7 кл био Дата______ ТЕМА: Пасленовые. Общие признаки пасленовых. Дикорастущие пасленовые. Паслен. Цель урока: продолжить формировать представление о многообразии цветковых растений познакомить с отличительными признаками растений семейства пасленовые, их многообразием и использованием растет человеком; учить анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, самостоятельно делать выводы, воспитывать интерес к предмету, воспитывать нетерпимость к вредным привычкам
Оборудование: сигнальные карточки, памятки, набор картинок с изображением растений разных семейств, карточки с признаками однодольных и двудольных растений, муляжи плодов.
Ход урока: 1. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания - Вспомните, на какие две группы делятся цветковые растения? (Цветковые растения делят на однодольные и двудольные) 1. Распределите признаки однодольных и двудольных растений.
На доске расположены карточки, на которых написаны признаки однодольных и двудольных растений. Ученик распределяет карточки с признаками, проговаривая их.
Однодольные Двудольные
в семени 1 семядоля в семени две семядоли
мочковатая корневая система стержневая корневая система
дуговое и параллельное сетчатое жилкование листьев жилкование листьев
2. Какой класс растений мы изучаем в настоящее время? (класс двудольные) 3. С каким семейством из этого класса мы знакомились на предыдущих уроках? (семейство розоцветные) 4. Назовите растения, принадлежащие к семейству розоцветные. (Яблоня, груша, слива, вишня, шиповник, роза, лапчатка, сабельник, земляника, малина)
5. Приведите примеры растений, у которых плоды употребляют в пищу (яблоня, груша, земляника, малина, вишня и т.д.) 7. Приведите примеры растений используемых в медицине (боярышник, сабельник, шиповник, рябина, черёмуха) 8. Назовите цветочно – декоративное растение семейства розоцветные (роза)
III. Актуализация опорных знаний
Чтобы узнать с каким семейством мы будем знакомиться на уроке, нам необходимо разгадать кроссворд.
1. Хоть жжет его солнце, одет он в суконце, А сукно золотистое, тонкое и чистое. (Персик) |
2. Царицей цветов я зовусь. На вид я прекрасна, нежна, Но тронешь меня невзначай, почувствуешь, как я сильна. (Роза) |
3. На сучке висят шары, посинели от жары. (Слива) |
4. Не жил в ягоде жучок, и не кушал червячок, А сорвал её с куста, глядь - середка вся пуста. (Малина) |
5. На лесной полянке – Красная девица. Чтоб её увидеть, Надо поклониться (Земляника) |
6. Живёт полезный кустик, Дотронешься – укусит. На розу очень я похож, Колюсь, хотя я и не ёж. (Шиповник) |
7. Круглое, румяное Я расту на ветке. Любят меня взрослые И маленькие детки. (Яблоко) |
8. Долгоножка хвалится: я ли не красавица? А всего - то косточка да красненькая кофточка. (Вишня) |
9. Появились бубенчики - белые горошки, Распустились колокольчики на зеленой ножке. (Ландыш) |
10. Дерево с белоснежными пахучими цветами и вяжущими плодами. (Черемуха) |
|
- Скажите, почему слово ландыш написано в кроссворде буквами другого цвета? (потому что оно не относиться к семейству розоцветные) - Прочитайте слово по вертикали и вы узнаете, с каким семейством мы будем знакомиться на уроке. (Пасленовые) - Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с семейством паслёновые, узнаем его общие признаки, познакомимся с представителями растений семейства пасленовые.
IV. Изучение нового материала
Тема урока: « Семейство паслёновые. Общие признаки паслёновых.»
Название семейства
Жизненные формы растений данного семейства
Особенности строения цветка и соцветия
Типы плодов
Особенности строения корневой системы, стебля, листьев
Представители семейства, использование их человеком
Растения семейства паслёновые пришли к нам из Южной Америки. Их насчитывается около 3000 видов растений. Жизненные формы паслёновых разнообразны. Большинство растений - травянистые, хотя на родине встречаются кустарники и даже деревья. - От какого растения получило название это семейства? (Паслён) - Знакомо ли вам это растение? Где вы его встречали? (его можно встретить на огородах, в поле) - Пробовали ли вы ягоды паслёна? Какие они на вкус? - Паслён чаще всего называют поздникой, потому что только в конце лета у него созревают чёрные ягоды. С древних времён паслён использовали в лекарственных целях. Его свежие плоды и сок листьев применяли для лечения органов пищеварения и кровообращения. Но паслён чёрный очень опасное растение. Оно содержит вещество, которое вызывает отравление у животных и человека. Поэтому в пищу можно употреблять только зрелые плоды паслёна чёрного. Кроме паслёна к этому семейству относятся: Картофель Томат Перец Баклажан Почему эти растения объединили в одну группу? По какому признаку растения объединяют в семейство? (строение цветка, плода) a) Рассмотрите схему цветка паслёна. Найдите чашечку, венчик, тычинки и пестик.
б) Подсчитайте число чашелистиков, лепестков венчика, тычинок и пестиков. Запишите формулу цветка в тетрадь.
в) Расскажите о строении цветка паслёна, используя рисунок.
(В цветке пять чашелистиков, пять лепестков венчика, пять тычинок, один пестик)
- У семейства паслёновые встречаются растения с мелкими цветками, собранными в соцветия (паслён, белена, картофель)
Не редкость и крупные, одиночные цветки (петуния, дурман)
- Какие плоды встречаются у паслёновых? (ягода, коробочка
- Семя состоит из двух семядолей
Особенности строения корневой системы, стебля, листьев:
8) какая корневая система у паслёновых (стержневая)
9) Стебель у паслёновых …(прямостоячий)
9) Какие листья у паслёновых? (простые, с сетчатым жилкованием)
- Почему же рассматриваемые растения объединили в одну группу паслёновые?
Вывод: изучаемые растения относятся к паслёновые, так как имеют сходные признаки.
1. Первичное закрепление знаний. (Работа с учебником)
Опираясь на таблицу, расскажите о признаках паслёновых растений
Признаки паслёновых
Корневая система | стержневая |
Стебель | Прямостоячий |
Листья | Простые, с сетчатым жилкованием |
Соцветие | Одиночные цветки, кисть |
Цветок | 5 лепестков, 5 тычинок, 1 пестик |
Плод | Коробочка или ягода |
Семя | две семядоли |
Скажите, почему паслёновые относятся к классу двудольных ?
ФИЗМИНУТКА:
- наклоны головы назад, вперёд;
- повороты головы влево, вправо;
- махом левую руку занести за правое плечо, голову повернуть налево, и наоборот…
- быстро поморгайте глазами, закройте глаза и посчитайте до пяти;
- круговые движения глазами вначале вправо, затем влево 2-3 раза в каждую сторону и посмотрели вдаль.
- Для чего люди выращивают эти культуры? (в пищу)
- Каким словом можно назвать растения, изображённые на экране? (овощные)
- Чем полезны овощи?
Верно. В них содержится большое количество полезных для человека веществ.
1. Картофель. Клубни картофеля не только питательны, но и целебны. В них содержится большое количество минеральных солей, которые способствуют выведению воды и поваренной соли из организма. Крахмал даёт энергию нашему организму.
2.Томат (помидор) содержит множество полезных веществ: витаминов и минеральных солей, а также каротина. Это низкокалорийный диетический продукт, который обладает отличными вкусовыми качествами. Витамины С и А, которые содержатся в плодах томата, укрепляют иммунитет организма и помогают противостоять различным болезням. Особые вещества в томатах улучшают настроение. Ешьте помидоры и будете всегда бодры и веселы!
3.Баклажаны полезны людям с заболеваниями сердца и кровеносных сосудов, склонным к накоплению избыточного веса и ожирению. Плоды баклажана снижают уровень сахара в крови, а значит, полезны людям, страдающим сахарным диабетом. Они помогают образованию красных кровяных телец, поэтому их рекомендуют людям страдающим анемией (малокровием).
4.Перец - безусловный лидер по содержанию витамина С. В зрелом красном перце содержится в шесть раз больше витамина С, чем в лимоне. Маленькая долька перца удовлетворит суточную потребность взрослого человека в аскорбиновой кислоте. Болгарский перец богат витамином А, (его там больше, чем в моркови) который, как известно, стимулирует рост волос и ногтей, благотворно влияет на состояние кожи, замедляет процесс старения. Особенно важно употреблять сладкий перец в период активного роста, так как витамин А участвует в формировании зубов и костей. Перец нужно кушать людям склонным к плохому настроению. Он полезен для людей с заболеванием сердца, печени, для тех, у кого пониженное давление.
Кроме овощных растений в составе семейства есть растения лекарственные, цветочно-декоративные.
- Познакомимся ближе с лекарственными и цветочно – декоративными растениями семейства паслёновые. К лекарственным растениям относятся дурман и белена. Растения - ядовиты. Ядовиты все части растений.
Белена растёт по обочинам дорог, на пустырях, во дворах и в огородах, то есть встречается недалеко от тех мест, где живёт человек. Цветки грязно-жёлтого цвета с фиолетовыми прожилками. Во время цветения от растения идет довольно неприятный запах. Даже животные, у которых гораздо чувствительнее обоняние, обходят белену стороной. Плод – коробочка, семена по внешнему виду напоминают маковые— мелкие, тёмно-коричневого цвета, появляются в конце лета. Белена — очень ядовитое растение , причём ядовиты все части растения, особенно семена. Больше всего страдают дети, которые путают семена белены со съедобными семенами. Симптомы отравления (спутанность сознания, жар, сердцебиение, сухость во рту, нарушение зрения и др.) проявляются уже через 15—20 минут.
Дурман. Цветки издают сильный дурманящий запах. Ядовитые вещества содержатся в плодах и семенах. Растения используются в медицине.
Препараты из этих растений оказывают успокаивающее действие на центральную нервную систему, обладают обезболивающим эффектом.
Ядовитым растением является табак.
- Что изготавливают люди из табака? (сигареты)
- Какое ядовитое вещество в них содержится? (в них содержится вещество – никотин)
У людей употребляющих табак развивается такое заболевания как рак, у них страдает память, внимание.
Математики подсчитали…
- каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут;
- каждые 13 секунд умирает человек от заболевания, связанного с курением;
- за год – это 2,5 миллиона человек:
- приблизительно 1,1 миллиарда человек в мире являются курильщиками.
- Коснулась эта проблема и нашей школы … (школьная статистика: учитель приводит данные анкетирования по выявлению детей с вредной привычкой)
Цветочно-декоративные растения: петуния, душистый табак
- Для чего выращивают цветочно – декоративные культуры? (для красоты)
Они радуют людей прекрасными цветами и неповторимым нежным ароматом.
Мы познакомились с представителями семейства
- О многих растениях, с которыми мы познакомились на уроке, будем говорить на последующих занятиях, научимся выращивать некоторые из них, посеем семена цветов и вырастим цветочную рассаду для пришкольного участка. Пополним портфолио интересными материалами.
V. Закрепление:
- К каким семействам относятся растения изображённые на карточках? (паслёновые и розоцветные)
- К какому классу относятся эти семейства? (к классу двудольные)
VI. Итог: