СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Кодировании информации"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«урок_мой»

Урок информатики в 5 классе «Кодирование информации»


Тип урока: Изучение нового материала.

Планируемые образовательные результаты:

  • предметные – общие представления о кодах и кодировании; умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;

  • метапредметные – умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую;

  • личностные – понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики.

Решаемые учебные задачи:

  1. Закрепить знания об информационных процессах;

  2. Обратить внимание учащихся на многообразие окружающих их кодов;

  3. Сформировать общие представления о роли кодирования информации;

  4. Поупражняться в кодировании и декодировании информации с помощью различных кодов.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

  • Условный знак;

  • Код;

  • Кодирование;

  • Декодирование.

Используемые на уроке средства ИКТ:

Персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор.


Электронное приложение к учебнику:

Презентация «Кодирование информации».


Ход урока


  1. Организационный этап:

Здравствуйте ребята! Чтобы добиться хороших результатов на уроке, вы должны быть внимательны. Давайте настроим свой мозг на активную работу.

  1. Этап актуализации знаний:

Что такое информация?

Виды информации по форме представления.

С помощью чего человек получает информацию?

Какие действия можно совершать с информацией?

Какие вы знаете носители информации?

Как происходит передача информации?

- А теперь мы перейдем к теме сегодняшнего урока.

3. Этап изучения нового материала:

Посмотрите на слайд. Тема нашего урока зашифрована… Нам надо ее разгадать, для этого, возьмите шифр на ваших столах.

Тема: Rjlbhjdfybt byajhvfwbb. (У ребят на столах будут лежать подсказки – рисунок клавиатуры, который ребята должны увидеть, а затем сказать, что на клавиатуре две буквы (русская и латинская), тема путешествия записана русскими буквами с помощью латинского алфавита).

Итак, тема нашего урока:

Кодирование информации. (Слайд 2)

(Слайд 3) Информация может поступать от источника к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Например, сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим или в виде жеста, движения, слова, сломанной веточки на дереве, другого условного знака. Для того чтобы произошла передача информации, приёмник информации должен не только получить сигнал, но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника, ученик понимает, что пришло время просыпаться и собираться в школу. Телефонный звонок означает, что кому-то нужно с вами поговорить. Звонок в дверь сообщает, что кто-то пришёл, а школьный звонок собирает ребят на урок или оповещает их о долгожданной перемене. Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода.

(Слайд 4) Код — это система условных знаков для представления информации.

Кодирование — это представление информации с помощью некоторого кода.

С кодированием информации мы часто встречаемся в нашей жизни. Например, на улице поперек дороги можно увидеть широкие белые полосы – “зебру”. “Зебра” является закодированной для водителей и пешеходов информацией: здесь можно переходить через дорогу! Есть ещё цветовой способ кодирования информации для пешеходов и водителей команды светофора. Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Код используется для оценки знаний в школе (число “5” — код отличных знаний, “4” — код хороших знаний, “3” — удовлетворительных, “2”— плохих). По номерному знаку можно узнать сведения об автомобиле и его владельце.

(Слайд 5-6) Одна и та же информация может быть представлена различными кодами, иначе говоря, в разных формах.

Люди выработали множество форм представления информации.

- К ним относятся:

- Разговорные языки (более 2000);

- Язык мимики и жестов;

- Язык рисунков и чертежей;

- Научные языки (математики, физики, химии);

- Языки искусства (музыка, живопись, скульптура);

(Слайд 7) Специальный способ представления информации для слепых (Французского педагога Луи Брайль придумал специальный способ представления информации для слепых.);

- Азбука Морзе;

4. Этап применения изученного материала:

(Слайд 8) Посмотрите на слайд, попробуем узнать скороговорку. Как вы думаете, какая первая буква будет? Возьмите лист и напишите ее.

Вторая и третья буква одинаковая. Какая? (записываем скороговорку)

  1. Физкультминутка: Светофор. У светофора три сигнала. Красный ученики присаживаются. Желтый встаем и моргаем глазками. Зеленый шагаем на месте.



6. Этап контроля и самоконтроля, рефлексии и коррекции:

Сейчас вам предстоит самостоятельно в парах поработать с кодированием информации.

Откройте рабочие тетради на странице 66 №85

Ответы

  1. Винчестер (жесткий диск)

  2. Джойстик

  3. Дискета

  4. Дисковод

  5. Клавиатура

  6. Модем

  7. Монитор

  8. Мышь

  9. Принтер

  10. Сканер

Ученики проверяют (друг у друга задание)

7. Этап информации о домашнем задании:

1) § 7 п.1,2

2) Создать свой шифр и закодировать слово информатика

8. Этап подведения итогов урока

Что нового вы узнали на уроке?

Чему вы сегодня научились?

Рефлексия. Ребята, посмотрите на слайд. И закодируйте свое настроение на листе бумаги.



Просмотр содержимого презентации
«5»

Rjlbhjdfybt byajhvfwbb

Rjlbhjdfybt byajhvfwbb

Кодирование информации В мире кодов Способы кодирования информации Метод координат Это интересно

Кодирование информации

В мире кодов

Способы кодирования информации

Метод координат

Это интересно

Ключевые слова Код Кодирование / декодирование Метод координат

Ключевые слова

  • Код
  • Кодирование / декодирование
  • Метод координат

В мире кодов Информация может поступать  от источника к приёмнику  с помощью различных сигналов. Чтобы произошла передача информации, приёмник информации должен не только получить сигнал,  но и расшифровать его. Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода.

В мире кодов

Информация может поступать от источника к приёмнику с помощью различных сигналов.

Чтобы произошла передача информации, приёмник информации должен не только получить сигнал, но и расшифровать его.

Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода.

В мире кодов Код – это система условных знаков  для представления информации. Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода. !

В мире кодов

Код – это система условных знаков для представления информации.

Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода.

!

В мире кодов Текстовая информация Числовая информация 12 КНИГА – русский язык BOOK  – английский язык BUCH  – немецкий язык LIVRE – французский язык  – число, записанное арабскими цифрами  – число, записанное римскими цифрами  – число, записанное вавилонской клинописью

В мире кодов

Текстовая информация

Числовая информация

12

КНИГА – русский язык

BOOK – английский язык

BUCH немецкий язык

LIVRE – французский язык

число, записанное арабскими цифрами

число, записанное римскими цифрами

число, записанное вавилонской клинописью

В мире кодов

В мире кодов

В мире кодов Луи Брайль придумал способ представления информации для слепых. Проводя пальцами по выступам, незрячие люди различают буквы и могут читать.

В мире кодов

Луи Брайль придумал способ представления информации для слепых.

Проводя пальцами по выступам, незрячие люди различают буквы и могут читать.

Пример кода - 1 В простейшей кодовой таблице каждой букве поставлен в соответствие её порядковый номер в алфавите. А Б 01 В К 02 Г Л 12 03 Х М 04 13 Д Е Ц Н 05 14 23 Ч 15 О 24 Ё 06 Ж Ш П 07 16 25 Р Щ З 26 08 17 С Ъ И 27 18 09 28 19 Т Ы 10 Й У Ь 20 29 11 30 21 Ф Э Ю 22 31 Я 32 33 Узнайте скороговорку : 16 20 20 16 17 16 20 01 12 16 17 29 20 17 29 13 30 17 16 17 16 13 32 13 06 20 10 20 О ТТОПОТАКОПЫТ ПЫЛЬПОПОЛЮЛЕТИТ  Проверка

Пример кода - 1

В простейшей кодовой таблице каждой букве поставлен в соответствие её порядковый номер в алфавите.

А

Б

01

В

К

02

Г

Л

12

03

Х

М

04

13

Д

Е

Ц

Н

05

14

23

Ч

15

О

24

Ё

06

Ж

Ш

П

07

16

25

Р

Щ

З

26

08

17

С

Ъ

И

27

18

09

28

19

Т

Ы

10

Й

У

Ь

20

29

11

30

21

Ф

Э

Ю

22

31

Я

32

33

Узнайте скороговорку :

16 20 20 16 17 16 20 01 12 16 17 29 20

17 29 13 30 17 16 17 16 13 32 13 06 20 10 20

О ТТОПОТАКОПЫТ

ПЫЛЬПОПОЛЮЛЕТИТ

Проверка

Декодирование информации Действия по восстановлению первоначальной формы представления принято называть декодированием . ! Электрический сигнал Звуковой сигнал Звуковой сигнал

Декодирование информации

Действия по восстановлению первоначальной формы представления принято называть декодированием .

!

Электрический сигнал

Звуковой сигнал

Звуковой сигнал

Проверяем задание

Проверяем задание

  • Винчестер
  • Джойстик
  • Дискета
  • Дисковод
  • Клавиатура
6. Модем 7. Монитор 8. Мышь 9. Принтер 10. Сканер

6. Модем

7. Монитор

8. Мышь

9. Принтер

10. Сканер

Закодированное настроение

Закодированное настроение

  • Какие сведения вы храните в своей записной книжке? Как можно назвать записную книжку с точки зрения хранения информации?
  • Перечислите достоинства и недостатки хранения информации в оперативной и долговременной памяти.
  • Объясните своими словами, что такое носитель информации. Какие носители информации вам известны? Каким носителем информации вы пользуетесь чаще всего?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!