СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-лекция Система освещения и сигнализации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок-лекция Система освещения и сигнализации»



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Л Н Р

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Луганской Народной Республики

"КОМИССАРОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ - АГРОФИРМА"





УРОК - ЛЕКЦИЯ

по учебной практике на тему: "ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ"

Разработал: мастер производственного обучения

МАЙДИК ВАЛЕРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ











ВВЕДЕНИЕ



Современный мир - мир электронной техники, которая помогает, упрощает и облегчает жизнь. Электронной технике для работы необходимо питание, которого иногда не бывает. Наука двигается к тому, что источники энергии становятся портативными, то есть мобильными и переносными. Аккумулятор (далее по тексту АКБ) - является одним из видов портативного источника электрической энергии. Эволюция аккумуляторов шла в ногу с научно техническим прогрессом от более сложного и массивного аккумулятора, к более простому, но мощному. На рынке производители предлагают аккумуляторы с различными техническими характеристиками, различного типа, вида и качества.



Выбор аккумулятора для автомобиля и проведение качественного технического обслуживания, а также правила его правильной эксплуатации всегда являлись актуальной темой для дискуссий среди автомобилистов.



Противоречие. При наличии простых правил ухода и обслуживания, аккумуляторная батарея не вырабатывает установленный срок службы (см. прил.3).



Проблема. Не знание правил эксплуатации, не своевременное и не качественное проведение технического обслуживания аккумулятора сокращают срок службы, который часто не доходит даже до срока гарантии рекомендованного заводом изготовителем.



Тема: «Техническое обслуживание и ремонт аккумуляторных батарей»



Гипотеза. Литий - ионные аккумуляторы самые перспективные в эксплуатации.



Объект исследования: Аккумуляторные батареи для автомобилей.



Предмет исследования: Техническое обслуживание и правильная эксплуатация АКБ.



Цель исследования: Разработка и формирование правил эксплуатации АКБ.



Задачи:



1. Проанализировать последовательность технического обслуживания АКБ.



2. Провести сравнительный анализ различных типов АКБ.



3. Определить преимущества и недостатки различных типов аккумуляторов.



4. Разработать чертеж участка для технического обслуживания и ремонта АКБ, схему АКБ.



Методы исследования:



- анализ и синтез, что позволило на начальном этапе проработать источники по теме выпускной квалификационной работы;



- моделирование, что позволило выстроить модели схем технологической операции технического обслуживания АКБ и участка по ремонту АКБ;



- сравнение - проведение сравнительного анализа нескольких видов АКБ.



ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ



1.1 Устройство и принцип работы аккумулятора



Аккумуляторная батарея - химический источник тока, который после разряда обладает возможностью заряда (преобразования электрической энергии в химическую) путем пропускания через него электрического тока обратного направления.



Принципиально конструкция аккумуляторов остается неизменной: свинцовые пластины и кислота (см. прил.1, рис. 1). Простейший свинцовый аккумулятор состоит из пластмассовой банки, в которую залит электролит (раствор серной кислоты в дистиллированной воде), и двух свинцовых пластин. Поверхности пластин, находящиеся в электролите, покрываются тонким слоем сернокислого свинца, иначе называемым сульфатом свинца. Положительные пластины заполнены активной массой - диоксидом свинца PbO2, отрицательные - свинцовые пластины заполнены активной массой, состоящей из губчатого свинца.



При разряде активная масса положительной и отрицательной пластин переходит в сернистое соединение свинца PbSO4 с выделением воды. Обязательное условие для работы аккумулятора - зарядка, т.е. через него пропускают электрический ток. При прохождении постоянного электрического тока от постороннего источника через аккумулятор, в результате химической реакции на пластине, соединенной с положительным полюсом источника тока, образуется перекись свинца, а на пластине, соединенной с отрицательным полюсом источником тока,- металлический свинец в виде рыхлой губчатой массы. При этом в электролит выделяется серная кислота, которая увеличивающая плотность.



АКБ автомобильные являются источником питания для электроприборов, а также эффективным энергетическим дополнением функции генератора, который в условиях городского цикла не всегда способен вырабатывать необходимое количество энергии. По разновидности аккумуляторы различают кислотные и щелочные.



На сегодняшний день свинцово-кислотные системы наиболее практичны сочетанием пусковой эффективности, надежности и стоимости. Сегодня идет разработка по совершенствованию уже существующих технологий. Примером этого труда являются последние модификации созданных литий - ионных аккумуляторов, которые устанавливаются на электромобили. Ученые делают большие успехи в этой немаловажной и перспективной отрасли науки, так как будущее, несомненно, за автомобилями, ездящими на электротяге. Ввиду не бесконечности запасов нефтепродуктов, и усугубляющейся экологии производство электромобилей несет в себе большой потенциал для мощного развития. В свою очередь это требует создание мощных аккумуляторов. Аккумуляторов имеющих небольшую массу и габариты, но большую емкость, не требующих большого внимания и труда в обслуживании.



1.2 Маркировка аккумуляторной батареи



На каждой батарее в соответствии с требованиями международных стандартов должна быть маркировка, содержащая информацию о напряжении, номинальной емкости, назначении и конструктивном исполнении. Существует типовая маркировка, применяемая на АКБ, выпускаемых в России и Европе.



Маркировка российских АКБ, наносится в соответствии с требованиями ГОСТ 959-91.



Маркировка выполняется по следующей схеме:



6 СТ-60 А1



Ниже в таблице указаны обозначения материалов, применяемых для изготовления АКБ.



Таблица 1 - расшифровка буквенных обозначений



«А»



с общей крышкой



«З»



залитая и заряженная (если ее нет -- батарея сухозаряженная)



«Э»



корпус-моноблок из эбонита



«Т»



моноблок из термопластичной пластмассы



«М»



сепаратор типа микропористая пластмасса из поливинилхлорида



«П»



сепаратор-конверт из полиэтилена



Маркировка батареи так же содержит дополнительные данные (см. прил.1, рис. 1)



ГЛАВА 2. ВИДЫ АККУМУЛЯТОРОВ И ПРАВИЛА УХОДА



2.1 Правила ухода за АКБ



В данной работе рассмотрены две электрохимические системы аккумуляторов, свинцовая (кислотная) и никель-железная (щелочная), а также одна из модификаций современных аккумуляторов для электромобилей.



Кислотные. Данный вид не требуют особого ухода, необходимо лишь своевременно проверять уровень и плотность электролита.



- Приготавливая электролит - серную кислоту вливают в дистиллированную воду. Вливать воду в кислоту недопустимо. Можно, применять снеговую или дождевую воду, которая не стекала с металлической крыши и не была собрана в металлическую посуду.



- Плотность электролита измеряют с помощью ареометра. В колбу забирают необходимое для всплывания ареометра количество электролита. Деление показывает плотность электролита. Ниже в таблице дана рекомендуемая плотность электролита для различных климатических районов.



- Зарядку батареи начинать не ранее чем через 4 ч после заливки электролита, чтобы пластины успели пропитаться электролитом. Откладывать заряд батареи на сутки недопустимо во избежание сульфатации пластин. Зарядка осуществляется с помощью зарядного устройства, например германиевого или селенового выпрямителя, подключенного к осветительной сети. Температура электролита при зарядке не выше 45°С;



- После первой зарядки до установки батареи на автомобиль, а также в случае установки батареи без предварительной зарядки необходимо проверить плотность электролита и привести к норме.



- Уход за батареей заключается в следующем: поддержание чистоты, нормального уровня и плотности электролита, надлежащей заряженности и в предохранении батареи от механических повреждений.



- При понижении уровня электролита доливают дистиллированную воду.



- Не допускать разряда батареи более чем на 50% летом и на 25% зимой; Ежемесячно следует подзаряжать батарею.



Щелочные. За щелочными аккумуляторными батареями требуется меньший уход, чем за кислотными. Срок службы щелочных батарей больше. На работу данного вида в отличие от кислотных меньше влияет тряска, замыкание во внешней цепи не приводит к негодности. Клеммы не требуется часто очищать. При падении аккумулятора электролит не проливается а саморазряд аккумуляторов невелик. Плотность электролита практически не зависит от степени заряженности. Электролитом щелочных АКБ служат растворы едкого калия (КОН) и едкого натрия (NaOH). Номинальное напряжение одного элемента - 1,25В.



- Один раз в год менять электролит. Следить за исправной работой пробок для увеличения срока службы электролита.



- Вливать в аккумуляторы по 2--6 г вазелинового масла, образующего на поверхности электролита защитную пленку.



- Для приготовления электролита использовать дистиллированную воду, но можно также применять снеговую или дождевую воду.



- Растворять щелочь в чистой стальной, чугунной или керамической посуде. Раствор едкого калия плотностью 1,19--1,21 получается при смешении одной весовой части твердого едкого кали в трех весовых частях воды. Электролит в охлажденном состоянии вливают в аккумуляторную батарею. Уровень электролита должен быть выше уровня пластин на 5--12 мм.



- Зарядка производится с учетом, что нормальный зарядный ток щелочного аккумулятора в амперах равен 0,23 его номинальной емкости.



- Слишком малый зарядный ток приводит к потере емкости; ток большой величины не влияет на емкость батареи.



О степени заряженности и окончании зарядки щелочных аккумуляторов в отличие от кислотных нельзя судить по плотности и интенсивности «кипения» электролита. Плотность электролита в щелочном аккумуляторе не изменяется в процессе зарядки и разрядки. «Кипение» электролита может начаться сразу после включения аккумулятора на заряд.



- Уход за щелочными аккумуляторными батареями сводится к содержанию батареи в чистоте и доливке дистиллированной воды.



- Новая батарея, в которую не был залит электролит, хранится в сухом отапливаемом помещении пять лет.



Бывшие в употреблении батареи можно хранить с электролитом и без. Рекомендуется заряженную батарею с электролитом, не используемую в связи с продолжительной стоянкой автомобиля хранить в холодном помещении при температуре 5...10°С.



Литий-ионная. Литий-ионная АКБ (Li-ion) -- тип электрического аккумулятора, который широко распространён в современной бытовой электронной технике и применяется в качестве источника энергии в электромобилях и накопителя энергии в энергетических системах.



Литий-ионный аккумулятор состоит из электродов (катодный материал на алюминиевой фольге, анодного материала на медной фольге), разделенных пористыми сепараторами пропитанными электролитом. Переносчиком тока в литий-ионном аккумуляторе является положительно заряженный ион лития.



Так как данный вид при эксплуатации не требует обслуживания, далее рассмотрены преимущества и недостатки батареи.



Преимущества



- Наибольшая плотность энергии из всех разновидностей аккумуляторов - как объемная, так и весовая



- Напряжение питания на элементе - 3,6В, что в 3 раза выше, чем у NiMH и NiCd аккумуляторов и почти в 2 раза выше, чем для свинцово-кислотных аккумуляторов



- Быстрый процесс заряда батарей - до 90% емкости за 30-40 минут



- Высокий показатель ресурса - не меньше 1000 циклов разряда/заряда



- Низкий показатель саморазряда - до 5% в месяц



-Дружественность окружающей среде - могут утилизироваться без предварительной переработки



Недостатки



- Достаточно быстрое старение аккумулятора - большинство аккумуляторов резко снижают свои характеристики при хранении или использовании более 5 лет



- Высокая стоимость, но над этим параметром усиленно работают китайские производители



- Как и любые аккумуляторы, литий-ионные подвержены старению. При этом скорость деградации существенно ниже, чем у аккумуляторов других электрохимических схем.



-Для массового применения электромобилей требуется создание соответствующей инфраструктуры для подзарядки аккумуляторов («автозарядные» станции).



Литий-ионные аккумуляторы являются самыми перспективными для использования в качестве тяговых батарей для электротранспорта. Технология производства литий-ионных аккумуляторов постоянно совершенствуется, совершенствуются характеристики, уменьшается стоимость производства аккумуляторов. Так что, возможно, литий-ионные аккумуляторы могут стать основным источником питания электромобилей в самом ближайшем будущем.



ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИЯ ТО И РЕМОНТА



В ходе работы проведено анкетирование среди и водителей (см. прил.3, диаграмма 1), результаты, которого показали, что большинство автолюбителей не уделяют должного внимания своей АКБ, не проводят ТО в установленные сроки и вообще не знают устройство и как работает аккумулятор.



3.1 Технологический процесс технического обслуживания



Процесс ТО выполняется в следующем порядке:



1.ЕТО - ежесменное техническое обслуживание, включает проверку качества крепежных соединений, показателя контрольно-измерительного прибора в кабине, наличия или отсутствия видимых повреждений, при необходимости проведения моечно-очистительных работ.



2.ТО - 1 Включает в себя весь перечень операций ЕТО, а также проверку уровня и плотности электролита, при необходимости доведения его до нормы. Осмотр соединения клемм, при необходимости подтяжка и крепление. Поверку заряженности батареи, при необходимости установка на подзаряд.



3.ТО - 2 Помимо работ выполняемых при ЕТО и ТО-1, в объем работ ТО - 2 входят диагностические работы по определению степени разряженности и техническом состоянии как в целом АКБ так и отдельных элементов. С помощью ареометра с поплавком со шкалой проверяют плотность электролита в каждой банке, характеризующей степень разряженности, а с помощью нагрузочных вилок (см. прил.2, рис.3) напряжение на каждом элементе. При сильно окисленных выводах аккумуляторов - выводы необходимо зачистить, смазать тонким слоем смазки типа литол или циатим.



- Поступившие в мастерскую аккумуляторные батареи, требующие только заряда, направляют в зарядное отделение, где устанавливают на стеллаж.



- В новые аккумуляторы заливают электролит, а в бывшие в эксплуатации - дистиллированную воду.



- Затем батареи по электрической емкости подбирают в группы для заряда.



- В конце заряда аккумуляторов корректируют плотность электролита.



- Заряженные АКБ, имеющие на поверхности следы электролита, нейтрализуют 10% раствором кальцинированной соды или нашатырного спирта, протирают насухо ветошью и направляют в отделение хранения. АКБ, требующие ремонта, поступают в приемное отделение, где проверяют их техническое состояние и устанавливают вид ремонта. При некоторых неполадках (облом выводных штырей, трещины в крышке аккумулятора, трещины моноблока, необходимость перезаливки мастики) аккумуляторы направляются в ремонтно-сборочное отделение для устранения неисправностей.



- Из ремонтного отделения батареи направляют в зарядное отделение для заряда или в отделение хранения и выдачи готовой продукции.



- Годные другие детали направляют в ремонтно-сборочное отделение непосредственно на сборку, а детали, имеющие устранимые дефекты, - в ремонт, детали не поддающиеся ремонту выбраковываются и отправляются на утилизацию.



- Негодные межэлементные соединения переплавляют в литейном цеху.



- В ремонтно-сборочном отделении собирают и комплектуют все детали и материалы, необходимые для ремонта АКБ, поступивших из разборочно-сборочного отделения и со склада запасных частей и материалов.



- Отремонтированные аккумуляторные батареи поступают на склад хранения и выдачи готовой продукции или в зарядное отделение.



3.2 Ремонт АКБ



Ремонт подразделяется на текущий и капитальный. При текущем ремонте ремонту подвергаются только те неисправности, которые связаны с нарушениями поверхности крышек, банок, корпуса батареи, восстановлении выводов, замены в целом банок в сборе, заливки мастики.



При капитальном ремонте аккумулятор полностью разбирается, проводится разборка блока электродов, замена неисправных пластин и сепараторов или блока в целом, прессовка в блоки пластин и сборка, ремонт соединительных штырей, а также при необходимости производится весь комплекс мероприятий при текущем ремонте.



Имеется фото некоторых оборудований для ТО и ремонта АКБ (см. прил.2, рис.3).



Ремонт производится в аккумуляторном отделении специализированного центра по ТО и ремонту подвижного состава автотранспорта.



- Перед ремонтом АКБ очищают от пыли грязи и следов оксидов, тщательно проверяют состояние выводов, целостность моноблока, крышки, мастики.



- На поверхности моноблока и крышки не должно быть сколов, трещин, следов подтекания электролита.



- Если у АКБ незначительное повреждение пластмассового корпуса или крышки, то это устраняется без разборки.



- Трещины на корпусе и крышке можно заделать без наложения фрагмента, а только разогретым припоем.



- Если АКБ с поврежденным корпусом хранилась без электролита в поврежденной ячейке более недели, то после ремонта (и заливки электролита в ремонтную ячейку) такую АКБ необходимо подвергнуть двукратному заряду-разряду для восстановления работоспособности ремонтной ячейки. Одной из основных неисправностей, требующих ремонта аккумулятора, является сульфатация пластин - отложение плотного крупнокристаллического налета сернистого свинца.



- Небольшуюсульфатацию пластин устраняют, проведя один или несколько циклов «заряд-разряд». А при сильной требуется капитальный ремонт АКБ.



На втором этапе работы разработана технологическая схема ТО и ремонта АКБ в отделении аккумуляторной любого предприятия по ремонту транспортных средств. В данной технологической карте показана четкая последовательность технологического процесса ремонта АКБ. Данная технологическая карта имеет практическое применение на предприятия.

ГЛАВА 4. РАЗРАБОТКА СХЕМЫ УЧАСТКА ДЛЯ РЕМОНТААККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ



4.1 Аккумуляторные отделения



Техническое обслуживание и ремонт аккумуляторных батарей выполняется в аккумуляторных отделениях (участках, цехах и мастерских), далее по тексту - отделения. Аккумуляторные отделения предназначены для технического обслуживания и текущего ремонта аккумуляторных батарей, связанных с углубленной проверкой технического состояния, зарядкой, заменой сепараторов, перезаливкой мастики, ремонтом соединительных клемм, выводных штырей. В отделении также производится хранение аккумуляторных батарей, снятых с автомобиля и оборотных. Ведется учет работ, выполняемых при техническом обслуживании и ремонте батарей. Персонал состоит из одного или двух квалифицированных специалистов аккумуляторщиков. Для выполнения ТО и ремонта в цехе должно быть соответствующее оборудование (см. прил.6).



Учет поступающих аккумуляторов ведется аккумуляторщиком в специальном журнале. Ниже дана форма образца журнала:



В соответствии с назначением и объемом выполняемых работ в состав аккумуляторного отделения должны входить следующие участки: ремонтный, электролитный (кислотный), зарядный, машинный и подсобные помещения.



Требования к аккумуляторным отделениям



Все отделения мастерской рекомендуется размещать в соответствии с технологическим процессом ремонта и зарядки аккумуляторных батарей.



- Аккумуляторное отделение располагают в помещениях, изолированных от других производственных участков и отделений. Двери, идущие в аккумуляторное отделение, должны плотно закрываться.



- В аккумуляторном отделении должны быть отдельные помещения для приготовления электролита, ремонта и заливки аккумуляторов, а также для зарядки.



- Ремонт, приготовление электролита и зарядки кислотных и щелочных батарей производят в разных помещениях.



- Участки обслуживания и ремонта целесообразно размещать в непосредственной близости от зоны ТО и ремонта, откуда поступают АКБ.



- Аккумуляторное отделение может быть размещено в пяти, четырех, трех помещениях, не менее чем в двух помещениях и, редко, в одном.



Помещения для ТО и ремонта АКБ должны обеспечивать безопасность и рациональное выполнение всех технологических операций при соблюдении санитарно-гигиенических норм и соответствовать санитарным нормам и правилам по охране труда на автомобильном транспорте.



- Для производства работ предусматривается не менее двух помещений, изолированных от других производств и оборудованных стеллажами или верстаками с местной вытяжной вентиляцией. Одно помещение - для ремонта, другое - для зарядки батарей.



- Дверь тамбура для входа в отделение должна открываться наружу.



- У входа в помещение должен быть вывешен плакат с надписью "Аккумуляторная - огнеопасно - курить воспрещено".



- Электрооборудование аккумуляторных отделений должно быть выполнено во взрывобезопасном исполнении.



- Спецодежда слесаря-аккумуляторщика должна храниться отдельно от обыденного и надеваться только на время работы в аккумуляторном отделении.



- Зарядное и электролитное помещение отделяется от машинного, ремонтного и других помещений глухими перегородками от потолка до пола.



- Потолок, стены и перегородки помещений ремонта аккумуляторов и зарядной и приготовления электролита облицовываются керамической кислотоупорной плиткой на кислотоупорном растворе на высоту 1,8 (м).



- Пол ремонтного, зарядного и электролитного помещений должен быть выложен керамической кислотоупорной плиткой на кислотоупорном растворе. Пол выполнять с уклонами к трапам.



- Высота помещений аккумуляторных отделений должна быть не менее 3 (м).



- Ремонтное, зарядное и машинное помещения должны иметь естественное освещение, обеспечиваемое световыми проемами (окна, световые фонари).



- Во всех помещениях должно быть общее и местное освещение.



- Рабочие места должны быть оборудованы местными светильниками.



- Осветительная и коммутационная аппаратура во всех помещениях должна быть герметична и взрывобезопасна.



- Бытовые выключатели должны располагаться вне зарядного участка.



- На рабочее место, где производится плавка и сварка свинца, для отвода выделяющихся газов и паров должны устанавливаются вытяжные колпаки.



- Скорость всасывания вытяжных колпаков должна составлять от 2 до 4 (м/с). Над ваннами слива и приготовления электролита на высоте 1,8 - 2,0 (м) от уровня пола должны быть установлены вытяжные зонты.



- Приточно-вытяжная вентиляция в ремонтном, электролитном и машинном помещениях должна обеспечивать 2 - 2,5-кратный обмен воздуха в час.



- Зарядное помещение (пост) оборудуют приточно-вытяжной вентиляцией, рассчитанной на 6 - 8-кратный обмен воздуха в час.



- В помещениях отделения, кроме местной, должна быть предусмотрена естественная вытяжная вентиляция из верхней зоны помещения.



- Приточная вентиляция должна обеспечивать вентиляцию всего помещения.



- Естественную вентиляцию, то есть открыв окно, нельзя производить при открытых окнах помещений располагающихся над аккумуляторной.



- В температура в помещении должна быть +12..+25C.



- В аккумуляторном отделении должны быть умывальник, мыло, вата в упаковке, полотенце и закрытые сосуды с 5 - 10 % - ным( для кожи тела) и 2 - 3 % - ным ( для газа) нейтрализующими растворами питьевой соды.



- При эксплуатации щелочной АКБ в качестве нейтрализующих растворов применяют соответственно 5..10 % и 2..3 % - ный растворы борной кислоты.



- Умывальник, мыло, вата в упаковке, полотенце должны находиться у входа.



В аккумуляторном отделении запрещается: курить, пользоваться открытым огнем и электронагревательными приборами; совместно хранить и заряжать кислотные и щелочные аккумуляторные батареи; хранить свыше суточной потребности бутыли с серной кислотой и сосуды с щелочью; хранить порожнюю тару; находиться посторонним лицам.



В соответствии с требованиями относящиеся к аккумуляторным отделениям на этом этапе работы разработана план-схема аккумуляторного отделения (см. прил.4, схема), которая может иметь практическое применение на любых предприятиях занимающихся ремонтом или имеющих большой автопарк.



Рассмотрев и изучив правила по выполнению технического обслуживания и ремонта аккумуляторных батарей, правила организации участков по ремонту автотранспортных средств на предприятии, которые имеются в литературе и интернете, учитывая требования правил техники безопасности, был разработан чертеж план-схемы участка по ремонту аккумуляторных батарей. Которая может иметь практическое применение на любом предприятии, где есть необходимость обслуживания аккумуляторных батарей.



4.2 Техника безопасности и охрана труда при работе



аккумуляторный батарея автомобиль обслуживание



- К работам по монтажу свинцовых аккумуляторов допускаются лица не моложе 18 лет, изучившие соответствующие правила и инструктаж по безопасности труда и сдавшие установленные экзамены.



- Перед началом работы проверяется исправность рабочей одежды, а также наличие индивидуальных средств защиты, нейтрализующих растворов.



- Рабочий инструмент, спецодежда, средства защиты, приспособления и вспомогательные материалы должны содержаться исправными, при работе располагаться в удобном и безопасном для пользования порядке.



Защитные средства



Обслуживающий персонал аккумуляторной зарядной станции должен обеспечиваться костюмами из хлопчатобумажной материи с кислотостойкой пропиткой, а для работы при пониженной температуре окружающей среды -- костюмами из грубошерстного сукна.



Защитные и нейтрализующие средства, применяемые при работе с кислотой и аккумуляторными батареями



1.резиновые сапоги



2.раствор нашатырного спирта



3.бак с холодной водой



4.10-%й раствор пищевой соды



5.защитные очки с темными стеклами



6.защитные очки со светлыми стеклами



7.прорезиненный фартук



8.кислото-щелочестойкие перчатки



9.брезентовые нарукавники



- В аптечке должен быть запас нейтрализующих и медицинских средств: двууглекислая (питьевая) сода, марганцевокислый калий, настойка йода, нашатырный спирт, вазелин, а также марлевые тампоны и бинт.



- При техническом обслуживании, разборке и ремонте аккумуляторных батарей во избежание ожогов и загрязнения рук соединениями свинца необходимо надевать кислотостойкий костюм, резиновые сапоги, резиновые химически стойкие перчатки и фартук из кислотостойкого материала.



- Во время приготовления заливочной мастики и заливки аккумуляторных батарей во избежание ожогов следует надевать защитные очки с бесцветными светофильтрами и брезентовые рукавицы.



- Рабочее место для расплавления мастики должно быть оборудовано вытяжной вентиляцией.



- На каждой обрешетке или корзине должен быть нанесен особый красочный ярлык: «Берегись ожога», изготовленный на белой бумаге с цветной синей полоской.



- Кислоту, попавшую на кожу, нужно быстро и обильно смыть водой или отмыть пятипроцентным раствором соды в воде, тогда действие может ограничиться ожогом первой степени (покраснением).



- Электромонтер должен доливать электролит в защитных очках, так как попадание кислоты в глаза может привести к повреждению роговицы глаза. На руки во избежание ожога необходимо надевать резиновые перчатки.



Техника безопасности при работе с серной кислотой и электролитом



При обращении с серной кислотой, приготовлении электролита и заливке аккумуляторных батарей необходимо обязательно надевать кислотостойкий костюм, защитные очки, резиновые перчатки, резиновые сапоги и фартук из кислотостойкого материала.



- хранить кислоту в стеклянных бутылях с притертыми пробками или полиэтиленовых бутылях и канистрах с плотно закрывающимися крышками;



- переносить бутыли с кислотой только вдвоем, в корзинах или деревянных обрешетках (см. прил.2,рис.-3);



- для переливания кислоты из бутылей пользоваться специальным насосом или опрокидывателем:



- приготовлять электролит только в посуде, стойкой к действию серной кислоты (эбонитовой, фаянсовой, керамической );



- стеклянной посудой пользоваться нельзя, так как стекло может лопнуть из-за высокой температуры, возникающей при вливании кислоты в воду;



- при приготовлении электролита всегда вливать кислоту в воду тонкой струей при непрерывном помешивании стеклянной или эбонитовой палочкой. При растворении серной кислоты в воде выделяется большое количество тепла. Если лить воду в кислоту, имеющую (почти в два раза) большую плотность, чем плотность воды, то вода растекается по поверхности кислоты, быстро нагревается, образуя пары, и разбрызгивается.



- Попавшую на кожу или одежду щелочь необходимо быстро удалить и пораженные места промыть 10%-ным раствором борной кислоты.



Категорически запрещается:



- вынимать бутыль с серной кислотой из корзины или обрешетки за горловину;



- переносить бутыли с кислотой без корзины или обрешетки;



- переливать кислоту из бутылей одному человеку без приспособлений;



- вливать воду в кислоту при приготовлении электролита.



Техника безопасности при заряде аккумуляторных батарей



1.Перед началом заряда включают вентиляцию аккумуляторного помещения и убеждается в том, что вентиляция работает. После окончания заряда вентиляция должна продолжать действовать еще 1,5--2 ч.



2.Курить в помещении категорически запрещено.



3.Запрещается осуществлять зарядку одновременно в одном помещении кислотных и щелочных АКБ.



4.Проверять правильность соединения, исправность соединительных проводов, зарядку начинать только после подключения требующих подзаряда батарей.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!