СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории 11 класс "Золотой век" русской культуры

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок истории

Просмотр содержимого документа
«Урок истории 11 класс "Золотой век" русской культуры»


Тема урока: «Золотой век русской культуры»


Цель: сформировать представление учащихся о развитии русской культуры в первой половине XIX века.

Задачи:

1) понять, как становление национального самосознания русского народа отразилось в творчестве деятелей культуры I половины XIX века, изучить творчество художников, архитекторов, композиторов, артистов данного периода; 2) продолжить формирование умения самостоятельной работы с дополнительной литературой, развивать навыки работы с таблицей, решения проблемных и творческих задач;

3) продолжить эстетическое воспитание на примерах памятников русской культуры I половины XIX века.

Тип урока: комбинированный интегрированный урок с применением ИКТ.

Оснащение урока: компьютер, проектор, фрагменты видео и музыкальных произведений.

ХОД УРОКА:


  1. Оргмомент.

  2. Вступительная беседа.

Учитель. На уроках всеобщей и отечественной истории мы изучаем культуру стран и народов различных эпох. Что же входит в понятие «культура»? (отвечают)


Учитель. Война 1812 года оказала влияние не только на политику и экономику России, она значительно изменила российское общество. Это ярко отразили литература и искусство I половины XIX века. Мы изучаем какой век? – 19, верно. Назовите тему урока, как она будет звучать? (называют, включаю презентацию)


Назовите цели и задачи нашего урока: (называют)

  1. Узнать, как становление национального самосознания русского народа отразилось в творчестве выдающихся деятелей культуры XIX века;

  2. Познакомиться с выдающимися деятелями изобразительного, архитектурного и музыкального искусств;

  3. Изучить их вклад в мировую культуру.


Тема урока: Золотой век русской культуры (слайд 1)

- Посмотрите на тему и с формулируйте главный вопрос нашего урока.

Почему 19 век принято считать золотым веком русской культуры?

(слайд 2) Сегодня мы должны найти доказательства этого утверждения.

Обратите внимание на план урока (записываю на доске):

  1. Особенности развития.

  2. Живопись.

  3. Архитектура.

  4. Музыка


  1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ (слайд 3)


Учитель. Быстрый рост русской культуры привел к тому, что течения, развивавшиеся в искусстве Западной Европы на протяжении нескольких столетий, существовали в России одновременно, переплетаясь друг с другом. Какие это были течения?


Работа над понятиями.

- Используя приведенные слова и словосочетания, составьте определение понятий: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм (задание на слайде)


1. Слова: направление, античное, искусства, в качестве, образца, использовавшее, наследие. (Классицизм – направление, использовавшее в качестве образца наследие античного искусства).

2. Слова: направление, излишней, изображением, отличавшееся, и идеализированным, чувствительностью, людей. (Сентиментализм – направление, отличавшееся излишней чувствительностью и идеализированным изображением людей).

3. Слова: направление, стремлением, выступавшее против, и, идеальных, к изображению, чувств, канонов классицизма, героев, и характеризовавшееся. (Романтизм – направление, выступавшее против канонов классицизма и характеризовавшееся стремлением к изображению идеальных героев и чувств).

4. Слова: направление, в её типических, изображение, целью, действительности, ставящее, правдивое, чертах. (Реализм – направление, ставящее целью правдивое изображение действительности в её типических чертах). (слайд 4).


Проверка задания (проговаривают направления и жанры)


Учитель. Как развивались эти течения? Давайте знакомиться с шедеврами живописи.

- Экскурсоводами сегодня вы будете сами, ребята. Вам было дано опережающее задание: поработать самостоятельно с дополнительной литературой и ввести нас в прекрасный мир живописи, архитектуры и культуры в целом. Запишите в тетради заголовок – Живопись. Послушаем сообщение Димы.


  1. ЖИВОПИСЬ (слайд 5)

Сообщение группы «Живописцы»

Дима. Представителем классицизма I половины XIX века в живописи является Карл Брюллов. Самая знаменитая его работа «Последний день Помпеи». Центром мировой живописи в то время считалась Италия. Брюллов отправился в Италию учиться живописи и попал на раскопки г.Помпеи. Гулял по древнему городу, любовался фресками, и в его воображении вставала трагическая ночь 79 г. н.э., когда город был засыпан пеплом Везувия. В 1830 г. он решил создать картину на эту тему. Через 3 года картина совершила триумфальное путешествие из Италии в Россию. В России она имела ошеломляющий успех.


Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется – с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Под каменным дождем, под воспаленным прахом

Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

В 1833 г. картина на выставке в Париже получила золотую медаль. (слайд 6).


Данияр. Своей вершины академическая живопись достигла в творчестве Александра Андреевича Иванова. Более 20 лет он работал над картиной «Явление Христа народу» (демонстрация слайда). Иванов написал 200 эскизов, прорабатывая каждый образ. На переднем плане показана фигура Иоанна Крестителя, указывающего народу на приближающегося Христа. Его фигура дана в отдалении. И светлеют, очищаются лица и души тех, кто ожидает Спасителя. Картина была куплена Николаем I и подарена одному из музеев. (слайд 7).


Алима. Еще одно направление в русской живописи I половины XIX века – романтизм. В творчестве романтиков портрет занимает первое место. Портреты писались и художниками классицизма. На них изображались красивые дамы и знатные вельможи. Но душевный мир человека в них скрыт. Они не несут никакой информации, кроме принадлежности к высшему сословию. Чем характеризуется русский романтизм в живописи? Интересом к внутреннему миру человека. Перед нами портрет А.С. Пушкина работы Ореста Кипренского, выдающегося живописца I половины XIX века, писавшего в стиле романтизма. (слайд 8).


Учитель: - так как мы с вами являемся современниками информационного мира, мы можем представить, как мог выглядеть Пушкин вживую, благодаря нейросети, которая «оживила» великого поэта золотой эпохи русской культуры.

(слайд 9 – фрагмент видео).


Миша. В рамки академизма явно не вписывалось творчество Павла Андреевича Федотова – одного из родоначальников критического реализма в русской живописи. В своих картинах художник-сатирик с легкой иронией показывал бедных чиновников, проигравшихся офицеров, разорившихся дворян, стремившихся поправить состояние через выгодную женитьбу Широкой известностью пользуется картина Федотова «Сватовство майора», за эту картину Академия художеств присудила живописцу звание академика. (слайд 10).


Учитель: - ребята, запишем в тетради основных художников 19 века _______ (ученики перечисляют сами).


- Лучшие коллекции художников попадали в коллекции вельмож, оседали в запасниках Академии художеств. Их мало кто видел. Создание общедоступных музеев в России началось с грандиозного события в 1852 году, когда открыл свои двери Эрмитаж. Он стал национальным музеем, доступным для публики.

(слайд 11 – фрагмент видео).


  1. АРХИТЕКТУРА (слайд 12)


Учитель. После 1812 г. зодчие в архитектурных формах старались выразить величие и мощь победивших стран. Строительство новых памятных сооружений происходило повсеместно, но мы с вами рассмотрим развитие архитектуры на примере двух столиц – Санкт-Петербурга и Москвы. Для этого я поделю вас на две творческие группы архитекторов двух столиц – Москвы и Питера.

Составление флеш-карточек «Архитектура»

Класс делится на две группы – Москва и С-Петербург, работают над составлением ф-карточек по своим темам. Время на выполнение работы – 5-7 минут. Затем каждая группа презентует свои работы (повесить на доске по итогу презентации работ).


С-Петербург. Казанский собор. Типичная для классицизма колоннада (протяженность 111 м). Связано здание собора с прилегающей площадью и Невским проспектом. Собор был задуман как памятник русской воинской славы, строился в честь освобождения Москвы ополчением Минина и Пожарского и был закончен накануне Отечественной войны. Здесь собраны трофеи 1812-1815 гг. В соборе погребен прах М.И.Кутузова.

С-Петербург. Адмиралтейство. Знаменитый русский зодчий А.Д.Захаров создал такое сооружение, которое являлось центром для выходящих из него трех главных улиц. Задача стояла перед ним сложная. Здание пришлось не строить, а реконструировать. Оно должно было рассказать о славе и истории русского флота. Захаров сохранил замечательный шпиль центральной башни и обогатил скульптурой ветров, кораблестроения. Кораблик Адмиралтейства стал символом города.

Преодолев ветров злодейство

И вьюг крутящуюся мглу,

Над городом Адмиралтейство

Зажгло бессмертную иглу.

С-Петербург. По проекту Монферрана была возведена 47-метровая Александровская колонна из гранита – памятник Александру I и одновременно монумент в честь победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года (демонстрация слайда). Триумфальные мотивы Александровской колонны были подхвачены в убранстве знаменитой арки Главного штаба, построенного по проекту крупнейшего зодчего Петербурга К.И. Росси (демонстрация слайда).

Москва. Комиссию по восстановлению Москвы после пожара 1812 г. возглавил О.Бове. По его проектам была реконструирована Красная площадь, восстановлен разрушенный французами Кремль, сооружены здания Манежа, Большого театра

Скульптор И.П. Мартос, следуя традициям классицизма, облачил своих героев в античные одежды. Это был первый крупный скульптурный памятник в Москве. Более того, первый памятник, установленный в разоренной «Наполеоном первопрестольной».

Москва. На волне патриотического настроения меняется к середине века и стиль архитектуры. Константин Андреевич Тон попытался возродить традиции древнерусской архитектуры. Он строил пятиглавые церкви с золотыми куполами в русско-византийском стиле (демонстрация слайдов). Работы Тона понравились Николаю I. В 1839 г. на берегу Москвы-реки был заложен Храм Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия. Создавался храм на народные деньги. Внутри стояли плиты, где были указаны все имена участников войны 1812 г.

Покровительство Николая I сыграло роковую роль для наследия Тона. Его творения стали рассматриваться как символ николаевского царствования. Именно этим объясняются нападки Герцена и других оппозиционно настроенных деятелей. После революции 1917 г. многие творения архитектора были разрушены. Уничтожение в 1931 г. Храма Христа Спасителя стало символом разрушения памятников культуры. В 60-ые годы по указу Н.Хрущева на его фундаменте был открыт плавательный бассейн «Москва». Заново храм отстроен в1994-1997 гг.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА


  1. МУЗЫКА (слайд 13)


Учитель. В I половине XIX века русская музыкальная культура поднялась на невиданную еще высоту. В этот период зарождается русская национальная опера.

Мы с вами составим одну большую афишу музыкальной жизни 19 века, прослушивая сообщения учеников и работая по тексту учебника. Обратите внимание на портреты композиторов, афиши того времени. Пожалуйста, Роман и Алы к доске.


Сообщение группы «Музыканты»


Роман. Родился Михаил Иванович Глинка в 1804 г. в Смоленской губернии. В детстве он был слабым, болезненным ребенком. Первые годы жизни провел в имении отца, среди деревенской природы. Здесь мальчик узнал и полюбил народную песню. Огромное впечатление произвели на Глинку события 1812 г. Спасаясь от нашествия наполеоновской армии, его семья покинула имение. Много рассказов о героизме партизан услышал мальчик и навсегда проникся уважением к русскому народу.

В домашнем быту родных Глинки часто звучала музыка. У дяди, жившего неподалеку, был хороший оркестр, состоявший из крепостных музыкантов. Музыка производила на мальчика потрясающее впечатление, после концертов он ходил рассеянный. «Музыка – душа моя», - написал композитор однажды.

Долг человеку Глинка видел в служении Родине и обществу, горячо любил народ. Михаил Иванович заявлял: «Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем».


Алы. Центральное место в творчестве Глинки занимают оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». Именно от них в дальнейшем развились две ветви оперной классики: народная историческая музыкальная драма и сказочно-эпическая опера.

27 ноября 1836 г. в океан мировой музыки влилась опера «Жизнь за царя» (в настоящее время она называется «Иван Сусанин). «Иван Сусанин» - музыкальная героическая драма, впервые основанная на непрерывном музыкальном действии. Сюжетом послужило предание о подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина.


Учитель.

- Сейчас мы предлагаем вашему вниманию прослушать исполнение хора «Славься» из оперы «Иван Сусанин». Хор славит родную землю и погибших героев, отстоявших свободу Руси.


Катя. В первой половине XIX века одним из наиболее любимых видов музыкального искусства был романс. Широкую известность в середине 1820-х гг. обрёл романс «Соловей» на слова А.Дельвига.


IV. Закрепление.

Я предлагаю вам несколько утверждений по теме «Художественная культура 19 века», а вы выберите что «верно» а что «неверно».

1. Господствующим направлением в искусстве оставался классицизм. (Верно).

2. Направление искусства, обращённое не к разуму, а к чувствам, называется романтизм. (Неверно, сентиментализм).

3. Основателем русской национальной оперы является Глинка. (Верно).

4. Адмиралтейский шпиль располагается на Красной площади в Москве. (Неверно)

5. Художники не проявляли интереса к личности простого человека. (Неверно, проявляли, изображали простых людей).

6. Музыка не испытала на себе влияние героического 1812г. (Неверно, национальное самосознание).

РЕФЛЕКСИЯ

Учитель. Давайте оценим наш урок эпитетами из представленного списка, используя малоиспользуемые вами, старомодные слова

- Спасибо за урок!

V. Выставление оценок


VI. Домашнее задание: прочитать параграф 46, ответить на вопросы устно.




Санкт-Петербург


Казанский собор. Типичная для классицизма колоннада (протяженность 111 м). Связано здание собора с прилегающей площадью и Невским проспектом. Собор был задуман как памятник русской воинской славы, строился в честь освобождения Москвы ополчением Минина и Пожарского и был закончен накануне Отечественной войны. Здесь собраны трофеи 1812-1815 гг. В соборе погребен прах М.И.Кутузова.

Адмиралтейство. Знаменитый русский зодчий А.Д.Захаров создал такое сооружение, которое являлось центром для выходящих из него трех главных улиц. Задача стояла перед ним сложная. Здание пришлось не строить, а реконструировать. Оно должно было рассказать о славе и истории русского флота. Захаров сохранил замечательный шпиль центральной башни и обогатил скульптурой ветров, кораблестроения. Кораблик Адмиралтейства стал символом города.

Преодолев ветров злодейство

И вьюг крутящуюся мглу,

Над городом Адмиралтейство

Зажгло бессмертную иглу.

По проекту Монферрана была возведена 47-метровая Александровская колонна из гранита – памятник Александру I и одновременно монумент в честь победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года (демонстрация слайда). Триумфальные мотивы Александровской колонны были подхвачены в убранстве знаменитой арки Главного штаба, построенного по проекту крупнейшего зодчего Петербурга К.И. Росси.


Москва


Комиссию по восстановлению Москвы после пожара 1812 г. возглавил О.Бове. По его проектам была реконструирована Красная площадь, восстановлен разрушенный французами Кремль, сооружены здания Манежа, Большого театра.

Скульптор И.П. Мартос, следуя традициям классицизма, облачил своих героев в античные одежды. Это был первый крупный скульптурный памятник в Москве. Более того, первый памятник, установленный в разоренной «Наполеоном первопрестольной».


На волне патриотического настроения меняется к середине века и стиль архитектуры. Константин Андреевич Тон попытался возродить традиции древнерусской архитектуры. Он строил пятиглавые церкви с золотыми куполами в русско-византийском стиле (демонстрация слайдов). Работы Тона понравились Николаю I. В 1839 г. на берегу Москвы-реки был заложен Храм Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия. Создавался храм на народные деньги. Внутри стояли плиты, где были указаны все имена участников войны 1812 г.

Покровительство Николая I сыграло роковую роль для наследия Тона. Его творения стали рассматриваться как символ николаевского царствования. Именно этим объясняются нападки Герцена и других оппозиционно настроенных деятелей. После революции 1917 г. многие творения архитектора были разрушены. Уничтожение в 1931 г. Храма Христа Спасителя стало символом разрушения памятников культуры. В 60-ые годы по указу Н.Хрущева на его фундаменте был открыт плавательный бассейн «Москва». Заново храм отстроен в1994-1997 гг.


Сообщение группы «Музыканты»


Роман. Родился Михаил Иванович Глинка в 1804 г. в Смоленской губернии. В детстве он был слабым, болезненным ребенком. Первые годы жизни провел в имении отца, среди деревенской природы. Здесь мальчик узнал и полюбил народную песню. Огромное впечатление произвели на Глинку события 1812 г. Спасаясь от нашествия наполеоновской армии, его семья покинула имение. Много рассказов о героизме партизан услышал мальчик и навсегда проникся уважением к русскому народу.

В домашнем быту родных Глинки часто звучала музыка. У дяди, жившего неподалеку, был хороший оркестр, состоявший из крепостных музыкантов. Музыка производила на мальчика потрясающее впечатление, после концертов он ходил рассеянный. «Музыка – душа моя», - писал композитор однажды.

Долг человеку Глинка видел в служении Родине и обществу, горячо любил народ. Михаил Иванович заявлял: «Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем».


Алы. Центральное место в его творчестве занимают оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». Именно от них в дальнейшем развились две ветви оперной классики: народная историческая музыкальная драма и сказочно-эпическая опера.

27 ноября 1836 г. в океан мировой музыки влилась опера «Жизнь за царя» (в настоящее время она называется «Иван Сусанин). «Иван Сусанин» - музыкальная героическая драма, впервые основанная на непрерывном музыкальном действии. Сюжетом послужило предание о подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина.



Катя. В первой половине XIX века одним из наиболее любимых видов музыкального искусства был романс. Широкую известность в середине 1820-х гг. обрёл романс «Соловей» на слова А.Дельвига. Прослушайте отрывок этого романса.

Музыку к романсу сочинил Александр Александрович Алябьев. Жизнь его была полна превратностей. В 1825 г. он был несправедливо обвинён в убийстве во время карточной игры и арестован. Три года его держали в тюрьме, а затем сослали в Сибирь. Тяжёлые испытания не сломили Алябьева. Он много работает, организует духовой оркестр в Сибири, сочиняет симфонические и камерные произведения. Познакомившись с творчеством Огарева, композитор написал несколько замечательных песен («Кабак», «Изба»). Умер Александр Алябьев в 1851 г.













Сообщение группы «Живописцы»

Дима. Представителем классицизма I половины XIX века в живописи является Карл Брюллов. Самая знаменитая его работа «Последний день Помпеи». Центром мировой живописи в то время считалась Италия. Брюллов отправился в Италию учиться живописи и попал на раскопки г.Помпеи. Гулял по древнему городу, любовался фресками, и в его воображении вставала трагическая ночь 79 г. н.э., когда город был засыпан пеплом Везувия. В 1830 г. он решил создать картину на эту тему. Через 3 года картина совершила триумфальное путешествие из Италии в Россию. В России она имела ошеломляющий успех.


Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется – с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Под каменным дождем, под воспаленным прахом

Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

В 1833 г. картина на выставке в Париже получила золотую медаль.


Данияр. Своей вершины академическая живопись достигла в творчестве Александра Андреевича Иванова. Более 20 лет он работал над картиной «Явление Христа народу» (демонстрация слайда). Иванов написал 200 эскизов, прорабатывая каждый образ. На переднем плане показана фигура Иоанна Крестителя, указывающего народу на приближающегося Христа. Его фигура дана в отдалении. И светлеют, очищаются лица и души тех, кто ожидает Спасителя. Картина была куплена Николаем I и подарена одному из музеев.


Алима. Еще одно направление в русской живописи I половины XIX века – романтизм. В творчестве романтиков портрет занимает первое место. Портреты писались и художниками классицизма. На них изображались красивые дамы и знатные вельможи. Но душевный мир человека в них скрыт. Они не несут никакой информации, кроме принадлежности к высшему сословию. Чем характеризуется русский романтизм в живописи? Интересом к внутреннему миру человека. Перед нами портрет А.С. Пушкина работы Ореста Кипренского, выдающегося живописца I половины XIX века, писавшего в стиле романтизма.


Миша. В рамки академизма явно не вписывалось творчество Павла Андреевича Федотова – одного из родоначальников критического реализма в русской живописи. В своих картинах художник-сатирик с легкой иронией показывал бедных чиновников, проигравшихся офицеров, разорившихся дворян, стремившихся поправить состояние через выгодную женитьбу Широкой известностью пользуется картина Федотова «Сватовство майора», за эту картину Академия художеств присудила живописцу звание академика.


10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!