МБОУ СОШ № 2
г. Искитима Новосибирской области
Разработка открытого урока
по изобразительному искусству в 4 классе по теме «Узорочье теремов»
Выполнила учитель изобразительгного искусства
высшей квалификационной категории
Изюмова Валентина Андреевна
Искитим
Тема: УЗОРОЧЬЕ ТЕРЕМОВ
Автор: Изюмова Валентина Андреевна, учитель изобразительного искусства, высшей квалификационной категории.
Учебник: Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций. Автор: Л.А. Неменская: под ред. Б.М. Неменского, 2015 год
Цель урока: подвести учащихся к выводу о богатой и великой истории русских городов; познакомить со способами передачи пространства.
Предметные результаты:
Знать роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города.
Знать стилистическое единство архитектуры.
Уметь изобразить живописно интерьер внутри постройки.
УУД:
Знать традиции своего народа, запечатленные в искусстве.
Уметь находить справочно-информационный материал по теме
и пользоваться им.
Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, пластилин, глину, бумагу и другие материалы).
Применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи, декоративных и конструктивных работах.
Личностные результаты:
Развитие творческих способностей детей, развитие художественного вкуса, изобразительных навыков.
Основные виды учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая
Оборудование.
Методические таблицы
Использование ИКТ
Дидактический материал
Компьютер
Зрительный ряд.
Фотографии Теремного дворца в Москве.
Набор фотографий «Древние палаты Московского Кремля»
Образцы орнаментов.
Мультимедийная презентация.
Музыкальный ряд.
Литературный ряд.
Отрывок из стихотворения Ф. Н. Глинки, Н. Кончаловской «Наша древняя столица».
Материалы.
Белая бумага формат А4, восковые мелки, акварель, кисть, тряпочка.
Тип урока.
Содержание урока.
Организационный момент.
Звучит фоном музыка.
Учитель: Здравствуйте, ребята! У вас на столах находятся необходимые художественные материалы и инструменты, которые понадобятся сегодня на уроке.
- Назовите, какие художественные материалы вы приготовили?
- А что у нас относится к художественным инструментам?
Молодцы! Мы имеем всё, чтобы отправиться в удивительное путешествие.
Новый материал.
Слайд №1
Учитель: Предлагаю вам отгадать тему нашего урока, которая зашифрована в данном ребусе.
Слайд №2
Учитель: Молодцы! Тема нашего урока «Узорочье теремов».
- Что же такое «узорочье». В карточке №1 прочитайте определения и закрасьте кружок напротив того определения, которое относится к этому слову.
Индивидуальная работа по карточкам.
Проверка на слайде. Слайд №3
Учитель: И сегодня на уроке мы познакомимся с теремной архитектурой, с росписью и орнаментом царских палат. Попробуете создать интерьер терема.
Слайд №4
Учитель:
Город чудный, город дивный
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!
Ф. Н. Глинка
Я приглашаю посетить вас терема
Какое красивое название «терем», «Терем-теремок». Вам знакомо оно?
Слайд №5
Ученики: «Терема есть в сказке»
Слайд №6
Учитель: Да, в русских народных сказках часто говорится о царских палатах в высоких теремах, где у окна царевна сидит.
Слайд №7
Учитель: Но я вас хочу пригласить не в сказку, а в терем, который и по сей день стоит на земле московской. Перед вами Теремной дворец Московского кремля.
Блестит расписанная в «шахмат» кровля дворца. Даже не верится, что перед тобой не сказка, а явь. В старину здание из камня возводились редко, и Теремной дворец вызвал восторг всей Москвы.
Слайд №8
Учитель: Позже, знатные бояре, купцы стали строить терема и каменные палаты. Красочность, нарядность окутали дворцы и терема. Белокаменные кружева оплели окна.
Слайд №9
Учитель: Витые столбики, двойные арочки над крыльцом – всё это создавало новый облик города.
-А теперь давайте войдем внутрь терема, мы побываем с вами на пиру у царя Салтана.
Просмотр видеофрагмента «Пир царя Салтана»
Слайд №10
Учитель: Комнаты терема назывались палаты. Потолки в палатах были сводчатые, скругленные как небосвод и поддерживались крепкими витыми столбами-колоннами.
Слайд №11
Учитель: Самые большие залы, где устраивались пиры, называли – гридницы.
Откройте учебник на стр. 72 найдите в тексте определение слова «изразцы».
Дети зачитывают определение.
Слайд №12
Учитель: В палатах стояли столы, лавки, княжеский трон. А на стенах можно увидеть портретыкнязей, бояр.
- Ребята, поделитесь своими впечатлениями и чувствами, которые пробуждает красота древних палат Московского кремля.
Ученики: Делятся своими впечатлениями и чувствами, которые пробуждает красота древних палат Московского кремля. Дети отмечают, что русские мастера с любовью украсили стены и сводчатые потолки и передали настроение веселья и радости.
Слайд №13
Учитель: (Дополняет ответы учащихся).
В терему резные двери,
На дверях цветы и звери,
В изразцах на печке в ряд
Птицы райские сидят,
По стенам резные лавки
И дубовый стол резной.
Возле печки сохнут травки;
Собирали их весной.
Н. Кончаловская
Слайд №14
Как же называется такой рисунок, который служит для украшения архитектуры, интерьера и предметов быта?
Ученики: Рисунок, служащий для украшения предметов или архитектуры, состоящий из ритмически упорядоченных элементов называют – узор или орнамент.
Учитель: Какие виды орнамента Вы знаете, и почему они так называются?
Слайд №15
Ученики: Геометрический орнамент состоит из геометрических фигур.
Слайд №16
Растительный орнамент составлен из трав, листьев, цветов. Поэтому русские мастера изображали красоту русской природы.
Слайд №17
Зооморфный орнамент всегда состоит из стилизованных птиц, зверей.
Учитель: В древней Руси орнаменты имели магический смысл – являлись оберегом, защищали людей по их представлению от «дурного глаза» и «нечистой силы».
С принятием христианства на Руси изменился смысл орнамента, теперь он выражает роскошь и богатство.
Практическая работа №2 (индивидуальная работа) «Соотнеси изображение и название» (дидактическая карточка №2)
- Соедините стрелкой изображение орнамента и название.
Слайд №18
Слайд №19
Учитель: В декорирование интерьера теремов, какому виду орнамента отдают предпочтение русские мастера?
Ученики: Русские мастера для украшения палат отдают предпочтение растительному орнаменту.
Учитель: О чем это говорит?
Ученики: Мастера стремились показать, красоту, певучесть русской природы. Художник словно любуется каждым листочком, цветочком.
Учитель: Правильно вы ребята подметили, что художник любуется красотой природы, показывает через плавные линии певучесть мягкость родной природы. Всюду изгибаются стебли зеленных побегов, цветут сказочные цветы с причудливыми лепестками. Смотрите, среди этих прекрасных цветов примостились сказочные львы и райские птицы. Значит, художник не ограничился только растительным орнаментом.
Слайд №20
Учитель: Сегодня вы будете изображать интерьер палаты.
На столах у вас находится карточка - инструкция, которая поможет вам выполнить работу последовательно.
Слайд №21
Учитель: Обратите внимание на требования к вашей работе.
- яркость и чистота цвета;
- чёткость и ясность узоров орнамента;
- законченность в работе.
Слайд №22
Учитель: Желаю творческих успехов!
Практическая работа (во время работы звучит русская народная музыка)
При выполнении практической работы учитель напоминает последовательность выполнения работы.
По необходимости дает индивидуальные рекомендации.
Напоминает об общей аккуратности.
По окончании работы ученики приводят в порядок рабочие места.
Итог урока.
Организуется выставка творческих работ. Проводится коллективное обсуждение рисунков.
Используемая литература:
Ресурсы сети Интернет (видео, музыка, картинки).
Набор фотографий «Древние палаты Московского Кремля»
Образцы орнаментов.
Музыка в исполнении оркестра русских народных инструментов.
Толковый словарь.
Фотографии Теремного дворца в Москве.
Отрывок из стихотворения Ф. Н. Глинки.
Отрывок из стихотворения Н. Кончаловской «Наша древняя столица».