Информатика 5 класс Учитель: Шилько А. В.
Урок 24-25
Тема: Переменные и их использование. Вычислительные задачи. Практическая работа № 4 «Составление алгоритмов обработки событий с использованием структуры следования и их выполнение в определенной учебной среде выполнения алгоритмов»
Цели урока:
Предметные: формирование представлений о методах конструирования алгоритма; умение представлять план действий формального исполнителя по решению задачи, осуществлять детализацию и оптимизацию шагов формального исполнителя с помощью понятных ему команд; использовать переменные величины в алгоритмах.
Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Личностные: формирование алгоритмического мышления, необходимого для деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.
Задачи урока:
Предметные: сформировать представление о переменных величинах, расширить представление учащихся об исполнителях алгоритмов, формировать понятие об исполнителе Робот, командах исполнителя Робот.
Метапредметные: развивать умение анализировать и сравнивать команды исполнителей, выполнять их, определять целесообразность использования команд.
Личностные: составлять алгоритмы для исполнителя Робот, редактировать поле для работы исполнителя Робот, осуществлять поиск ошибок и выполнять программы в среде программирования Кумир, работать в сотрудничестве для достижения максимального результата.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, раздаточный материал, мультимедийная презентация.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
Организационный момент (1 мин)
Актуализация знаний (15 мин) Слайд 1
Вопросы:
* Сколько вы знаете алгоритмических конструкций? Какие?
* Что такой линейный алгоритм?
* Что такое цикл?
* Какие виды циклов вам знакомы?
* Что такое ветвление?
* Сколько форм ветвления вы знаете? Как они называются? Чем отличаются?
* Как формируется условие? Приведите примеры условий?
* Как называют объект, который может выполнять определенный набор команд?
* Для какого количества клеток лабиринта истинно условие клетка закрашена?
* Для какого количества клеток лабиринта истинно условие справа стена?
* Для какого количества клеток лабиринта истинно условие сверху свободно?
* Сколько раз нужно выполнить цикл со счетчиком, чтобы добраться из первой клетки нижней строки в последнюю?
* Как сформулировать условие цикла, чтобы Робот остановился, достигнув конца первой строки?
Проверка знаний (10 мин). Тест Приложение 1. Взаимопроверка. Слайд 2. Работа с лабиринтом по выполнению первых шагов
Проверка домашнего задания (4 мин). Описать алгоритм редактирования обстановки на поле Робота.
Мотивация учебной деятельности (4 мин) Слайд 3. Обсуждение домашнего задания, оптимизация решения и многообразие способов написания программ
Изучение нового материала (12 мин) Слайды 4-6
Формирование практических умений и навыков (34 мин)
Решение задач (10 мин) Слайд 7-10
Инструктаж перед практической работой (4 мин) Слайд 12-14
Выполнение практической работы (20 мин)
Подведение итогов урока (5 мин) Слайд 15 -16
Домашнее задание (2 мин) Слайд 17
Рефлексия (3 мин) Слайд 18
Технологическая карта урока
Этапы урока | Материал ведения урока | Деятельность учащихся | УУД на этапах урока |
I этап (этап актуализации знаний + самоопределение к деятельности) |
1 | Организационный момент | Проверка готовности детей к уроку, эмоционального настроения учащихся. Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. | Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации |
2 | Формулирование темы и целей | Дети слушают, отвечают на вопросы, выполнят тест, осуществляют самопроверку. (На доске лабиринт) Вопросы по лабиринту Тестирование Взаимопроверка Первые шаги по лабиринту | Познавательные УУД: - закрепление материала, изученного на предыдущих уроках. Личностные УУД: - развитие памяти и мышления Регулятивные УУД: - умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему - развитие логического мышления Методические комментарии: стимулирование поиска вариантов ответов на основе уже имеющихся знаний – анализ, припоминания, интерпретация информации, обеспечение ситуации успеха для самых слабых учеников |
II этап (постановка учебной задачи, открытие учащимися новых знаний, первичное закрепление) |
3 | Мотивация учебной деятельности Изучение новой темы | Анализируют домашних заданий Отвечают на вопросы: «Что общего? Как сделать алгоритм универсальным?», осознанно формулируют цель урока, изучают новый материал | Познавательные УУД: - развитие познавательной активности Регулятивные УУД: - умение структурировать информацию (работать по четкому плану) Методические комментарии: учитель организует многократную смену деятельности учеников, включение в тесные взаимосвязи нового знания и уже имеющихся новых знаний |
III этап (включение новых знаний в систему старых) |
4 | Углубление в тему, формирование практических умений и навыков | Получают инструктаж, редактируют обстановку, создают лабиринт, меняются местами, составляют программу для прохождения лабиринта Роботом, предъявляют работу для оценивания учителю | Познавательные УУД: ученики рассуждают об исполнителе Робот, анализируют команды исполнителя, воспринимают информацию, критически обрабатывают ранее полученную информацию Регулятивные УУД: на этом этапе ученик планирует свои действия, осуществляет пошаговый и итоговый контроль, владеет общими приемами решения задач, вносят коррективы в свои действия Личностные УУД: ориентируются на понимание причин успеха в учении, проявляют интерес к новому материалу Коммуникативные УУД: Формулирует собственное мнение и позицию, контролирует действия партнера, использует речь для регуляции своего действия, строит рассуждения Слабые учащиеся могут выполнять это задание в паре с сильным учеником, что позволяет им не испытывать чувство страха проверки и неудачи, в случае затруднения получить необходимую помощь и выполнить задание. Возможность создания индивидуальной траектории обучающихся. |
IV этап (интеллектуальная рефлексия учебной деятельности на уроке) |
5 | Итоги урока, рефлексия | Подводят итоги своей деятельности, оценивают уровень усвоения материала в теме, отвечают на вопросы учителя | Личностные УУД: ориентируются на понимание причин успеха в учении, ставит цели в дальнейшем изучении материала. Коммуникативные УУД: Формулирует собственное мнение и позицию. |