СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-игра по теме "Предложение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном сборнике представлены конспекты нестандартных уроков по русскому языку в начальной школе с использованием игровых технологии: урок-КВН, урок-соревнование, урок-деловая игра, урок-путешествие. Использование игровых технологии, игр позволяют учителю сделать уроки русского языка увлекательными и интересными, тем самым помогают направить младших школьников в нужное русло, активизирует познавательную деятельность и решает главную проблему педагогики-повышение мотивации к учебной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра по теме "Предложение"»



МАОУ Домодедовская СОШ №2 им. М.Д. Глазова







Разработки уроков с использованием игровых технологии на уроках русского языка в начальных классах









Автор: Кочеткова Светлана Ильинична, учитель

начальных классов









Аннотация

В данном сборнике представлены конспекты нестандартных уроков по русскому языку в начальной школе с использованием игровых технологии: урок-КВН, урок-соревнование, урок-деловая игра, урок-путешествие. Использование игровых технологии, игр позволяют учителю сделать уроки русского языка увлекательными и интересными, тем самым помогают направить младших школьников в нужное русло, активизирует познавательную деятельность и решает главную проблему педагогики-повышение мотивации к учебной деятельности.

Разработки уроков могут быть полезны учителям начальной школы.





















Содержание:

  1. Урок-КВН «Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твердых и мягких согласных звуков» 1 класс……………..……….4

  2. Урок – соревнование «Обобщение знаний о шипящих звуках и написании сочетаний с ними» во 2 классе………………………………..9

  3. Урок - деловая игра «Части речи» в 3 классе…………………..………14

  4. Урок-путешествие « Имя существительное» в 4 классе…………….…22
























Урок-КВН «На уроках грамоты» 1 класс

УМК «Школа России»


Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твердых и мягких согласных звуков


Цели деятельности педагога: организовать работу по повторению правил обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков; помочь освоить правила работы в команде; создать условия для расширения кругозора, развития чувства товарищества.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знают правила обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков; умеют выполнять звуковой анализ слов, составлять модели слов, используя жёлтые фишки и буквы разрезной азбуки.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; структурирование знаний; логические – преобразование слов путём замены буквы; классификация предметов по заданному признаку; сопоставление первых звуков в словах.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением.



Ход урока

I. Введение в тему урока.

Вы весёлые ребята и не любите скучать.

С удовольствием мы с вами будем в КВН играть!

Учитель – председатель жюри – делит класс учащихся на 2 команды. Результаты каждого конкурса учитель фиксирует на доске.

Пусть острей кипит борьба, сильней соревнование.

Успех решает не судьба, а только ваши знания.

II. Объявление темы и постановка учебной задачи.

– Программа сегодняшнего соревнования:

1. Разминка.

2. Звуковой анализ слов.

3. Словоизменение. Конкурс «Буква за буквой».

4. Конкурс капитанов.

5. Конкурс чтецов «Как хорошо уметь читать!».

6. Конкурс «В гости к нам портфель пришёл».

III. КВН.

1. Разминка. Повторение правила написания гласных букв после твёрдых и мягких согласных звуков.

В букваре живёт семья: Две команды у них есть,

Буквы все – от А до Я. Кажется, они уж здесь.

1-я команда.

– Выложите буквы, которые пишутся после твердых согласных звуков.

2-я команда.

– Выложите буквы, которые пишутся после мягких согласных звуков.

За полный правильный ответ – 2 балла.

2. Звуковой анализ слов.

– Отгадайте загадки и определите слово, звуковой анализ которого вам предстоит выполнить.


1-я команда.

В чёрном поле заяц белый

Прыгал, бегал, петли делал.

След за ним был тоже бел.

Кто же этот заяц?

(Мел.)


2-я команда.

Сарафан на сарафане,

Платьице на платьице,

А как станешь раздевать,

Досыта наплачешься.

(Лук.)

Каждая команда выстраивает звуковую модель слова с помощью цветных фишек и букв. После этого осуществляется выступление.

Пример:

– Интонационное выделение на фоне слова и изолированное произношение каждого звука с последующей характеристикой: [н] – твёрдый согласный звук, ставлю жёлтую фишку; второй звук [о] – гласный, ставлю букву о; третий звук [с] – твёрдый согласный звук, ставлю жёлтую фишку.

Далее ученик «читает» слово, ведя указкой по схеме.

Учитель задаёт команде по 3 вопроса:

1. Назвать и дать характеристику первому звуку вашего слова.

2. Интонационно выделить последний звук.

3. Назвать гласный звук в вашем слове.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

С. Михалков

3. Конкурс капитанов.

Индивидуальная работа капитанов, команда может оказать помощь, но только один раз.



– Послушайте стихотворение «Катюшки» А. Стройло. Сравните слова «Катюшки» и «катушки». Чем отличается звучание этих слов? (2 балла.)

В деревушке три Катюшки взяли в руки 3 катушки,

Шуре сшили сарафан, сшили дедушке кафтан,

А девчонкам и мальчишкам, всем Андрюшкам и Наташкам

Сшили яркие штанишки, сшили пёстрые рубашки.

4. Классификация предметов по заданному признаку. Конкурс «В гости к нам портфель пришел».

– А сейчас – игра. Я буду рассказывать, как маленький Мишутка собирался в школу, что он с собой брал. Если он взял что-либо такое, что ученику на уроке ни к чему, – хлопайте в ладоши.

Собирался Мишка в класс.

Взял он мёда про запас,

Взял учебники, тетрадки,

Две большие шоколадки,

Положил в портфель пенал,

Ручку, краски, книжку взял.

Положил карандаши

и точилку тоже,

Взял он куклу и волчок

сунул осторожно.

Положил в портфель альбом,

Кисточку, машинки

И блестящий туесок,

полненький малинки.

И, довольный очень, Мишка

Щёлкнул весело замком

И берёзовым леском

В школу побежал вприпрыжку.



– Как вы думаете, умеет ли Мишка собираться в школу? (Не умеет.)

– Он взял много вещей, которые школьнику на уроках не нужны. Отгадайте загадки «Что нужно школьнику».

За правильный ответ – 1 балл

Загадки

Ты в школу ходишь вместе с ним,

Ведь он тебе необходим.

Пенал, тетрадки с букварём –

Всё поместиться может в нём.

Что это?

(Портфель, ранец.)

В этой узенькой коробке
Ты найдёшь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки –
Что угодно для души!

(Пенал.)

Самая главная, самая важная,

Самая нужная книга для вас,

Очень красивая, с буквами разными.

А ну, угадайте! Обратно считаю:

Три, два, раз!

(Букварь.)

Если сломан карандаш,
Я помощник верный ваш.
Я, как врач, его лечу:
Быстро, остро заточу.

(Точилка.)

Отгадайте, что за вещица –

Острый клювик, а не птица.

Этим клювиком она

Сеет-сеет семена…

Не на поле, не на грядке –

На листах твоей тетрадки.

(Ручка.)

Я родился длинный очень,
А подрос – и стал короче.
Я товарищ верный ваш,
Ваш помощник… (карандаш).

5. Конкурс «Пословица».

– Каждая команда получает приз – пословицу. Пословица – это народная мудрость. Она учит, советует, наставляет, предупреждает. Пословица недаром молвится. Задание командам – объяснить смысл пословицы.

1-я команда: «Век живи – век учись».

2-я команда: «Знание – сила».

За правильный ответ – 2 балла.

6. Подведение итогов урока. Награждение.


Урок – соревнование по русскому языку во 2 классе

УМК «Школа России»

«Звезда грамматики»

Тема урока: «Обобщение знаний о шипящих звуках и написании сочетаний с ними».

Цели урока:

  1. Обобщить знания учащихся о написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.

  2. Совершенствовать практические навыки в написании орфограмм жи - ши, ча - ща, чу – щу, чк, чн

  3.  Обогащать словарный запас детей

  4. Прививать любовь к предмету.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; структурирование знаний; логические – преобразование слов путём замены буквы; классификация предметов по заданному признаку; сопоставление первых звуков в словах.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением.



Ход урока.

  1. Организация начала урока.

  2. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня у нас с вами необычное мероприятие – соревнование. Но соревнования будут единоличными, а не командными. Вы будете соревноваться в быстроте и самое главное в качественном, безошибочном выполнении заданий. Вам предстоит нелегкая борьба. Выиграет тот, кто лучше справится со всеми заданиями.

Успехов вам и пусть победит сильнейший

( Учащиеся, выполняя задания, будут получать звёзды. Победителем станет, набравший максимальное количество звёзд. Он же и получит грамоту «Звезда грамматики».

  1. Основная часть.

Чистописание. Письмо сочетаний: Чу//щу, ча//щ а, чк // чн.

Я тетрадочку открою,

Уголочком положу.

Я, друзья от вас не скрою -

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь!

1 конкурс. «Разминка».

 На экране запись:

                         Чародейкою зимою

                         Околдован, лес стоит-

                         И под снежной бахромою

                         Неподвижною, немою,

                       Чудной жизнью он блестит.

 - Прочитайте выразительно.

 - Какими родственными словами можно дополнить слова чародейкою и чудной?


Возможные варианты:

 а) Чудной… (чудо, чудесница, …)

 б) Чародейкою…(чары, очаровать, чародей, …)      

2 конкурс. «Доскажи словечко».

  • Лежебока рыжий кот

Отлежал себе… (живот).

  • Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын … (жираф)

  • Кот живёт у нас на крыше,

А в чулане живут….(мыши)

  • По полям бегут ручьи,

На дорогах …. (лужи)

  • У них усы не для красы –

Они показывают время

И называются… (часы)

  • Ча-ча-ча горит в комнате …. (свеча)

  • Только мать сошла с крылечка,

Села Лена перед …(печкой).

3 конкурс. «Отгадайте, кто это?»

«В чашечке тюльпана на зелёном листочке сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Её так и прозвали… (Дюймовочка)

Девочка хорошая по лесу идёт,

Но не знает девочка, что опасность ждёт.

За кустами светится пара злющих глаз.

Кто-то страшный встретится девочке сейчас.

(Красная Шапочка)

«А эта девочка беленькая, как снежок, и кругленькая, как шарик. Говорит старикам: «Я из вешнего снега скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня… (Снегурочка)


- Какая одинаковая орфограмма объединяет имена этих героинь?

- Какое правило вы вспомнили?

7 конкурс. «Письмо по памяти».

Щука в озере жила,

Щёткой дно она мела,

Щи варила для гостей,

Угощала пескарей.

После записи по памяти, подчеркнуть сочетания в словах.

5 конкурс. «Внимание, на экран!»

Перед учащимися несколько сюжетных картинок, надо отыскать в них предметы, в названии которых встречаются изученные сочетания.

(Лыжи, синички, собачка, снежинки)

(Девочки, чайник, чашка)


(Девочка, подушечка, наволочка, пушистый ковер, ленточка, тапочки)

6 конкурс. «Выборочное письмо».

Учитель читает пословицы, учащиеся выписывают только слова с сочетаниями.

  • Чай пить – не дрова рубить.

  • У кольца не ищут конца.

  • На то и щука в море, чтобы карась не дремал.

  • Хлеба нет – и корочка в честь.

  • Живи своим умом, а честь расти трудом.

  • Хочешь есть калачи — не лежи на печи.

  • Сам погибай, а товарища выручай.

  • Без друга в жизни туго.

  1. Подведение итогов. Подсчёт звезд. Награждение победителя грамотой.











Конспект урока русского языка по теме: «Части речи», 3 класс


Форма проведения: деловая игра «Детективное агентство»

Цели урока:

Учебно-познавательные: Обобщение знаний о частях речи; учить распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

Развивающие: Развивать зрительную и слуховую память, интерес к предмету, обогащать словарный запас детей.

Воспитывающие: Воспитывать прилежность, аккуратность.

Формируемые УУД

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • постановка учебной задачи;

  • сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

  • оценивание качества и уровня усвоения материала.

Познавательные УУД:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации;

  • подведение под понятие, выведение следствий.

Коммуникативные УУД:

  • умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации;

  • умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • формирование умения слаженно работать в паре

Оборудование: компьютер, карточки для работы в парах, лист самооценки.





  1. Мотивация учебной деятельности.

Приветственное слово учителя:

Добрый день, ребята.

Сегодня у нас на уроке гости, поприветствуем их.

Мы рады приветствовать вас в нашем классе !( Здороваются)

- А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

  1. Самоопределение к учебной деятельности.

Ребята, наш урок сегодня необычный. Мы не просто учитель и ученики, мы – детективное агентство.

– Чем занимаются в детективных агентствах? (ответы).

Правильно, и мы с вами будем вести расследование.

А кто такой детектив? Где мы можем это узнать? (Словарь )

Анжелика ,помоги, нам разобраться, кто такой детектив?.

1) Специалист по расследованию уголовных преступлений.

2) Литературное произведение или фильм, изображающие раскрытие запутанных преступлений.

Какими качествами должны обладать детективы? (Быть внимательными, уметь все видеть и слышать)

- Вы готовы к работе? Тогда начнём!

3.Актуализация знаний.

Чтобы войти в состав следственного отдела надо пройти ЭКСПРЕСС-ОПРОС

- Итак, первое задание. «ПОДГОТОВКА ДЕТЕКТИВОВ» (фронтальная работа)

- Какие слова всегда пишутся с большой буквы?

- Главное правило переноса слов?

- Как называется согласная, которая пишется, но не произносится?

- Как пишутся предлоги со словами?


- Как проверить безударный гласный в корне слова?

- Что вы знаете о написании жи-ши, ча-ща, чу-щу?

- Что такое синонимы?

- Как называется предложение в котором есть только главные члены?

- Из чего состоит словосочетание?

-Что называется корнем слова?

- Что обозначают имена прилагательные?

-.Что такое антонимы?

4. Чистописание. Каждый детектив должен быть очень внимательным.

Запишите число, классная работа.

Это, ребята, первое препятствие, и нам с ним надо справиться. Для этого вам надо узнать, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

На табличку ты внимательно

Быстро посмотри.

Какая буква часто повторяется

Ты скорей найди!

З А В Т Р А К М К П М М В О Б Е Д М Х У Ж И Н В М М К К О М О Л О К О М Т М К Ш М

- Правильно ли мы справились с первым заданием?

- Буква М. Эту букву будем прописывать.

- Какой звук, характеризуйте. (Согласный, звонкий непарный, может быть мягким и твёрдым).

- Запишите М м всю строчку.

5. Словарная работа.

- А мы снова обращаемся к табличке. В ней спрятались слова. Найдите их. (Завтрак, обед, ужин, молоко)

- Что вы можете сказать об этих словах? (они словарные)

- Спишите слова, поставьте ударение.

- Молодцы!



6. Постановка учебной цели (проблема).

- Итак, в наше детективное агентство поступил материал для расследования. Мы получили огромный мешок, из которого посыпались слова. Что делать? Конечно, наводить порядок!

- А как? (Надо их как-то сгруппировать).

- Как же классифицировать слова? Что значит классифицировать? (Разделить по группам, разрядам, классам).

- Значит, нам надо найти условие (что-то общее), по которому можно разбить слова на группы.

- На какие же группы мы можем разделить эти слова? (На имя существительное, имя прилагательное, глагол).

- Как можно назвать все эти группы? (Части речи)

- Сформулируйте тему нашего урока. (Части речи)

- Какова же цель нашего расследования? (Научиться определять части речи)

7. Усвоение новых знаний (групповая работа).

Молодцы, вы будущие детективы и для нашего агентства просто необходимы. Приступим к расследованию. И перовое что нужно сделать, составить ФОТОРОБОТ.

- У нас работать будут три группы детективов.

  • во-первых, определить о какой части речи вы будите вести расследование. (1 группа - Имя существительное; 2 группа – Имя прилагательное; 3 группа – Глагол).

- во-вторых, прежде, чем приступить к расследованию, детектив всегда выясняет, что ему известно по этому делу. Перед вами вещественные доказательства. Выберите те, что нужны вам и составьте фоторобот , который в будущем будет нашим помощником в дальнейшей работе.

Но прежде, чем начать работать вспомним правила сотрудничества:

- Вместе мы думаем, выбираем, обсуждаем, решаем.

На партах каждой группе дан алгоритм по которому вы работаете.



Алгоритм

- Отвечает на вопросы…

- Обозначает…

- Бывает...

- В предложении является….

- Приведите 2-3 примера данной части речи:

(Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Что делать? Что сделать? Что делает? Что делал? предмет, признак предмета, действие предмета, подлежащим, сказуемым, второстепенным членом предложения, одушевлённое и неодушевлённое, собственное и нарицательное)

- Определите, кто будет рассказывать от каждой группы. (Дети крепят свои кластеры к доске).

Исходя из наших исследований сделаем, вывод, что называется частью речи?

- (Группа слов, которая имеет общие грамматические значения).

Мы сегодня говорим только о трёх частях речи, но чтобы вспомнить какие ещё части речи вы знаете, посмотрите и скажите к каким частям речи относятся:

А) слова в, на, о, к;

Б) слово не;

В) слова и, а, но?

Части речи в русском языке делятся на самостоятельные (существительные, прилагательные, глагол, наречие, числительное, местоимение) и служебные (предлог, союз, частица и междометия). В предложении самостоятельные части речи выполняют роль членов предложения, а служебные части речи служат для связи слов в словосочетании или вносят дополнительные значения в предложение.





8. Первичное закрепление.

Следующее задание: «Внимание! Розыск!» (Работа в парах)

А мы возвращаемся к нашему делу и постараемся навести порядок. Пользуясь нашими доказательствами, распредели слова, которые рассыпались из мешка по группам.

1 ряд выбирает – имена существительные,

2 ряд - имена прилагательные,

3 ряд – глаголы.

Молодцы, мы навели порядок.

- Мы много трудились, пора и отдохнуть.

  1. Физкультминутка.
    10. «Частное расследование» (Самостоятельная работа).

Итак, уважаемые детективы, все задания мы выполняли вместе, в группах, а сейчас покажите, как вы умеете работать самостоятельно, каждый из вас проведёт частное расследование. Перед вами карточки разного цвета выберете себе ту, которую сможете выполнить. Помните, карточка с красным кружочком – высокий уровень,

Карточка с зелёным кружочком – средний уровень,

Карточка с жёлтым кружочком – низкий уровень.

Выберите себе одно задание – и приступайте к работе.

Низкий уровень. Определить к какой части речи относятся слова:  День, хорошая, друг, думает, смелый.

- Как вы определяли часть речи?

Средний уровень. Найди в каждой строчке подчеркни лишнее слово, определи его часть речи и подпиши. 
1) Берёза, пчела, лёгкий, малина. 
2) Зелёная, сочная, свежая, растёт. 
3) Думает, считает, ученик, знает.

- Как вы находили лишнее слово?



Высокий уровень. Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом. 
Веселье – … , … . 
Шум – … , … . 
Игра - … , … .

- Как вы подбирали однокоренные слова?

Проверка.

Сравните результаты с заданным эталоном.

Кто выполнил задание без ошибок?

Кто допустил 2 ошибки, 1, более 2?

В чем испытывали трудности?

11.Закрепление. «Внимание детектив – твой багаж знаний».

Выполнить тест «Части речи» (Индивидуальная работа)

12.РЕФЛЕКСИЯ. Игра « Да – Нет»

  1. Имя существительное отвечает на вопрос Кто? Что? (Да)

  2. Имя прилагательное обозначает признак предмета? (Да)

  3. Имя прилагательное всегда главный член предложения(Нет).

  4. Глагол отвечает на вопрос Что делать? (Да)

  5. Имя существительное обозначает признак предмета? (Нет)

  6. В предложении глагол всегда главный член предложения? (Да)

  7. Имя прилагательное отвечает на вопрос Какой? Какие? (Да)

  8. Глагол обозначает предмет? (Нет)

  9. Имя существительное связано с глаголом? (Да)

- Что повторили мы за урок? (Что называется существительным, прилагательным , глаголом.?)

- Что нового узнали на уроке? (Самостоятельные части речи, служебные)

- Чему научились? (Определять части речи)

- Что вызвало особый интерес?




13.«САМООЦЕНКА».

Перед вами лист самооценки. Вам нужно подчеркнуть один из предложенных ответов.

Лист самооценки

  1. На уроке я работал активно - пассивно

  2. Своей работой на уроке доволен – не доволен

  3. За урок я не устал - устал

  4. Моё настроение стало лучше – стало хуже

  5. Материал урока мне был понятен – непонятен

Лёгким -трудным

14. Домашнее задание «Следственная экспертиза».

Сочинить сказку о любой части речи.

Благодарю всех детективов за работу!



















Урок-путешествие русского языка в 4 классе

Школа России


Тема: Итоговый урок – путешествие по сказкам « Имя существительное»

Цели деятельности учителя: Способствовать закреплению знаний морфологических признаков имени существительного; содействовать развитию умения обобщать и систематизировать знания, развитию орфографической зоркости и умения выделять и классифицировать по признакам (изменяемые, неизменяемые) и т.д.

Тип урока: урок закрепления изученных знаний.

Планируемые результаты.

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): Закрепят и систематизируют знания, понятия морфологических признаков, закрепят умение делать морфологический разбор имени существительного.

Метапредметные ( компоненты культурно- компетентностного опыта/ приобретённая компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: представляют значение знания русского языка в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин.

Методы и формы обучения.

Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: карта путешествия, карточки с заданиями, поговорка.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Сегодня мы с вами должны очень плодотворно поработать, но чтобы наша совместная работа была успешной, давайте вспомним законы урока.



Законы урока

- вести себя спокойно;

- не выкрикивать;

- быть терпеливым;

- дать возможность высказаться своим товарищам;

- уважать друг друга.

II. Сообщение темы и задач урока.

- Сегодня на уроке мы поговорим об одной из частей речи.

Это имя зашифровано,

Слово это зачаровано,

Название предмета обозначает,

Всех родов оно бывает.

Изменяется по числам, падежам.

В речи помогает нам.

- Вы догадались, какая часть речи будет сегодня главной на уроке? (Имя существительное)

Всему название дано-

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным- полно,

А безымянных нету.

Они слышны и здесь, и там,

На улице, и дома,

А я зову вас в тёмный лес.

Он полон сказок и чудес.

- Вы готовы к путешествию?

- Тогда давайте скажем все вместе наш девиз:

Мы в лес за наукой сегодня пойдём

Смекалку, фантазию нашу возьмём.

С пути никуда, никогда не свернём,

Все возможные преграды уберём.

-Cегодня на уроке нам предстоит выполнить задания, которые приготовили вам сказочные герои. Если все задания будут выполнены правильно, вы выберетесь из сказочного леса. Вы готовы?

III. Актуализация опорных знаний учащихся.

1.Минутка чистописания.

- Сейчас вы должны пройти по лесной тропинке.

- Следите внимательно за указкой и постарайтесь не сойти с тропинки.

(Дети пишут элементы букв)

В путешествие по сказкам

Мы отправимся сейчас

Существительных немало

Встретят на дороге нас.

2. - Чтобы преодолеть этот нелёгкий путь, я предлагаю вам поиграть с волшебным кубиком и вспомнить всё, что вы знаете об имени существительном.

Упражнение « Кубирование».

Имя существительное – часть речи, которая обозначает названия предметов

и отвечает на вопросы кто? что?

С клонение- это изменение существительных по падежам. В русском языке 6 падежей: 1 прямой и 5 косвенных.

Собственные имена существительные- пишутся с большой буквы. К собственным именам существительным относятся имена, фамилии людей, клички животных, географические названия. Есть и нарицательные имена существительные.


Род- имена сущ. бывают мужского, женского, среднего рода. Род- категория постоянная.

Число – категория непостоянная. Есть имена сущ., которые по числам не изменяются, они употребляются только в единственном или во множественном числе.

Ь- после букв ж, ч, ш, щ мягкий знак пишется в именах сущ. женского рода.

- Вот мы и взяли всё необходимое в дорогу. Но одним идти скучно. Кто же нам поможет найти дорогу в тёмном сказочном лесу?

- Отгадайте загадку:

На сметане мешён

На окошке стужён,

Круглый бок, румяный бок

Покатился ….

Колобок

IV. Работа над темой урока.

Покатился Колобок по дорожке

А впереди указатель на ножке.

ЧТО? КАК? ПОЧЕМУ?

Ничего я не пойму.

- Ребята, давайте поможем Колобку!

З адание 1. Работа в парах.

- Вам необходимо прочитать имена существительные и определить, к какой сказке они относятся и разделить их на три группы по склонениям.

Работать будем в парах.

1. Ведро, прорубь, щука, печь. (« По щучьему велению»)

2. Болото, лягушка, царь, стрела. (« Царевна – лягушка»)


3. Бочка, мать, коршун, спаситель, белка, месяц. («Сказка о царе Салтане»)

ПРОВЕРКА.

1.Щука, лягушка, стрела, бочка, белка – I склонение.

2.Ведро, болото, коршун, спаситель, месяц, царь – II cклонение.

3. Прорубь, печь, мать – III cклонение.

- Молодцы! С первым заданием вы справились, помогли Колобку.

Снова Колобок в пути

Ну, а нам за ним идти.

Глядь, стоит избушка.

В ней живёт старушка.

От неё нам не уйти.

Ждут загадки впереди.

- А как зовут старушку, которая живёт одна в тёмном лесу в избушке на курьих ножках? (Баба Яга)

Задание 2. Работа в группах. Задания Бабы Яги.

- Сейчас вам предстоит работа в группах. Правила работы вам известны.

Работаем в течение 5 минут. Задания выполняем сообща. Лидеры групп записывают или запоминают ответы, которые во время проверки записываются лидерами на доске. Выигрывает та группа, ученики которой правильно ответят на поставленный вопрос и грамотно напишут ответ.

- Лидеры, получите задания! Это вопросы – загадки, на которые вам необходимо дать ответы.

Вопросы – загадки:

- В какой деревне живут кот Матроскин и Шарик? (В деревне Простоквашино).

- Какая фамилия у Кащея? ( Бессмертный)


- Какое отчество у Добрыни, одолевшего змея Горыныча? (Никитич)

- Куда отправился доктор Айболит лечить зверей? (В Африку)

- Как зовут бабушку, от которой убежала вся посуда? (Федора)

Проверка – запись ответов на доске лидерами групп.

- Каким правилом вы руководствовались при написании слов - отгадок?

(Собственные имена существительные пишутся с большой буквы)

- Баба Яга осталась довольна и отпустила Колобка дальше.

А над нами в чистом небе

Гуси - лебеди летят,

Поиграть они хотят.

Колобок остановился,

Над заданием склонился.

Задание 3.

- А это задание вам приготовили гуси – лебеди. Справитесь?

Упражнение « Ледокол «

- Попробуйте отыскать сказочных героев в слове « сказки». С существительными составьте словосочетания, поставив их в указанный падеж.

Снегурочка ( В. п. )

Колобок ( И. п. )

Артемон ( Т. п.)

Золушка ( П. п. )


Карабас Барабас ( Р. П. )

Иванушка ( Д. п. )

- Определите род имён существительных.

И род, и падеж вы можете определять, но вот что-то приустал наш Колобок и решил сделать привал, немного отдохнуть.


Физкультминутка.

На привале у дубка

Кот увидел Колобка.

- Кот учёный просит вас разобраться со словами.

Задание 4. - Сгруппируйте слова, но по какому признаку, догадайтесь сами: сыновья, сани, баба, сутки, дед, рожь, тесто, воротник, лиса, слуги, яблоки, кони.

Задание выполняется устно по рядам.

Проверка (имена существительные распределяются в 3 столбика: 1 – имена сущ. в единственном числе, 2 - имена сущ. во множественном числе, 3 – имена сущ., которые по числам не изменяются.)

баба сыновья сутки

дед яблоки сани

лиса кони рожь

воротник слуги тесто

- И коту учёному вы помогли.

Колобок наш покатился,

У болота очутился.

Тут лягушка всех нас ждёт

И задание даёт.

Задание 5. Самостоятельная работа. Задание царевны Лягушки.

В ыписать имена существительные с шипящими на конце и объяснить их правописание.

Жил- был ёрш…- вертлявый хвост, колючий нос. А дрова сами в избу идут и в печ… лезут. Взял Иван острый меч… Стерегите пшеницу каждую ноч…. У окна сидела царская доч… Марья- царевна.


- И с заданием царевны Лягушки вы справились. Молодцы!

Лес прошли и Колобок

Преподносит нам урок.

Предложу я предложение

Вам создать из данных слов.

Приступайте, кто готов.

Библиотека, дети, сказки в, увлекательные, читали, школьная

- Записать составленное предложение и разобрать его по членам и частям речи, указать падеж и склонение имён существительных.

Задание 6. Рассыпалась поговорка .

Ложь, да, сказка, в, намёк, ней,

урок, молодцам, добрым.

- Молодцы, вы все задания успешно выполнили и смогли выбраться из сказочного леса.

V. Итог урока. Рефлексия. (Оцените свою работу на уроке, выбрав образ Колобка: радостный, грустный, безразличный)









VI. Домашнее задание. Выписать из любимых сказок по 10 имён существительных, 2 из них разобрать как часть речи.








29



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!