Тема: Великие портретисты.
Цель: Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
Задачи: Создание условий для:
- эмоционального восприятия произведений Великих портретистов 18-19 вв.;
- обобщения знаний и умений по теме «ПОРТРЕТ»;
- совершенствования навыков изображения лица человека.
Тип урока: обобщение знаний и умений по теме «Портрет»
Зрительный ряд: Альбом «Великие портретисты» (диск МХК):
Литературный ряд: Блок «Незнакомка», Я.Полонский «К портрету М,И,Лопухиной», Н.Заболоцкий «Портрет»
Музыкальный ряд: Вивальди «Времена года»
СОДЕРЖАНИЕ:
I Организационный момент.
Приветствие. Представление гостей.
II Актуализация ЗУНов.
Хочется начать наш урок со слов Н.Заболоцкого:
Любите живопись, поэты!
Лишь ей единственной дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно…
Зрительный ряд: проекция на экран альбома «Великие портретисты»
Музыкальный ряд: В паузах – выступления искусствоведов и поэтов.
1слайд: Портрет А.П.Струйской. Рокотов Ф.С.
«искусствовед» (Конюхова Ариша)
- Александра Петровна Струйская, урождённая Озерова, прожила долгую и непростую жизнь. Мать восемнадцати детей, она пережила многих из них за время своего 43-летнего вдовства.
О характере и душевных свойствах А.П.Струйской нам говорит портрет работы Рокотова, отозвавшийся в душе и сердце поэта Николая Заболоцкого поэтическими строками:
Сироткина Вика – «поэт» (Н.Заболоцкий.Портрет):
ПОРТРЕТ
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
1953
«Искусствовед»:
- На портрете изображена женщина натуры поэтичной и несколько загадочной, полной обаяния и душевного богатства.
Звучит музыка, смена слайда.
2слайд:И,Н,Крамской .Неизвестная
«искусствовед»( Попкова Алёна)
- В ноябре 1883 года на XI выставке передвижников появилась картина Н.Н.Крамского с изображением красивой темноволосой дамы. Холст получил название «Неизвестная».
Художник скрыл имя прекрасной модели, что и будоражило воображение современников. Кто она , эта неизвестная?
Особенно популярной стала эта картина с появлением блоковского стихотворения «Незнакомка».
«поэт» (Топтаев Артем )
Блок. Незнакомка.
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
...
«Искусствовед»: - Дама недоступна в своей величавой красоте, но напускное хладнокровие не может скрыть внутренней энергии, страстности, которые заключены в её взгляде и позе.
Крамской создал образ, в котором отразилось его собственное понимание красоты.
Современники долго спорили о том, кто изображён на картине. Некоторые видели в ней Анну Каренину Толстого, кто-то узнавал известных актрис того времени. Некоторые находили сходство с петербургскими аристократками. А что, если какого - то конкретного прототипа не существовало?
«Неизвестная» - образ собирательный, плод воображения Крамского. И хотя имя этой дамы неизвестно, но, как справедливо заметил один из критиков прошлого столетия, «в ней сидит целая эпоха».
Звучит музыка, смена слайда
3слайд:.В.П.Боровиковский. Портрет М.И.Лопухиной.
Я.Полонский. «К портрету М.И.Лопухиной».
(«поэт»-Анисимова Маша)
Она давно прошла – нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень, любви и мысли – тень печали…
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души её от нас не улетела.
И будет взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить – страдать – прощать – молчать…»
Искусствовед:
Это стихотворение Я.Полонского «К портрету М.И.Лопухиной». Оно
может служить эпиграфом ко всему творчеству В.Боровиковского.
Портрет М.И.Лопухиной признанный шедевр Боровиковского. Он воплотил здесь представления своего времени о женской прелести.
Прелести удивительной, почти неземной, однако, увы, недолговечной – Лопухина скончалась в возрасте 22 лет. Но пока ничто не омрачает её прекрасных черт – это подлинно гармоничный человек в расцвете красоты. Колористическое решение холста продиктовано замыслом. Голубые, сиреневые, жемчужно-белые, золотистые тона – нет ни единого резкого акцента. Словно намекая на незримые нити, связывающие человека и природу, Боровиковский прибегает к перекличке цветов в передаче одежды и пейзажа: голубой пояс – голубые васильки, сиреневая шаль – сиреневая роза.
Ритмы спокойны – контурам фигуры вторят изгибы крон деревьев, колосьев васильков, роза наклонена также, как голова девушки.
Боровиковский – виртуоз живописной техники. С каким покоряющим мастерством передаёт он теплоту человеческой кожи, материальность предметного мира.
Учитель: Спасибо нашим гостям – искусствоведам и поэтам. Они очень образно, поэтично, грамотно и интересно описали представленные на выставке портреты и познакомили нас с Великими русскими портретистами.
II Повторение и обобщение изученного.
А теперь вернёмся к портретам и дадим краткую характеристику каждому
( по трём признакам: по количеству изображенных людей; камерный-парадный; в рост- погрудный -поясный ит.д.)
Фронтальная работа
V Практическая часть урока.
Учитель, обращаясь к слайду с пустыми рамками.
-С выставки пропало два очень известных портрета, работы неизвестного мастера. Давайте поможем их найти.
Восстановить пропавшие портреты по описанию:
1. Маленькая юркая старушка с длинным тонким носом, маленькими черными «бегающими по сторонам» глазками. Элегантная дама в чёрном костюме, маленькой шляпке, в очках на кончике носа.
2. Самый красивый, в меру упитанный мужчина. Самый весёлый сладкоежка с голубыми глазами. Нос – картошкой, губы пухлые, волосы тёмные короткие. Одет в брюки синего цвета с подтяжкой через плечо, клетчатую жёлто-зелёную рубаху.
IV. Итог урока.
Выставка работ. Выбор работы наиболее соответствующей описанию.