СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок изобразительного искусства "Узорочье теремов"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: подвести учащихся к выводу о богатой  и великой истории русских городов; познакомить со способами передачи пространства.

Предметные результаты:

  • Знать роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города.
  • Знать стилистическое единство архитектуры.
  • Уметь изобразить живописно интерьер внутри постройки.

Просмотр содержимого документа
«Урок изобразительного искусства "Узорочье теремов"»

МБОУ СОШ № 2

г. Искитима Новосибирской области

















Разработка открытого урока

по изобразительному искусству в 4 классе по теме «Узорочье теремов»









Выполнила учитель изобразительгного искусства

высшей квалификационной категории

Изюмова Валентина Андреевна




Искитим



Тема: УЗОРОЧЬЕ ТЕРЕМОВ

Автор: Изюмова Валентина Андреевна, учитель изобразительного искусства, высшей квалификационной категории.

Учебник: Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций. Автор: Л.А. Неменская: под ред. Б.М. Неменского, 2015 год

Цель урока: подвести учащихся к выводу о богатой и великой истории русских городов; познакомить со способами передачи пространства.

Предметные результаты:

  • Знать роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города.

  • Знать стилистическое единство архитектуры.

  • Уметь изобразить живописно интерьер внутри постройки.

УУД:

  • Знать традиции своего народа, запечатленные в искусстве.

  • Уметь находить справочно-информационный материал по теме

  • и пользоваться им.

  • Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, пластилин, глину, бумагу и другие материалы).

  • Применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи, декоративных и конструктивных работах.

Личностные результаты:

  • Развитие творческих способностей детей, развитие художественного вкуса, изобразительных навыков.

Основные виды учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая

Оборудование.

  • Методические таблицы

  • Использование ИКТ

  • Дидактический материал

  • Компьютер

Зрительный ряд.

  • Фотографии Теремного дворца в Москве.

  • Набор фотографий «Древние палаты Московского Кремля»

  • Образцы орнаментов.

  • Мультимедийная презентация.

Музыкальный ряд.

  • Музыка в исполнении оркестра русских народных инструментов.

Литературный ряд.

  • Отрывок из стихотворения Ф. Н. Глинки, Н. Кончаловской «Наша древняя столица».

Материалы.

  • Белая бумага формат А4, восковые мелки, акварель, кисть, тряпочка.

Тип урока.

  • Комбинированный


Содержание урока.

  1. Организационный момент.

Звучит фоном музыка.

Учитель: Здравствуйте, ребята! У вас на столах находятся необходимые художественные материалы и инструменты, которые понадобятся сегодня на уроке.

- Назовите, какие художественные материалы вы приготовили?

- А что у нас относится к художественным инструментам?

Молодцы! Мы имеем всё, чтобы отправиться в удивительное путешествие.


  1. Новый материал.

  • Вступительная беседа


Слайд №1

Учитель: Предлагаю вам отгадать тему нашего урока, которая зашифрована в данном ребусе.


Слайд №2

Учитель: Молодцы! Тема нашего урока «Узорочье теремов».


  • Практическая работа №1 (работа парами)

- Что же такое «узорочье». В карточке №1 прочитайте определения и закрасьте кружок напротив того определения, которое относится к этому слову.

Индивидуальная работа по карточкам.

Проверка на слайде. Слайд №3


Учитель: И сегодня на уроке мы познакомимся с теремной архитектурой, с росписью и орнаментом царских палат. Попробуете создать интерьер терема.


Слайд №4

Учитель:

Город чудный, город дивный

Ты вместил в свои концы

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы!

Ф. Н. Глинка

Я приглашаю посетить вас терема

Какое красивое название «терем», «Терем-теремок». Вам знакомо оно?

Слайд №5

Ученики: «Терема есть в сказке»


Слайд №6

Учитель: Да, в русских народных сказках часто говорится о царских палатах в высоких теремах, где у окна царевна сидит.


Слайд №7

Учитель: Но я вас хочу пригласить не в сказку, а в терем, который и по сей день стоит на земле московской. Перед вами Теремной дворец Московского кремля.

Блестит расписанная в «шахмат» кровля дворца. Даже не верится, что перед тобой не сказка, а явь. В старину здание из камня возводились редко, и Теремной дворец вызвал восторг всей Москвы.


Слайд №8

Учитель: Позже, знатные бояре, купцы стали строить терема и каменные палаты. Красочность, нарядность окутали дворцы и терема. Белокаменные кружева оплели окна.


Слайд №9

Учитель: Витые столбики, двойные арочки над крыльцом – всё это создавало новый облик города.

-А теперь давайте войдем внутрь терема, мы побываем с вами на пиру у царя Салтана.


Просмотр видеофрагмента «Пир царя Салтана»


Слайд №10

Учитель: Комнаты терема назывались палаты. Потолки в палатах были сводчатые, скругленные как небосвод и поддерживались крепкими витыми столбами-колоннами.


Слайд №11

Учитель: Самые большие залы, где устраивались пиры, называли – гридницы.


Откройте учебник на стр. 72 найдите в тексте определение слова «изразцы».

Дети зачитывают определение.


Слайд №12

Учитель: В палатах стояли столы, лавки, княжеский трон. А на стенах можно увидеть портретыкнязей, бояр.

- Ребята, поделитесь своими впечатлениями и чувствами, которые пробуждает красота древних палат Московского кремля.

Ученики: Делятся своими впечатлениями и чувствами, которые пробуждает красота древних палат Московского кремля. Дети отмечают, что русские мастера с любовью украсили стены и сводчатые потолки и передали настроение веселья и радости.


Слайд №13

Учитель: (Дополняет ответы учащихся).

В терему резные двери,

На дверях цветы и звери,

В изразцах на печке в ряд

Птицы райские сидят,

По стенам резные лавки

И дубовый стол резной.

Возле печки сохнут травки;

Собирали их весной.

Н. Кончаловская


  • Беседа об орнаменте.

Слайд №14

Как же называется такой рисунок, который служит для украшения архитектуры, интерьера и предметов быта?


Ученики: Рисунок, служащий для украшения предметов или архитектуры, состоящий из ритмически упорядоченных элементов называют – узор или орнамент.

Учитель: Какие виды орнамента Вы знаете, и почему они так называются?


Слайд №15

Ученики: Геометрический орнамент состоит из геометрических фигур.


Слайд №16

Растительный орнамент составлен из трав, листьев, цветов. Поэтому русские мастера изображали красоту русской природы.


Слайд №17

Зооморфный орнамент всегда состоит из стилизованных птиц, зверей.


Учитель: В древней Руси орнаменты имели магический смысл – являлись оберегом, защищали людей по их представлению от «дурного глаза» и «нечистой силы».

С принятием христианства на Руси изменился смысл орнамента, теперь он выражает роскошь и богатство.


  • Практическая работа №2 (индивидуальная работа) «Соотнеси изображение и название» (дидактическая карточка №2)

- Соедините стрелкой изображение орнамента и название.


Слайд №18

  • Проверка.


Слайд №19

Учитель: В декорирование интерьера теремов, какому виду орнамента отдают предпочтение русские мастера?


Ученики: Русские мастера для украшения палат отдают предпочтение растительному орнаменту.


Учитель: О чем это говорит?

Ученики: Мастера стремились показать, красоту, певучесть русской природы. Художник словно любуется каждым листочком, цветочком.


Учитель: Правильно вы ребята подметили, что художник любуется красотой природы, показывает через плавные линии певучесть мягкость родной природы. Всюду изгибаются стебли зеленных побегов, цветут сказочные цветы с причудливыми лепестками. Смотрите, среди этих прекрасных цветов примостились сказочные львы и райские птицы. Значит, художник не ограничился только растительным орнаментом.


Слайд №20

  • Физкультминутка.


Учитель: Сегодня вы будете изображать интерьер палаты.

На столах у вас находится карточка - инструкция, которая поможет вам выполнить работу последовательно.


Слайд №21

Учитель: Обратите внимание на требования к вашей работе.

- яркость и чистота цвета;

- чёткость и ясность узоров орнамента;

- законченность в работе.


Слайд №22

Учитель: Желаю творческих успехов!


  1. Практическая работа (во время работы звучит русская народная музыка)

  • При выполнении практической работы учитель напоминает последовательность выполнения работы.

  • По необходимости дает индивидуальные рекомендации.

  • Напоминает об общей аккуратности.

  • По окончании работы ученики приводят в порядок рабочие места.


  1. Итог урока.

Организуется выставка творческих работ. Проводится коллективное обсуждение рисунков.


Используемая литература:

  • Ресурсы сети Интернет (видео, музыка, картинки).

  • Набор фотографий «Древние палаты Московского Кремля»

  • Образцы орнаментов.

  • Музыка в исполнении оркестра русских народных инструментов.

  • Толковый словарь.

  • Фотографии Теремного дворца в Москве.

  • Отрывок из стихотворения Ф. Н. Глинки.

  • Отрывок из стихотворения Н. Кончаловской «Наша древняя столица».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!