1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности. | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность на урок: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алина Сергеевна и сегодняшний урок изобразительного искусства проведу у вас я. Проверьте свою готовность на урок, на столах у вас должны лежать: краски, кисти, альбом, стаканчики с водой. У всех все на месте? | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность на урок. | МУУД: умение организовать свое рабочее место. | Метод мотивации к учебной деятельности |
2. Актуализация знаний и мотивация. | - Ребята, давайте вспомним, какова тема года? -А какова тема четверти? -Какова была тема прошлого урока? Чем вы занимались? Что нового узнали? -Прекрасные получились эскизы на прошлом уроке «Обои и шторы у тебя дома» - С каким настроением вы рассматриваете их? Появляется ли желание продолжить работу, желание творить? | -Каждый народ – художник -Искусство в твоём доме -Обои и шторы у тебя дома Отвечают на вопросы учителя. | ЛУУД: сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств | Общая беседа |
3.Операционно- исполнительский этап. 3.1 Выход на тему урока. Завязка в общей драматургии урока. Постановка проблемы. «Открытие» детьми нового знания. | -Я принесла на урок музыкальную шкатулку, она подскажет, каким образом художники ещё присутствуют в нашем доме, и что в ней находится Прошу вас внимательно послушать мелодию, которая сейчас прозвучит, когда я ее приоткрою. (прослушивание куплета « Оренбургский пуховый платок» в исп. Л. Зыкиной) -О чем пелось в данной композиции? -А можно ли назвать одежду частью искусства? Почему? - Ребята! Выскажите предположения о теме нашего урока. - Сегодня мы поговорим об одежде, и подробнее об одной из деталей одежды, головном уборе – платке. -Каковы цели урока? -Действительно, на нашем уроке мы будем создавать узоры для платка. В старину, самым желанным подарком для женщины был платок. Его дарил хозяин дома, отец, брат или жених, в знак уважения, добрых чувств, любви, внимания. Нарядный платок сохраняет связь с далёким прошлым. Его носят и сегодня. Говорят, что платок – отражение настроения человека или его характера. Раньше, в старину, девушки собирались вместе по вечерам, одевали свои самые красивые платки и начинали петь частушки. Давайте окунёмся в те времена и послушаем голосистых девчат. Здорово поют и настроение поднимается. Вот для таких озорных девчонок подходят яркие и красочные платки. Для юной девушки лучше выбирать более спокойный нежный платок, Для бабули – мягкий и добрый. А для мамочки нужно выбирать самый лучший на ваш взгляд. А какой платок вы выберете для своей мамы, мы узнаем в конце урока. А теперь обратите внимание на экран. Посмотрите, в древние времена, голову покрывали платами (кусок ткани), полотенцами с вышивкой – убрусами. Ткались они крестьянами дома на станках. Потом их стали изготавливать на фабриках. Платки были хлопчатобумажные, шёлковые, шерстяные. Производили их сначала в Москве, а потом в ее пригородах. А со временем появилось слово шаль. Русские платки и шали очень славились. Павлопосадский платок, очень яркий, контрастный платок, с крупными цветами. Настоящим достоянием русской культуры стали – оренбургские платки. Они очень тонкие и связаны из козьего пуха. Сейчас, наши дамы, тоже носят платки, они сшиты из шифона или шелка. Характерной особенностью платка является его форма. Он – квадратный. Также, особенностью платков является их композиционное построение ( это симметрия, показываю, ритм, деление на кайму и красивое цветовое поле). Цветовое поле может состоять из геометрического или растительного орнамента. Каждый мастер выбирает свой узор сам | Слушают песню. О платке -Тема урока «Мамин платок» -Создать узоры для платка | ЛУУД: сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств ЛУУД: понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Проблемная ситуация Общая беседа Рассказ Иллюстрация Рассказ Иллюстрация Рассказ |
3.2. Подготовка к реализации замысла. Выбор метода решения проблемной ситуации. Показ последовательности выполнения работы. Формулировка задания | - Ребята, посмотрите на иллюстрации. - Что на них изображено? - Какие цвета используются на этих изображениях? Какие орнаменты использует художник? Вам предстоит создать эскиз платка с цветочным узором. Выполнять работу мы будем гуашевыми красками. Но сначала повторим основное правило расположение орнамента на платках. Посмотрите на схему на доске. Орнамент может располагаться в центре, по кайме, в центре и углах одновременно, в углах. Настало время приступить к творческой работе. Давайте обсудим, с чего мы начнём? Первое: Нужно определиться с узором. Где он будет расположен. ( в центре, по углам, по кайме, в центре и углах. - Обязательно определитесь с цветовой гаммой. - Не забывайте про симметрию. Наносить рисунок будете сразу кистью, без предварительной разметки. Будьте очень внимательны и аккуратны. Сегодня, нам предстоит стать мастерами по росписи платков – дизайнерами. Представьте, вам поступил заказ придумать новые эскизы для коллекции « Платок для любимой мамочки» Вам нужно попытаться создать настоящее произведение искусства, ведь это будет платок для вашей мамы! Вам предстоит создать эскиз платка с цветочным узором. | -Росписи платков Описывают иллюстрации Внимательно слушают установку учителя. | МУУД: овладение умением творческого видения с позиции художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать ЛУУД: сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств | Общая беседа Демонстрация образца Рассказ Рассказ |
3.3. Реализация замысла. Самостоятельная практическая работа учащихся | - Теперь предлагаю вам приступить к выполнению задания. Ходит между детьми, проверяет как идет работа, оказывает помощь, если у кого-то не получается, дает рекомендации. - Ребята, а теперь возьмите ваши работы в руки и покажите, что у вас получилось. - Расскажите, что изображено у вас на рисунке, сделаем мы это по цепочке. -Какие вы молодцы, ребята! У вас получились очень яркие и красивые рисунки. | Выполняют задание, продумывают мини-рассказ о своем рисунке. Показывают свои рисунки. Рассказывают, что изображено на рисунке по цепочке. | МУУД: умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; МУУД: умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; | Самостоятельная работа Творческое задание |
4.Оценочно- рефлексивный этап Подведение итогов. Самооценка детьми собственной деятельности. | - Наш урок подходит к концу, давайте вспомним, чем мы занимались на сегодняшнем уроке. - Какова была тема урока? Цель урока? Мы справились с поставленной целью? - Что вам больше всего запомнилось на уроке? - Ребята, я рада, что у вас все получилось, что вы узнали много нового, вы смогли нарисовать такие красивые рисунки. Теперь приведите свои рабочие место в порядок. - Всем спасибо за урок, до свидания. | Отвечают на вопросы учителя. -Мамин платок Высказывают свое мнение. Приводят рабочие места в порядок | ЛУУД: сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств. | Беседа Рефлексия |