Тема урока: Оксиды.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.
Цель урока: Формирование представлений об оксидах, их номенклатуре.
Задачи:
- Научить выделять общие признаки класса оксиды, составлять формулы оксидов и давать им названия.
- Продолжить формирование естественно-научного мышления, развитие коммуникативных умений через работу в парах, привитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля через самопроверку.
Планируемые результаты:
1) Личностные:
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
2) Метапредметные:
- познавательные:
Находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию, вести наблюдения, классификация объектов по предложенным критериям
- информационно-коммуникативные:
Умение формулировать определение, подбирать аргументы.
- регулятивные:
Выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Соотносить учебные действия с известными правилами.
Выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Оценка своих учебных достижений.
3) Предметные умения:
Давать определение «оксиды», распознавать оксиды среди других веществ, составлять формулы оксидов и называть их.
Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, проблемный.
Оборудование:
Ресурсы – мультимедийный проектор, презентация «Оксиды. Состав. Классификация», пробирки, штативы, ПСХЭ Д.И. Менделеева, карточки, учебник;
Образцы оксидов:
Оксид железа (III) Fe2O3
Оксид водорода H2O
Оксид кальция СаО
Оксид алюминия Al2O3
Оксид кремния SiO2
Ход урока
1. Организационный момент.
Добрый день! Я рада нашей встрече, и пусть за окном не солнечный день, но в нашем классе тепло и уютно и это нам поможет работать плодотворно и эффективно.
2. Изучение нового материала.
Наверное, сложно переоценить значение веществ, о которых мы будем сегодня говорить. Там, где нет их, нет жизни. Эти вещества образуют минералы, руды, глины, жидкий минерал. (Осматривают образцы )
А что это за вещества, вы ответите, разгадав загадки: (Презентация)
Слайд 1. Итак, 1-я загадка.
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
Какова формула воды?
Запишите её на доске. (Н2О) (Презентация детей)
Слайд 2 2-я загадка.
В минеральной воде я бурлю,
В топочном газе летаю,
Растениям пользу несу,
Пожар затухать заставляю
Назовите его формулу.
Запишите её на доске (СО2). (Презентация детей)
Слайд 3 3-я загадка.
Расскажите в чем тут дело: гасили то, что не горело?
Назовите его формулу.
Запишите её на доске (СаО) (Презентация детей)
На предыдущих уроках вы научились определять степень окисления элементов по формуле и составлять формулы по степеням окисления. Вспомните эти действия, выполните карточка №1 у доски.
Слайд 4 1.Определите степень окисления по формуле:
Al2O3 Ag2O FeO SO2
2.Составьте формулы веществ по степеням окисления: CuO SiO ZnO PO.
Посмотрите на формулы.
Как вы считаете, что же общего между ними?
(Дети говорят о схожести состава молекул.)
Верно. Они состоят из двух элементов.
И у всех у них в состав молекулы входит кислород.
Так, о чём же мы будем сегодня говорить?
Какова тема нашего разговора?
(Об оксидах.)
Вы правильно определили тему нашего разговора.
Я хочу её немного конкретизировать.
Слайд 5Смотрим на следующий слайд, записываем тему урока в тетрадь.
Итак, Оксиды. Состав. Классификация.
Внимательно смотрим.
О чём мы сегодня узнаем?
Слайд 6Что такое оксиды?
Состав оксидов. Из чего они состоят?
А что значит классификация?
Какими же способами мы достигнем нашей цели.
Может, вы предложите путь, по которому будем двигаться?
Что мы можем использовать при этом? (Работа с ПСХЭ Д.И. Менделеева, с учебником.)
Хорошо, что есть такие пути.
Наш верный помощник — учебник, ПСХЭ Д.И. Менделеева, вы сами и немного помогу вам я.
Слайд 7 А ещё нам помогут вот эти формулы. (Внимание на слайд)
Это простые или сложные вещества? (Сложные).
А сколько элементов входит в состав данных соединений?(два)
А какой элемент в этих соединениях повторяется? (кислород)
Попробуем сформулировать вместе определение, что же такое оксиды?
Слайд 8Оксиды — это сложные вещества, которые состоят из двух элементов, одним из которых является кислород.
Молодцы!
Давая определения, мы с вами, что уточнили — состав.
Слайд 9 Так из чего же складывается название оксида?
Название оксида = оксид + название элемента в Р.п.
А сейчас давайте дадим название нашим оксидам.
CaO– Оксид кальция
Fe2O3– Оксид железа (III)
Na2O– Оксид натрия
CO2 – Оксид углерода(IV)
Посмотрите на наши формулы, общее мы увидели — это наличие кислорода.
Чем же отличаются химические элементы друг от друга, входящие в состав наших оксидов?
(Если обратить внимание на состав у первых трёх — на первом месте стоят металлы, а у четвёртого –неметалл.)
Слайд 10 (также имеют разное агрегатное состояние: оксиды неметаллов- твердые, жидкие, газообразные; оксиды металлов – твёрдые.)
Слайд 11 Сейчас, я предлагаю вам обратиться к слайду на какие оксиды они делятся? На основные, амфотерные и кислотные.
Это не что иное как классификация.
И нам осталось только дать им определение .
Итак, если оксид основный, то он образован атомами металлов с валентностью, равной I или II.
А если оксид кислотный, то он образован атомами неметаллов, и атомами металлов с валентностью выше IV.
Но как и в русском языке есть исключение из правил, так и у нас в химии есть такие исключения. Это амфотерные оксиды. Они образованы атомами металлов с валентностью, равной III или IV. Итак, оксиды классифицируются на основные, кислотные и амфотерные.
Давайте выполним следующее задание.
3. Закрепление нового материала.
Слайд 13 У вас на столах лежат карточки.
Закрепление
Формулы оксидов: Na2O, SO3, N2O5, MnO2, FeO, Fe2O3.
1.Классифицируйте выписав их формулы
2. Определите степень окисления
3. Назовите оксиды
Основные оксиды | кислотные оксиды | Амфотерные оксиды |
| | |
Слайд14 Тест «Улыбка»
1.В каком варианте ответов формула оксида составлена неверно: А)РО3; Б)SO3; В)Al2O3
2.Выберите запись,соответствующую степеням окисления азота и кислорода, в соединении формула которой NO2:
А)-4,+2; Б)+4,+2; В)+2,-1.
3.Выберите формулу оксида марганца (IV):
А)MnO; Б)Mn2O7; В)MnO2.
4.Выберите формулу оксида металла:
А)N2O5; Б)ВаО; В)SO3.
5.Какое из приведенных ниже названий соответствует формуле СО2: А)оксид углерода(IV); Б)карбид кислорода; В)оксид углерода(II).
Подведение итогов. Озвучьте с места. Проверяем.
4. Рефлексия.
Слайд 17 Молодцы, вы сегодня хорошо работали. Мы все вместе узнали что-то новое и всё же каждый для себя совершил какое- то открытие. Поделитесь этим открытием, закончите предложение:
Задание 1(самоанализ)
Закончите предложение: Мне нужно знать, что такое оксиды, потому что…
Задание 2 (самооценка)
Я могу составить формулу оксида (да/нет/не знаю)
Я могу дать ему название (да/нет/не знаю)
Запишите продолжение этого предложения в тетрадях. Итак, озвучьте свои записи.
Позвольте и мне продолжить эту фразу.
Сегодня на уроке мне удалось пообщаться с замечательными молодыми людьми, которые станут украшением нашего общества.
Так как, урок необычный, я разрешаю вам поставить каждому из вас себе оценку. Оцените себя.
Задание на дом. П.18. упр.1.
Спасибо за урок.
КАРТОЧКА №1
Определите степень окисления по формуле: Al2O3 | Составьте формулу веществ по степеням окисления: Si+4O |
Определите степень окисления по формуле: SO2 | Составьте формулы веществ по степеням окисления: Cu+2O |
Определите степень окисления по формуле: N2O | Составьте формулу веществ по степеням окисления: ZnO |
Определите степень окисления по формуле: FeO | Составьте формулу веществ по степеням окисления: P+5O |
9