СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок -конспект по биологии " Пасленовые, общие признаки"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

ознакомить уч-ся с видами паслена, уходза ними.знать особенности паслена.

Просмотр содержимого документа
«Урок -конспект по биологии " Пасленовые, общие признаки"»

  7 кл био Дата______  ТЕМА: Пасленовые. Общие признаки пасленовых. Дикорастущие пасленовые. Паслен. Цель урока: продолжить формировать представление о многообразии цветковых растений     познакомить с отличительными признаками растений  семейства  пасленовые, их многообразием и использованием растет  человеком; учить анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, самостоятельно делать выводы, воспитывать интерес к предмету, воспитывать нетерпимость к  вредным привычкам

Оборудование:  сигнальные карточки, памятки, набор картинок  с изображением растений разных семейств, карточки с признаками однодольных и двудольных растений, муляжи плодов.

                                                                              Ход урока:                                                              1. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания                                                                                                     - Вспомните, на какие две группы делятся цветковые растения? (Цветковые растения делят  на однодольные и двудольные)                                                                                            1. Распределите признаки однодольных и двудольных растений. 

На доске расположены карточки, на которых написаны признаки однодольных и двудольных растений. Ученик распределяет карточки с признаками, проговаривая их.

Однодольные                                                       Двудольные

в семени 1 семядоля                                          в семени две семядоли

мочковатая корневая система                          стержневая корневая система

дуговое и параллельное                                  сетчатое жилкование листьев                                      жилкование листьев

2.   Какой класс  растений мы изучаем в настоящее время? (класс  двудольные)                     3.  С каким семейством  из этого класса мы знакомились на предыдущих уроках? (семейство розоцветные)                                                                                                                   4. Назовите растения, принадлежащие к семейству розоцветные. (Яблоня, груша, слива, вишня, шиповник, роза, лапчатка, сабельник, земляника, малина) 

5. Приведите примеры растений, у которых плоды употребляют в пищу (яблоня, груша, земляника, малина, вишня и т.д.)                                                                                                     7. Приведите примеры растений используемых в медицине (боярышник, сабельник, шиповник, рябина, черёмуха)                                                                                                          8. Назовите цветочно – декоративное растение семейства розоцветные (роза)

  III. Актуализация опорных знаний

  Чтобы узнать с каким семейством  мы будем знакомиться на уроке, нам необходимо разгадать кроссворд.

 1. Хоть жжет его солнце, одет он в суконце,
А сукно золотистое, тонкое и чистое. (Персик)

2. Царицей цветов я зовусь. На вид я прекрасна, нежна,
Но тронешь меня невзначай, почувствуешь, как я сильна. (Роза)

3. На сучке висят шары, посинели от жары. (Слива)

4. Не жил в ягоде жучок, и не кушал червячок,
А сорвал её с куста, глядь - середка вся пуста. (Малина)

5. На лесной полянке –

Красная девица.

Чтоб её увидеть,

Надо поклониться (Земляника)

6. Живёт полезный кустик,
Дотронешься – укусит.
На розу очень я похож,
Колюсь, хотя я и не ёж. (Шиповник)

7. Круглое, румяное
Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко)

8. Долгоножка хвалится: я ли не красавица?
А всего - то косточка да красненькая кофточка. (Вишня)

9. Появились бубенчики - белые горошки,
Распустились колокольчики на зеленой ножке. (Ландыш)

10. Дерево с белоснежными пахучими цветами и вяжущими плодами. (Черемуха)


- Скажите, почему слово ландыш написано в кроссворде буквами другого цвета? (потому что оно не относиться к семейству розоцветные)                                                                       - Прочитайте слово по вертикали и вы узнаете, с каким семейством мы будем знакомиться на уроке. (Пасленовые)                                                                                                                   - Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с  семейством паслёновые, узнаем его общие признаки, познакомимся с представителями растений семейства пасленовые.

IV. Изучение нового материала

  Тема  урока: «  Семейство паслёновые. Общие признаки паслёновых.» 

Название семейства

Жизненные формы растений данного семейства

Особенности строения цветка и соцветия

Типы плодов

Особенности строения корневой системы, стебля, листьев

Представители семейства, использование их человеком

Растения семейства паслёновые пришли к нам из Южной Америки. Их насчитывается   около 3000 видов растений. Жизненные формы паслёновых разнообразны. Большинство растений - травянистые, хотя на родине встречаются кустарники и даже деревья.                  - От какого растения получило название это семейства? (Паслён)     - Знакомо ли вам это растение? Где вы его встречали? (его можно встретить на огородах, в поле)                   - Пробовали ли вы ягоды паслёна? Какие они на вкус?                                                                 - Паслён чаще всего называют поздникой, потому что только в конце лета у него созревают чёрные ягоды. С древних времён паслён использовали в лекарственных целях. Его свежие плоды и сок  листьев применяли для лечения органов пищеварения и кровообращения. Но паслён чёрный очень опасное растение. Оно содержит вещество, которое вызывает отравление у животных и человека. Поэтому в пищу можно употреблять только зрелые плоды паслёна чёрного.  Кроме паслёна к этому семейству относятся:   Картофель   Томат Перец Баклажан                                                                          Почему эти растения объединили в одну группу?                                                                         По какому признаку растения объединяют в семейство? (строение цветка, плода)                   a) Рассмотрите схему цветка паслёна. Найдите  чашечку, венчик, тычинки и пестик.

б)   Подсчитайте число чашелистиков, лепестков венчика, тычинок и пестиков. Запишите формулу цветка в тетрадь.     

 в) Расскажите о строении цветка паслёна, используя рисунок.  

(В  цветке пять чашелистиков, пять лепестков венчика, пять тычинок, один пестик)

- У  семейства паслёновые встречаются растения с   мелкими цветками, собранными в соцветия (паслён, белена, картофель)

 Не редкость и крупные, одиночные цветки (петуния,   дурман) 

- Какие плоды встречаются у паслёновых? (ягода, коробочка

  -  Семя состоит из двух семядолей

Особенности строения корневой системы, стебля, листьев:

8) какая корневая система у паслёновых (стержневая)

9) Стебель у паслёновых …(прямостоячий)

9) Какие листья у паслёновых? (простые, с сетчатым жилкованием)

  - Почему же рассматриваемые растения объединили в одну группу паслёновые?  

Вывод:  изучаемые растения относятся к паслёновые, так как имеют сходные признаки.

1. Первичное закрепление знаний. (Работа с учебником)

Опираясь на таблицу, расскажите о признаках паслёновых растений

Признаки паслёновых

Корневая система

стержневая

Стебель

Прямостоячий

Листья

Простые, с сетчатым жилкованием

Соцветие

Одиночные цветки, кисть

Цветок

5 лепестков,   5 тычинок, 1 пестик

Плод

Коробочка или ягода

Семя

две семядоли

  Скажите, почему паслёновые относятся к классу двудольных ?  

ФИЗМИНУТКА:

- наклоны головы назад, вперёд;

- повороты головы влево, вправо;

- махом левую руку занести за правое плечо, голову повернуть налево, и наоборот…

- быстро поморгайте глазами, закройте глаза и посчитайте до пяти;

- круговые движения глазами вначале вправо, затем влево 2-3 раза в каждую сторону и посмотрели вдаль.

- Для чего люди выращивают эти культуры? (в пищу)

- Каким словом можно назвать растения, изображённые на экране? (овощные) 

 - Чем полезны овощи?  

Верно. В них содержится большое количество полезных для человека веществ.    

1. Картофель. Клубни картофеля не только питательны, но и целебны. В них содержится большое количество минеральных солей, которые способствуют выведению воды и поваренной соли из организма. Крахмал даёт энергию нашему организму.

2.Томат (помидор) содержит множество полезных веществ: витаминов и минеральных солей, а также каротина. Это низкокалорийный диетический продукт, который обладает отличными вкусовыми качествами. Витамины С и А, которые содержатся в плодах томата, укрепляют иммунитет организма и помогают противостоять различным болезням. Особые вещества в томатах улучшают настроение.  Ешьте помидоры и будете всегда бодры и веселы!  

3.Баклажаны полезны людям с заболеваниями сердца и кровеносных сосудов, склонным к накоплению избыточного веса и ожирению. Плоды баклажана снижают уровень сахара в крови, а значит, полезны людям, страдающим сахарным диабетом. Они помогают образованию красных кровяных телец, поэтому их рекомендуют людям страдающим анемией (малокровием).

4.Перец - безусловный лидер по содержанию витамина С. В зрелом красном перце содержится в шесть раз больше витамина С, чем в лимоне. Маленькая долька перца удовлетворит суточную потребность взрослого человека в аскорбиновой кислоте. Болгарский перец богат витамином А, (его там больше, чем в моркови)  который, как известно,  стимулирует рост волос и ногтей, благотворно влияет на состояние кожи, замедляет процесс старения. Особенно важно употреблять сладкий перец в период активного роста, так как витамин А участвует в формировании зубов и костей.    Перец нужно кушать людям склонным к   плохому настроению. Он полезен для людей с заболеванием сердца, печени, для тех, у кого пониженное давление.

Кроме овощных растений в составе семейства есть растения  лекарственные, цветочно-декоративные.

 - Познакомимся ближе с лекарственными и цветочно – декоративными растениями семейства паслёновые. К лекарственным растениям относятся дурман и белена. Растения - ядовиты. Ядовиты все части растений.

Белена растёт по обочинам дорог, на пустырях, во дворах и в огородах, то есть встречается недалеко от тех мест, где живёт человек. Цветки грязно-жёлтого цвета с фиолетовыми прожилками.  Во время цветения от растения идет довольно неприятный запах. Даже животные, у которых гораздо чувствительнее обоняние, обходят белену стороной. Плод – коробочка,  семена по внешнему виду напоминают маковые— мелкие, тёмно-коричневого цвета, появляются в конце лета. Белена — очень ядовитое  растение , причём ядовиты все части растения, особенно семена.  Больше всего страдают дети, которые путают семена белены со съедобными семенами.  Симптомы отравления (спутанность сознания, жар, сердцебиение, сухость во рту, нарушение зрения и др.) проявляются уже через 15—20 минут.

 Дурман. Цветки издают сильный дурманящий запах. Ядовитые вещества содержатся в плодах и семенах. Растения используются в медицине.

Препараты из этих  растений оказывают успокаивающее действие на центральную нервную систему, обладают обезболивающим эффектом.

Ядовитым растением является табак.

- Что изготавливают люди из табака?  (сигареты)

- Какое ядовитое вещество в них содержится? (в них содержится вещество – никотин)

У людей употребляющих табак развивается такое заболевания как рак, у них страдает память, внимание.  

Математики подсчитали…

- каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут;

- каждые 13 секунд умирает человек от заболевания, связанного с курением;

- за год – это 2,5 миллиона человек:

- приблизительно 1,1 миллиарда человек в мире являются курильщиками.

- Коснулась эта проблема и нашей школы … (школьная статистика: учитель приводит данные анкетирования по выявлению детей с вредной привычкой)

  Цветочно-декоративные растения: петуния, душистый табак

- Для чего выращивают цветочно – декоративные культуры? (для красоты)

Они радуют людей прекрасными цветами и неповторимым нежным ароматом.

Мы познакомились с представителями семейства

- О многих растениях, с которыми мы познакомились на уроке, будем говорить на последующих занятиях, научимся выращивать некоторые из них, посеем семена цветов и вырастим цветочную рассаду для пришкольного участка. Пополним портфолио интересными материалами.

V. Закрепление:

- К каким семействам относятся растения изображённые на карточках? (паслёновые и розоцветные)

- К какому классу относятся эти семейства? (к классу двудольные)

VI. Итог:



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!