СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории по теме "Внешняя политика Екатерины II"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внешняя политика Екатерины II стала блестящей стороной  ее государственной деятельности.  Она сама вникала  в детали военных  операций, работала как настоящий начальник генерального штаба, входила в подробности военных приготовлений, следила за всем происходящим на фронтах.  Иностранные дипломаты часто гадали, кто же  входит в петербургский  кабинет, благодаря чьим усилиям Россия занимает  столь почетное место в мире и как велико число этих  сановников, австрийский дипломат и фельдмаршал де Линь, хорошо знавший истинно положение  дел говорил  об этом так: «Петербургский кабинет совсем не так огромен, как заключает о нем Европа, он весь  помещается в одной голове Екатерины».

Просмотр содержимого документа
«Урок истории по теме "Внешняя политика Екатерины II"»

Сценарий урока

Основные события:

1768-1774- русско-турецкая война

21 июля 1770 - сражение при Кагуле

26 июля 1770 – Чесменское сражение

1774- Кючук-Кайнарджийский мир

1783- присоединение Крыма к России

1787-1791- русско-турецкая война

11 декабря 1790 – взятие Измаила

1791 –Ясский мир с Османской империей

Персоналии:

Екатерина II, П.А. Румянцев, Г.А. Потемкин, А.Г. Орлов, Г.А. Спиридов, А.В. Суворов, Девлет Гирей, М.И. Кутузов

Эпиграф урока: «Не знаю, как будет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела».

канцлер, граф А. Безбородко


Структура урока


  1. Организационный момент

  2. Учебные модули

  3. Рефлексия

Технологическая карта урока


Модули урока

Содержание деятельности учителя

Основные виды действий ученика на уровне УУД

Образовательные результаты

I.Организационный момент

Приветствие, определение степени готовности к уроку, настрой на работу

Погружение в работу


II. Мотивационный этап к учебной деятельности

Внешняя политика Екатерины II стала блестящей стороной ее государственной деятельности. Она сама вникала в детали военных операций, работала как настоящий начальник генерального штаба, входила в подробности военных приготовлений, следила за всем происходящим на фронтах. Иностранные дипломаты часто гадали, кто же входит в петербургский кабинет, благодаря чьим усилиям Россия занимает столь почетное место в мире и как велико число этих сановников, австрийский дипломат и фельдмаршал де Линь, хорошо знавший истинно положение дел говорил об этом так: «Петербургский кабинет совсем не так огромен, как заключает о нем Европа, он весь помещается в одной голове Екатерины».

-Прав ли был он в своей оценке внешнеполитической деятельности Екатерины II, мы с вами выясним в конце урока.

-Обратите внимание, уважаемые ребята, на эпиграф урока, может ли нам помочь фраза, которую обронил известный государственной деятельности той поры, непосредственный свидетель внешнеполитического расцвета империи.

-Нашими помощниками в предстоящей работе станут документальные источники, карты «Русско-турецкие войны 1768-1774, 1787-1791 гг.»

Анализ информации, умение выделять главное

беседа

III. Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии

Для того, чтобы разобраться в данной проблеме, ребята, предположите, какие проблемные задачи мы должны с вами разрешить.

Но прежде, чем их сформулировать, обратите внимание на документы, которые вам представлены.

1.Освоение Южного направления - Борьба России с Турцией за выход к Черному морю.

2. Возвращение в состав России украинских, белорусских земель, усиление в Европе.

Формулирование проблемы






Составление плана действий решения проблемы






Анализ

Документальные источники


Из Манифеста о присоединении Крыма к России, от 19 апреля 1783 года

Из Указа Екатерины II от 1784 года о образовании Таврической области Российской империи на территории бывшего Крымского ханства














IV. Этап выявления места и причины затруднений

Дорожная карта

1.Какие задачи во внешней политике обозначились во второй половине XVIII веке?

2.С интересами какой страны сталкивались интересы России в Причерноморье. С интересами Османской империи

3.Какие задачи могла решать Россия, закрепившись на Черноморском побережье? Ликвидировалась бы опасность нападения со стороны Крымского ханства, открывалась бы возможность освоения и заселения южных черноземных степей, развивались бы внешнеполитические связи России через Черное море.

4. Можно ли было решить этот важный момент мирный путем? Нет



Подводящий диалог





Показывают на карте территорию России, обращая внимание на то, что у России полностью отсутствовал выход к Черному морю.


V.Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации

-Какой акцент внешнеполитический направлений на нашем уроке будет главным? Южное

Учебная цель урока: конкретно-историческое представление о Южном направлении внешнеполитического курса второй половины XVIII века.

Тема урока: «Борьба России за выход в Черное море в правление Екатерины II».


Проговаривают проблему затруднений и высказывают предположения, какое именно новое знание поможет им.



Формулирование цели урока






Определение темы урока

VI. Реализация построенного проекта

Структура проекта (подкасты)

1.Причины и повод к войне

2.Цель России к войне

3.Силы и планы сторон

4.Ход военных действий

5.Результат войны, анализ мирных договоров

6.Герои войны


Утвердиться на Черном море России довелось в царствование Екатерины II. В ноябре 1768 года последовало очередное объявление войны со стороны Высокой Порты, в январе следующего года крымская конница вторглась на Украину, разоряя порубежные селения, сжигая все на пути, грабя и уводя в плен жителей.

Война 1768-1774 гг. с Турцией - славнейшая в истории российского оружия. Взошла полководческая звезда П.А. Румянцева, проявился стратегический талант А.В. Суворова. Высокопрофессионально действовала дипломатия. Но война происходила в самой неблагоприятной для России международной обстановке. Крым - ключевая позиция на Черном море, обладание им дает господство в морском бассейне. После поражения в войне Турция жаждала реванша. Стремление вернуть Крым продолжалось до 1853-1856 гг. \

Победа России во второй войне 1787-1791 гг. закрепила за Россией выход в Черное море, позволила ей стать великой черноморской державой. Началось освоение причерноморских земель, строительство на них новых портов и городов.

Итак, ребята, приступаем к реализации проекта.

Работа в группах с документами, текстом учебника, электронными материалами

Подготовка проекта-презентации в программе Microsoft PowerPoint



Проект выхода

VII. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи





1.Русско-турецкая война 1768-1774

2.Русско-турецкая война 1787-1791








Подготовка соответствующих разделов презентации, включение их в работу





Проговаривание каждого этапа, объяснение и аргументация своих

Действий

Презентации









VIII. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

Создание ситуации успеха


Самостоятельное выполнение заданий

Работа на компьютерах


IX. Этап включения в систему знаний и повторения

Синхронизация темы с заданиями формата ЕГЭ


ЕГЭ. История: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под ред. И.А. Артасова. – М.: Издательство «Национальное образование», 2018

Вариант 13 – задания 20-22

Вывод: русско-турецкие войны закончились полной победой России.

Презентация готового проекта, обсуждение





Обобщать – делать выводы

Фиксирование полученного знания


Презентация проектов

IXа. Промежуточный этап, на котором формулируется домашнее задание

Обращение к начальным словам де Линя. Подтверждение - мнение Н.М. Карамзина: «Внешняя политика сего царствования достойна особой похвалы. Россия с честию и славою занимала одно из самых первых мест в государственной европейской системе. Петр удивил Европу своими победами, Екатерина приучила к ним».

1.§7 , п.2

2. подготовить сообщение о П.А. Румянцеве, первом наместнике императрице в Курске.

Записывают домашнее задание

Установление причинно-следственных связей

X.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Прием «Трактат»

Представьте, что у Вас есть возможность написать трактат будущим школьникам. В трактате опишите ваши основные достижения и результаты, дайте наставления, «советы бывалого»..., попытайтесь определить способы и виды деятельности, благодаря которым Вам удалось решить проблемы и достигнуть своих результатов. Какое из заданий застало Вас врасплох? Почему? Что я понял(а), чему научился (лась)? Посоветуйте, как избежать Ваших ошибок. Какие знания Вы добыли во время обучения? Какие рекомендации и пожелания по добыче знаний Вы дадите будущим ученикам?

-Уважаемые ребята, спасибо за внимание, за сотрудничество. Мы сделали еще один шаг в изучении внешней политики России второй половины XVIII века.

Урок хочется завершить еще одной фразой, я думаю, достаточно примечательной. Принадлежит она известному русскому историку С.Ф. Платонову. «Если бы в конце царствования Екатерины встал из гроба московский дипломат XVI или XVII вв., то он бы почувствовал себя вполне удовлетворенным, так как увидел бы решенными удовлетворительно все вопросы внешней политики, которые так волновали его современников».

Спасибо за работу.

Высказывают свое мнение


Соотносят цели, которые ставили на уроке и результаты своей деятельности


















Подведение итогов, выставление оценок

Дополнительные материалы урока

Задания формата ЕГЭ

Краткий анализ работы обучающихся

Наблюдался высокий уровень мотивации и познавательной активности группы. Была подготовлена самостоятельная работа обучающихся, вовлечение их в системно-деятельностный процесс. Каждый в группе приложил максимум усилий, чтобы внести свою лепту в освоение проекта. Работа в группах способствовала установлению коммуникативных компетенций. Сложившаяся атмосфера сотрудничества между учителем и обучающимися стала эффективным залогом решения познавательных целей и задач. Урок достиг поставленных целей. Содержательным учебным продуктом стал выход оригинальных проектов-презентаций, подготовленных обучающимися. Ребята смогли при помощи приемов рефлексии оценить по достоинству результат своей работы.



Приложение

В условиях модернизации российского образования идет усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию личности. К ним, в первую очередь, относятся история, ценность которой неоспорима, так как она вооружает человека знанием исторического опыта, что позволяет ему правильно оценивать современные социальные и политические процессы, способствуют формированию собственной точки зрения в отношении событий прошлого и настоящего, активной гражданской позиции. Проблемное обучение — такая форма, в которой процесс познания обучающихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основная задача педагога — не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем обучающиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки.

Актуальность технологии проблемного обучения  также связана с постоянно растущими требованиями к квалификации и мобильности современного работника. Общество ждет от него не просто выполнения работы по заданной схеме, но и самостоятельных, оригинальных решений поставленных задач.

Поэтому уроки, проведенные по технологии проблемного обучения, позволяют научить ребят нестандартно решать сначала поставленные перед ним учебные задачи, а в последствии использовать полученные навыки для решения жизненных ситуаций.

Чтобы решить основные задачи подготовки выпускников, на первый план выдвигаются профессиональное мастерство учителя, его методики обучения и используемые педагогические технологии.

Использование проблемного метода обучения позволило получить следующие результаты:

  1. Обучающиеся грамотно и четко формулируют вопросы, участвуют в обсуждении; имеют желание высказывать и отстаивать свою точку зрения;

  2. развивается логическое мышление;

  3. развивается память, внимание, умение самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность;

  4. развивается способность к самоконтролю;

  5. формируется устойчивый интерес к предмету;

  6. активизируется мыслительная и познавательная деятельность учащихся на уроке.

На данном этапе развития человечества проблемное обучение просто необходимо, так как оно формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и самокоррекции. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не сдается перед проблемами, а стремится их разрешить. Мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!