СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории средних веков по теме "Формирование средневековых городов"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Формирование средневековых городов.

Место урока в системе уроков: Раздел II. Развитие средневековых цивилизаций, Глава 4. Особенности католической Европы. Х-ХV века. Урок 16, базовый уровень.

Цели урока:

Образовательные: достижение познавательных результатов: осуществление поиска необходимой информации из документальных источников, формирование на основе фактов средневековой истории представлений о причинах роста городов с XIв. и о возникновении товарно-денежных отношений, выявление условий для осознания роли организованной борьбы горожан за свои права в средневековом городе.

Развивающие: развитие навыков работы с текстом и картой, навыков анализа и систематизации информации, организация самостоятельной деятельности, развитие критического и логического мышления.

Воспитательные: формирование системы знаний, умений, развития интеллекта, абстрактного мышления, памяти и характера; формирование исторического мышления, через исследование процессов превращения зависимых от феодалов городов в вольные и выделение взаимосвязи между успехами в развитии хозяйства и бурным ростом городов.

Задачи урока:

Формировать общеучебные умения:

- получать необходимую информацию из разных источников;

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

- осуществлять сопоставление, сравнение, обобщение исторических фактов;

Формировать систему знаний с помощью ключевых понятий урока

Развивать умение составлять учебную задачу

Развивать навык работы с исторической картой

Формировать у учащихся взаимное уважение, навыки сотрудничества при

Просмотр содержимого документа
«Урок истории средних веков по теме "Формирование средневековых городов"»

10


Тема: Формирование средневековых городов.

Место урока в системе уроков: Раздел II. Развитие средневековых цивилизаций, Глава 4. Особенности католической Европы. Х-ХV века. Урок 16, базовый уровень.

Цели урока:

Образовательные: достижение познавательных результатов: осуществление поиска необходимой информации из документальных источников, формирование на основе фактов средневековой истории представлений о причинах роста городов с XIв. и о возникновении товарно-денежных отношений, выявление условий для осознания роли организованной борьбы горожан за свои права в средневековом городе.

Развивающие: развитие навыков работы с текстом и картой, навыков анализа и систематизации информации, организация самостоятельной деятельности, развитие критического и логического мышления.

Воспитательные: формирование системы знаний, умений, развития интеллекта, абстрактного мышления, памяти и характера; формирование исторического мышления, через исследование процессов превращения зависимых от феодалов городов в вольные и выделение взаимосвязи между успехами в развитии хозяйства и бурным ростом городов.

Задачи урока:

Формировать общеучебные умения:

- получать необходимую информацию из разных источников;

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

- осуществлять сопоставление, сравнение, обобщение исторических фактов;

Формировать систему знаний с помощью ключевых понятий урока

Развивать умение составлять учебную задачу

Развивать навык работы с исторической картой

Формировать у учащихся взаимное уважение, навыки сотрудничества при совместной деятельности на уроке; прививать интерес к истории.

Планируемые образовательные результаты:

Формируемые универсальные учебные действия

УУД

Этап урока

Способ формирования

Метапредметные

Регулятивные:

  • Целеполагание;

  • Планирование

Коммуникативные:

  • Овладение навыками публичных выступлений

2 этап – мотивационно-целевой

3 этап – работа в группах

Обучающиеся работают с картой, сопоставляя и анализируя информацию самостоятельно определяют цель и задачи урока

Работа в команде, взаимопомощь, диалог с учителем, выступление перед классом

Познавательные:

  • Владение ключевыми понятиями

  • Описание средневековых городов

3 этап – работа по теме урока


4 этап - рефлексия

Оперировать понятиями натуральное хозяйство, трехполье, магистратура, хартия, раскрывать их значение

Систематизация материала и выделение общих черт и определение различий.

Личностные:

  • Способность к саморазвитию

  • Формирование мотивации к учебе

2 этап – мотивационно-целевой

6 этап – домашнее задание

3 этап – работа по теме урока, работа в группах

5 этап – подведение итогов урока

Выражать собственное отношение к организации жизни горожан

Ученики развивают творческий подход при выполнении домашнего задания

Возможность повышения самооценки ученика за счет положительной оценки его деятельности в группе

Формы работы учащихся на уроке: Групповая, фронтальная, индивидуальная, рефлексия.

Оборудование:

  • учебник

  • Персональный компьютер

  • Видеопроектор

  • Экран

  • Карта «Европа в X-XV вв.»

  • рабочая тетрадь «История Средних веков» автор Е.А.Крючкова;

  • Историческая картина «В мастерской оружейника», «Средневековая ярмарка».

Методы обучения: словесный (беседа, объяснение), наглядный (презентация), практический (работа с историческими источниками), исследовательский, реконструкции исторических событий.

Ход урока I.Организационный момент. Прослушав стихотворение определите, о чём пойдёт речь на уроке?

Звучит средневековая музыка. На фоне музыки читаю стихотворение.

Средневековый город спит, дрожит измученный гранит.
И ночь молчанье хранит под страхом смерти.
Средневековый город спит, унылый тусклый колорит
Вам что-то эхом повторит — ему не верьте.

Спит средневековый город Краков.
Тихо, тихо, тихо, тишь и тишина.
В лужах отраженья звездных знаков
Полная луна.

Спит средневековый город Вена.
Тихо, тихо, тихо, тишь и тишина.
Улицы его чисты, как пена.
Полная луна.

Спит средневековый город Бремен.
Тихо, тихо, тихо, тишь и тишина.
Тенью на камнях застыло время.
Полная луна.

II. Определение темы и задач урока.

Учитель: Прослушав стихотворение, определите, о чём пойдёт речь на уроке? Далее учитель называет тему урока «Формирование средневековых городов».

Но урок у нас будет необычным. Я предлагаю вам совершить виртуальное путешествие в средневековый город. О чём бы вы хотели узнать, отправляясь в средневековый город? Предполагаемые ответы учащихся:

    1. Почему возникли города?

    2. Как формировались города?

    3. Каково происхождение названий городов.

    4. Кто управлял городами?

    5. Чем занимались жители городов?

III Изучение новой темы

1.Причины возникновения средневековых городов.

Учитель: Путешествие не простое дело. Так просто до средневекового города не добраться. Какой вид транспорта лучше взять для путешествия?

Подсказка Р /Т стр. 45 задание № 6 (стр. 45 № 5)

Конечно, корабль. Вот на таком средневековом корабле мы и отправимся в далёкое и увлекательное путешествие.

Звучит шум моря.

Учитель: Прежде всего, определим маршрут. Откройте учебник. Карта на стр. 106 – 107. Капитан, вам слово. Помогите нам определить наш маршрут.

Капитан определяет маршрут, работает с картой

Капитан: Перед нами новая историческая карта «Развитие ремесла и торговли в Европе в 14 веке». Мы отплываем из Венеции. Найти Венецию на карте Западной Европы легко. Город расположен на севере Италии (как мы помним из истории древнего мира, Италия расположена на Апенинском полуострове, который напоминает нам сапог). Плывём по Средиземному морю через Атлантический океан в город Брюгге. Брюгге – город на севере Западной Европы.

Учитель: Спасибо, капитан. А сейчас нам нужно заплатить владельцу корабля, а плата за проезд на корабле будет наш ответ на вопрос.

Мы знаем, что в древнем мире в Европе было много городов. Назовите города Древней Греции, Древнего Рима. Но города Западной Римской империи были уничтожены. Кем? Варварами. Города Восточной Римской империи, например Константинополь уцелели. В X - XI в. в. в Западной Европе начинается возрождение старых и появление новых городов.

Почему стали возрождаться и появляться новые города в Западной Европе в X - XI в. в.?

Самостоятельная работа с учебником стр.103 -105: текст и иллюстрации)

    1. Какие изменения произошли в сельском хозяйстве?

(Больше орудий труда из железа, тяжёлый колёсный плуг с большим лемехом, выросли урожаи, появились водяные и ветряные мельницы, возросло число скота, изобретение хомута, лошадь стали использовать для перевозки грузов и вспашки земли.)

    1. Какие последствия имели эти изменения в сельском хозяйстве? (У крестьян появились излишки.)

    2. Какие изменения произошли в ремесле?

(Возросла добыча железной руды, усовершенствовалась плавка и обработка металлов, появился ткацкий станок, появились «умельцы» - знатоки ремесла).

    1. Какие последствия имели эти изменения?

(Постепенно ремесло отделилось от сельского хозяйства)

Вывод: Появление колёсного плуга с большим лемехом, мельниц, использование в хозяйстве лошадей увеличило урожаи. У крестьян появились излишки. Для изготовления сложных орудий труда требовались особые знания и навыки. В деревнях появились «умельцы» - знатоки ремесла, которое стало их главным занятием. Крестьянин мог обменять часть продуктов на изделия ремесленников. Ремесленник мог прокормиться своим ремеслом. Так развитие хозяйства вело к постепенному отделению ремесла от сельского хозяйства.

2. В Европе возникают города.

Учитель: Многие ремесленники убегали из деревень, спасаясь от своих господ. Они селились в новых местах.

В каких местах раньше всего могли возникать новые города?

- на перекрёстке торговых путей,

- возле удобной морской гавани;

- у стен замка или монастыря;

- на холме;

- в излучине реки, моста.

Учитель: Наше путешествие продолжается. Что бы время в дороге пролетело быстрее, я познакомлю вас с названиями средневековых городов. Названия многих городов возникли в средневековье. Память о них сохранилась и дошла до наших дней. Страсбург (крепость на дороге). Эдинбург – крепость Эдвина. Кембридж (мост через реку Кем).

Название городов с окончанием

«берг» говорит о том, что город возник на горе или холме;

«бург» означает крепость;

«фурт» означает - брод;

«бридж» или «брюг» означает мост;

название города на Сан -, Сент-, Сен (что означает святой) свидетельствует о том, что город возник у стен монастыря.

Задание по рядам. Игра «Кто быстрее». Каждому ряду нужно найти на карте Европы города с одинаковым окончанием. I ряд на «бург»; II ряд на «фурт»; III ряд на «берг».

Учитель: Итак, мы у ворот средневекового города Брюгге. Перед нами раскинулся город во всём своём великолепии: мощные крепостные стены с башнями, островерхие крыши, шпили церквей и соборов. Город хорошо укреплён. Каменные стены не только надёжно защищают город, это символ могущества и свободы. Город с населением 10 тыс. жителей считается большим, а с населением 40 – 50 тыс. – огромным. Их в Европе насчитывалось около 15: Париж, Флоренция, Кёльн, Прага, Лондон и др. Чтобы нам открыли ворота средневекового города нужно выполнить задания:

    1. Предположите, почему город так хорошо укреплён?

    2. Назовите, кто поселялся и жил в городах.

(Ремесленники, купцы, сеньор, епископ, крестьяне.)

3. Борьба городов с сеньорами.

Возникали города на земле, которая принадлежала сеньору. Города приносили большие доходы сеньору, поэтому они защищали города от врагов, жаловали привилегии. Но со временем, города, окрепнув, не желали подчиняться произволу сеньоров, и начинал борьбу за свои права.

Борьба городов с сеньорами имела различные формы:

  • Одни города добивались независимости в результате восстаний и войн.

  • Другие откупались от сеньоров.

  • Ограничивали их права.

Нередко городам удавалось свергнуть власть сеньоров и обрести самоуправление.

Коммуны – города, освободившиеся от власти сеньора.

Структура городского самоуправления.


Мэр

(Бургомистр)


Городской совет -выборный орган



Суд


Казна

Войско

Издание законов

Установление налогов


Важным результатом борьбы городов с сеньорами было освобождение горожан от феодальной зависимости.

Обратимся к документу. Откройте Р /Т стр. 41, задание № 1(стр. 41, задание № 2)

- Прочитайте отрывок из документа, впишите необходимые сведения и ответьте на вопросы. Учебник стр.108 последний абзац – начало стр. 109.

Вывод: город предоставлял средневековому человеку свободу. Сложилась поговорка «городской воздух делает человека свободным»

    1. Мастерская ремесленника.

Учитель: Наше путешествие продолжается. Мы у дома ремесленника.

  1. Объясните слово ремесленник. (Ремесленники – это люди, занимающиеся ремеслом)

  2. Какие вы знаете ремёсла?

  • кузнечное

  • гончарное

  • плотницкое

  • столярное

  • портновское

  • ткацкое

  • скорняжное

  • шорное

  • пекарное

  • сапожное

  • печное

  • кожевенное

Учитель: Давайте зайдём в мастерскую ремесленника-оружейника и посмотрим - как устроена жизнь ремесленника? Каковы признаки ремесленной мастерской?

Демонстрация и описание картины «В мастерской оружейника».

Разнообразные изделия, продававшиеся в городах, производились в маленьких мастерских ремесленников. Мастерская обычно находилась на первом этаже дома ремесленника. Машин не было; все делали вручную с помощью самых простых орудий труда. Техника ремесла развивалась медленно. Специальность отца обычно наследовал сын, с детства трудившийся в мастерской. Вместе с секретами мастерства отец передавал ему и несложные инструменты.


Благодаря длительной выучке и огромному опыту ремесленники достигали совершенства в своем деле. Их изделия часто были настоящими произведениями искусства. Суконщики изготовляли мягкие разноцветные ткани, оружейники – затейливо украшенные доспехи и мечи. Особенно тонкой художественной работой отличались изделия ювелиров и резчиков по камню и дереву. Все это делали люди, любившие свое мастерство, – оно было для них делом гордости и чести.


Главным работником в мастерской был ремесленник – мастер. Он был и хозяином мастерской со всем ее оборудованием и инструментами. Долгое время мастера работали по заказам покупателей изделий, но позднее они начали производить впрок и сбывать свои товары на рынке. Мастерская обычно служила и лавкой, в которой мастер продавал изготовленные вещи.


Городской ремесленник был мелким собственником орудий труда и самостоятельным работником в своей мастерской. В отличие от крестьянина ремесленник производил вещи на заказ или на продажу.


Кроме мастера, в мастерской работали ученики и подмастерья. Подростки-ученики изучали ремесло и выполняли подсобные работы. Чтобы овладеть мастерством, нужно было долго учиться – от двух до восьми лет. Отдавая сына в обучение, отец оставлял его в подчинении у мастера на многие годы. Нелегко жилось ученикам. Их заставляли помогатть по хозяйству в доме мастера; нередко на них обрушивались брань и побои хозяев. К концу обучения ученик мог выполнять работу самостоятельно, но мастер продолжал пользоваться его бесплатным трудом.


Главным помощником мастера, его «правой рукой» был подмастерье – работник, уже изучивший ремесло. За свой труд он получал заработную плату. Подмастерье жил в доме мастера, питался за его столом, находился под его постоянным надзором, а нередко и женился на хозяйской дочери. Накопив нужную сумму денег, подмастерье мог открыть свою мастерскую и стать мастером. Для этого он должен был выдержать трудный экзамен: на собственные средства изготовить шедевр – лучший образец изделия.

Рассмотрите иллюстрациями на стр. 108.

  1. Что производится в ремесленных мастерских?

  2. Для чего производятся изделия?

  3. Кто трудится в ремесленной мастерской?

  4. Трудится ли сам хозяин мастерской?

  5. В каком помещении находится мастерская?

  6. Какие орудия труда применяются?

  7. Есть ли в мастерской механизмы, приводимые в движение какой – либо другой силой, кроме руки человека?

Вывод: Признаки ремесленной мастерской:

  • МЕЛКОЕ ПРОИЗВОДСТВО;

  • НЕТ РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА;

  • РУЧНОЙ ТРУД;

  • ИЗДЕЛИЯ ПРОИЗВОДЯТСЯ НА ПРДАЖУ ИЛИ ЗАКАЗ;

  • ТРУДЯТСЯ МАСТЕР, ПОДМАСТЕРЬЕ, УЧЕНИК.

    1. Цехи – союзы ремесленников.

У ремесленников одной специальности было много общего.

Предположите, что было общего, например, у ткачей?

Цехи – союзы ремесленников одной специальности, проживающие в одном городе.

Каждый цех имел:

  • Устав – правила для всех членов цеха.

  • Герб.

  • Выбирали старшин, которые следили за соблюдением устава и наказывали нарушителей.

Давайте посетим собрание цеха ткачей и узнаем, какую роль выполняли цехи в жизни города.

Сценка собрание цеха

(Собрание цеха. Вокруг стола сидят мастера, во главе – богато одетый старшина цеха)


Старшина.( сурово). До меня, старшины цеха ткачей, дошли слухи, что кое-кто из мастеров нарушает цеховой устав. Вспомним, для чего мы объединились в цех. Для того, чтобы (загибает пальцы): никто из мастеров не имел преимуществ перед другими, не мог наживаться за счёт других, спокойно торговал своей продукцией по твёрдым ценам… Это справедливо?

( Мастера согласно кивают, подают одобрительные реплики.) И что же выясняется? Мастер Ганс (Гневно указывает на Ганса) держит аж двоих подмастерьев! (Ганс прячет глаза, остальные осуждающе шепчутся и даже пытаются отодвинуться.) Что на этот случай говорится в уставе? ( Один из мастеров – секретарь собрания – зачитывает устав)

Секретарь.(Зачитывает устав)


Старшина. На первый раз предлагаю оштрафовать мастера на пятьдесят талеров за нарушение устава. Так, дальше, Мастер Юргенс изготовил и продал на три метра тканей больше, чем разрешается уставом. Выходит, мастеру Юргенсу деньги нужны больше, чем другим? Тридцать метров ткани конфисковать в пользу цеха! Что ещё… Заболел мастер Эрик, его семья осталась без средств. Предлагаю собрать всем мастерам по десять талеров на содержание его семьи.

Мартин: Почему по десять? Эрик – хороший человек, давайте соберём по двадцать талеров.

(Все одобряют)

Старшина. Мастер Питер собирается жениться. Венчание состоится в нашей церкви. Предлагаю собрать по сорок талеров на пирушку по случаю свадебных торжеств.

(Все одобряют)

Старшина. Ну вот, вроде бы и всё. ( Замечает, что мастер Ганс, подняв руку, просит слова.) Что у вас, Ганс?

Ганс. Можно мне сказать? Дело вот в чём. Я усовершенствовал ткацкий станок. Это позволит наткать гораздо больше тканей . Можно ли мне его установить?

Старшина. (меняясь в лице, в ярости). Да вы в своём уме, Ганс? Да это же сколько даст вам прибыли? Немедленно уничтожить! Завтра же предлагаю мастерам пройтись по мастерским: может, ещё, кто такие станки и прочие дьявольские машины прячет? Навести порядок! Совсем потеряли уважение к уставу, а ведь он для нашей же пользы был создан (делает упор на числе) тридцать лет назад!


Беседа с классом по вопросам:

  1. Что такое цех?

  2. Каковы причины и цели объединения в цехи?

  3. Чем отличается цех средневековый от цеха современного?

  4. В чём заключается противоречивая роль цехов?

  5. Что такое устав?

  6. Какие цели преследовали цеховые правила?


  1. «Что с возу упало, то пропало»

В городах жили не только ремесленники, но и купцы.

Работа с учебником стр. 112 п.7.

  1. Основное занятие купцов?

  2. Какие трудности они испытывал?

3. Как назывались союзы, в которые объединялись купцы?

Гильдии – союзы купцов.


  1. Расширение торговли.

Города становятся центрами ремесла и торговли. Причём города стали центрами торговли не только с окружавшей его местностью, но и другими городам и странами.

Работа с картой на стр. 106.

Знакомимся с условными знаками карты.

  1. Назовите крупные торгово – ремесленные города.

  2. В Европе сформировались два района торговли: северный и южный.

Южный: со странами Востока по Средиземному морю. Центры – Венеция и Генуя. С Востока купцы привозили и продавали предметы роскоши и пряности для богатых европейцев.

Северный район торговли: страны, расположенные у берегов Северного и Балтийского морей. Центры – Брюгге, Лондон и города Ганзы.

Ганза – союз 70 немецких городов

  1. Назовите города Ганзы.

  1. Ярмарки.

Наше путешествие в средневековый город завершается на ярмарке. Посмотрите, какое оживлённое место. Такое скопление людей можно увидеть только в городах. Здесь мы видим купцов, которые приехали из разных стран.

Ярмарки – центры торговли.

В XIII веке славились ярмарки в Шампани на северо-востоке Франции.

Найдите место расположения ярмарки в Шампани. Карта стр. 106-107.

Но для того, чтобы активно развивалась торговля, Европа нуждалась в надёжных деньгах. В связи с этим произошли большие изменения в городах. Среди жителей городов появились менялы, ростовщики, банкиры. Они не хотят нам рассказать о том, чем они занимаются. Выполнив задание на сопоставление, мы сможем самостоятельно узнать о занятиях этих жителей города.


Задание на сопоставление.


1) Менялы

А) давал в долг накопленные деньги под большие проценты

2) Ростовщики

Б) обменивали монеты разных стран

3) Банкиры

В) хранил большие суммы денег и использовал их ради обогащения


Что такое натуральное хозяйство? А с развитием торговли, что-то изменилось в хозяйстве? Развитие торговки и банков подрывало основы натурального хозяйства, на смену ему пришло новое, товарное хозяйство, при котором продукция и сельского хозяйства и ремесла производилось в основном для продажи на рынке.

Товарное хозяйство хозяйство, в котором изделия и продукты производятся для продажи.

IV Закрепление:

Учитель. Наше путешествие подходит к концу. Пора отправляться домой. Но капитан, вновь приготовил для нас вопросы. Ответив на них, мы на корабле отправимся домой.

На вопросы нужно ответить «да» или «нет».

  1. Город – это центр ремесла и торговли? ( да)

  2. Главная причина возникновения городов – отделение ремесла от сельского хозяйства.

  3. В 13 – 14 веках хозяйство было натуральным.

  4. В средневековой ремесленной мастерской использовались машины.

  5. В средневековой Европе было 2 центра торговли: северный и южный.

5 этап. Рефлексия:

Учащимся предлагается, проанализировав свою работу на уроке, продолжить одну из фраз, заранее написанных на доске учителем:

Мне было трудно -

Я узнал новое -

Мне понравилось -

Я хотел бы узнать больше о -



Домашнее задание $13, Р /Т задание № 2 стр. 43. Опишите один из вариантов возникновения города, с точки зрения средневекового путешественника, ремесленника, синхрониста и т.д.





























Сценка собрание цеха

(Собрание цеха. Вокруг стола сидят мастера, во главе – богато одетый старшина цеха)


Старшина.( сурово). До меня, старшины цеха ткачей, дошли слухи, что кое-кто из мастеров нарушает цеховой устав. Вспомним, для чего мы объединились в цех. Для того, чтобы (загибает пальцы): никто из мастеров не имел преимуществ перед другими, не мог наживаться за счёт других, спокойно торговал своей продукцией по твёрдым ценам… Это справедливо?

( Мастера согласно кивают, подают одобрительные реплики.) И что же выясняется? Мастер Ганс (Гневно указывает на Ганса) держит аж двоих подмастерьев! (Ганс прячет глаза, остальные осуждающе шепчутся и даже пытаются отодвинуться.) Что на этот случай говорится в уставе? ( Один из мастеров – секретарь собрания – зачитывает устав)


Секретарь.(Зачитывает устав)

Старшина. На первый раз предлагаю оштрафовать мастера на пятьдесят талеров за нарушение устава. Так, дальше, Мастер Юргенс изготовил и продал на три метра тканей больше, чем разрешается уставом. Выходит, мастеру Юргенсу деньги нужны больше, чем другим? Три метра конфисковать в пользу цеха! Что ещё… Заболел мастер Эрик, его семья осталась без средств. Предлагаю собрать всем мастерам по десять талеров на содержание его семьи.


Мартин: Почему по десять? Эрик – хороший человек, давайте соберём по двадцать талеров.

(Все одобряют)


Старшина. Мастер Петер собирается жениться. Венчание состоится в нашей церкви. Предлагаю собрать по сорок талеров на пирушку по случаю свадебных торжеств.

(Все одобряют)

Старшина. Ну вот, вроде бы и всё. ( Замечает, Что мастер Ганс, подняв руку, просит слова.) Что у вас, Ганс?


Ганс. Можно мне сказать? Дело вот в чём. Я изобрёл станок, который позволяет вырезать подметки для сапог в десять раз быстрее, чем обычным ножом. Можно ли мне его установить?


Старшина. ( меняясь в лице, в ярости). Да вы в своём уме, Ганс? Да это ж сколько даст вам прибыли? Немедленно уничтожить! Завтра же предлагаю мастерам пройтись по мастерским: может, ещё кто такие станки и прчие дьявольские машины прячет? Навести порядок! Совсем потеряли уважение к уставу, а ведь он для нашей же пользы был создан ( делает упор на числе) тридцать лет назад!





Звучит шум моря.

Учитель: Прежде всего, определим маршрут. Откройте учебник. Карта на стр. 106 – 107. Капитан, вам слово. Помогите нам определить наш маршрут.

Капитан: Перед нами новая историческая карта «Развитие ремесла и торговли в Европе в 14 веке». Мы отплываем из Венеции. Найти Венецию на карте Западной Европы легко. Город расположен на севере Италии (как мы помним из истории древнего мира Италия расположена на Апенинском полуострове, который напоминает нам сапог). Плывём по Средиземному морю через Атлантический океан в город Брюгге. Брюгге – город на севере Западной Европы.



Секретарь.(Зачитывает устав)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!