Звездный час функции
Урок алгебры в 9 классе
Царица - математика опять
Вас собрала на праздник знаний
И приглашает всех блистать
Умом, смекалкой, юмором дерзаний.
Нет скучных формул, теорем,
Сегодня – не урок, а праздник!
И пусть не все получится, как ты хотел,
Тебе откроется дорога к знаньям.
Закрепление изученного по теме « Степенная функция»
Цели:
- образовательные: повторить и обобщить понятие функции, свойства степенной функции;
- развивающие: развивать логическое мышление, расширить кругозор учащихся;
- воспитательные: повысить уровень математической культуры, формировать навыки контроля и самоконтроля, прививать интерес к математике
Ход урока
Функция – это одно из математических и общенаучных понятий. Она выражает зависимость
между переменными величинами.
Сегодня мы вспомним свойства степенной функции, будем находить область определения функции, читать графики.
1-й тур. Из истории математики
Как известно, начиная с 17 века, одним из основных понятий в математике является понятие функции.
Что называется функцией?
Понятие «функция» было введено французским математиком Рене Декартом.
1-й тур. Из истории математики
- КАНТОР.
- ЛЕЙБНИЦ.
- ЕВКЛИД.
- ФЕРМА.
- ЭЙЛЕР.
- ДЕКАРТ.
- КОВАЛЕВСКАЯ.
- НЬЮТОН.
Вопрос 1
Назовите имя одного из крупнейших математиков своего времени, члена Петербургской Академии наук, внёсшего огромный вклад в развитие понятия функция, учителя М.В. Ломоносова.
Леонард Эйлер
Научная деятельность Эйлера продолжалась почти 60 лет. Он успешно занимался математикой и механикой, физикой и астрономией. Восемнадцатый век по праву можно считать веком Эйлера. Научное наследие Эйлера поражает совершенно беспрецедентными размерами. При жизни увидели свет его 530 книг и статей. Он шутливо обещал графу Орлову, что его работы будут заполнять «Комментарии» Академии в течение 20 лет, после его смерти. Академия занималась изданием трудов Эйлера 47 лет. В конце своей жизни учёный ослеп, но продолжал читать свои лекции. За 15 лет он продиктовал более 400 статей и 10 больших книг.
Вопрос 2
О ком идёт речь в следующих строках:
« Он мечтал о создании всемирной академии наук, впервые ввёл термин
« функция», термины «абсцисса», « ордината», « координата»?
Г.Лейбниц
Г. Лейбниц- немецкий математик.
Он был философом и лингвистом, историком и биологом, дипломатом и политическим деятелем, математиком и изобретателем.
Вопрос 3
Назовите имя учёного, с чьим именем связывают развитие понятия « функция» в 20 веке?
Г. Кантор
Георг Кантор – немецкий математик
А знаете ли вы…
Что называется областью определения функции?
Ответ:
Какие существуют способы задания функции?
Ответ: формулой, таблицей, графиком.
Если функция задана формулой, то
Ответ: она определена при всех тех значениях
аргумента, при которых эта формула имеет
смысл.
Что значит, найти область определения функции ?
Ответ: значит найти все значения аргумента,
при которых формула имеет смысл.
2-й тур. Область определения
функции
у= ; у = ; у = ; у=
1 2 3 4
Какая функция определена при всех
значениях х?
№ 3.
2-й тур. Область определения
функции
у= ; у = ; у = ; у=
1 2 3 4
Назовите функцию, у которой область определения есть х ≠ 0 ?
№ 4.
2-й тур. Область определения
функции
у= ; у = ; у = ; у=
1 2 3 4
Функция определена при х ≠ 4.
Назовите её.
№ 1.
2-й тур. Область определения
функции
у= ; у = ; у = ; у=
1 2 3 4
Областью определения функции является х ≥ 0. Что это за функция?
№ 2.
3-й тур. Графики функций
1 2 3 4
Я утверждаю, что все они являются графиками некоторых функций. Так ли это?
4. Окружность не
является графиком функции.
3-й тур. Графики функций
1 2 3 4
На каком рисунке представлен график квадратичной функции?
№ 1.
3-й тур. Графики функций
у = х 6 у = х 37 у = х 48 у = х 100
1 2 3 4
Я считаю, что графики всех предложенных функций расположены в I и II координатных четвертях. Верно ли это?
№ 2. Нет, графиком второй функции
является кубическая парабола, он
расположен в I и III координатных
четвертях .
3-й тур. Графики функций
Что такое график функции?
4-й тур. Возрастание и убывание функции
Какая функция называется возрастающей?
Дать определение убывающей функции.
4-й тур. Возрастание и
убывание функции
1 2 3 4
На каком рисунке изображен график
возрастающей на всей области
определения функции?
№ 2
4-й тур. ВОЗРАСТАНИЕ И
УБЫВАНИЕ ФУНКЦИИ
1 2 3 4
Назовите функцию, которая при х 0 убывает
№ 1.
0, х № 4. " width="640"
4-й тур. Возрастание и убывание
функции
у= ; у = ; у = ; у=
1 2 3 4
Назовите функцию, которая является
убывающей при х 0, х
№ 4.
4-й тур. Возрастание и убывание
функции
у= ; у = ; у = ; у=
1 2 3 4
Назовите функцию, которая возрастает при х ≥ 0 .
№ 2.
5-й тур. Чётность и нечётность функции
Какая функция называется
чётной?
Дать определение нечётной
функции.
5-й тур. Чётность и нечётность функции
у = х 6 у = х 37 у = х 48 у = х 100
1 2 3 4
Какая функция является нечётной?
№ 2 .
5-й тур. Чётность и
нечётность функции
1 2 3 4
Какая из кривых является графиком нечетной функции?
№ 4, № 2
4-й тур. ВОЗРАСТАНИЕ И
УБЫВАНИЕ ФУНКЦИИ
1 2 3 4
Какая функция является чётной?
№ 1.
4-й тур. ВОЗРАСТАНИЕ И
УБЫВАНИЕ ФУНКЦИИ
1 2 3 4
Какая функция является нечётной?
№ 3.
6- тур. Построение графика функции
Найти координаты точек пересечения графиков функций:
№ 213(1) - 1вариант,
№ 213(3) - 2 вариант.
Итог урока
Выполнить творческое задание: составить кроссворд по теме « Функция»
Итог урока
Да! Математику нам нужно знать!
Ведь без неё мы кто! Природы дети!
А с ней творцы, создатели чудес!
Она в познании, будто солнце светит,
А без неё познание – тяжкий крест!
Так пусть мир чисел, формул, теорем,
Гипотез, лемм и аксиом прекрасных,
Нам другом будет, без исключения всем!
Чтоб всё в природе стало ясным и понятным !
Подготовила Лященко Л. Е. ,
учитель математики МБОУ «Выделянская СОШ»
Родионово-Несветайского района Ростовской области.
Литература:
1.Газета «Математика», приложение к «1 сентября»
2. «Математика. Предметная неделя в школе», Составитель Г. И. Григорьева, М., «Глобус», 2010