Урок-КВН «На уроках грамоты» 1 класс
УМК «Школа России»
Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твердых и мягких согласных звуков
Цели деятельности педагога: организовать работу по повторению правил обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков; помочь освоить правила работы в команде; создать условия для расширения кругозора, развития чувства товарищества.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают правила обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков; умеют выполнять звуковой анализ слов, составлять модели слов, используя жёлтые фишки и буквы разрезной азбуки.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; структурирование знаний; логические – преобразование слов путём замены буквы; классификация предметов по заданному признаку; сопоставление первых звуков в словах.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).
Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением.
Ход урока
I. Введение в тему урока.
Вы весёлые ребята и не любите скучать.
С удовольствием мы с вами будем в КВН играть!
Учитель – председатель жюри – делит класс учащихся на 2 команды. Результаты каждого конкурса учитель фиксирует на доске.
Пусть острей кипит борьба, сильней соревнование.
Успех решает не судьба, а только ваши знания.
II. Объявление темы и постановка учебной задачи.
– Программа сегодняшнего соревнования:
1. Разминка.
2. Звуковой анализ слов.
3. Словоизменение. Конкурс «Буква за буквой».
4. Конкурс капитанов.
5. Конкурс чтецов «Как хорошо уметь читать!».
6. Конкурс «В гости к нам портфель пришёл».
III. КВН.
1. Разминка. Повторение правила написания гласных букв после твёрдых и мягких согласных звуков.
В букваре живёт семья: Две команды у них есть,
Буквы все – от А до Я. Кажется, они уж здесь.
1-я команда.
– Выложите буквы, которые пишутся после твердых согласных звуков.
2-я команда.
– Выложите буквы, которые пишутся после мягких согласных звуков.
За полный правильный ответ – 2 балла.
2. Звуковой анализ слов.
– Отгадайте загадки и определите слово, звуковой анализ которого вам предстоит выполнить.
1-я команда.
В чёрном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц?
(Мел.)
2-я команда.
Сарафан на сарафане,
Платьице на платьице,
А как станешь раздевать,
Досыта наплачешься.
(Лук.)
Каждая команда выстраивает звуковую модель слова с помощью цветных фишек и букв. После этого осуществляется выступление.
Пример:
– Интонационное выделение на фоне слова и изолированное произношение каждого звука с последующей характеристикой: [н] – твёрдый согласный звук, ставлю жёлтую фишку; второй звук [о] – гласный, ставлю букву о; третий звук [с] – твёрдый согласный звук, ставлю жёлтую фишку.
Далее ученик «читает» слово, ведя указкой по схеме.
Учитель задаёт команде по 3 вопроса:
1. Назвать и дать характеристику первому звуку вашего слова.
2. Интонационно выделить последний звук.
3. Назвать гласный звук в вашем слове.
За каждый правильный ответ – 1 балл.
С. Михалков
3. Конкурс капитанов.
Индивидуальная работа капитанов, команда может оказать помощь, но только один раз.
– Послушайте стихотворение «Катюшки» А. Стройло. Сравните слова «Катюшки» и «катушки». Чем отличается звучание этих слов? (2 балла.)
В деревушке три Катюшки взяли в руки 3 катушки,
Шуре сшили сарафан, сшили дедушке кафтан,
А девчонкам и мальчишкам, всем Андрюшкам и Наташкам
Сшили яркие штанишки, сшили пёстрые рубашки.
4. Классификация предметов по заданному признаку. Конкурс «В гости к нам портфель пришел».
– А сейчас – игра. Я буду рассказывать, как маленький Мишутка собирался в школу, что он с собой брал. Если он взял что-либо такое, что ученику на уроке ни к чему, – хлопайте в ладоши.
Собирался Мишка в класс.
Взял он мёда про запас,
Взял учебники, тетрадки,
Две большие шоколадки,
Положил в портфель пенал,
Ручку, краски, книжку взял.
Положил карандаши
и точилку тоже,
Взял он куклу и волчок
сунул осторожно.
Положил в портфель альбом,
Кисточку, машинки
И блестящий туесок,
полненький малинки.
И, довольный очень, Мишка
Щёлкнул весело замком
И берёзовым леском
В школу побежал вприпрыжку.
– Как вы думаете, умеет ли Мишка собираться в школу? (Не умеет.)
– Он взял много вещей, которые школьнику на уроках не нужны. Отгадайте загадки «Что нужно школьнику».
За правильный ответ – 1 балл
Загадки
Ты в школу ходишь вместе с ним, Ведь он тебе необходим. Пенал, тетрадки с букварём – Всё поместиться может в нём. Что это? (Портфель, ранец.) В этой узенькой коробке Ты найдёшь карандаши, Ручки, перья, скрепки, кнопки – Что угодно для души! (Пенал.) | Самая главная, самая важная, Самая нужная книга для вас, Очень красивая, с буквами разными. А ну, угадайте! Обратно считаю: Три, два, раз! (Букварь.) Если сломан карандаш, Я помощник верный ваш. Я, как врач, его лечу: Быстро, остро заточу. (Точилка.) |
Отгадайте, что за вещица – Острый клювик, а не птица. Этим клювиком она Сеет-сеет семена… Не на поле, не на грядке – На листах твоей тетрадки. (Ручка.) | Я родился длинный очень, А подрос – и стал короче. Я товарищ верный ваш, Ваш помощник… (карандаш). |
Конкурс «Пословица».
– Каждая команда получает приз – пословицу. Пословица – это народная мудрость. Она учит, советует, наставляет, предупреждает. Пословица недаром молвится. Задание командам – объяснить смысл пословицы.
1-я команда: «Век живи – век учись».
2-я команда: «Знание – сила».
За правильный ответ – 2 балла.
6. Подведение итогов урока. Награждение.
Урок – соревнование по русскому языку во 2 классе
УМК «Школа России»
«Звезда грамматики»
Тема урока: «Обобщение знаний о шипящих звуках и написании сочетаний с ними».
Цели урока:
Обобщить знания учащихся о написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.
Совершенствовать практические навыки в написании орфограмм жи - ши, ча - ща, чу – щу, чк, чн
Обогащать словарный запас детей
Прививать любовь к предмету.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; структурирование знаний; логические – преобразование слов путём замены буквы; классификация предметов по заданному признаку; сопоставление первых звуков в словах.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от
собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).
Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением.
Ход урока.
Организация начала урока.
Сообщение темы и цели урока.
Сегодня у нас с вами необычное мероприятие – соревнование. Но соревнования будут единоличными, а не командными. Вы будете соревноваться в быстроте и самое главное в качественном, безошибочном выполнении заданий. Вам предстоит нелегкая борьба. Выиграет тот, кто лучше справится со всеми заданиями.
Успехов вам и пусть победит сильнейший
( Учащиеся, выполняя задания, будут получать звёзды. Победителем станет, набравший максимальное количество звёзд. Он же и получит грамоту «Звезда грамматики».
Основная часть.
Чистописание. Письмо сочетаний: Чу//щу, ча//щ а, чк // чн.
Я тетрадочку открою,
Уголочком положу.
Я, друзья от вас не скрою -
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!
1 конкурс. «Разминка».
На экране запись:
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит-
И под снежной бахромою
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
- Прочитайте выразительно.
- Какими родственными словами можно дополнить слова чародейкою и чудной?
Возможные варианты:
а) Чудной… (чудо, чудесница, …)
б) Чародейкою…(чары, очаровать, чародей, …)
2 конкурс. «Доскажи словечко».
Отлежал себе… (живот).
Потому что сын … (жираф)
Кот живёт у нас на крыше,
А в чулане живут….(мыши)
На дорогах …. (лужи)
Они показывают время
И называются… (часы)
Ча-ча-ча горит в комнате …. (свеча)
Только мать сошла с крылечка,
Села Лена перед …(печкой).
3 конкурс. «Отгадайте, кто это?»
«В чашечке тюльпана на зелёном листочке сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Её так и прозвали… (Дюймовочка)
Девочка хорошая по лесу идёт,
Но не знает девочка, что опасность ждёт.
За кустами светится пара злющих глаз.
Кто-то страшный встретится девочке сейчас.
(Красная Шапочка)
«А эта девочка беленькая, как снежок, и кругленькая, как шарик. Говорит старикам: «Я из вешнего снега скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня… (Снегурочка)
- Какая одинаковая орфограмма объединяет имена этих героинь?
- Какое правило вы вспомнили?
7 конкурс. «Письмо по памяти».
Щука в озере жила,
Щёткой дно она мела,
Щи варила для гостей,
Угощала пескарей.
После записи по памяти, подчеркнуть сочетания в словах.
5 конкурс. «Внимание, на экран!»
Перед учащимися несколько сюжетных картинок, надо отыскать в них предметы, в названии которых встречаются изученные сочетания.
(Лыжи, синички, собачка, снежинки)
(Девочки, чайник, чашка)
(Девочка, подушечка, наволочка, пушистый ковер, ленточка, тапочки)
6 конкурс. «Выборочное письмо».
Учитель читает пословицы, учащиеся выписывают только слова с сочетаниями.
Чай пить – не дрова рубить.
У кольца не ищут конца.
На то и щука в море, чтобы карась не дремал.
Хлеба нет – и корочка в честь.
Живи своим умом, а честь расти трудом.
Хочешь есть калачи — не лежи на печи.
Сам погибай, а товарища выручай.
Без друга в жизни туго.
Подведение итогов. Подсчёт звезд. Награждение победителя грамотой