СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-КВН по творчеству Н.А.Некрасова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня на  заключительном уроке  мы обобщим и систематизируем знания по творчеству Некрасова – поэта-демократа, который всей своей жизнью и музой служил русскому народу, был “отечества достойный сын”.

Просмотр содержимого документа
«Урок-КВН по творчеству Н.А.Некрасова»

Урок-КВН по творчеству Н.А. Некрасова "Я лиру посвятил народу своему…" Литература 10 класс



Слайд 1.

Цель урока: развитие познавательного интереса к наследию Н.А.Некрасова через творческую деятельность учащихся, воспитание внимательного, чуткого отношения к слову в процессе работы над текстами.

Задачи урока:

- формирование нравственных и духовных ориентиров учащихся.

- раскрытие творческого потенциала школьников.

- воспитание любви к литературе, языку, художественному слову

Оборудование: мультимедийный проектор, колонки, презентация к уроку, иллюстрации учащихся к произведениям Некрасова, карточки, тесты, распечатанные тексты для инсценировки текстов.

Ход урока 1. (2мин.) Вступительное слово учителя. (Слайд 2)

Сегодня на заключительном уроке мы обобщим и систематизируем знания по творчеству Некрасова – поэта-демократа, который всей своей жизнью и музой служил русскому народу, был “отечества достойный сын”. 10 декабря исполнилось 190 лет со дня рождения Николая Алексеевича Некрасова – великого русского поэта. Из поэтов прошлого Некрасов особенно близок нам. С его поэзией нашу эпоху много связывает и сегодня. И не случайно некрасовская традиция так ощутима в творчестве многих поэтов. О значении его поэзии для жизни писал ярославский поэт И. Смирнов. (Слайд 3)

И через век он с нами –
Каждым словом,
Необходимый сердцу и уму.
Он и сейчас для нас
Правофланговый
В служении народу своему.

Уч.: Урок мы проведем необычно в форме игры КВН. Вперед, веселые и находчивые! Жюри будет оценивать ваши ответы. Состав жюри:

Итак, начинаем. Пусть победит сильнейший.

Представление команд

Направо от нас команда Правдоискатели, налево – сеятели.

Девиз команды «Правдоискатели»- Доля народа, счастье его, Свет и свобода, Прежде всего. Девиз команды «Сеятели» Сейте разумное, доброе, вечное, Сейте! Спасибо вам скажет сердечное Русский народ...

2.(3мин.) Внимание команды начинаем «Литературную разминку»

Уч.: Каждой команде поочередно задам по 4 вопроса по творчеству Некрасова. По отрывкам определите, из какого они произведения. На каждый ответ дается -30 секунд.

И прежде чем мы перейдем к следующему конкурсу, ответьте на вопрос: Что является источником лирических переживаний во многих стихах Некрасова (Страдания замученных нуждой бедняков). Совершенно верно. Некрасовская муза – страдающая, воспевающая народ, зовущая к борьбе, протестующая, сочувствующая народу .

Итак, вам отрывок из стихотворения «Правдоискатели»,.......... «Сеятели».



«Правдоискатели» «Сеятели»

1) Не без добрых душ на свете -
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете -
Сон свершится наяву!

“Школьник”(Слайд 4)

А) Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели.

“Несжатая полоса”

(Слайд 4)

Б) Стой, ямщик! Жара несносная,
Дальше ехать не могу!
Вишь, пора-то сенокосная -
Вся деревня на лугу.

“Песня Еремушке” (Слайд 5)

Б) Бесполезно плакать и молиться,
Колесо не слышит, не щадит:
Хоть умри – проклятое вертится,
Хоть умри – гудит-гудит-гудит!

“Плач детей (Слайд5)”

В) Я свой век загубил за девицу-красу,
За девицу-красу, за дворянскую дочь.

“Огородник” (Слайд 6)

В) Однажды, в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.

“Крестьянские дети” (Слайд 6)

Г) Погубили ее господа,
А была бы бабенка лихая!

“В дороге” (Слайд7)

Г) Шумит тростинка малая,
Шумит высокий клен…
Шумят они по-новому,
По-новому, весеннему…

“Зеленый шум”(Слайд 7)

Уважаемое жюри, можете ли вы определить результаты разминки? Итак, счет: ....... 4.(10мин.) Объявляю следующий конкурс - Конкурс чтецов. (Слайд 8) Каждый из учащихся подготовил стихотворение наизусть, давайте им предоставим слово, а жюри подведет итог творческого конкурса.

( Выступают все учащиеся по очереди из каждой команды. В конкурсе могут участвовать и болельщики. Отрывки из стихотворений, или стихотворения, должны быть небольшие по объему).

Уважаемое жюри, вам слово. Счет: .........

Ребята, ответьте на такой вопрос. С кем из писателей сотрудничал Некрасов?

(Л.Толстой, Ф.Достоевский, Н.Чернышевский, Н.Добролюбов)

Не случайно я задала вам этот вопрос. Следующий конкурс нашего урока называется.

5.(2мин.)Конкурс дуэлянтов и секундантов.

Начинает команда «Правдоискатели» Вы задаете вопрос команде «Сеятели», они отвечают, а затем вопрос команды «Сеятели» и ваш ответ. Команды готовы? Итак, стреляйте «Правдоискатели».

Примерный вариант вопросов для “дуэли”.

Правдоискатели Сеятели

А) Кто был суровым критиком первых стихов поэта и почему?

(В. Г. Белинский. Сб. “Мечты и звуки” получил отрицательную оценку критика, т.к. стихи носили созерцательный характер).

Слайд 9

А) С каким стихотворением Некрасова перекликается содержание картины И. Е. Репина “Бурлаки на Волге”?

(Стихотворение “На Волге””).

Слайд 10

Б) Какое стихотворение у Пушкина, Лермонтова и Некрасова называется одинаково? (“Пророк”).

Слайд 11

Б) Кому посвящал Некрасов свои первые стихотворные опыты? (Матери Елене Андреевне).

В) Какое стихотворение Некрасова посвящено Н. В. Гоголю? (“Блажен незлобивый поэт…”)

Слайд 12

В) Издателем какого журнала стал Н. А. Некрасов с 1847 года? (“Современник”). Слайд 13

Г) Как называется стихотворение в прозе И. С. Тургенева, где он рассказал о своей последней встрече с умирающим Некрасовым? (“Последнее свидание”).

Слайд 14

Г) Какое стихотворение Некрасова явилось поэтической декларацией против поэтов “чистого искусства”? (“Вчерашний день часу в шестом…”)

В конкурсе «Дуэлянтов и секундантов побеждает команда.... 6.(1мин.) Следующий конкурс – конкурс капитанов

В двух конвертах находятся задания для капитанов – разрезанные на отдельные слова строки некрасовских стихов. Их необходимо собрать и прочесть. Кто быстрее и правильнее? А остальные участники болеют за своих капитанов.

1 конверт

2 конверт

Кто живет без печали и гнева,

Иди в огонь за честь отчизны,

Тот не любит отчизны своей.

За убежденье, за любовь!


Первыми были.... 7.(2мин.) Следующий конкурс называется «Конкурс художников»

Каждая команда получила равноценное домашнее задание: на большом листе бумаги нарисовать иллюстрацию к стихотворению Некрасова. “Художники” защищают свои рисунки, оживляя сообщения выразительным чтением отрывков к иллюстрациям. Первая команда подготовила рисунок к поэме “Мороз, Красный нос”, соответствующий строчкам

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?

Вторая команда – к поэме «Кому на Руси жить хорошо», соответствующий строчкам:

Осанистая женщина,

Широкая и плотная,

Лет тридцати осьми

Красива; волос с проседью,

Глаза большие, строгие....
(Слайд 16)

Уч.: Очень красивые иллюстрации! Жюри оцените работы юных художников. Подведем итоги конкурса художников.

На уроках литературы мы с вами говорили как велико творчество Николая Алексеевича Некрасова.

Поэт болел за судьбу России и призывал к работе по преобразовании ее в могучую и всесильную страну. И сегодня, когда крестьянский вопрос также актуален, поэма «Кому на Руси жить хорошо» помогает понять, что есть сила в крестьянстве, что Русь сильна своим народом. Именно он сохранил исконно русские традиции, народную мудрость.

Сейчас команды посоревнуются в знаниях поэмы «Кому на Руси жить хорошо» и биографии поэта. Соревнования будут проходить в форме тестов.

8.(5мин.) А конкурс называется «Аукцион знаний» (тесты)

(Приложение)

Уч.:Тематика некрасовских стихов разнообразна. Это и тема поэта и поэзии, тема родины и народа, тема любви.

9.(3мин.) Наш следующий конкурс называется «Конкурс знатоков».

Надо привести в соответствие темы некрасовской лирики с названиями его произведений (1 команда) и указанные художественно-выразительные средства с цитатами из стихотворений поэта (2 команда). Задания подготовлены на отдельных альбомных листах.









Слайд 17, 18 (после выполнения задания).

А) Судьба русской женщины

“Поэт и гражданин”

Назначение поэта

“Я не люблю иронии твоей…”

Тема родины, народа

“Тройка”





Любовная лирика

“Размышления у парадного подъезда”

Б) Олицетворение

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах…а сам с ноготок!

“Крестьянские дети”

Сравнение

Тяжелый год – сломил меня недуг,
Беда застигла, – счастье изменило…
“Тяжелый год – сломил меня недуг…”

Эпитет

Подобно муравью, трудолюбив мужик.
“Кому на Руси жить хорошо”

Литота

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух
усталые силы бодрит…

“Железная дорога”



УЧ.: Молодцы! Задания усложняются. Вам необходимо будет угадать по описанию персонаж из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». 10.(3мин.) Конкурс «Литературный коллоквиум» Узнайте персонажей поэмы по их психологическому портрету: Слайд 19 1.Батрачка безответная На каждого, кто чем- нибудь Помог ей в чёрный день, Всю жизнь о соли думала, О соли пела (……) Стирала ли, косила ли…… (Домнушка, мать Гриши Добросклонова) (Слайд 19 после ответа) Слайд 20 2.Как не просила вотчина, От должности уволился, В аренду снял ту мельницу, А стал он пуще прежнего Всему народу люб…. (Ермил Гирин) (Слайд 20 после ответа) Слайд 21 3.Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь (Гриша Добросклонов) (Слайд 21) Слайд 22 4.Осанистая женщина, Широкая и плотная, Лет тридцати осьми. Красива; волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие… (Матрёна Тимофеевна)( Слайд 22) Слайд 23 5.Нос клювом, как у ястреба, Усы седые, длинные И разные глаза: Один здоровый – светится А левый – мутный, пасмурный, Как оловянный грош! (князь Утятин) (Слайд 23) Слайд 24 6.С большущей сивой гривою, Чай, двадцать лет нестриженной, С большущей бородой Дед на медведя смахивал... (Савелий Богатырь ) Слайд 24

11. Уч. В каком году рассчитывай.
В какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков.

У: Для чего?

(Ответ) Чтобы узнать:
Кому живется весело,
Вольготно на Руси…,

Беседа на основе прочитанного.

У: Какую проблему исследует автор в поэме? (Проблема народного счастья в пореформенной России XIX).

Уч.: Ребята, в следующем задании вы должны будете инсценировать отрывок из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Ну а пока учащиеся готовятся к следующему конкурсу, обращусь к болельщикам. Ответьте на несколько вопросов викторины и получите за правильный ответ сувенир. 11.(1мин.)Конкурс болельщиков.

1. Я рос, как многие, в глуши,
У берегов большой реки…

Где прошло детство поэта? Из какого произведения эти строки? (Село Грешнёво, где прошло детство поэта, находилось на берегу Волги. Стихотворение “На Волге”).

2. И только тот один, кто всех собой давил,
Свободно и дышал, и действовал, и жил…

Из какого произведения эти строки? О ком так пишет Некрасов? (Стихотворение “Родина”. Об отце.)

4. Продолжите из песни «Русь»

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и забитая, Ты и _____ (всесильная)

Матушка –Русь!

5.“Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный?” Кто и по поводу какого стихотворения сказал эти слова Некрасову? (В. Г. Белинский после чтения стихотворения Некрасова “В дороге”).


Приглашаю команду «Правдоискателей» на сцену.... А теперь команда «Сеятелей»

12.(7мин.) Инсценировка отрывков ( Отрывки по ролям необходимо приготовить заранее, для экономии времени)

Команда «Правдоискатели»

(Слайд 25)

В каком году - рассчитывай,
    В какой земле - угадывай,
    На столбовой дороженьке
    Сошлись семь мужиков:

Сошлися - и заспорили:
    Кому живется весело,
    Вольготно на Руси?

За спором не заметили,
    Как село солнце красное,
    Как вечер наступил.
  На лес, на путь-дороженьку
    Глядел, молчал Пахом,
    Глядел - умом раскидывал
    И молвил наконец:

    "Ну! леший шутку славную
    Над нами подшутил!
    Никак ведь мы без малого
    Верст тридцать отошли!
    Домой теперь ворочаться -
    Устали, не дойдем
    Присядем,- делать нечего,
    До солнца отдохнем!.."

    Свалив беду на лешего,
    Под лесом при дороженьке
    Уселись мужики.

 Тем часом птенчик крохотный,
    Помалу, по полсаженки,
    Низком перелетаючи,
    К костру подобрался.
    Поймал его Пахомушка,
    Поднес к огню, разглядывал

 "Постой! мы люди бедные,
    Идем в дорогу дальнюю,-
    Ответил ей Пахом.-


    Ты, вижу, птица умная,
    Уважь - одежу старую
    На нас заворожи!"

    "Чтоб армяки мужицкие
    Носились, не сносилися!" -
    Потребовал Роман.

    "Чтоб липовые лапотки
    Служили, не разбилися",-
    Потребовал Демьян

    "Чтоб вошь, блоха паскудная
    В рубахах не плодилася",-
    Потребовал Лука.


    "Не прели бы онученьки..."-
    Потребовали Губины...

    А птичка им в ответ:
    "Всё скатерть самобранная
    Чинить, стирать, просушивать
    Вам будет...Ну, пусти..."

    Раскрыв ладонь широкую,
    Пахом птенца пустил.

(Слайд 26)

Команда «Сеятели»

Соседнего помещика
    Гаврилу Афанасьича
    Оболта-Оболдуева
    Та троечка везла.

Увидев перед тройкою
    Семь рослых мужиков.
    Он пистолетик выхватил,
    Как сам, такой же толстенький,
    И дуло шестиствольное
    На странников навел:
    "Ни с места! Если тронетесь,
    Разбойники! грабители!
    На месте уложу!.."
    Крестьяне рассмеялися:
    "Какие мы разбойники,
    Гляди - у нас ни ножика,
    Ни топоров, ни вил!"
    -"Кто ж вы? чего вам надобно?"

Эге! какие новости!
    А впрочем, будь по вашему!
    Ну, в чем же ваша речь?.."
    -"Спрячь пистолетик! выслушай!
    Вот так! мы не грабители,
    Мы мужики смиренные,
    Из временнообязанных,

Скажи ж ты нам по-божески,
    Сладка ли жизнь помещичья?
    Ты как - вольготно, счастливо,
    Помещичек, живешь?"

Помещик не без горечи
    Сказал: "Наденьте шапочки,
    Садитесь, господа!"

    "Мы господа не важные,
    Перед твоею милостью
    И постоим..."
     - "Нет! нет!
    Прошу садиться, граждане!"
    Крестьяне поупрямились,


    Однако делать нечего,
    Уселись на валу.
    "И мне присесть позволите?


    Эй, Прошка! рюмку хересу,
    Подушку и ковер!"

Жюри подведет итоги конкурса «Ролевые игры» и всего конкурса в целом.

13.(1мин.)Подведение итогов игры. Победила команда...... Уч.:На стихи Николая Алексеевича Некрасова написано несколько песен. Сейчас мы с вами послушаем песню «Коробушка» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Прослушивание.(1мин.) (Слайд 27) Ребята, прошел урок какой? Мы работали как? Говорили о чем?

14.(3мин.) Заключительное слово учителя.      

    Мы закончили разговор о творчестве Н.А.Некрасова, который, как и герои его поэмы, крестьяне-правдоискатели, хотел найти правду. И ему видится такое счастье для русского народа:

                            Не надо мне ни серебра,

                            Ни золота, а дай Господь,

                            Чтоб землякам моим

                            И каждому крестьянину

                            Жилось вольготно, весело

                            На всей святой Руси!

Слайд 28

Я думаю, что вы еще раз убедились, насколько многогранно творчество Н. А. Некрасова, наделенного огромным талантом, чувством ответственности за судьбу родины, благородным сердцем. Это был певец “любви, свободы, мира и доблести”. Прав был Чернышевский, когда писал: “Такого поэта, как Вы, у нас еще не было”. Рефлексия “Умственные занятия оказывают на человека такое благотворное влияние, какое солнце оказывает на природу; они рассеивают мрачное настроение, постепенно облегчают, согревают, поднимают дух”, – утверждал В. Гумбольдт. Я думаю, что цели урока достигнуты.

На следующем уроке мы будем готовиться к написанию сочинения по творчеству Некрасова. Попытайтесь дома ответить на вопрос. (Вопросы распечатаны) Какие проблемы, поставленные в поэме «Кому на Руси жить хорошо», заставили вас задуматься о жизни и о себе? А стоит ли изучать творчество Некрасова. Почему? Почему народная тема – центральная тема творческого наследия Некрасова? Проведите свое мини-исследование. Слайд 29

Спасибо всем за интересную игру.



Приложения





Дополнительные вопросы

Способна ли поэзия Некрасова согреть душу человека сегодня, есть ли в ней то «вечное и прекрасное», что составляет суть истинного искусства?» Для направления деятельность можно конкретизировать вопрос в виде ряда тезисов «Есть мнение…»

  1. Есть мнение, что поэзия Н.А.Некрасова устарела, осталась в прошлом и не может вызвать интереса у сегодняшнего читателя».

  2. Есть мнение, что Некрасов отказался от светлых сторон жизни и поэзии: как можно писать о радости и счастье, о природе и любви, когда бедствует народ.

  3. Есть мнение, что Некрасов стал поэтом «мести и печали» и попытался соединить любовь и ненависть, и его стихи переполнены злобой, а вместо любви выходит сентиментальность.

  4. Есть мнение, что стихи Некрасова – это газетная поэзия, репортаж в стихах.



Тест по биографии Н.А. Некрасова

1) Где располагается музей-усадьба поэта (с 1947 года).

а) Михайловское

б) Тарханы

в) Карабиха

г) Спасское-Лутовиново

2) По поводу какого стихотворения поэта В.Г. Белинский воскликнул: «Да знаете ли вы, что вы поэт и поэт истинный!»

а) «На Волге»

б) «В дороге»

в) «Калистрат»

г) «Школьник»

3) Отец отправил Николая в Петербург, чтобы он ...

а) поступил в Мединститут

б) выучился на продавца

в) поступил на военную службу

г) стал студентом Университета

4) Что случилось с Николаем Алексеевичем в Петербурге?

а) он женился

б) стал актёром

в) оказался в тяжёлой нужде

г) купил дом

5) Какая главная тема в творчестве Некрасова?

а) природа

б) дворянская жизнь

в) любовь

г) «страдания народа»



Тест по поэме «Кому на Руси жить хорошо»

1. Произведение «Кому на Руси жить хорошо»

а) роман-эпопея

б) рассказ-эпопея

в) поэма-эпопея

г) повесть-эпопея

2) Какое произведение не принадлежит Некрасову:

а) «Железная дорога»

б) «Невский проспект»

в) «Памяти Добролюбова»

г) «Русские женщины»

3) Какую деревню не упомянули в «Прологе» поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?

а) Заплатово

б) Дырявино

в) Неурожайка

г) Безруково

4) Кого искали мужики в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

а) счастливого

б) богатого

в) ученого

г) скатерть-самобранку

5) Кто из животного мира помог мужикам в «Прологе» поэмы «Кому на Руси жить хорошо», подарил им скатерть-самобранку?

а) лисица

б) волк

в) пеночка

г) синичка

6) Кто в поэме счастьем считал «покой, богатство, честь»?

а) помещик Оболт-Оболдуев

б) поп

в) Григорий Добросклонов

г) князь Утятин

7) Действие «Кому на Руси жить хорошо» происходит

а) в Москве

б) в Калинове

в) «в каком селе – угадывай»

г) в Петербурге

8)Черты какого жанра использует Некрасов в «Прологе» «Кому на Руси жить…»?

а) былины

б) песни

в) бывальщины

г) сказа

9) Кто из героев «Кому на Руси жить хорошо» в прошлом был каторжником?

а) Савелий

б) Ермил Гирин

в) Яким Нагой

г) Гриша Добросклонов

10) Какова доля русской женщины, представленная в поэме «Кому на Руси…»

а) женская доля так же тяжела, как мужская

б) женская доля тяжелее мужской

в) женская доля легче мужской

г) женщина вообще никакой доли не имеет

11) Определите стихотворный размер: «Сейте разумное, доброе, вечное…»

а) дактиль

б) хорей

в) анапест

г) ямб

12) Кого Некрасов называет счастливым в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

а) купчину толстопузого

б) Григория Добросклонова

в) попа

г) мужиков

13) Кто из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» прямо не участвует в действии?

а) Савелий

б) Яким Нагой

в) Ермил Гирин

г) Одинцова

14) Кто рассказал о себе:

"Семья была большущая,

Сварливая... попала я

С девичьей холи в ад!

В работу муж отправился,

Молчать, терпеть советовал…»?

а) Матрена Тимофеевна

б) Ненила Власьевна

в) княжна Переметьева

г) старуха старая, рябая, одноглазая

15) О каком персонаже идет речь?

Осанистая женщина,

Широкая и плотная,

Лет тридцати осьми.

Красива; волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

а) проворная Орефьевна, бурмистрова кума

б) Ненила Власьевна

в) княжна Переметьева

г) Матрена Тимофеевна

 

16) Назовите стихотворение Н. Некрасова, посвященное Н. А. Добролюбову

17) Как называется литературное направление, возникшее в русской литературе в 30-40 годы XIX века, стремящееся объективно изобразить окружающую действительность?

 

 





















  1. Вопросы для обсуждения «Пролога»

  2. В чем суть спора между мужиками? Какую клятву дают они в конце «Пролога»? («В домишки не ворочаться… покуда не доведают… кому живется счастливо, вольготно на Руси?»)

  3. Какие фольклорные мотивы появляются в «Прологе»? (Фантастические элементы русских сказок; число семь; народные приметы, связанные с крестьянским трудом и бытом; загадки; очеловечивание мира природы; стилевая манера неторопливого фольклорного повествования и др.)

  4. Какие предметные реалии, названия говорят о тяжелой жизни крестьянина в пореформенный период?

  5. Какова сюжетно-композиционная роль «Пролога» в поэме? Можно ли считать, что «Пролог» — это заявка автора на новое изображение «энциклопедии русской жизни», на этот раз прежде всего жизни народной, крестьянской?

      Вопросы и задания для обсуждения главы «Поп»

  1. Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это?

  2. Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?

  3. Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним?

  4. Какие фольклорные элементы можно заметить в главе?

      Вопросы и задания для обсуждения главы «Сельская ярмонка»

  1. Какие жизненные обстоятельства, по мнению Некрасова, мешали крестьянам быть счастливыми?

  2. Каким вам представляется Павлуша Веретенников? Каков его образ жизни?
    Какие авторские характеристики этого образа вам удалось заметить? Какова его композиционная роль в главе?

  3. Какой смысл автор вкладывает в изображение на ярмарке лавочки «с картинами и книгами»? Каково его отношение к народному просвещению?

  4. Какое настроение вызывает эта глава? Почему, несмотря на невзгоды, русский крестьянин не считал себя несчастным? Какие качества русского мужика восхищают автора?

  5. Как в главе отразился фольклорный колорит поэмы?

Задание 1. Охарактеризуйте образ Павлуши Веретенникова. Чем он занимается и как

помогает крестьянам? Полезна ли его деятельность для угнетенного народа (ч. I, гл. 2, 3)? (Павлуша Веретенников, занимаясь собиранием фольклора, пытается сохранить богатство русской речи, он помогает купить ботиночки внучке Ермила Гирина, но он не способен в корне изменить тяжелую крестьянскую жизнь.)

Задание 2. Охарактеризуйте холопа примерного Якова Верного. Как он выражает свой протест против господ? Какой характер носит его протест? Какова идейно-композиционная роль его образа в поэме? (Холоп примерный Яков Верный способен к открытому протесту против господ и к самопожертвованию, но его протест носит стихийный характер и является лишь эмоциональным откликом на действия барина. Он также не способен кардинально изменить жизнь крестьян.)

  1. Задание 3. Охарактеризуйте облик Кудеяра-атамана из легенды «О двух великих грешниках». Какой аллегорический смысл заключен в легенде о Кудеяре? Какой путь борьбы за свободу народа показывает Некрасов на примере Кудеяра? Как этот образ соотносится с образами «праведников» и «грешников» в литературе XIX века? (В образе Кудеяра автор показывает человека, решившего пойти по пути праведничества, но этот образ неожиданно наделяется чертами протестанта и мстителя. Такое решение показывает сложное отношение Некрасова к образам праведников, автор оправдывает жестокость Кудеяра его стремлением наказать виновника людских несчастий, что соответствует позициям революционных демократов и народников.)







Муниципальное Общеобразовательное Учреждение «Нижнеильиновская средняя общеобразовательная школа»









Урок - КВН по творчеству Н.А.Некрасова «Я лиру посвятил народу своему...»

(Открытый урок литературы в 10 классе. Обобщение и систематизация полученных знаний по творчеству Н.А.Некрасова)









Автор: Колесник Наталья Ивановна,

учитель русского языка и литературы















2016г.

Новое время требует новых подходов в образовании, новых технологий, в том числе и компьютерные, или, как принято сейчас называть, информационно- коммуникационных. Действительно, использование ИКТ на уроках разных учебных дисциплин дает возможность воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный, кинестетический, а значит, способствует эффективному усвоению учебного материала. Цели, преследуемые педагогом, применяющим презентации, могут быть разными. Основная функция презентации – служить наглядным материалом.

Данная разработка урока предназначена для использования на уроке литературы в 10 классе приобобщении и систематизации полученных знаний в ходе изучения творчества Н.А.Некрасова. Для проведения урока потребуется мультимедийный проектор, звуковые колонки, компьютер с программой PowerPoint.



Список использованных ресурсов

1. Н.А. Некрасов. Избранное – М.,1983

2. Н.А. Некрасов. Избранное – М.,1982

3. Л.А. Розанова. О творчестве Н.А. Некрасова – М.,1988

4 . Н.Н. Скатов. «Я лиру посвятил народу своему» – М.,1985

5. Н.И. Якушин. Тропа к Некрасову – М.,1987


6. Библиотека мировой литературы для детей. Москва, изд. "Детская литература",1981 г.
7. Н.П. Андреев. Фольклор в поэзии Некрасова - Журнал "Литературная учеба",1936 г. №7.
8. Елеонский С.Ф. Литература и народное творчество. Пособие для учителей средней школы. Москва, 1956 г.
9. Беседина Т.А. Изучение поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" в школе. Вологда, 1974 г.
10. "Истоки великой поэмы (Н.А. Некрасов "Кому на Руси жить хорошо")". Ярославль, 1962 г.

11) Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Некрасов Н.А. www.km.ru, 2002
12) Некрасов Н.А. Стихотворения. Ставропольское издательство,1975
3)  Чуковский К.И. Некрасов Н.А. в кн. Некрасова Н.А. Стихотворения с 3-30
14) Чуковский К.И. Некрасов Н.А. в кн. Некрасова Н.А. Стихи для детей с 3-12 М., «Детская литература»,1972
15)  Произведения школьной программы в кратком изложении Некрасов Н.А. с 206-207 М., Родин и компания, изд-во Аст,1998

Интернет-ресурсы

1.Сайт» Грамота»//http www gramota ru slovari dic

2.Фотографии:

1. http:// images. Yandex. Ru/ yandsearch? Text=% DO% BA% DO% BO% D1% D1%80 D1%82%DO%B8%DDO%BA%

Самоанализ урока

Целью моего урока являлось развитие познавательного интереса к наследию великого русского поэта Н.А.Некрасова. Через творческую деятельность учащихся, воспитание внимательного, чуткого отношения к слову в процессе работы над текстом.

Задачи: -формирование нравственных и духовных ориентиров учащихся;

-раскрытие творческого потенциала школьников;

-воспитание любви к литературе, языку, художественному слову.

Вопросы и задания были подобраны разной степени сложности: и на развитие логического мышления, и на внимательность, смекалку, на знание текстов поэзии. Дети отвечали с интересом. Учащиеся работали в группах, индивидуально, в парах. Цели урок достиг, так как учащиеся правильно отвечали на поставленные вопросы, были активны.

До учащихся были доведены только строго проверенные в современной науке положения.

Соблюдая принцип наглядности, использовала фотографии, рисунки, карточки, схемы,таблицы.

На уроке наблюдалось преобладание поискового характера познавательной деятельности в сочетании с творческим. Используется личностно-ориентированное обучение, приемы развития критического мышления школьников, осуществлялся деятельностный подход.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!