Первый урок на тему «Хорошо тому жить – кто умеет дружить!»
Цель: создание дружного и сплочённого коллектива.
научить детей ценить друзей, дружбу, заботиться о близких людях;
дать понятие дружбы;
ознакомить с правилами дружбы;
учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга;
воспитывать бережное и тёплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям;
воспитывать уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу;
развивать умения аргументировать свою точку зрения.
Оборудование: Мультимедийная доска, презентация, альбомные листы, цветные карандаши, выставка произведений детских писателей про дружбу.
Ход урока-праздника
-Добрый день, друзья! Я рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу, повернёмся и улыбнемся своему соседу! Ребята, в знак нашей дружбы пожмем, друг другу руку и займем свои места.
Сегодня мы с вами собрались здесь для того, чтобы поговорить о том, что такое дружба, узнать, какими качествами должен обладать настоящий друг, который умеет сопереживать в трудные минуты, брать часть трудностей на себя, уступать другому; будем учиться замечать и ценить положительное в окружающих людях, друзьях и в конце урока мы должны будем вывести правила дружбы.
І. Актуализация знаний.
Загадки про дружбу.
- Он в беде не бросит,
Лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий, Верный… (друг)
- Мы в беде друг другу помотаем,
Вместе делаем уроки и играем,
Вместе ходим на прогулку, в магазин.
Когда нет тебя, то я один.
Приходи скорее, я скучаю,
Даже с танком любимым не играю.
Мне общение с тобою очень нужно,
А еще нужна мужская… (дружба)
- На контрольной даст списать,
С ним всегда легко болтать.
Если надо, даст совет,
Знает мой любой секрет.
Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный… (друг)
-Это – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее
И любая беда – не беда,
Если рядом они настоящие! Кто это? (друзья)
- Что, по-вашему мнению, лучше для человека: иметь одного настоящего друга или множество знакомых и приятелей?
- Давайте, ребята, обсудим, какие взаимоотношения у нас сложились в классе, как вы себя чувствуете в нашем классе? (идут высказывания детей).
ІІ. Чтение и обсуждение ситуаций
Валентина Осеева «Мечтатель»
Юра и Толя шли неподалёку от берега реки.
— Интересно, — сказал Толя, — как это совершаются подвиги? Я всё время мечтаю о подвиге!
— А я об этом даже не думаю, — ответил Юра и вдруг остановился...
С реки донеслись отчаянные крики о помощи. Оба мальчика помчались на зов... Юра на ходу сбросил туфли, отшвырнул в сторону книги и, достигнув берега, бросился в воду.
А Толя бегал по берегу и кричал:
—- Кто звал? Кто кричал? Кто тонет?
Между тем Юра с трудом втащил на- берег плачущего малыша.
— Ах, вот он! Вот кто кричал! — обрадовался Толя. — Живой? Ну и хорошо! А ведь не подоспей мы вовремя, кто знает, что было бы!
- Кто из мальчиков мечтал совершить подвиг?
- Каким по характеру был Юра?
- Кого вы считаете героем?
- Как вы думаете, будут ли мальчики в будущем дружить?
Рассказ "Так или не так?”
Переехала Нюра на новую квартиру в другой район города. Жаль ей было расставаться со своими друзьями. В новой школе Нюра никого не знала. Поэтому на уроках она ни к кому не обращалась и к ней никто. Всё присматривалась к учительнице, к школьникам, к классу. На перемене стояла в коридоре около окна одна, не играла, не ходила ни с кем. Как-то на большой перемене подошла к ней одноклассница Галя и спрашивает:
- Ты еще ни с кем не дружишь?
- Нет, - ответила Нюра.
- И я ни с кем не дружу, - вздохнула Галя.
– Плохие у нас в классе девочки: Ленка – задавака, Вера – хитруля, Надя – врунья, а Ира – задира. Почти всех девочек перебрала Галя – все оказались плохими. Только про себя ничего не сказала.
- Просто не знаю, с кем ты можешь подружиться у нас?!
- Не волнуйся, - ответила Нюра.
– С кем я подружусь, я еще не знаю. Зато знаю, с кем мне не надо дружить
- Какой в рассказе изображена Нюра? А Галя?
- Какие качества в одноклассниках отмечала Галя?
- Как Нюра догадалась, с кем ей не надо дружить?
ІІІ Физминутка
Ты дрозд и я дрозд (показывают)
У тебя нос и у меня нос.
У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,
У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.
Мы два друга, мы любим друг друга (обнимаются).
ІV Работа с пословицами:
Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок, вы также с ними знакомы, а насколько хорошо вы их помните, мы узнаем с помощью игры
«Дополни Пословицу»
1. Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.
2. Человек без друзей …… /что дерево без корней/.
3. Друга ищи, а найдешь……/ береги/.
4. Дерево живет корнями, а человек…./друзьями/.
5. Дружба – как стекло …… /разобьешь – не сложишь/.
6. Друг познается……/в беде/.
7. Без друга ….. /в жизни туго/.
V. Работа в группах
(учащимся необходимо собрать рассыпанные пословицы)
Друга иметь – себя не жалеть;
Друга ищи, а найдешь - береги;
Друг за друга держаться – ничего не бояться
Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.
VI. Рисунки дружбы.
- Какие краски вы возьмете, чтобы “нарисовать” дружбу.
(Выставка детских рисунков)
VII. Правила дружбы.
- Давайте вместе поразмышляем, какими мы должны быть и по каким законам жить, чтобы никогда не сориться.
- Постарайтесь продолжить перечень качеств, которые характеризуют людей.
Друзья должны быть: добрыми, справедливыми, …
Друзья не должны быть: злыми, лживыми, …
Как хорошо, что дружба есть на свете,
Она, как воздух, нам с тобой нужна.
Так пусть шагает дружба по планете,
Пускай, как солнце, светит нам она!
Б) Давайте с вами выработаем правила дружбы и постараемся их всегда соблюдать.
Не выдавать чужие секреты;
Всегда быть откровенным с другом;
Не бойся попросить прощения;
Не груби;
Не надо менять друзей;
Надо быть постоянным в дружбе;
Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови если он занимается чем-то плохим;
Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть об этом и простить ему свою обиду. Не злись!
Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть – почитать книгу, не отказывай ему. Не жадничай!
Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя (когда просит твой друг или когда ты сам пообещал).
VІІІ. Итог занятия:
– Что такое дружба? (ответы детей)
– Каким должен быть настоящий друг? (ответы детей
- Кого мы называем другом?
- Каких друзей нам хотелось бы иметь?
- А каким другом является каждый из вас? (мысленно ответим сами себе)
– Что же в дружбе главное, о чем надо всегда помнить?
Дружба бывает крепкой, верной, настоящей, если у людей одинаковые интересы, им нравятся одинаковые игры, если они добры.
– Молодцы ребята!
– Вам понравилось занятие?
Вот что значит настоящий верный друг!
– Все вы сегодня молодцы. Вы хорошо и дружно работали. Мне очень бы хотелось, чтобы вы стали одной дружной семьей и всегда помогали друг другу. И помните, что дружбой надо дорожить.
А напоследок исполним танец «Дружба» под песню «Улыбка».