СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-конспект по русскому языку по теме "Лексика. Фразеология". 6 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщенный урок по теме "Лексика. Фразеология".

Просмотр содержимого документа
«Урок-конспект по русскому языку по теме "Лексика. Фразеология". 6 класс.»

Урок-конспект по русскому языку по теме "Лексика. Фразеология". 6 класс.





Цель: обобщить и систематизировать сведения, полученные учащимися при изучении раздела «Лексика и фразеология»; расширить представление о словарном составе русского языка; способствовать обогащению словаря школьников, их общему развитию; совершенствовать орфографический и пунктуационный навыки; знать о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи; усвоить структуру и семантику фразеологизмов; уметь употреблять их в речи с целью её обогащения.



Задачи урока: формирование умения употреблять слова в соответствии с их лексическими значениями, использовать с целью обогащения речи; воспитание потребности красиво, грамотно, эмоционально говорить и писать; научить распознавать фразеологические обороты; выявить их эмоционально – выразительные достоинства; использовать фразеологизмы в устной и письменной речи.



Планируемы е результаты:


предметные: повторить основные понятия по теме "Лексика"; закрепить знания обучающихся о группах слов в лексике; продолжить формировать умение определять лексическое значение слов; совершенствовать навыки работы со словарями.


Метопредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.



Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.



Форма урока: интеллектуальный марафон.



Методы и формы обучения: наблюдение над языком, эвристический метод, индивидуальная, групповая работа, фронтальная.



Технологии: здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, самодиагностики и взаимодиагностики, проектной деятельности.

Образовательные ресурсы:

http://www.urok.net

http://www.zavuch.info

http://www.intergu.ru

http://festival,1 september.ru/subjects



Ход урока.

1. Организационный момент (3 минуты).

2. Кроссворд (активизация познавательной деятельности). 5 минут.











1.

ж

у

р

а

в

л

и








2.

м

е

г

а





3.

в

и

к

т

о

р



4.

д

о

н

с

к

о

й



5.

г

о

л

и

ц

ы

н

ы

6.

с

и

л

и

к

а

т





7.

у

д

а

ч

а





Задания.

1. Одна из достопримечательностей города Котельники. Название мемориального комплекса, посвященный героям Великой Отечественной войны.("Журавли").

2. Крупный торговый центр.

3.В честь этого воина названа церковь, расположенная в районе Белая Дача. (Виктор).

4. Прозвище известного князя. С ним связана одна из легенд о происхождении названия города Котельники. Она гласит, что давным-давно на территории Котельников остановились на отдых воины войска известного князя. Это случилось, когда они направлялись к Куликову полю. И варили они на привале своем кулеш в котлах. Отсюда произошло название местности. (Дмитрий Донской).

5. Князья, владевшие селом Белая Дача в 19 веке. (Голицыны).

6. Район города Котельники.

7." Школа.........., на Белой Даче!"- слово из девиза нашей школы.



3. Терминологический диктант (нужно определить слова по лексическому значению и записать их в тетрадь) с последующей  взаимопроверкой. (5 минут)

1. Раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка и его основную единицу — слово. (Лексикология)

2. Словарный запас одного человека ( лексикон); 

3. Слова, одинаковые  по значению и написанию, но совершенно разные по лексическому значению (омонимы);

4. Слова с противоположным лексическим значением (антонимы);

5. Слова, обозначающие одно и то  же,  но с разными оттенками лексического значения (синонимы);

6. Слова, употребляемые жителями той или иной местности ( диалектизмы);

7. Слова, употребляемые только жителями определенной местности (диалектизмы); 

8. Новые слова, возникающие в языке (неологизмы).



4. Взаимопроверка.

У  учеников в тетради  должна получиться запись: лексикология, лексикон, омонимы, антонимы, синонимы, диалектизмы, диалектизмы, неологизмы.



4. Физкультминутка для глаз. (1 минута).



5. Третий лишний: (1 минута)

- красный, багряный, фиолетовый;

- горячий, светлый, обжигающий;

- топор, молоток, акварель;

- колчан, лапти, автобус.



6. Блиц-опрос. (3 минуты).

- На какие группы делиться лексика русского языка? (общеупотребительные, необщеупотребительные).



- Какие группы слов составляют необщеупотребительные? (диалектизмы, профессионализмы, неологизмы, устаревшие слова, фразеологизмы).



- Какие слова называются:

- профессионализмы?

-диалектизмы?

-неологизмы?

- устаревшие слова?

- фразеологизмы?



7.  Распределить слова на 2 группы: устаревшие и неологизмы (задание выполняется по группам). (5 минут).

Слова: Зеница – зрачок глаза (архаизм); ботфорты – высокие сапоги (историзм); принтер – (неологизм); флеш-карта – (неологизм); чело – лоб (архаизм); очи – глаза (архаизм); чипсы – (неологизм); гамбургер – (неологизм); уста – губы (архаизм); дворянин – (историзм); лакей – комнатный слуга (историзм); потчевать – угощать (архаизм); раб – (историзм); ди-джей – (неологизм), ноутбук – (неологизм).



8. Физкультминутка.

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий,

Ногу левую – к груди,

Да смотри – не упади.

А теперь постой на левой,

Будто ты солдатик смелый. –

Два хлопка над головой,

Два хлопка перед собой,

Две руки за спину спрячем

И на двух ногах поскачем.



9. Что это за слова? (Диалектизмы). (3 минуты).



Буряк (свекла), цибуля (лук), гуторить (говорить), кушак (пояс), баской (красивый), голицы (рукавицы), кочет (петух), балка (овраг).



- Ребята, а где эти слова мы можем встретить?



10. Устойчивые выражения. (3 минуты).

1. От стыда у Пети горели уши. 2. После долгого отсутствия есть было нечего, хоть шаром покати. 3. Ребята работали на школьном участке засучив рукава. 4. "Не вешать нос!"- приказал нам капитан.

- Найдите в этих предложениях фразеологизмы.



11. «Я начну, а ты продолжи»:

  • На все руки (мастер).

  • Сесть в (колошу).

  • Бить (баклуши).

  • Держать язык (за зубами).

  • Прочитал книгу (от корки до корку).

  • Куда глаза (глядят).

  • Как ветром (сдуло).

12. "Актерское мастерство".

Стоять на задних лапках.

Не находить места.

Прикусить язык.

Намылить шею.

Ломать голову.

В рот воды набрал.



11. Тестирование:

1. Укажите иностранное слово.

А) береза

Б) грустный

В) ветеран

Г) лес



2. Какое слово является устаревшим?

А) приказчик

Б) ручка

В) береза

Г) отрывок



3. Найдите профессиональное слово.

А) книга

Б) изобретение

В) стол

Г) зубило



4. Определите диалектное слово

А) картофель

Б) фрукты

В) свекла

Г) бурак



5. Найдите неологизм

А) соревнование

Б) миллениум

В) аппарат

Г) корабль



6. Найдите предложение с фразеологическим оборотом.

А) Иван плохо работал на уроке.

Б) На уроке Иван работал спустя рукава.

В) Иван не выполнил задания.

Г) Иван весь урок бездельничал.



7. Укажите раздел языкознания, изучающий лексику.

А) лексикология

Б) синтаксис

В) фонетика

Г) фразеология



8. В каком предложении можно употребить фразеологизм «от корки до корки»?

А) Оля чувствует себя на катке хорошо.

Б) Ученик прочитал книгу до конца.

В) Смерть Кощея бессмертного находилась на конце иглы.

Г) Ира сильно покраснела.



9. Как в толковом словаре указывается, что слово диалектное?

А) перен.

Б) спец.

В) обл.

Г) устар.





Ключ ответов:

1. В

2. А

3. Г

4. Г

5. Б

6. Б

7. А

8. Г

9. В

10. Б



VI. Подведение итогов.

- О каких разделах русского языка сегодня шла речь? О лексике и о фразеологии.

- О каких понятиях из лексикологии мы сегодня с вами говорили? Об устаревших словах, о диалектных словах, о профессиональных словах, о новых словах, об исконно русских словах.

- Ребята, после нашего урока-игры, как вы думаете – для чего нам нужно изучать лексику русского языка? Для того, чтобы обогащать словарный запас языка, совершенствовать грамматический строй речи, для того, чтобы красиво и правильно говорить.

- А завершит наш урок стихотворение замечательного поэта Николая Рыленкова:

Горят, как жар, слова

Иль стынут, словно камни,-

Зависит от того,

Чем наделил их ты,

Какими к ним в свой час





Задание 10. Конкурс «Актерское мастерство». (5 мин).



Самооценка (баллы) (3 мин)





5 – хорошо помню пройденный материал, успевал выполнять все задания, было легко

4 – не все помню из пройденного материала, успевал, но допускал ошибки

3 – мало что помню из пройденного, не успевал работать с классом, но старался

2 – не помню почти ничего, выполнил только то, что хотел

1 – ничего не помню, ничего не успел



Подведение итогов. (3 минуты).

Вот и подошло к концу наш "Интеллектуальный марафон". Мы повторили и закрепили основные понятия темы «Лексика». Вы молодцы, смогли не только поучаствовать в забеге, но и показать хорошие знания.

Кто же оказался победителем?

Наверно, сегодня каждый из вас достоин награды. А вручить медали предоставляется самым активным участникам Луговой Анфисе, Алешечкину Никите, Руслану уулу Элдосу.

- Для чего нужно использовать в речи синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы? (чтобы сделать нашу речь красивой, выразительной)

Главное, не забывайте: мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом. Он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Счастливого вам пути!



Могучее, чудное слово!..

«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, … блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

К. Г. Паустовский


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!