СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок изучения и закрепления первичных знаний по теме : "Свойства логарифма"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является продолжением изучения темы "Логарифм".Учащиеся знакомятся со свойствами логарифма, узнают интересные исторические факты о создании логарифма. В конце урока они могут проверить уровень усвоения изученного материала с помощью самостоятельной работы.

Просмотр содержимого документа
«Урок изучения и закрепления первичных знаний по теме : "Свойства логарифма"»

Свойства Логарифма.11 класс

Цель урока:

  • Образовательная – ввести понятие логарифма, изучить основные свойства логарифмов и способствовать формированию умения применять свойства логарифмов при решении заданий.

  • Развивающая - развивать математическое мышление; технику вычисления; умение логически мыслить и рационально работать; способствовать развитию у обучающихся навыков самоконтроля.

  • Воспитательная – содействовать воспитанию интереса к теме, воспитывать чувство самоконтроля, ответственности.

Задачи урока:

Развить у учащихся умения сравнить, сопоставлять, анализировать, делать самостоятельные выводы.

Ключевые компетенции: способность самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию; способность самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация "Логарифмы и их свойства", раздаточный материал.

Ключевые слова: логарифм; свойства логарифма.

Межпредметные связи: история.

Внутрипредметные связи: «Корень n-ой степени и их свойства».

План урока

  1. Организационный момент.

  2. Повторение пройденного материала.

  3. Объяснение нового материала.

  4. Закрепление.

  5. Самостоятельная работа.

  6. Домашнее задание. Подведение итогов урока.

Ход урока:

  1. Орг момент: проверка готовности учащихся к уроку.

Добрый день!.

Этот урок я хочу начать со слов А.Н. Крылова: «Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле».







1.Повторение пройденного материала.

Учащимся предлагается вспомнить:

1.Что такое степень, основание и показатель.

2. Основные свойства степеней.

3. Сообщение новой темы.

А теперь перейдем к новой теме. Тема сегодняшнего урока - Логарифм и их свойства (откройте тетради и запишите дату и тему).

На этом уроке мы познакомимся с понятием «логарифм», также рассмотрим свойства логарифмов. Тема эта актуальна, т.к. логарифм всегда встречается на итоговой аттестации по математике.

Зададим вопрос:

1) В какую степень нужно возвести 3, чтобы получить 9? Очевидно, во вторую. Показатель степени, в которую нужно возвести число 3, чтобы получить 9, равен 2.

2) В какую степень нужно возвести 2, чтобы получить 8? Очевидно, во вторую. Показатель степени, в которую нужно возвести число 2, чтобы получить 8, равен 3.

Во всех случаях мы искали показатель степени, в которую нужно что-то возвести, чтобы что-то получить. Показатель степени, в которую нужно что-то возвести называется логарифмом и обозначается log.

Число, которое мы возводим в степень, т.е. основание степени, называется основанием логарифма и записывается в нижнем индексе. Затем пишется число, которое мы получает, т.е. число, которое мы ищем: log39=2

Эта запись читается так: «Логарифм числа 9 по основанию 3». Логарифм числа 9 по основанию 3 это показатель степени, в которую нужно возвести 3, чтобы получить 9. этот показатель равен 2.

Аналогично второй пример.

Дадим определение логарифма.

ОпределениеЛогарифмом числа b0 по основанию a0, a ≠ 1 называется показатель степени, в которую надо возвести число a, чтобы получить число b.


Логарифмом числа b по основанию a обозначается loga b.

История возникновения логарифма:

Логарифмы были введены шотландским математиком Джоном Непером (1550-1617) и математиком Иостом Бюрги (1552-1632). 

Бюрги пришел к логарифмам раньше, но опубликовал свои таблицы с опозданием (в 1620г.), а первой в 1614г. появилась работа Непера «Описание удивительной таблицы логарифмов». 

С точки зрения вычислительной практики, изобретение логарифмов по возможности можно смело поставить рядом с другими, более древним великим изобретением индусов – нашей десятичной системы нумерации. 

Через десяток лет после появления логарифмов Непера английский ученый Гунтер изобрел очень популярный прежде счетный прибор – логарифмическую линейку.

Она помогала астрономам и инженерам при вычислениях, она позволяла быстро получать ответ с достаточной точностью в три значащие цифры. Теперь ее вытеснили калькуляторы, но без логарифмической линейки не были бы построены ни первые компьютеры, ни микрокалькуляторы. 

Рассмотрим примеры:

log327=3; log525=2; log255=1/2; log5 1/125=-3; log-2-8- не существует; log51=0; log44=1


Рассмотрим свойства:

10. loga1=0, а0, a ≠ 1;

20. logaа=1, а0, a ≠ 1.

Эти две формулы являются свойствами логарифма. Запишите свойства и их необходимо запомнить.

В математике принято следующее сокращение:

log10а= lg а- десятичный логарифм числа а (буква «о» пропускается, а основание 10 не ставят).

logеа= ln а - натуральный логарифм числа а. «е» - это такое иррациональное число, равное  2,7 (буква «о» пропускается, а основание «е» не ставят).

Рассмотрим свойства:

lg 10=1; lg 1=0

ln e=1 ; ln 1=0 .

Как перейти из логарифмического равенства к показательному: logаb=с, с – это логарифм, показатель степени, в которую нужно возвести а, чтобы получить b. Следовательно, а степени с равен b: а с= b.

Рассмотрим пять логарифмических равенств. Задание: проверить их правильность. Среди этих примеров есть ошибки. Для проверки воспользуемся данной схемой.

  • lg 1 = 2 (10 2=100)- это равенство не верное.

  • log1/2 4 = 2- это равенство не верное.

  • log31=1 это равенство не верное.

  • log1/3 9 = -2 это равенство верное.

  • log416 = -2- это равенство не верное.



Основное логарифмическое тождество: а log a b = b

Рассмотрим пример.

log 5 13 =13









Свойства логарифмов:

3°. logа ху = logах + logау.

4°. logа х/у = logах - logау.

5°. logах p = p · logах, для любого действительного p.

Рассмотрим пример на проверку 3 свойства:

log28 + log232= log8∙32= log2 256=8

3 +5 = 8

Рассмотрим пример на проверку 5 свойства:

3∙ log28= log283= log2512 =9

3∙3 = 9

Формула перехода от одного основания логарифма к другому основанию:

.

  1. Закрепление.

Для закрепления новой темы решим примеры.

Пример 1. Назовите свойство, которое применяется при вычислении следующих логарифмов, и вычислите (устно):

log66

  • log 0,51

  • log63+ log62

  • log36- log32

  • log448

Пример 2. 
Перед вами 8 решённых примеров, среди которых есть правильные, остальные с ошибкой. Определите верное равенство (назовите его номер), в остальных исправьте ошибки.

  1. log232+ log22= log264=6

  2. log553 = 2;

  3. log345 - log35 = log340

  4. 3∙log24 = log2 (4∙3)

  5. log315 + log33 = log345;

  6. 2∙log56 = log512

  7. 3∙log23 = log227

  8. log216= 8.




Проверка ЗУН – самостоятельная работа по карточкам.

Вариант 1.

Вычислите:

  1. log416

  2. log25125

  3. log82

  4. log66

Вариант 2.

Вычислите:

  1. log327

  2. log4 8

  3. log49 7

  4. log55

  1. Подведение итогов. Домашнее задание. Выставление оценок.

Урок закончен. До свидания.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!