СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок изобразительного искусства на тему "Великие портретисты"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Великие портретисты.

 

Цель: Формирование  художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.

 

Задачи: Создание условий для:

- эмоционального восприятия произведений Великих портретистов 18-19 вв.;

- обобщения знаний и умений по теме «ПОРТРЕТ»;

- совершенствования навыков изображения лица человека.

 

Тип урока: обобщение знаний и умений по теме «Портрет»

Зрительный ряд: Альбом «Великие портретисты» (диск МХК):

Литературный ряд: Блок «Незнакомка», Я.Полонский «К портрету М,И,Лопухиной», Н.Заболоцкий «Портрет»

Музыкальный ряд: Вивальди «Времена года»

                                СОДЕРЖАНИЕ:

I Организационный момент.

Приветствие. Представление гостей.

II Актуализация ЗУНов.

 

         Хочется начать наш урок со слов Н.Заболоцкого:

                             Любите живопись, поэты!

                             Лишь ей единственной дано

                              Души изменчивой приметы

                              Переносить на полотно…

 

Зрительный ряд: проекция на экран альбома «Великие портретисты»

 Музыкальный ряд:   В паузах – выступления искусствоведов и поэтов.

           

  1слайд: Портрет А.П.Струйской. Рокотов Ф.С.

 

 «искусствовед»  (Конюхова Ариша)                   

       - Александра Петровна Струйская, урождённая Озерова, прожила долгую и непростую жизнь. Мать восемнадцати детей, она пережила многих из них за время своего 43-летнего вдовства.

       О характере и душевных свойствах А.П.Струйской нам говорит  портрет работы Рокотова, отозвавшийся в душе и сердце поэта Николая Заболоцкого поэтическими строками:

Сироткина Вика – «поэт» (Н.Заболоцкий.Портрет):

 

 

ПОРТРЕТ

 

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас? 

 

Ее глаза — как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза — как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

 

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

 

Когда потемки наступают

И приближается гроза,

Со дна души моей мерцают

Ее прекрасные глаза.

 

 

1953

       «Искусствовед»:

   - На портрете изображена женщина  натуры поэтичной и несколько загадочной, полной обаяния и душевного богатства.

      Звучит музыка, смена слайда.

 

2слайд:И,Н,Крамской .Неизвестная

        «искусствовед»( Попкова Алёна)

        - В ноябре 1883 года на XI выставке передвижников появилась картина Н.Н.Крамского с изображением красивой темноволосой дамы. Холст получил название «Неизвестная».

         Художник скрыл имя прекрасной модели, что и будоражило воображение современников. Кто она , эта неизвестная?

             Особенно популярной стала эта картина с появлением блоковского стихотворения «Незнакомка».

 

         «поэт» (Топтаев Артем )

Блок. Незнакомка.

 

И каждый вечер, в час назначенный (Иль это только снится мне?), Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне.  

 

И медленно, пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна, Дыша духами и туманами, Она садится у окна. И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука. И странной близостью закованный, Смотрю за темную вуаль, И вижу берег очарованный И очарованную даль. ...  

 

 

«Искусствовед»:      - Дама недоступна в своей величавой красоте, но напускное хладнокровие не может скрыть внутренней энергии, страстности, которые заключены в её взгляде и позе.

        Крамской создал образ, в котором отразилось его собственное понимание красоты.

        Современники долго спорили о том, кто изображён на картине. Некоторые видели в ней Анну Каренину Толстого, кто-то узнавал известных актрис того времени. Некоторые находили сходство с петербургскими аристократками. А что, если какого - то конкретного прототипа не существовало?

            «Неизвестная» - образ собирательный, плод воображения Крамского. И хотя имя этой дамы неизвестно, но, как справедливо заметил один из критиков прошлого столетия, «в ней сидит целая эпоха».

    Звучит музыка, смена слайда

 

3слайд:.В.П.Боровиковский. Портрет М.И.Лопухиной.

 

Я.Полонский. «К портрету М.И.Лопухиной».

 («поэт»-Анисимова Маша)

         Она давно прошла – нет уже тех глаз

          И той улыбки нет, что молча выражали

           Страданье – тень, любви и мысли – тень печали… 

           Но красоту её Боровиковский спас.

 

         Так часть души её от нас не улетела.

         И будет взгляд и эта прелесть тела

К ней равнодушное потомство привлекать,

Уча его любить – страдать – прощать – молчать…»

Искусствовед:

       Это стихотворение Я.Полонского «К портрету М.И.Лопухиной». Оно

может служить эпиграфом ко всему творчеству В.Боровиковского.

       Портрет М.И.Лопухиной признанный шедевр Боровиковского. Он воплотил здесь представления своего времени о женской прелести.

          Прелести удивительной, почти неземной, однако, увы, недолговечной – Лопухина скончалась в возрасте 22 лет. Но пока ничто не омрачает её прекрасных черт – это подлинно гармоничный человек в расцвете красоты. Колористическое решение холста продиктовано замыслом. Голубые, сиреневые, жемчужно-белые, золотистые тона – нет ни единого резкого акцента. Словно намекая на незримые нити, связывающие человека и природу, Боровиковский прибегает к перекличке цветов в передаче одежды и пейзажа: голубой пояс – голубые васильки, сиреневая шаль – сиреневая роза.

              Ритмы спокойны – контурам фигуры вторят изгибы крон деревьев, колосьев васильков, роза наклонена также, как голова девушки.

              Боровиковский – виртуоз живописной техники. С каким покоряющим мастерством передаёт он теплоту человеческой кожи, материальность предметного мира.

 

Учитель:    Спасибо нашим гостям – искусствоведам и поэтам. Они очень образно, поэтично, грамотно и интересно описали представленные на выставке портреты и познакомили нас с Великими русскими портретистами.

 

II Повторение и обобщение изученного.

А теперь вернёмся к портретам и дадим краткую характеристику каждому

( по трём признакам: по количеству изображенных людей; камерный-парадный; в рост- погрудный -поясный ит.д.)

Фронтальная работа

 

V Практическая часть урока.

Учитель, обращаясь к слайду с пустыми рамками.

-С выставки пропало два очень известных портрета, работы неизвестного мастера. Давайте поможем их найти.

 

     Восстановить пропавшие портреты по описанию:

1.    Маленькая юркая старушка с длинным тонким носом, маленькими черными «бегающими по сторонам» глазками. Элегантная дама в чёрном костюме, маленькой шляпке, в очках на кончике носа.

 

2.    Самый красивый, в меру упитанный мужчина. Самый весёлый сладкоежка с голубыми глазами. Нос – картошкой, губы пухлые, волосы тёмные короткие. Одет в брюки синего цвета с подтяжкой через плечо, клетчатую жёлто-зелёную рубаху.

 

IV. Итог урока.

Выставка работ. Выбор работы наиболее соответствующей описанию.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!