СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок курса «Смысловое чтение и работа с тестом»: «Изучающее чтение. Приём «кластеры»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект проведённого урока по курсу "Смысловое чтение и работа с текстом" с комментариями к каждому этапу, варианты ответов учеников и описание ситуаций реальных уроков, проведённых по названной теме.

Просмотр содержимого документа
«Урок курса «Смысловое чтение и работа с тестом»: «Изучающее чтение. Приём «кластеры»»

Урок курса «Смысловое чтение и работа с тестом»

«Изучающее чтение. Приём «кластеры»

Конспект проведённого урока с комментариями к каждому этапу, варианты ответов учеников и описание ситуаций реальных уроков, проведённых по названной теме.

Тема: Несплошной текст. Приём «кластеры»

Цель: Научиться использовать приём «кластеры» для создания собственных несплошных текстов.

Технология: Проблемно-диалогическое обучение

Ход урока:

  1. Постановка учебной проблемы:

Посмотрите на слайд и ответьте на вопрос: «Можно ли назвать текстом и первую, и вторую запись?»

В Азии есть три удивительных водоёма. Это Каспийское море, Аральское море и «славное море священный Байкал». Их называют морями, но они являются озёрами, т.к. не имеют сообщения с океаном. Правда, Каспийское и Аральское озёра имеют больше прав называться морями, потому что они солёные, а Байкал – нет.




Примерные ответы учеников1:

- Да, можно, т.к. обе записи представляют одну и ту же информацию, можно понять, о чём идёт речь, глядя и на первую запись, и на вторую.

- Нет, нельзя, т.к. вторая запись просто схема, в ней есть только отдельные слова.

(в сознании пятиклассников ещё не укрепились понятия «сплошной текст» и «несплошной текст», поэтому ответы сильно разнятся, тем более, в начальной школе ребята уже знакомятся с этим приёмом и частично его используют2)

Вопросы учителя:

  1. Задание было одно?

  2. Как получилось, что ответы различны?

  3. Можем мы точно определить, кто прав? Почему? И в первом, и во втором ответе есть своя логика. Может быть, есть разные виды текстов, и мы столкнулись с новым явлением в речи.

  4. Чем две записи похожи? Одна тема, одни слова; вторую запись мы можем назвать иллюстрацией к первой. (в некоторых классах даже могут вспомнить название приёма и слово «кластер» прозвучит)



  1. Формулирование проблемы

Мы сегодня столкнулись с новым видом текста – несплошным текстом, и вы вспомнили (вариант: попытались определить) один из приёмов его создания (вариант: вы назвали приём его создания) «кластеры»

(термин при необходимости вводит сам учитель)

  1. Определите тему урока? Несплошной текст. Приём «кластеры»

  2. Цель: Научиться использовать приём «кластеры» для создания собственных несплошных текстов.

  3. Чтобы раскрыть цель, что нужно сделать? (учитель корректирует высказывания ребят, задачи оформляются на доске)

1. Понять, почему так называется приём, определить термин «кластеры» (в названии термина заключён основной принцип приёма)

2. Вывести принципы построения кластеров

3. Создавать самостоятельно несплошные тексты, используя приём «кластеры»

  1. Поиск решения, открытия нового знания

Вопросы учителя:

  1. Встречались с кластерами ранее?

  2. На что графически похожи кластеры? На кисть (гроздь) винограда

(уместно сопроводить вопрос картинкой для развития наглядно-образного мышления)
























  1. Как переводится слово кластер? (используют словарь) Английское слово cluster – кисть, пучок, гроздь. Значение глагольной формы слова – расти гроздьями или пучками .

  2. Объединив ответы на 2и3 вопросы, сделайте вывод: почему этот приём получает такое название? Информация в несплошном тексте представлена ключевыми словами (смысловыми единицами), они заключены в рамки-кружочки, расположены в определённом порядке и соединены линиями. Внешне похожи на гроздь винограда.

(наглядно-образное представление приёма и расшифровка его названия позволяет в этом возрасте лучше понять сущность приёма и запомнить его определение)

  1. Какую задачу решили? 1-ую

Переходим ко второй (используем подводящий диалог):

  1. Сравните два текста. Какие слова становится «гроздьями» кластера? Ключевые, те, которые несут на себе основную смысловую нагрузку.

  2. Все ли слова одинаковые по смысловой значимости? Нет. Есть слова с общим значением, а есть с конкретные названия.

(в этом месте целесообразно ввести термины «родовое понятие» и «видовое понятие»)

  1. В каком слове заключена тема текста? В слове с родовым понятием, потому что по значению оно крупнее и является общим для других слов)

  2. Что делают слова с видовым понятием? Они указывают, в каком смысловом направлении раскрывается эта тема, т.е. говорят, о чём идёт речь в тексте.

  3. Ограничивается ли кластер двумя смысловыми уровнями? Нет. Смысловые единицы каждого уровня могут иметь при себе дополнительные, поясняющие уже конкретное понятие. Чем больше текст, тем больше уровней будет.

  4. Посмотрите на рисунок. В нём сохранены все смысловые единицы. Можем ли мы сказать, что у нас получился кластер?

Кластер не получился, потому что смешаны уровни смысловых единиц, а главное, не обозначены линии связи между ключевыми словами, т.е. не прослеживается логика изложения мысли.

  1. Если представить схему кластера в виде небесных тел солнечной системы, то как будут выглядеть логические цепочки? Нарисуйте такую систему. Звезда в центре (солнце) - это тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты (крупные смысловые единицы второго уровня) – спутники (смысловые единицы третьего уровня), они соединяются непосредственно с планетами3.

  1. В ходе нашего диалога какую задачу урока мы решили? 2-ую. Мы вывели принципы построения кластеров.

Сверимся с текстом «Как построить кластер». (текст выводится на экран) Есть ли в нем информация, которую мы не затронули в обсуждении? Нет



  1. Развитие умения применить знания

Задание: составьте алгоритм построения кластера: (ребята составляют алгоритм, по мере появления его формулировок на доске (экране) появляются все пункты; учитель корректирует формулировки только с точки зрения речевых и грамматических ошибок)



Итак, чтобы правильно составить несплошной текст, используя приём «кластеры» мы должны действовать по алгоритму:

1 этап - посередине чистого листа пишется ключевое слово или словосочетание, которое является «звездой» (идей, темой).

2 этап - записываем ключевые слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «хаоса» может уточнить учитель).

3 этап - осуществляем систематизацию. Записи объединяем в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт, учитывая родовые и видовые понятия (модель «планета и ее спутники» по уточнению учителя).

4 этап - по мере записи появившиеся слова-гроздья соединяем прямыми линиями с ключевым понятием.

5 этап - у каждого из «спутников» в свою очередь тоже выделяем «спутники», устанавливая новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

  1. Составьте несплошной текст, используя приём «кластеры», опираясь на алгоритм (пункты алгоритма не перечитывать) Исходный текст (текст приведён в Части II, глава 2.1.; на урок берётся первая часть; проверка с оформлением на доске и защитой)

  2. Какую задачу урока мы выполнили? 3-ю: самостоятельно создали несплошной текст, используя приём «кластеры»



  1. Итог урока

Вопросы:

  1. Какие затруднения испытывали в начале урока?

  2. Сейчас есть эти затруднения? В чём?

  3. Д/з: сделав «звездой» (темой кластера) одну из смысловых единиц («планет»), составить продолжение кластера, опираясь на данный текст4.








1 Ответы учеников оформлены в соответствии с речевыми, грамматическими, стилистическими нормами русского языка. Смысл не изменён.

2 Курсивом даны комментарии, которые не включаются в урок, а служат обоснованием или объяснением какого-либо этапа урока.

3 Ответ ученика сопровождался этим рисунком.

4 См. статью «Изучающий текст. Приём «кластеры».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!