СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории в 11 классе на тему "Развитие науки во второй половине ХХ в. – начале ХХI в."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок истории в 11 классе на тему "Развитие науки во второй половине ХХ в. – начале ХХI в."»

Конспект урока истории в 11 классе

Учитель:Васильева Т.Н.


Тема: Развитие науки во второй половине ХХ в. – начале ХХI в.

Цель урока: сформировать представления о важнейших направлениях развития науки, её достижениях во второй половины XX - начале XXI века,

Планируемые результаты:

Предметные: научатся:

-определять основные направления развития науки второй половины XX - начале XXI в;

-систематизировать исторический материал;

-применять исторические знания, полученные на основе анализа исторических источников.

Метапредметные: развивать

-умения работать с учебной информацией;

-использовать современные информационные источники;

-способность решать творческие задачи и представлять свой результат;

-способность сознательно организовывать и регулировать учебную деятельность

Личностные:

-Осмыслить важность основных достижений науки во второй половине XX - начале XXI века и выработать свою позицию, точку зрения, собственное отношения к историческим событиям

Тип урока: урок нового знания

Оборудование к уроку: учебник, раздаточный материал для групп, мультимедийная доска, презентация

Ход урока
І. Организационный момент урока.
II. Мотивационно-целевой этап.

культура

2.1.Стратегия «Ассоциации» со словом

2.2.Беседа

1. Как вы понимаете понятие «культура»? (Культура -это все, что создал человек: технические средства и духовные ценности, научные открытия, памятники литературы и письменности, политические теории, правовые и этические формы, произведения искусства и многое другое. В широком смысле культура - это исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей. В узком смысле культура - это процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности)
2. Какова роль принадлежит народу и отдельным лицам в создании научных и культурных достижений?
3. Что такое наука? Наука - это сфера деятельности людей, основной целью которой является получение знаний о развитии мира и человека. Все науки делятся на естественные, гуманитарные, социальные и технические
4. Назовите крупнейшие достижения науки первой половины ХХ ст.

-Квантовая теория

-Теория относительности

-Искусственная радиоактивность и начало использования атомной энергии

-Синтетические материалы

-Хромосомная теория наследственности

-Первые антибиотики (пенициллин) и инсулин

-Теория психоанализа

2.3.Высказывания знаменитых людей. (на слайде)

  • Информация – это могущество. Стивен Кинг.

  • Кто владеет информацией - тот владеет миром. Натан Ротшильд


-Предположите, о чем пойдет речь на уроке и попробуйте сформулировать тему урока. (ученики делают предположения и формулируют тему);

-Определим цели и задачи урока.


IIІ. Работа по теме урока.

1.Проблемный вопрос: (на слайде)

-Как вы думаете, произошли ли изменения в жизни общества во 2 половине 20 в.-начале 21в. с развитием науки? -Какие это изменения? (по ходу урока будем определять)


2.Первичное восприятие и осознание учебного материала

Учитель «Кто владеет информацией, тот владеет миром» - так характеризуют информационную революцию, которая распространяется во всех областях науки, техники, производстве, социологии, обществе. Развитие науки и техники связано с усложнением методов и форм научных исследований, использованием сложной аппаратуры (атомных реакторов, машинных комплексов и др.). В современных условиях масштабные научные исследования проводят большие коллективы, а ученый является их активным участником. Таким образом, научно-техническая революция обусловила индустриализацию науки.

Вторая половина ХХ ст. - период развертывания НТР, которая прошла в своем развитии три этапа: (на слайде)- в тетрадь


1-й этап (с начала 50-х). Научные достижения были преимущественно связанные с военным производством;

2-й этап (60-70-е гг.) Началась массовая автоматизация производства;

3-й этап (с начала 80-х гг.) Возрастание роли управления и информатизации общества.

Активизировались научные разработки в сфере энергосбережения и поиска новых источников энергии (ядерная, химическая, биологическая, солнечная, водная, ветровая), разработки новых биотехнологий и новых материалов и приборов на основе их минимизации. Продолжается активное изучение космоса (искусственные спутники, космические полеты, высадка на Луну, орбитальные станции). Определением наиболее весомых вкладов в развитие науки (физика,
химия, физиология и медицина) занимается комитет по нобелевским премиям.

-??? Как вы думаете, имеет НТР негативную сторону? (особая опасность связана с достижениями в области медицины, генной инженерии (биологическая оружие, клонирование).


3.Работа в группах «Развитие науки во 2 половине 20 в.-начале 21в.»


1 группа: «Достижения в области биологии, химии, медицины, генетики»

Учебник стр.238-241 п.1+ доп.материал

Задание: оформляют на листах в виде кластера


биология

химия




медицина

генетика




2 группа: «Ядерная энергия» учебник п.2. стр.241-243 + доп.материал: «Историческая справка о Ледоколе «Ленин» (слайд), «Первая в мире Обнинская АЭС» (слайд)

Задание: Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на вашу тему.Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать данную тему


3 группа: «Освоение космоса» учебник п.3. стр.243-246+(разд.материал)

Задание: А)составляют таблицу и с использованием картинок представят изученный материал классу.


Хроника космических исследований

Дата

Событие

4 октября 1957 г.

Запуск СССР первого в истории искусственного спутника Земли

1 февраля 1958 г.

Запуск на орбиту первого американского спутника

12 апреля1961 г.

Первый орбитальный полет вокруг Земли советского космонавта
Ю. Гагарина на космическом корабле «Восток-1»

5 мая 1961 г.

Первый полет в космос американского астронавта А. Шепарда

Март 1965 г.

Первый выход человека в открытый космос, совершенный советским
космонавтом А. Леоновым

1969 г.

Высадка на поверхность Луны американских астронавтов Н. Армстронга и Э. Олдрина

1973 г.

Запуск США первого космического аппарата, который вышел за
пределы Солнечной системы

1975 г.

Первая в истории стыковка в космосе кораблей «Аполлон» (США) и «Союз» (СССР), запущенных с территории двух государств

1970 - 1980-е гг.

Запуск космических аппаратов для изучения Венеры, Юпитера, Марса


3.Физминутка для глаз (снятие напряжения) перед представлением работ


IV.Закрепление материала


4.1. Работа с вопросами

  • Произошли ли изменения в жизни общества во 2 половине 20 в.-начале 21в. с развитием науки? (ответ на проблемный вопрос)

  • Какие достижения науки и техники конца 20-нач.21 в. являются, на ваш взгляд, наиболее важными?

  • Почему освоение космоса было связано с советско-американской космической гонкой?

  • Каким образом освоение космического пространства может помочь в решении глобальных проблем современности?


V.Подведение итогов работы. Рефлексия. Оценивание в группе.

5.1.Выяснить впечатление от урока (метод «ХИМС»):


-Хорошо…

-Интересно…

-Мешало…

-Возьму с Собой…

YI.Инструктаж по домашнему заданию: пар 19 стр.238-246;

*Стр.258 подготовить ответ на ? №4





Урок закончен! Благодарю за урок!















Рабочий лист

Работа в группах «Развитие науки во 2 половине 20 в.-начале 21в.»


1 группа: «Достижения в области биологии, химии, медицины, генетики»

Учебник стр.238-241 п.1+ доп.материал

Задание: оформляют на листах в виде кластера


биология

химия




медицина

генетика






2 группа: «Ядерная энергия» учебник п.2. стр.241-243 + доп.материал: «Историческая справка о Ледоколе «Ленин» (слайд), «Первая в мире Обнинская АЭС» (слайд)

Задание: Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на вашу тему.Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать данную тему



3 группа: «Освоение космоса» учебник п.3. стр.243-246+(разд.материал)

Задание: А)составляют таблицу и с использованием картинок представят изученный материал классу.


Хроника космических исследований

Дата

Событие








Работа с вопросами

  • Произошли ли изменения в жизни общества во 2 половине 20 в.-начале 21в. с развитием науки? (ответ на проблемный вопрос)

  • Какие достижения науки и техники конца 20-нач.21 в. являются, на ваш взгляд, наиболее важными?

  • Почему освоение космоса было связано с советско-американской космической гонкой?

  • Каким образом освоение космического пространства может помочь в решении глобальных проблем современности?


Рефлексия: (метод «ХИМС»):


-Хорошо…

-Интересно…

-Мешало…

-Возьму с Собой…










ИНФОРМАЦИЯ для группы


Одна из новейших отраслей науки - физика атмосферы - Сделала прорыв в области общих знаний человека о Вселенной. Появились новые научные отрасли: космическая медицина, космическая биология.

Открытие в оптике, механике, радиофизике, магнетизма привели к компьютерной революции. В 1947 г. американские ученые изобрели транзистор, заменивший электронные лампы. В 1957 г. на этой основе была создана первая в мире микросхема, которая уместилась на маленькой пластинке кремния.

Открытия в области ядерной физики и физики плазмы привели к создание новых направлений - атомной и плазменной технологий.

Значительных успехов достигли физики-оптики. Изобретенные в 1955 г. оптические волокна, или световоды, пропускающие свет, стали основой для создания эндоскопа. Возникла волоконная оптика, с помощью которой можно изучать внутренние органы тела.

В области математических наук в послевоенные годы успешно решали теоретические проблемы, а также задачи программы управление новыми средствами вычислений и автоматизации.

Открытия в области химии привели к ее специализированному разделу и возникновению новых направлений. Образовались новые отрасли – физическая химия, электрохимия, фотохимия, радиохимия, химия высоких энергий. Открытие в области химии обусловили появление материалов с запрограммированными свойствами, которые значительно превышают своим качественным характеристиками природные материалы.

Выдающиеся успехи в послевоенные годы были достигнуты в биологии и медицине. Некоторые из них (пересадка человеческих органов, создание искусственных аппаратов, их заменяющих) еще в первой половине нашего века казались фантастической мечтой.

В 1953 г. англичанин Ф. Крик и американец Д. Уотсон сделали важное открытие, воссоздав модель очень сложной молекулы ДНК в виде двух переплетенных цепочек химических соединений – двойной спирали. Это проложило дорогу технологии для изменения свойств организма путем трансформационного генного кода. Генная инженерия позволила синтезировать в лабораторных условиях такое ​​органическое вещество, как человеческий инсулин, которую применяют при лечение сахарного диабета.

В 1950 г. впервые в хирургической практике по пересадке почки. Хирург К. Бернард (ЮАР) впервые в 1967 г. осуществил пересадку человеческого сердца.

Во второй половине ХХ в. почти удалось покончить с инфекционными болезнями, через которые ранее массово гибли люди: чумой, холерой, оспой. Их вспышки в отдельных районах сегодня немедленно ликвидируют. К 1978 г. полностью уничтожен на Земле возбудитель такой болезни, как оспа. С 1979 г. приостановлено вакцинации населения против этой болезни во всех странах мира. Несмотря на успехи медицины, отдельные болезни до сих пор остаются неизлечимыми. В 1982 г. зарегистрировано первый случай неизвестного ранее заболевания синдрома приобретенного иммунного дефицита (СПИД), который через неизлечимость и быстрое распространение назвали «чумой ХХ века.





26 июня 1954 года заработала первая в мире атомная электростанция0

26 июня 1954 года заработала первая в мире атомная электростанция

66 лет тому назад, в городе Обнинске начала функционировать первая атомная электростанция как в нашей стране, так и в остальном мире. 26 июня 1954 года Обнинскую АЭС подключили к общей электросети СССР. Станция проработала 48 лет и в 2002 году её реакторы остановились. Сейчас это научно-исследовательский и мемориальный комплекс. Кстати, Обнинская атомная станция также является и первой в мире остановленной АЭС. Электростанции присвоен статус объекта культурного наследия России регионального значения со всеми присущими особенностями.

История создания

Предпосылкой для начала укрощения «мирного атома» в пользу населения и промышленности СССР стала записка академика Петра Капицы, датированная октябрём 45-го года, «О применении внутриатомной энергии в мирных целях» в Технический комитет.Работы по созданию нового источника электроэнергии возглавил президент Академии наук Сергей Вавилов, а через некоторое время Игорь Курчатов представил собственные умозаключения возможности применения графитового реактора-наработчика плутония с целью электрогенерации.. Рассмотрев доводы учёных, административный аппарат СССР 16 мая 1949 года выпустил постановление о создании первой атомной ЭС. Игорь Курчатов стал научным руководителем проекта, главным конструктором — Николай Доллежаль.

В 1950 году выходит очередное постановление Правительства СССР, регламентирующее начало работ по возведению АЭС. Ещё год ушёл на определение места строительства и в 1951 году выходит следующее постановление Совета министров СССР о разработке мероприятий по сооружению первой атомной электростанции. Возведение комплекса сооружений для АЭС стартовало в 1952 году на месте заброшенной деревни Пяткино. Перед запуском реактора, в феврале 1954 года в одной из лабораторий, расположенной на первом этаже главного корпуса Физико-энергетического института, был спроектирован испытательный реактор нулевой мощности («критический стенд»). Именно на этом стенде 3 марта 1954 года впервые в ФЭИ и на территории Калужского региона осуществилась самоподдерживающаяся цепная реакция деления урана.

Водоохлаждаемый канальный уран-графитовый энергетический реактор получил название АМ-1. На то, как расшифровывается аббревиатура АМ, есть два мнения: «атом морской» и «атом мирный». Скорее всего, в первоначальных замыслах предполагалось использовать подобные реакторы в морском судоходстве для кораблей и подводных лодок, но ввиду его громоздких размеров эта идея стала бесперспективной и смысл АМ немного изменился — морской атом превратился в мирный, что полностью соответствовало назначению АЭС.

Атомный ледокол «Ленин» — одна из знаковых достопримечательностей Мурманска. В 50-х годах прошлого века его появление стало для Советского Союза настоящим технологическим прорывом. Тогда же появилось важное для людей того времени понятие «Мирный атом». А сегодня ледокол открыт для посещения и притягивает тысячи туристов.

История

Торжественная закладка ледокола состоялась в 1956 году на Ленинградском судостроительном заводе имени Андре Марти, который вскоре был переименован в Адмиралтейский завод). Над созданием ледокола трудилось множество заводов СССР – например, судовые турбины делали в Кирове, турбогенераторы – в Харькове. Всего было задействовано около трехсот предприятий и научно-исследовательских институтов. А уже в декабре 1957 года ледокол был спущен на воду под выстрел сигнальной пушки Петропавловской крепости.

Первые испытания ледокола состоялись в 1959 году. Затем его передали Министерству морского флота, а с 1960 года он стал частью мурманского пароходства. Предназначением этого гиганта стало проведение кораблей по Северному морскому пути. С его появлением срок навигации заметно увеличился.

Ледокол прослужил практически тридцать лет. За это время он смог провести сквозь льды более 3700 судов. А в июне 1971 года стал первым из надводных судов, которое прошло севернее Северной Земли. Рейс начался в Мурманске и закончился в Певеке. Таким образом была подготовлена экспедиция ледокола «Арктика» на Северный полюс в 1977 году.

Состояние

Ледокол «Ленин» - это первое в мире надводное судно с ядерным реактором. Атомная энергетическая установка могла обеспечить ледоколу автономность до 12 месяцев.

Уникальным судном гордилась вся страна. Его охотно демонстрировали зарубежным гостям. В 1989 году ледокол был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске.

5 мая 2009 года атомный ледокол «Ленин» ошвартовался в центре города Мурманска у морского вокзала, в кратчайшие сроки став «визитной карточкой» Мурманской области и одним из самых посещаемых туристических объектов Кольского Севера. За первые 7 лет работы атомохода в качестве корпоративного музея его посетило свыше четверти миллиона человек.

Современный Арктический выставочный центр «Атомный ледокол «Ленин» является структурным подразделением Федерального государственного унитарного предприятия атомного флота (ФГУП «Атомфлот») Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (ГК «Росатом»).

Впечатления

Сейчас ледокол “Ленин” открыт для посещения как музей, экспозиция которого называется “Атом и Арктика”, и постоянно расширяется. На борту а/л «Ленин» создан интерактивный музейно-образовательный комплекс, посвященный географическим особенностям, экологии и биологическому разнообразию Арктики, освоению и развитию Северного морского пути, истории атомного ледокольного флота России, а также научно-техническому прогрессу в ледовом мореплавании и судовой атомной энергетике.

Галерея новых выставочных залов общей площадью 300 м2 составлена из 19-и типовых матросских кают, объединенных в 4 экспозиционных блока. Главным достижением стало формирование уникального образовательного пространства – сочетание современных мультимедийных технологий, выверенной, приведенной в строгое соответствие федеральным государственным образовательным стандартам содержательной части экспозиций и, самое важное, неповторимой атмосферы исторического судна.

























































МКС

Астронавт Н.Амстронг вступил на лунную поверхность






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!