Урок истории России в 6 классе.
Тема: Политическая раздробленность в Европе и на Руси.
Цели: Объяснить закономерность феодальной раздробленности; раскрыть причины обособления княжеств и последствия этого процесса.
Оборудование: учебник «История России 6 класс. 1 часть» Арсентьева Н.М., Данилова А.А. и др. под редакцией А.В. Торкунова, 2016 год(иллюстрации, карта «Русь в XII – XIII вв.» стр. 105); методическое пособие «Поурочные планы» М.Н. Назаренко (стр. 79-82)
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания ( устный опрос, творческое задание (рисунок плюс 2 вопроса по теме)
Изучение нового материала по плану:
Время политической раздробленности в Европе.
Формирование системы земель – самостоятельных государств на Руси.
Роль Церкви в условиях распада Руси.
Идея единства Руси.
Отношения Руси с кочевниками.
Государственное управление в период раздробленности.
Международные связи русских земель.
Развитие русской культуры: формирование региональных центров.
Последствия раздробленности Руси.
Учитель говорит о закономерности распада раннефеодального государства у славян и появлении феодальной раздробленности. Опираясь на знания учащихся по истории Средних веков, учитель раскрывает причины раздробленности в Европе:
Господство натурального хозяйства.
Укрепление собственности феодалов на землю
Развитие феодальных отношений.
Отсутствие хозяйственных связей между областями.
Самостоятельная работа учащихся с текстом ученика (стр. 102)
Рассказ учителя о письменном историческом источнике « Слово о полку Игореве».
Комментированное чтение (стр. 104 учебника)
Работа с картой ( стр. 105 учебника)
По карте учащиеся находят, на какие княжества распалось некогда единое Древнерусское государство.
Учитель сообщает и рекомендует записать, что было в каждом удельном княжестве:
Собственная княжеская династия.
Имелось собственное войско, своя денежная единица, мера веса.
Княжество осуществляло самостоятельную внешнюю политику.
Изменился характер княжеских усобиц. Теперь удельные князья стремились укрепить своё княжество, расширив границы за счёт соседей.
В середине XII века Русь распалась на 15 самостоятельных княжеств и земель.
Работа с текстом учебника (стр. 106) при наличии резервного времени.
Последствия феодальной раздробленности:
Положительные (+) | Отрицательные (-) |
Развитие хозяйственной жизни | Усобицы (борьба между знатными феодалами) |
Расцвет городов | Конфликты между боярами и князьями |
Расцвет культуры | Дробление княжеств между наследниками |
Сохранение единой культуры общественности языка | Ослабление обороноспособности и политического единства страны |
Закрепление изученного.
Вопросы на стр. 107 учебника.
Домашнее задание: Параграф 12.