СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения. 2 класс. К.И. Чуковский. "Федорино горе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения. 2 касс. К.И. Чуковский. "Федорино горе"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения. 2 класс. К.И. Чуковский. "Федорино горе"»

МБОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа»









Урок литературного чтения



2-А класс

Тема урока: К.И. Чуковский «Федорино горе»




Учитель начальных классов

Калныня Светлана Викторовна









24.01.2023г.





Цель: продолжить знакомство с жизнью и творчеством К.И.Чуковского,

познакомить учащихся с произведением “Федорино горе”.


Задачи урока:

Образовательная: познакомить учащихся с авторской сказкой «Федорино горе», совершенствовать такие качества чтения, как правильность, беглость, гибкость и выразительность.

Развивающая: развивать и обогащать речь учащихся, развивать образное и ассоциативное мышление, тренировать навык осмысленного и выразительного чтения, рассуждать о прочитанном.

Воспитательная: воспитывать интерес к чтению, любви, добра и радости общения на основе произведений автора, ответственное отношение к труду.


Планируемые образовательные результаты

Предметные: научится читать выразительно, отражая настроение героев стихотворения; научится воспринимать на слух художественный текст; осмысливать произведение; находить слова, которые с помощью звуков помогают представить образ героя произведения; определять особенности юмористического произведения; рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; объяснять лексическое значение некоторых слов, обращаясь к словарю учебника и толковому словарю; научится отождествлять себя с героями произведения для познания его изнутри.

Личностные: научится проявлять доброжелательность и эмоциональную отзывчивость; осознанно понимать чувства героев произведения, сопереживать им; формулировать оценочные суждения относительно содержания произведения; овладеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Метапредметные:

  • регулятивные: научиться выполнять действия по намеченному плану в соответствии с установкой учителя, а также по инструкциям, содержащимся в заданиях учебника; проговаривать последовательность производимых действий; формировать умение давать оценку и осуществлять самооценку собственной деятельности.

  • познавательные: научиться осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий, выделять нужную информацию из текста; устанавливать причинно — следственные связи и строить суждения.

  • коммуникативные: научиться определять общую цель и тему урока, в соответствии с которыми строить свои высказывания; научиться слушать, в общении — аргументировать свою позицию и ориентироваться на позицию партнера; использовать речевые средства, строить монологическое высказывание, участвовать в диалоге.



Тип урока: комбинированный урок



Методы и формы обучения: Проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный; групповая, фронтальная, парная.

  1. Оборудование: Учебник по литературному чтению 2 класс. Ч. 2 – Климанова Л.Ф., Горецкий

В.Г., Голованова М.В. и др.; презентация по содержанию урока, компьютер, выставка книг К.И.Чуковского, портрет автора, аудиозапись сказки “Федорино горе”, иллюстрации к сказкам К И. Чуковского


Этапы урока

I. Организационный момент

- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Работать на уроке будет веселее, когда у всех замечательное настроение.


II Актуализация знаний

1. Переделкино

- В сорока минутах езды от Москвы, в одном из красивейших уголков Подмосковья – в посёлке Переделкино, среди берёз и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек. С давних пор дети с великой нежностью называли его ласковым именем “Чукоша” Слайд 1 - Переделкино

- Назовите имя этого человека.

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями замечательного детского поэта К.И.Чуковского. Портрет поэта на доске


2. Книги Чуковского

- Учёный, писатель, переводчик, литературовед К.И.Чуковский написал для детей много стихов и сказок. Слайд 2 – Книги Чуковского

- Определите название книги Чуковского по картинке.


3. Интересные факты из жизни Чуковского

- Что это был за человек? Как родились его книжки? Назовите 5 интересных фактов.


1 ученик

 Корней – это не совсем имя писателя. По-настоящему его звали Николай Васильевич Корнейчуков. Он из своей фамилии сделал имя и фамилию, и получилось «Корней Чуковский».


2 ученик

Было у Чуковского 4 детей. И часто кто-то из них болел, а то и просто капризничал. И он, чтобы утешить, стал придумывать для своих детей стихи и сказки. Стихи его веселые, легкие, хорошо запоминаются.


3 ученик

Однажды заболел  маленький сынишка Корнея Чуковского, а они вместе ехали в ночном поезде. Мальчик стонал, капризничал, плакал. Чтобы развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: Жил да был Крокодил.
Он по улицам ходил

Это первые строки его сказки «Крокодил». Мальчик затих и стал слушать. Утром, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вечернюю сказку. Оказалось, что сынишка запомнил ее всю, слово в слово.


4 ученик

Однажды, работая в своём кабинете, Чуковский  услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, не хотела мыться. Писатель вышел из кабинета, взял девочку на руки и тихо сказал:

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам
Стыд и срам, стыд и срам.

Так появился «Мойдодыр».


5 ученик

Как-то у Корнея Ивановича было радостное настроение.

Он взбежал, как будто взлетел на крыльях в пустую квартиру и, схватив какой-то бумажный клочок, стал писать веселую поэму о Мухиной свадьбе, причем чувствовал себя на этой свадьбе женихом. Он исписал весь листок, и, не найдя в комнате больше бумаги, сорвал со стены обои и продолжал писать. Так появилась на свет знаменитая сказка « Муха - Цокотуха".

Муха, Муха-Цокотуха, 
Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла, 
Муха денежку нашла»

III. Проверка домашнего задания


1. Клён.

- Хочу рассказать вам ещё один факт о Чуковском. Сейчас в доме в Переделкино находится музей. Здесь все сохранилось так, каким было в последние годы жизни писателя. Слайд 3. Клен в Переделкино


- А еще перед домом растет большой клен. Однажды клен оказался без листьев и все решили, что он погиб. Директор музея в один прекрасный день куда-то исчез и, спустя некоторое время, появился с загадочным лицом и большим количеством поношенных детских башмаков, которые он и повесил на старый клен. После этого дерево вновь покрылось листвой, а приезжающие сюда туристы – дети, могут привезти и оставить на память свой ненужный башмачок.

- И у нас в классе появилось…

А у наших у ворот,

Чудо-дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное! На доске – Чудо дерево с обувью. Учащиеся снимают картинку ботинка, читают отрывок из стихотворения и дают название произведению.

- Сейчас я предлагаю вам по отрывкам из стихотворений, вспомнить название этих произведений.


2. Чудо - дерево

- «Ох, нелегкая эта работа – из болота тащить бегемота» (« Телефон»)


- «Ехали медведи на велосипеде, а за ними кот задом наперед»(«Тараканище»)


- «И сейчас же брюки, брюки так и прыгнули мне в руки»( « Мойдодыр»)


- «Маленькие дети! Ни за что на свете не ходите в Африку, в Африку гулять!» («Бармалей»)


- « Долго, долго крокодил море синее тушил» (« Путаница»)


- «Солнце по небу гуляло и за тучку забежало. Глянул заинька в окно, стало заиньке темно.» (Краденое солнце)


- «Как у нашего Мирона на носу сидит ворона.

А на дереве ерши строят гнёзда из лапши». ( Чудо-дерево)


- Сапоги скрипят, Каблуки стучат,-

Будет, будет мошкара Веселиться до утра. (Муха-Цокотуха)


- И прибежала зайчиха И закричала: "Ай, ай!

Мой зайчик попал под трамвай! Мой зайчик, мой мальчик

Попал под трамвай! (Айболит)


- Рыбы по полю гуляют, Жабы по небу летают,

Мыши кошку изловили, В мышеловку посадили. (Путаница)


- То не дождь пошёл из облака И не град,

То посыпался из облака Виноград. (Радость)


- Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела;
Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза (Стрекоза и Муравей) – не подходит (И.А. Крылов)


2. Выразительное чтение стихотворения «Радость». Учебник с.13

- Можно ли это произведение назвать небылицей? Найди подтверждение в тексте.


- Какую важную мысль хотел передать автор? – Посмеяться над необычными ситуациями или Показать, что воображение очень важно.


IV. Мотивация к учебной деятельности


1. Шифр.

- Произведение, с которым мы познакомимся сегодня, зашифровано на доске. У вас есть карточки с буквами. Поставьте каждую букву на своё место (работа в паре).

* на листочках, на столах записаны цифры, перевернув их , получим буквы, из которых соберем название сказки, с которой познакомимся сегодня. Но чтобы узнать его, нам нужно отгадать шифр. Посмотрите, на доске записан код, с помощью которого мы узнаем шифр.

6 3 7 1 2 8 4 1 5 1 2 3

Ф е д о р и н о г о р е


О - 1

И - 8

Н - 4

Д - 7

Ф - 6

Е - 3

Р - 2

Г – 5


- Ребята, прочитаем, какое произведение получилось. («Федорино горе»)



V. Целевой блок


- Какие цели урока мы поставим перед собой? Чем сегодня предстоит заниматься? Чему будем учиться? Для того, чтобы правильно ответить на эти вопросы, используйте слова «помощники»: (карточки – помощники)


Познакомимся… (с произведением К. И. Чуковского «Федорино горе»)

Будем учиться…( выразительно читать, отвечать на вопросы)

Узнаем…( значение незнакомых слов, какой жанр произведения)

Попробуем…( превратиться в актёров)


VI. «Открытие» нового знания.

1. Интересный факт

- Корней Иванович очень любил детей. Летним днем он часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, стихи слагались свободно. Это было «Федорино горе»


2. Первичное восприятие, усвоение и применение нового материала.

- Предлагаю вам послушать голос К.И. Чуковского в мультипликационном фильме. А после мне ответьте: - Какое горе случилось у Федоры. (Мультфильм)


3. Первичная проверка понимания.

– Какое горе произошло у Федоры? (От Федоры сбежала посуда и другие вещи.)

– Почему это произошло? (Посуда уходит из дома, потому что Федора с ней плохо обращалась)

– На какой жанр устного народного творчества похоже это произведение? (На сказку.) Как вы определили? (Коты и посуда человеческим голосом не разговаривают, вещи сами не ходят.)

– Почему автор оживил посуду? (Чтобы проучить Федору; Чтобы она не была больше грязнулей; Так интереснее…)

– Для чего она была написана, как вы думаете? (Для всех, кто не любит убираться в квартире, мыть посуду)


4. Повторное чтение (от звездочки до звездочки)

- Возьмите в руки простой карандаш, чтобы подчеркнуть непонятные слова и выражения. Будьте внимательны!


1. Словарная работа

Сито - предмет с сеткой для просеивания муки.

Корыто - открытая продолговатая ёмкость для стирки.


Кочерга - толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи.

Кадушка - деревянная бочка.

Ушат - небольшая кадка с ушками

Прусаки - рыжие тараканы


2. Мнение

- Как автор относится к Федоре? (осуждает, сочувствует, жалеет)

-А вы как к ней относитесь?

- Чем закончилась сказка? (Федора исправилась. Посуда вернулась.)

- Что говорит самовар в конце сказки? Почему самовар называет героиню по отчеству “Федора Егоровна!” (Простил, уважает, т.к. Федора исправилась.)


-Поэт рассказывает нам о событиях и помогает их услышать. А кто помогает их увидеть? (художник)

-Посмотрите на стр. 15. Какими красками пользуется художник? Почему? (серый, коричневый)

-А теперь откройте последнюю иллюстрацию (стр. 21)

-Какие краски и почему использует художник здесь?

(Всё блестит, сверкает, всё в порядке. Федора моет посуду. Всё нарисовано светлыми красками)



VII. Применение и закрепление теоретических знаний при выполнении практических упражнений


1. Работа в парах (карточки), тест

1) За лопатою …метла

Вдоль по улице пошла.

 

2) Но, как чёрная железная нога

Побежала, поскакала …кочерга..

 

3) Оттого-то мы от бабы

Убежали как от …жабы

4) Чашки да ложки

Скачут …по дорожке

 

5) И сказала кочерга:

«Я Федоре …не слуга

 

6) Вы подите-ка, немытые, домой,

Я водою вас умою …ключевой



2. Работа в группах

а) чтение-сканирование

- Просмотрите глазами текст и выпишите на листки

1 группа – посуду

2 группа – животных


VIII. Итог урока

- Какая это сказка: шутливая, грустная, серьёзная, весёлая? ( Шутливая, но есть и серьёзный смысл).

- Чему учит писатель? ( Внимательному отношению друг к другу. Доброте. Порядку)

- Какую пословицу подобрали бы вы к этой сказке?

«Где труд, там и счастье»,

« Порядок – душа всякого дела»,

«Чистота - залог здоровья».



IX. Рефлексия

- А закончить наш урок я хочу украшением нашего Чудо – дерева.

Если на уроке вам было легко и всё понятно, то на дерево можно повесить зелёные башмаки.

Если были – затруднения, то – жёлтые.

А если, на уроке вам было тяжело, ничего не получалось, то это сигнал опасности – красный цвет!



X. Оценки за урок


XI. Домашнее задание

- Мы продолжим работать над произведением «Федорино горе» на следующем уроке. Выразительное чтение с.15-21.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!