СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок ИЗО 5 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока ИЗО в 5 классе на тему: "Народный праздничный костюм. Головной убор."

Просмотр содержимого документа
«Урок ИЗО 5 класс»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ КОСТЮМ. ГОЛОВНОЙ УБОР.»

Учитель: Падерина Татьяна Геннадьевна

Предмет: ИЗО

Класс 5

Тема: «Народный праздничный костюм. Головной убор.»

Цель: Продолжить знакомство учащихся с русским народным костюмом, с его элементами; показать значение головного убора, его символики; закрепить умение использовать орнамент в украшении предмета народного быта.

Планируемые результаты: В познавательной сфере:

- давать определение изученных понятий:

костюм, рубаха, сарафан, панева, епанечка, душегрея, штаны-порты; различать женский и девичий головные уборы;

- описывать элементы народного костюма;

В ценностно-ориентационной сфере:

- анализировать и оценивать роль символов в украшении костюма;


УУД :

Личностные: 

- Знание народных традиций;

- Чувство гордости за русскую культуру;

- Умение управлять своей познавательной деятельностью.

Регулятивные: 

-Ставить цель и анализировать условия достижения цели.

- Прогнозировать ситуацию будущих событий.

Познавательные: 

- Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.

- Устанавливать причинно-следственные связи.

- Давать определения понятиям.

Коммуникативные: 

-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

- Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Формы работы:

Индивидуальная работа над эскизом украшения головного убора русского народного костюма.

Основные понятия: Костюм, рубаха, сарафан, панева, епанечка, душегрея, порты, повязка, венец, кокошник, повойник, коруна, сорока и др..



Ресурсы: Презентация, фрагменты фильмов о народном костюме разработанная учителем, рисунки с изображением головных уборов



Технологическая карта изучения темы

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1-этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;


- Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости… А как встречают гостей? С улыбкой, добром и сердечностью.

- Настроимся на добрый час, покажем нашим гостям своё радушие и все свои знания и умения, чтобы гости от нас ушли довольными!

- Желаю нам всем доброй встречи и плодотворной работы!

Дети демонстрируют своё настроение гостям

Самоопределение

2-й этап. Актуализация. Определение темы занятия


Отмечает присутствующих. Приветствует учащихся.

Определение темы занятия в сотрудничестве с обучающимися

- Чем занимались мы на прошлом уроке? Зачем человеку нужен костюм?

- Давайте вспомним элементы женского народного костюма.

- Приведите в соответствие название элемента и его изображение.

- Какое слово осталось лишним. Как вы думаете, что оно обозначает?

- Повойник – это головной убор. Как вы думаете, с чем мы будем знакомиться на уроке?


Тема урока: Головной убор русского народного костюма.


- Русский художник И.Билибин иллюстрируя сказки, старался красочно и правдиво изобразить героев, поэтому тоже изучал русский народный костюм и делал его зарисовки. При этом делал пометки, кому принадлежит этот костюм. Мы видим девичий, женский костюм, костюм молодухи.

Молодуха – это женщина, вышедшая замуж, у которой ещё нет детей.

Как сильно отличаются эти костюмы?

- На слайде вы видите некоторые названия головных уборов. Внимательно посмотрите видеофрагмент и скажите какие головные уборы упоминаются в фильме?


Всех драгоценней убор головной –

Жемчугом шитый и битью златой:

Кика, сорока — убор молодицы,

 Косник , венец — украшенье девицы,

Сборник, повойник — убор для старухи...

Самый красивый — убор молодухи.

Так испокон сохранен на Руси

Женский костюм небывалой красы!


- Головной убор также, как и одежда состоял из нескольких частей.

- Посмотрите видео фрагмент и запомните последовательность надевания головного убора.

- Распределите части убора в той последовательности в которой они надевались.

- Почему девушка и женщина старались беречь свои волосы?





Рассматривают изображение на слайде, вспоминаю или подбирают название элемента костюма, выявляют лишнее название.

Определяют тему урока.











Рассматривают изображения девичего и женского костюмов

Определяют различия. Выявляют разницу в головном уборе.









Выявляют названные головные уборы







Определяют последовательность надевания головного убора

Смыслообразование.



Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и освоено, и того, что ещё неизвестно.





самостоятельное выделение познавательной цели,











Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

3 этап выявления места и причины затруднения

- Хотелось бы вам узнать, как выглядели другие головные уборы? И какие могли носить наши пра-пра- прапрабабушки? Как и зачем их украшали?

- Все в костюме напоминает о красоте родной земли. В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций.

- С какой целью головной убор был так сложен и в тоже время так красив?


Просмотр презентации и знакомство с девичьими и женскими головными уборами


Умение анализировать и обсуждать;

Оценивание объективных трудностеё

Формулирование проблемы;

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

4 этап построения проекта выхода из затруднения

Почему так нарядно выглядели головные уборы?

В чем особенность орнамента, украшавшего элементы головного убора?

Чем украшали головной убор?

Рассуждение о красоте, в чем она проявляется.

Коррекция (внесение необходимых дополнений в план и способ действия в случае расхождения эталона и реального результата)

Формулирование в коммуникативной форме конкретной цели своих будущих действий,;

Умение сотрудничать с собеседниками, использование речевых средств общения

5 этап самостоятельной работы с
самопроверкой по эталону

Учитель дает самостоятельную творческую работу:

Как вы думаете зачем на столах у вас лежат ватные палочки?

Кстати при росписи, например матрёшек или хохломской посуды, мастера облегчают работу и используя прием «тычка» изображая ягодки, цветочки.

Используя шаблоны или самостоятельно нарисованный силуэт головного убора, украсьте орнаментом головные уборы.

Индивидуальная работа



Поиск рациональных приемов работы.

Демонстрируют умения работать над эскизом русского народного костюма ;

Умение управлять поведением и деятельностью

Умение организовать учебное сотрудничество: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого характера.

6 этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Предлагает выбрать «купить» головной убор учащимся.

Выбирают работу товарища, аргументируют свой выбор

Анализируют работы

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, принимать чужую точку зрения, оппонировать собеседнику

7 этап Рефлексия

Организует обсуждение результатов работы, решение проблемы, выполнения поставленной цели

- Узнали ли вы что –то новое на уроке?

- Каким приемом вы пользовались при украшении головного убора


Осознанно строят выводы

Выражают собственное мнение о работе и полученном результате

Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют их

Осуществляют итоговый контроль

Нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания , обеспечивающее личностный моральный выбор.

Оценка ( выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

8 этап- домашнее задание

Задаёт и комментирует домашнее задание

Предлагает найти материал о русских народных праздниках и обрядах, например Масленице.


Выбирают праздники для знакомства.

Воспринимают информацию,

Осознанно фиксируют информацию



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!