Тема: Корни с чередованием –раст,-рос,-ращ
Новое знание (умение):
Задания для пробного действия: предлагаю вам выполнить следующее задание: разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы:
с.довник, р.стение, р.сточек, прил.жить, изл.гать, выр.щенный, в.дяной, выр.с.
Фиксация затруднения: вставляют пропущенные буквы, осознают недостаточность знаний, формулируют тему урока.
В словах « садовник и водяной» есть проверяемая безударная гласная корня. Написание остальных слов вызывает затруднение
Причина затруднения: (Дети не знают, как правильно написать корни с чередованием раст- ращ- рос).
Цель деятельности: развивать орфографическую зоркость, умение использовать алгоритм применения орфографического правила.
Фиксация нового знания ( эталон)
Перед вами правильно написанные слова. Прочитайте их, выделите корень, сравните и выведите явно видимую закономерность в написании
Растение, выращенный, вырос, заросли, Ростислав, расти, растительный, отрасль, Ростов, росток
Обсудить в группе правильное написание слов. Вывести правило написания корней с чередованием. Составить алгоритм.
Задания или типы заданий на актуализацию:
Учитель предлагает написать буквенный диктант (а-о). С помощью ПК показывает правильный ответ
1. Р.сти, выр.сти, выр.с, р.стение
2. Выр.щенный, Р.стов, выр.щу, отр.сль
3. Подр.сла, зар.сли, водор.сли,Р.стислав
4. Р.сток, р.стительный, выр.сли
Задание в формате ЕГЭ
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква
1. Зар.сли, прил.гать
2. Предпол.жение, водор.сли
3. Подр.стать, изл.жение
4. Отр.щивать, ул.жить
Класс:5
Тема раздела: Лексика
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: развивать орфографическую зоркость, умение использовать алгоритм применения орфографического правила.
Предметные результаты: знать правило написания о-а в корнях – раст-ращ-рос; уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарём.
Метапредметные результаты:
познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения своих результатов с эталоном, реального действия и его продукта, осознание качества и уровня усвоения;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Организационный этап урока. Мотивация | Приветствуют учителя |
2.Подведение к теме урока. Целеполагание. Задаёт вопросы учащимся | Отвечают на вопросы |
3. Осознание недостаточности знаний. Предлагает учащимся выполнить задание | Выполняют задание учителя, осознают недостаточность знаний. Определяют учебную задачу |
Предлагает задание для создания алгоритма правила | Работают в группах, обсуждают пути решения проблемы, выводят правило написания корней |
Фиксирует результаты выступлений, задаёт вопросы | Выступление групп. Представление алгоритмов и схем. Запись слов- исключений |
Предлагает учащимся задания с проверкой по эталону | Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону |
Предлагает обобщить изученное на уроке посредством дидактической игры» Ярмарка вопросов» | Выполняют задания, отвечают на вопросы учителя |
Предлагает задание в формате ЕГЭ | Выполняют задание, объясняют орфограммы, выделяют корни с чередованием, графически обозначают орфограммы |
Подведение итогов - определение степени достижения целей, поставленных в начале урока. - Подсчёт баллов , заработанных на уроке. Определение оценки по заявке. - Выявление учащихся, получивших запланированную оценку. Выявление учащихся, получивших оценку ниже ( выше) запланированной; обсуждение причин плана и факта оценки | Рефлексия. Подсчёт баллов, заработанных на уроке |
Заявка на оценку:
«5» – 21 балл и более;
«4» – 17 – 20 баллов;
«3» – 12 – 16 баллов.
Оборудование: презентация, раздаточный материал с заданиями, комплект карточек №№ 1–6, оценочные листы.
План-конспект урока Деятельность учителя | Время, баллы | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент урока | | |
– Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Кто сегодня за урок хотел бы получить оценку «5», поднимите руки, кто «4», кто «3»? Запишите ее в оценочный лист в графе «Хочу получить за урок». Заявка на оценку (слайд 1): | 2 мин | Планируют оценку и фиксируют в оценочном листе |
2.Подведение к теме урока. Целеполагание | | |
Ребята, мы с вами продолжаем наше путешествие по стране «Орфография». С каким важным понятием мы познакомились на предыдущих уроках? Что такое орфограмма? А для чего мы должны изучать орфограммы? Пригодится ли в жизни это качество – быть грамотным человеком? Перечислите, какие вы знаете орфограммы в корне? (перечисляют). С правописанием какого корня мы познакомились на предыдущем уроке? | 3 мин | 1. Мы узнали, что такое орфограмма. 2. Орфограмма-это ошибкоопасное место. 3. Мы изучаем орфограммы, чтобы стать грамотными людьми. 4. Быть грамотным - пригодится в жизни. 5. Мы изучили орфограммы : написание проверяемых, непроверяемых гласных в корне слова. 6. На прошлом уроке изучили правило « Написание чередующихся гласных в корнях лаг – лож» |
3.Практикум. Осознание недостаточности знаний. | | |
Предлагаю вам выполнить следующее задание: разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы: С.довник, р.стение, р.сточек, прил.жить, изл.гать, выр.щенный, в.дяной, выр.с. Все ли справились с заданием? Всё ли вам было понятно в задании? (не совсем, возникли затруднения). Какие затруднения? Почему они возникли? Может, мы чего-то не знаем? (Дети не знают, как правильно написать корни с чередованием раст- ращ- рос). Итак, какова наша с вами учебная задача? Какую цель преследуем на уроке? Что сегодня предстоит нам выяснить? (Дети высказываются, формулируют тему урока). Индивидуальный труд | 3 мин | Вставляют пропущенные буквы, осознают недостаточность знаний, формулируют тему урока. В словах « садовник и водяной « есть проверяемая безударная гласная корня. Написание остальных слов вызывает затруднение |
Простая кооперация | | |
Перед вами правильно написанные слова. Прочитайте их, выделите корень, сравните и выведите явно видимую закономерность в написании Растение, выращенный, вырос, заросли, Ростислав, расти, растительный, отрасль, Ростов, росток Обсудить в группе правильное написание слов. Вывести правило написания корней с чередованием | 2 мин | Каждая группа – самостоятельно определяет, кто будет представлять общее мнение группы на этапе сложной кооперации; – обсуждает правильный ответ; – формулирует выступление |
Сложная кооперация | | |
- Группы готовы представить правильные ответы. Слушайте внимательно. Готовьте дополнения, возражения, проблемные вопросы. - За каждое правильное объяснение написания слов по 1 баллу, за найденные слова- исключения по 1 баллу. Максимально вы можете заработать 10 баллов. Не забудьте зафиксировать баллы, полученные за ответы | 5 мин По 1 баллу | Выступающие записывают слова, выделяют корни, выводят правило написания корней с чередованием. Обращают внимание на то, что написание слов « Ростов, Ростислав, отрасль» не подчиняется общему правилу. |
4.Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону | | |
Учитель предлагает написать буквенный диктант (а-о). С помощью ПК показывает правильный ответ 1. Р.сти, выр.сти, выр.с, р.стение 2. Выр.щенный, Р.стов, выр.щу, отр.сль 3. Подр.сла, зар.сли, водор.сли,Р.стислав 4. Р.сток, р.стительный, выр.сли | 2 мин 0.5 балла за каждое правильно написанное слово | Выполняют работу, объясняют орфограммы |
5.Обобщение темы урока посредством дидактической игры» Ярмарка вопросов» На слайде вы видите вопросы- товары. Купите у меня товар, ответив на эти вопросы: - Что такое орфограмма? -В каких случаях в корнях с чередованием « раст- ращ-рос» пишем букву а и почему? - В каких случаях пишем букву о? - Назовите слова- исключения. - От чего зависит написание гласных в этих корнях? - Можно ли проверить написание данных корней подбором однокоренных слов? | 3 мин 1 балл за правильный ответ | 1.Орфограмма-это «ошибкоопасное» место. Буква, в написании которой мы сомневаемся 2.Перед сочетанием ст и перед буквой щ пишем букву а, а перед согласной с- пишем о. 3. Слова- исключения: Ростов, Ростислав, росток, отрасль. 4. Написание гласных в этих корнях нужно запомнить |
6. Задание в формате ЕГЭ В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква 1. Зар.сли, прил.гать 2. Предпол.жение, водор.сли 3. Подр.стать, изл.жение 4. Отр.щивать, ул.жить | 2 мин. 1 балл | Выполняют задание, объясняют орфограммы, выделяют корни с чередованием, графически обозначают орфограммы |
7. Рефлексия. Подведение итогов - определение степени достижения целей, поставленных в начале урока. - Подсчёт баллов , заработанных на уроке. Определение оценкипо заявке. - Выявление учащихся, получивших запланированную оценку. Выявление учащихся, получивших оценку ниже ( выше)запланированной; обсуждение причин плана и факта оценки | 3 мин | Домашнее задание: 1. Выписать из учебников предложения с изученной орфограммой, графически обозначить Данную орфограмму. 2. Составить задания по типу ЕГЭ |