СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-исследование "Мы спасаем Байкал от самих себя"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Решение учебной задачи на уроке географии в 8 классе, направленной на формирование читательской грамотности учащихся. 

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование "Мы спасаем Байкал от самих себя"»

Мы спасаем Байкал от самих себя.

Древний водоём, существующий уже 25 миллионов лет, гигантский природный резервуар, вмещающий 19% мировых запасов пресной воды, сопоставимое по площади с территорией Бельгии водное пространство, в пределах которого обитают более 2500 видов животных и растений, из которых две трети – эндемики...

Во времена СССР Байкал стал испытывать повышенную экологическую нагрузку, которая к 80-м годам вызвала серьезное ухудшение его состояния. В последние десятилетия озеро является ареной столкновения интересов бизнеса, государства и природоохранных организаций. В 1996 году озеро было включено ЮНЕСКО в список мирового природного наследия. 

Байкал просит защиты, которая является к нему очень медленно. Что сделано и что предстоит сделать? Нельзя останавливать наши усилия по спасению Байкала... от самих себя. Закрытие целлюлозно-бумажного предприятия должно быть завершено.

Но что дальше? «Вы ходите по золоту» - говорят прибайкальцам туристы, которые не находят здесь ни туристической инфраструктуры - гостиниц, экскурсионного обслуживания в достаточной мере, ни должного комфорта передвижения по прибайкальской территории, ни радости по поводу посещения туристов со всего мира... Бедность и даже, порой, нищета жителей этого края никак не способствуют притоку туристов.

5 декабря 1996 года по решению 20-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, состоявшейся в мексиканском городе Мерида, озеро Байкал было включёно в Список всемирного природного наследия.

В принятом Комитетом ЮНЕСКО решении отмечалось: «Особенности озера, скрытые в большей степени от глаз водой, представляют собой главную ценность для науки и охраны. Озеро окружают горно-таёжные ландшафты и особо охраняемые природные территории, главным образом сохранившиеся в естественном состоянии и представляющие дополнительную ценность. Геологическая рифтовая система, которая дала начало озеру Байкал, сформировалась в Мезозойском периоде. Озеро Байкал является самым древним и самым глубоким озером на Земле. Различные тектонические силы всё еще продолжают своё действие, о чём свидетельствуют выходы термических потоков с глубин озера. Эволюция водных организмов, происходившая в течение всего этого длительного периода, привела к образованию уникальной эндемичной флоры и фауны. Озеро Байкал представляет исключительную ценность для изучения эволюции. Живописный ландшафт вокруг байкальской котловины с горными массивами, бореальными лесами, тундрой, озерами, островами и степями обеспечивает исключительно живописное окружение озера Байкал. Байкал — крупнейший резервуар пресной воды на Земле (20% всех мировых запасов), что дополнительно характеризует его как уникальное явление. Озеро Байкал — одно из наиболее биоразнообразных озер на Земле, в нём обитает 1340 видов животных (745 эндемичны) и 570 видов растений (150 эндемичны). В лесах, окружающих озеро, находится 10 видов растений, занесённых в Красную книгу Международного союза охраны природы».

При включении Байкала в Список всемирного природного наследия руководству России были даны специальные рекомендации: принять Федеральный закон об озере Байкал; перепрофилировать Байкальский ЦБК в целях ликвидации его как источника загрязнения; снизить сброс загрязняющих веществ в реку Селенгу; увеличить ресурсное обеспечение деятельности прилегающих к озеру заповедников и национальных парков; продолжить поддержку научных исследований и мониторинга на озере Байкал [5].



Задания первого уровня читательского умения – найти и извлечь информацию из текста:

Тестовые задания:


Возраст озера Байкал:

  1. 20 – 25 млн.лет

  2. 5 – 15 тыс.лет

В последние десятилетия озеро является…

  1. ареной столкновения интересов бизнеса, государства.

  2. ареной столкновения интересов бизнеса, государства и природоохранных организаций. 


Эволюция водных организмов, происходившая в течение длительного периода, привела…

  1. к образованию уникальной эндемичной флоры и фауны.

  2. к образованию уникальной эндемичной флоры.


В каком городе прошла 20-сессия Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО?

  1. В Париже

  2. В Мериде


В какую реку необходимо снизать сброс загрязняющих веществ?

  1. в Селенгу

  2. в Ангару


Традиционные вопросы:

  1. Что, по мнению туристов, не способствует притоку туристов со всего мира?

  2. Какой результат был достигнут в Мериде на сессии ЮНЕСКО в 1996 году?

  3. Назовите специальные рекомендации руководству России при включении Байкала в Список всемирного природного наследия?


Задания второго читательского умения – интегрирование и интерпретация прочитанного:


Прочитайте текст «Мы спасаем Байкал от самих себя» и ответьте на вопросы.


  1. Объясните, какое влияние озеро Байкал оказывает на окружающую территорию?

  2. Как, по вашему мнению, бизнес и государство влияют на природу Байкала?

  3. В чём заключается суть конкретных обязательств России для включения в Список всемирного природного наследия?

  4. Для кого Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат представляет угрозу? В чём она заключается?

  5. Приведите примеры заповедников и национальных парков, созданные в XX веке вокруг озера Байкал.

  6. Перечислите субъекты Российской Федерации, прилегающих к озеру Байкал, которые несут ответственность за выполнение рекомендаций при включении Байкала в Список всемирного природного наследия.


Тестовое задание:

Какую экологическую нагрузку стал испытывать Байкал…

  1. угрожающую и катастрофическую

  2. серьёзную и повышенную

  3. серьёзную, но не опасную


Вопросы №1,2,5,6 и тестовое задание – для учащихся с низкой мотивацией к обучению.


Задания третьего читательского умения – осмысление и оценивание прочитанного с опорой на знания, опыт, собственные убеждения:


Прочитайте текст «Мы спасаем Байкал от самих себя» и ответьте на вопросы.


Согласны ли Вы с тем, что главная задача, стоящая перед человечеством, - это нельзя останавливать наши усилия по спасению Байкала... от самих себя. Предложите свои пути решения этой задачи.


Использованная литература:

  1. Крылова О.В. Физическая география. Начальный курс. Учебник для 6 класса. – М.: Просвещение, 2000.

  2. Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов. 7 класс, М., Дрофа, 2009.

  3. Баринова И.И. География России. Природа. 8 класс – М.: Дрофа, 2009.

  4. Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйств. 9 класс – М.: Дрофа, 2009.

  5. Мы спасаем Байкал от самих себя. Материалы для доклада.//Электронное издание правового информационно-аналитического журнала «ФПМ», 2015. URL: http://flm.su/?actions=main_content&id=2524






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!