Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Токарёвский Дом детского творчества»
Урок информатики в начальной школе по теме:
"Состав и действия объекта"
Составитель: Переточкина А.Ю.- педагог
дополнительного образования.
Токарёвка, 2024
Тип урока: Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цели: научить выделять важнейшие признаки объекта, разделять составные части и свойства объекта; формировать умение классифицировать свойства и действия объектов.
Задачи:
Образовательная:
Научить описывать объект (предмет, существо, явление), называя его составные части и действия, которые выполняет объект (или выполняют с объектом).
Научить описывать состав и возможные действия объекта в табличном виде;
Научить составлению загадок путём зашифровывания составных частей предметов или их действий.
Развивающая:
Развивать логическое мышление учащихся, память, внимание, воображение, познавательную активность, способность быстро воспринимать информацию.
Воспитательная:
Воспитывать у учащихся самостоятельность, активность, интерес к предмету, правила поведения.
Методы обучения: Словесный, наглядный.
Оборудование: магнитная доска, разрезной бумажный чайник.
ФОПД: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Форма учебного занятия (нетрадиционная) – урок-путешествие.
Планируемые образовательные результаты:
предметные – описывают объект; называют составные части и действия, которые выполняет объект; описывают состав и возможные действия объекта в табличном виде;
метапредметные – регулятивные: работают по плану, сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя;
познавательные: перерабатывают информацию для получения необходимого результата;
коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
Ход урока
Организационный момент.
- Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие и начнем мы его с игры. Да, да. Вы не ослышались. Именно с игры, которая называется «Что у меня есть?». Попробуйте сами правильно описать предмет. Помните, что называть следует только существительные признаки, которые помогут не спутать один предмет с другим.
- Один ученик – водящий. У него в руках карточка с нарисованным предметом. Держа ее лицевой стороной к себе, перечисляет: из чего состоит, что может делать (часы, половник).
Все остальные должны угадать, что он описывает.
- А теперь изменим правила: водящий стоит лицом к классу, а учитель за его спиной держит карточку, учащиеся описывают предмет, а водящий должен его угадать (собака, птица).
Выполнение задания 1. Составление таблицы свойств.
- На какие вопросы мы отвечали, чтобы описать предмет? (из чего состоит, что делает?)
- Опишем чайник, используя данную таблицу. Какие столбики таблицы нужно заполнить? (состав и действия)
- Заполним столбик Состав. На какой вопрос нам предстоит ответить (из чего состоит?).
На магнитной доске чайник, разрезанный по элементам. Один из учеников «разбирает» чайник на составляющие.
- Какие составные части можно записать? (носик, ручка, крышка и т.д)
- Впишите в таблицу состав чайника.
- Заполним второй столбик. На какой вопрос будет отвечать? (что с ним можно делать?).
- Впишите ответ в таблицу. (кипятить, наполнить водой, переносить и т.д).
Выполнение задания 2.
- Рассмотрим рисунок к заданию 2. Кого мы будем описывать? (школьника).
- Как называются столбики таблицы свойств? (так же, как в задании 1).
- Чем вопросы этих столбиков отличаются от вопросов в 1-ом задании? Почему? (потому что чайник – предмет не живой; потому что человека нельзя разложить на составные части, про чайник нельзя сказать, что он умеет делать и т.д.). Можно ли разложить человека на составные?
- 1 вариант запомнит столбик Состав, а 2 вариант – Действия.
- Обменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга. Запишите самостоятельно второй столбик.
II. Закрепление материала.
Выполнение задания 3.
- Ребята, рассмотрим рисунок к заданию 3. Незнайка рассказывал Янту о сказочном герое.
- Прочитайте его признаки. Кто это может быть? (красная шапочка).
- Как вы догадались? Какой признак помог вам больше всех?
- Выпишите имя героя в клетке.
Выполнение задания 4.
- Вашим мама, папы или бабущки иногда с удовольствием разгадывают чайнворды. А теперь сможете и вы. Чайнворд – это загаданные по клеткам предметы или существа. Всегда даны подсказки - их существенные свойства.
- В эти клетки следует вписывать ответ.
- Прочитаем первый вопрос. Найдите в чайнворде цифру 1, сосчитайте клетки от цифры 1 до цифры 2 (4 клетки). Это значит, что в правильном ответе 4 буквы.
- Кто догадался, что это за птица? (Аист)
- Впишите это слово в эти клетки.
- Прочитайте 2-й вопрос. Найдите клетки, в которые нужно вписать ответ, сколько их?
- Что еще заметили? (В первой клетке уже есть буква – «т».) Это значит, ребята, что правильный ответ начинается с этой буквы.
- Заполните чайнворд по кругу самостоятельно.
- Какие же ответы вы дали? Как они расположены? (По кругу.)
2. Отгадывание загадок.
- Ребята, очень важно уметь выделять свойства предметов и их составные части. Многие знаки составлены на основе свойств предметов.
- Отгадайте загадку: Шляпка есть и ножка, вырос на дорожке. (Гриб.)
- Какие признаки гриба я перечислила (Состав и что сделал.)
- Отгадайте другую загадку: Цветное коромысло, через реку повисло. (Радуга.)
- Как выглядит коромысло?
Если дети не знают, что это такое, объяснить, что это приспособление для ношения ведер с водой. Учитель рисует коромысло на доске или показывает на картинке. Рисует реку и коромысло через нее. Раскрашивает мелками.
- На что похоже такое коромысло?
- О чем же эта загадка? (О радуге.)
- Почему вторая загадка труднее? В первой просто перечислены части и действия, а во второй признаки даны в сравнении с другим предметом.
Выполнение задания 5.
- Рассмотрите рисунок к заданию 7. О ком будем составлять загадку? (О рыбке.)
- В этой загадке составные части сравниваются с другими предметами. С какими. С какими?
(Чешуя – с кольчугой вошла, хвост – с веером принцессы, плавники – с крыльями птицы.)
- Прочитайте первое предложение загадки.
- О чем тут говориться? (О чешуе.)
- Что можно сказать о хвосте? (Есть веер, а не принцесса.)
- Запишите конец загадке. Прочитайте, что получилось.
- Дома загадайте эту сложную загадку своим родителям или друзьям.
III. Итог урока.
- Ребята, что же нужно знать о предмете, чтобы назвать его?
(Из чего состоит, что может делать.)
- Какие свойства или признаки можно назвать существительными)
(Такие, которые есть только у данного предмета.)
Домашнее задание.
Задание. Составить чайнворд.
Обратите внимание, что последняя буква одного слова – первая буква следующего.
Задание. Придумать название животному и заполнить таблицу.
Животное – живое существо, поэтому ему подходят вопросы:
- Что у него есть?
- Что он умеет делать?