СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-исследование «Что такое почва» 3 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-исследование «Что такое почва» 3 класс.

Цель: сформировать представление о почве, её составе.

Задачи урока.

 1.Выявить основные свойства почвы.

2.В процессе опытов установить состав почвы.

3.Узнать об образовании почвы.

4.Развивать наблюдательность, мышление, умение анализировать, делать выводы.

Формирование  УУД.

Познавательные УУД. Осуществлять запись информации; использовать модели и схемы для решения задач; строить сообщения в устной и письменной форме; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать, анализировать, обобщать.

Личностные УУД.  Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения; способность к самооценке.    

Регулятивные УУД. Умение планировать деятельность; оценивать правильность выполнения действия; проявлять познавательную инициативу.

Оборудование: почва на тарелках, прозрачные стаканы с водой, палочки, салфетки бумажные, лабораторное стекло, спиртовка, штатив, держатель, карточки со словами.  Компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация.

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование «Что такое почва» 3 класс.»

Урок-исследование «Что такое почва» 3 класс.

Цель: сформировать представление о почве, её составе.

Задачи урока.

1.Выявить основные свойства почвы.

2.В процессе опытов установить состав почвы.

3.Узнать об образовании почвы.

4.Развивать наблюдательность, мышление, умение анализировать, делать выводы.

Формирование УУД.

Познавательные УУД. Осуществлять запись информации; использовать модели и схемы для решения задач; строить сообщения в устной и письменной форме; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать, анализировать, обобщать.

Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения; способность к самооценке.

Регулятивные УУД. Умение планировать деятельность; оценивать правильность выполнения действия; проявлять познавательную инициативу.

Оборудование: почва на тарелках, прозрачные стаканы с водой, палочки, салфетки бумажные, лабораторное стекло, спиртовка, штатив, держатель, карточки со словами. Компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация.

Ход урока.

I.Организационный момент. Настрой на урок. Слайд 2

Доброе утро
Солнцу и птицам!
Доброе утро

Улыбчивым лицам!

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успехов!

 Наши глаза внимательно смотрят и все ... (видят).

Уши внимательно слушают и все ... (слышат).

Голова хорошо ... (думает).

II.Проверка домашнего задания.

III.Актуализация знаний, постановка цели.

-Разгадайте кроссворд и узнайте ключевое слово. Работа в парах.


1.о

з

е

р

о

2.в

е

т

е

р

3.к

а

м

н

и

4.г

л

и

н

а

5.р

а

с

т

е

н

и

я


1.Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои поправляя косынки.

Глядятся в него молодые березки,

Свои перед ним поправляя прически.

И месяц, и звезды –

В нем все отражается,

Как это зеркало называется? (Озеро)

2.Бежал по тропке луговой,

Кивали маки головой.

Бежал по речке голубой,

Речка сделалась рябой. (Ветер)

3.Из земли на опушке

Торчит лысая макушка.

Вырос на макушке мох,

А вокруг – чертополох. (Камень)

4.Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (Глина)

5.Дышит, растет,

А ходить не может. (Растения)

Проверка. Слайд 3

Учитель. Есть на земле чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, помидоров, моркови, редиса. Сказка это или не сказка? (ответы детей) Слайд 4,5

Такая чудесная кладовая действительно есть. Да только она тогда добра и щедра, когда люди к ней добры, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. Иначе земля хлеб родить перестанет, откажет в овощах, фруктах, ягодах. И правильно. Как это так: все у нее брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовка. Вы, должно быть, догадались, как она называется? (ответы детей)

У слова «земля» есть несколько значений. Почва – верхний слой коры нашей планеты, поверхность.

Работа в группах со словарем.

Сегодня объектом нашего изучения будет почва.

-Что такое почва?

-Какое значение почва имеет для растений, животных, человека? (Ответы детей)

4. Работа по теме урока.

Что такое почва

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 64.

- Какое значение она имеет для растений и животных?

- Какие животные живут в почве?

- Почему почва плодородна? Докажите. (ответы учеников)

Ваши ответы-предположения называются гипотезами. Выдвигаем гипотезу: в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни.

- Вспомните, какие условия нужны для развития растения (Воздух, вода, питательные вещества – соли.)

Проверим, есть ли эти вещества в почве. Чтобы это узнать, изучим ее состав.

5. Практическая часть.

1.Изучение внешнего вида.

2.Изучение при помощи лупы.

3.Проведение опытов.

4.Сделаем выводы.

5.Оформим результаты.

(Даются 20 фишек 5 цветов поровну. Учащиеся выбирают фишку, рассаживаются в соответствии с цветом. Для опытов оформлены 5 столов с оборудованием, карточки с описанием опыта, группы перемещаются. В ходе работы результаты записываются в Листах исследователя)

Примечание. 2, 3, 5 опыты показывает учитель, все учащиеся наблюдают, группы обсуждают и записывают результаты в листы.

ЛИСТ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ


Результаты исследования

Внешний вид

Изучение при помощи лупы


Опыт 1


Опыт 2


Опыт 3


Опыт 4


Опыт 5


Карточки – описание опытов.

Опыт 1. Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Внимательно наблюдайте.

Что вы видите? (из почвы выходят пузырьки воздуха) Какой вывод можете сделать? Запишите в лист. Вывод: в почве есть воздух.

Опыт 2.(Выполняет учитель, учащиеся наблюдают) Нагреем почву. Над почвой установим стекло. Что видите на стекле? (стекло становится влажным) Что доказывает опыт? Запишите в лист. Вывод: в почве есть вода

Опыт 3.(Выполняет учитель) Прогреваем почву очень сильно.

Что видите и чувствуете? (над почвой появился дым и неприятный запах) Попробуйте сделать вывод. (затруднения детей). Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений или животных. Именно перегной дает темный цвет почве. Запишите в лист.

Рассмотрите почву. Что вы в ней видите? (в почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, встречаются части насекомых, червей – это перегной, или гумус.)

Вывод: в почве есть перегной. Чем больше перегноя, тем плодородней почва.

Опыт 4.Прокаленную почву положите в стакан с водой, размешайте.

Что видите на поверхности? На дне стакана? (песок и глину) Сделайте вывод, что это? запишите в лист. Вывод: в почве есть песок и глина.

Опыт 5.Профильтруйте через салфетку воду, где была почва. (Далее показывает учитель). Несколько капель поместим на стекло и нагреем.

Учитель. Куда исчезла вода? Что видите на стекле? (белый налет) Попробуйте предположить, что это. (это минеральные соли) Запишите в лист. Учитель. Соли – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений.

После проведения опытов выступают представители группы. Сравниваем результаты опытов, делаем окончательный вывод.

Вывод. В почве содержится воздух, вода, перегной, глина, песок, соли.

Образуются соли благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Значит, какой компонент нужно еще включить в состав почвы? (Микробы)

Мы выдвинули гипотезу о том, что в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни. Доказали с помощью исследований, что в почве содержится вода, воздух, минеральные соли, то есть то, что необходимо для роста растений. Итак, мы выдвинули гипотезу и доказали ее.

6. Беседа. Сочинение «Как образовалась почва?»

- А сейчас вы будете помогать мне сочинять сказку. Какими словами обычно начинается сказка? (Жила – была)
  Этими словами один из учеников (заранее подготовленный будет работать в паре с учителем у доски) начнет нашу историю, а вы хором будете дополнять его, называя изображенный на рисунке предмет, который я буду показывать, а затем выкладывать на магнитной доске. 

Ваня

Учитель

Учащиеся

Жила – была …

Показывает рисунок

гора

Её ласково согревало

 

солнышко

Нежно обнимал…

 

ветерок

Часто поливал…

 

дождик




Но вот пришла…

Показ рисунка

осень

 

Днем гору еще согревало…

 

солнце

 

Но ночью прилетал холодный…

 

ветер

 

И приносил с собой…

 

дождь

 

Осень сменила…

Показ рисунка

зима

С морозами и метелями…

 

 

И снова наступила…

 

Весна !

Днем с веселыми ручейками и ласковым

Ночью с холодами.

 

 

солнышком



- В какое время года это могло происходить? (Летом)

- Спасибо, ребята, за активную помощь в сочинении сказки.
- Ах, как не нравились горе эти перемены. Ночью приходилось съеживаться от холода, а днем греться на солнышке. И у горы появились морщины – трещины. Гора переживала и плакала, а трещины становились все глубже и глубже…Ветер часто проносил над горой песок. Многие песчинки прятались от ветра в трещинах горы. Однажды там спряталось зернышко травы.
- Попробуем проследить, что могло произойти с зернышком дальше.
  У детей на партах набор картинок с нарисованным зернышком, дождиком, желтой травкой и т.д. 
- Рассмотрите картинки и назовите предметы, изображенные на них.
- У кого получилось так? Сравните.
- Кто может рассказать, как зернышко превращается в перегнившие остатки растения? (Весной зернышко спряталось в трещинку.) Вскоре дождик полил его, и выросла зеленая травка. Осенью она пожелтела, а потом и вовсе засохла. (Зимой под снегом высеялись новые зернышки, а стебельки перегнили.) Итак повторялось тысячи лет.
  7. Физминутка 
-Мы проведем физминутку и постараемся нашими движениями показать превращения зернышка.
-Из перегнившей травки, мхов и лишайников образовалась…(хором) почва. Росли все новые и новые травы, кустарники и деревья: ведь почва была молодая и сильная. И в ней поселились различные животные: насекомые, дождевые черви, жуки, кроты, землеройки и др. они повышали плодородие. Поселились и бактерии под действием которых остатки растений превращались в перегной. Гора уступала почве место. Вскоре от горы ничего не осталось, кроме маленьких камешек среди густых трав и молодых деревьев…
-Вот так и образовалась почва. Теперь мы знаем, почему грустит молодая горка.
Прошло несколько миллиардов лет, прежде чем Земля стала зеленой планетой. Слайд 14.

Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, 20 сантиметров – за 5-6 тысяч лет. Какой вывод можете сделать? (Ответы детей). Верно, к почве, как к природному богатству нужно относится бережно.

8. Закрепление изученного материала

А теперь послушайте мой рассказ о приключениях жука. Глубоко-глубоко в земле жил маленький жучок. Был он неугомонный и любознательный. Но скучно и одиноко ему было. «Неужели эта чёрная, сырая земля - мой дом?!»- постоянно  думал он. И решил он проложить себе путь на верх. В пути он неожиданно обнаружил других обитателей. С ними и вы сейчас встретитесь!
Каждому из вас я дам листочек, и вы выполните задание: соедините цифры по точкам и узнаете, кого встретил жучок, прорывая путь наверх.
Каждый из них, знакомясь с жучком, кое-что рассказывал о себе.
Учащиеся по просьбе учителя озвучивают предметы, изображённые на карточке под номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6.
Я - воздушная капелька. Помогаю корням растений дышать.
Я - капелька воды. Помогаю растениям жить и развиваться.
Я – песчинка. Являюсь хорошим разрыхлителем. Обеспечиваю доступ воздуха к корням  растений.
Я – комочек глины. Хорошо удерживаю воду.
Я – кристаллик минеральной соли. Являюсь питательным веществом, необходимым для роста и развития растений.
Мы – остатки растений и животных – образуем перегной.
-Замечательно! А что интересное вы заметили, когда соединили цифры по точкам? (У нас получилась буква П)
Кто из вас догадался, что же является домом для этих обитателей? (почва). Да это действительно так! Очень обрадовался жучок: «Теперь то я знаю, что и мой дом – почва и живу здесь среди друзей».
-Конечно, ребята, почва – дом для многих обитателей.

- Нам, людям, нужно защищать почву от разрушения. Ведь почва…Давайте, ребята, вспомним, как мы называем почву. (Почва – наша кормилица. Почва – земля, землица. Почва – это чудесная кладовая.)
 - А еще, почва дает человеку пищу, одежду, строительный материал. А образуется она очень – очень медленно, поэтому ее надо правильно использовать и охранять.

Перечислите, пожалуйста, из чего состоит почва. Как видите, почва не может появиться без живых существ, а растениям и животным необходима почва. В природе все взаимосвязано. Мы узнали еще об одном круговороте веществ в природе – круговороте веществ в почве.

9.Работа по учебнику. Стр. Работа в парах.

Задание. Прочитайте текст. Ответы учащихся.

9.Итог урока.

Оценивание. Рефлексия.

Какой вывод мы сделаем?

Зачем мы изучаем эту тему? Где нам это пригодится?

Пока мы с вами работали, у меня на столе образовался плодородный слой земли и выросли красивые цветы.

Красный цветок- я работал отлично, желтый- недостаточно прилагал усилий, синий- ленился.

-Поделитесь впечатлениями об уроке.

-Какое ваше настроение?

-Как вы сможете использовать свой новый опыт?  (Знания, полученные на уроке я смогу использовать, работая с родными на садовом участке, ухаживая за комнатными растениями, разгадывая кроссворды.)

10.Домашнее задание.

    Дома вы попробуете придумать и нарисовать свои знаки, которые показывают, как происходит образование верхнего слоя земли, или придумать продолжение истории путешествия маленького жучка в почве.
    Вы сегодня очень хорошо работали. Спасибо за урок и активное участие в нем.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!