СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Корни с чередованием"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с ФГОС и критериальным оцениванием.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Корни с чередованием"»

Тема: Корни с чередованием –раст,-рос,-ращ

Новое знание (умение):

Задания для пробного действия: предлагаю вам выполнить следующее задание: разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы:

с.довник, р.стение, р.сточек, прил.жить, изл.гать, выр.щенный, в.дяной, выр.с.

Фиксация затруднения: вставляют пропущенные буквы, осознают недостаточность знаний, формулируют тему урока.

В словах « садовник и водяной» есть проверяемая безударная гласная корня. Написание остальных слов вызывает затруднение

Причина затруднения:   (Дети не знают, как правильно написать корни с чередованием  раст- ращ- рос).  

Цель деятельности: развивать орфографическую зоркость, умение использовать алгоритм применения орфографического правила.

Фиксация нового знания ( эталон)

Перед вами правильно написанные слова. Прочитайте их, выделите корень, сравните и выведите явно видимую закономерность в написании

Растение, выращенный, вырос, заросли, Ростислав, расти, растительный, отрасль, Ростов, росток

Обсудить в группе правильное написание слов. Вывести правило написания корней с чередованием. Составить алгоритм.

Задания или типы заданий на актуализацию:

Учитель предлагает написать буквенный диктант (а-о). С помощью ПК показывает правильный ответ

1. Р.сти, выр.сти, выр.с, р.стение

2. Выр.щенный, Р.стов, выр.щу, отр.сль

3. Подр.сла, зар.сли, водор.сли,Р.стислав

4. Р.сток, р.стительный, выр.сли

Задание в формате ЕГЭ


В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква

1. Зар.сли, прил.гать

2. Предпол.жение, водор.сли

3. Подр.стать, изл.жение

4. Отр.щивать, ул.жить







Класс:5

Тема раздела: Лексика

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: развивать орфографическую зоркость, умение использовать алгоритм применения орфографического правила.

Предметные результаты: знать правило написания о-а в корнях – раст-ращ-рос; уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарём.

Метапредметные результаты:

познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения своих результатов с эталоном, реального действия и его продукта, осознание качества и уровня усвоения;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.



Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный этап урока. Мотивация

Приветствуют учителя

2.Подведение к теме урока. Целеполагание. Задаёт вопросы учащимся

Отвечают на вопросы

3. Осознание недостаточности знаний.

Предлагает учащимся выполнить задание

Выполняют задание учителя, осознают недостаточность знаний. Определяют учебную задачу

Предлагает задание для создания алгоритма правила

Работают в группах, обсуждают пути решения проблемы, выводят правило написания корней

Фиксирует результаты выступлений, задаёт вопросы

Выступление групп. Представление алгоритмов и схем. Запись слов- исключений

Предлагает учащимся задания с проверкой по эталону

Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону

Предлагает обобщить изученное на уроке посредством дидактической игры» Ярмарка вопросов»


Выполняют задания, отвечают на вопросы учителя

Предлагает задание в формате ЕГЭ

Выполняют задание, объясняют орфограммы, выделяют корни с чередованием, графически обозначают орфограммы

Подведение итогов

- определение степени достижения целей, поставленных в начале урока.

- Подсчёт баллов , заработанных на уроке.

Определение оценки по заявке.

- Выявление учащихся, получивших запланированную оценку.

Выявление учащихся, получивших оценку ниже

( выше) запланированной; обсуждение причин плана и факта оценки


Рефлексия. Подсчёт баллов, заработанных на уроке

Заявка на оценку:

«5» – 21 балл и более;

«4» – 17 – 20 баллов;

«3» – 12 – 16 баллов.

Оборудование: презентация, раздаточный материал с заданиями, комплект карточек №№ 1–6, оценочные листы.



План-конспект урока Деятельность учителя

Время,

баллы

Деятельность учащихся

1. Организационный момент урока



– Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Кто сегодня за урок хотел бы получить оценку «5», поднимите руки, кто «4», кто «3»? Запишите ее в оценочный лист в графе «Хочу получить за урок».

Заявка на оценку (слайд 1):


2 мин

Планируют оценку и фиксируют в оценочном листе

2.Подведение к теме урока. Целеполагание



  Ребята, мы с вами продолжаем наше путешествие по стране «Орфография».

С каким важным понятием мы познакомились на предыдущих уроках?

 Что такое орфограмма?

А для чего мы должны изучать орфограммы?

Пригодится ли в жизни это качество – быть грамотным человеком?

Перечислите, какие вы знаете орфограммы в корне? (перечисляют). С правописанием какого корня мы познакомились на предыдущем уроке?


3 мин

1. Мы узнали, что такое орфограмма.

2. Орфограмма-это ошибкоопасное место.

3. Мы изучаем орфограммы, чтобы стать грамотными людьми.

4. Быть грамотным - пригодится в жизни.

5. Мы изучили орфограммы : написание проверяемых, непроверяемых гласных в корне слова.

6. На прошлом уроке изучили правило « Написание чередующихся гласных в корнях лаг – лож»

3.Практикум. Осознание недостаточности знаний.



Предлагаю вам выполнить следующее задание: разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы:

С.довник, р.стение, р.сточек, прил.жить, изл.гать, выр.щенный, в.дяной, выр.с.

 

Все ли справились с заданием? Всё ли вам было понятно в задании? (не совсем, возникли затруднения). Какие затруднения? Почему они возникли? Может, мы чего-то не знаем?  (Дети не знают, как правильно написать корни с чередованием  раст- ращ- рос).  

Итак, какова наша с вами учебная задача? Какую цель преследуем на уроке? Что сегодня предстоит нам выяснить?  (Дети высказываются, формулируют тему урока).

Индивидуальный труд

3 мин

Вставляют пропущенные буквы, осознают недостаточность знаний, формулируют тему урока.

В словах « садовник и водяной « есть проверяемая безударная гласная корня. Написание остальных слов вызывает затруднение

Простая кооперация



Перед вами правильно написанные слова. Прочитайте их, выделите корень, сравните и выведите явно видимую закономерность в написании

Растение, выращенный, вырос, заросли, Ростислав, расти, растительный, отрасль, Ростов, росток

Обсудить в группе правильное написание слов. Вывести правило написания корней с чередованием

2 мин

Каждая группа

– самостоятельно определяет, кто будет представлять общее мнение группы на этапе сложной кооперации;

– обсуждает правильный ответ;

– формулирует выступление

Сложная кооперация



- Группы готовы представить правильные ответы. Слушайте внимательно. Готовьте дополнения, возражения, проблемные вопросы.

- За каждое правильное объяснение написания слов по 1 баллу, за найденные слова- исключения по 1 баллу. Максимально вы можете заработать 10 баллов. Не забудьте зафиксировать баллы, полученные за ответы

5 мин

По 1 баллу

Выступающие записывают слова, выделяют корни, выводят правило написания корней с чередованием. Обращают внимание на то, что написание слов « Ростов, Ростислав, отрасль» не подчиняется общему правилу.

4.Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону



Учитель предлагает написать буквенный диктант (а-о). С помощью ПК показывает правильный ответ

1. Р.сти, выр.сти, выр.с, р.стение

2. Выр.щенный, Р.стов, выр.щу, отр.сль

3. Подр.сла, зар.сли, водор.сли,Р.стислав

4. Р.сток, р.стительный, выр.сли

2 мин

0.5 балла за каждое правильно написанное слово

Выполняют работу, объясняют орфограммы

5.Обобщение темы урока посредством дидактической игры» Ярмарка вопросов»

На слайде вы видите вопросы- товары. Купите у меня товар, ответив на эти вопросы:

- Что такое орфограмма?

-В каких случаях в корнях с чередованием « раст- ращ-рос» пишем букву а и почему?

- В каких случаях пишем букву о?

- Назовите слова- исключения.

- От чего зависит написание гласных в этих корнях?

- Можно ли проверить написание данных корней подбором однокоренных слов?

3 мин

1 балл за правильный ответ

1.Орфограмма-это «ошибкоопасное» место. Буква, в написании которой мы сомневаемся

2.Перед сочетанием ст и перед буквой щ пишем букву а, а перед согласной с- пишем о.

3. Слова- исключения: Ростов, Ростислав, росток, отрасль.

4. Написание гласных в этих корнях нужно запомнить

6. Задание в формате ЕГЭ


В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква

1. Зар.сли, прил.гать

2. Предпол.жение, водор.сли

3. Подр.стать, изл.жение

4. Отр.щивать, ул.жить


2 мин. 1 балл

Выполняют задание, объясняют орфограммы, выделяют корни с чередованием, графически обозначают орфограммы

7. Рефлексия.

Подведение итогов

- определение степени достижения целей, поставленных в начале урока.

- Подсчёт баллов , заработанных на уроке.

Определение оценкипо заявке.

- Выявление учащихся, получивших запланированную оценку.

Выявление учащихся, получивших оценку ниже

( выше)запланированной; обсуждение причин плана и факта оценки


3 мин

Домашнее задание:

1. Выписать из учебников предложения с изученной орфограммой, графически обозначить

Данную орфограмму.

2. Составить задания по типу ЕГЭ





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!