятные слова и выражения. Будьте внимательны!
1. Словарная работа
Сито - предмет с сеткой для просеивания муки.
Корыто - открытая продолговатая ёмкость для стирки.
Кочерга - толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи.
Кадушка - деревянная бочка.
Ушат - небольшая кадка с ушками
Прусаки - рыжие тараканы
2. Мнение
- Как автор относится к Федоре? (осуждает, сочувствует, жалеет)
-А вы как к ней относитесь?
- Чем закончилась сказка? (Федора исправилась. Посуда вернулась.)
- Что говорит самовар в конце сказки? Почему самовар называет героиню по отчеству “Федора Егоровна!” (Простил, уважает, т.к. Федора исправилась.)
-Поэт рассказывает нам о событиях и помогает их услышать. А кто помогает их увидеть? (художник)
-Посмотрите на стр. 15. Какими красками пользуется художник? Почему? (серый, коричневый)
-А теперь откройте последнюю иллюстрацию (стр. 21)
-Какие краски и почему использует художник здесь?
(Всё блестит, сверкает, всё в порядке. Федора моет посуду. Всё нарисовано светлыми красками)
VII. Применение и закрепление теоретических знаний при выполнении практических упражнений
1. Работа в парах (карточки), тест
1) За лопатою …метла Вдоль по улице пошла. 2) Но, как чёрная железная нога Побежала, поскакала …кочерга.. 3) Оттого-то мы от бабы Убежали как от …жабы | 4) Чашки да ложки Скачут …по дорожке 5) И сказала кочерга: «Я Федоре …не слуга 6) Вы подите-ка, немытые, домой, Я водою вас умою …ключевой |
2. Работа в группах
а) чтение-сканирование
- Просмотрите глазами текст и выпишите на листки
1 группа – посуду
2 группа – животных
VIII. Итог урока
- Какая это сказка: шутливая, грустная, серьёзная, весёлая? ( Шутливая, но есть и серьёзный смысл).
- Чему учит писатель? ( Внимательному отношению друг к другу. Доброте. Порядку)
- Какую пословицу подобрали бы вы к этой сказке?
«Где труд, там и счастье»,
« Порядок – душа всякого дела»,
«Чистота - залог здоровья».
IX. Рефлексия
- А закончить наш урок я хочу украшением нашего Чудо – дерева.
Если на уроке вам было легко и всё понятно, то на дерево можно повесить зелёные башмаки.
Если были – затруднения, то – жёлтые.
А если, на уроке вам было тяжело, ничего не получалось, то это сигнал опасности – красный цвет!
X. Оценки за урок
XI. Домашнее задание
- Мы продолжим работать над произведением «Федорино горе» на следующем уроке. Выразительное чтение с.15-21.