СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-игра «Формула профессии»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-игра «Формула профессии»

разработка будет полезна при проведении профориентационных занятий, занятий в рамках курсов по предпрофильной погдготовке и т.д.

Цель: повышение уровня мотивации к профессиональному самоопределению.

Задачи:

  1. Расширить знания о мире профессий;
  2. Развивать навыки работы в группах;
  3. Развивать коммуникативные способности

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра «Формула профессии»»

Урок-игра «Формула профессии»



Цель: повышение уровня мотивации к профессиональному самоопределению.

Задачи:

  1. Расширить знания о мире профессий;

  2. Развивать навыки работы в группах;

  3. Развивать коммуникативные способности;

  4. Развивать внимание; фантазию; смекалку.

Контингент: учащиеся 9-ых классов

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Психолог: «Здравствуйте ребята! Сегодня наша встреча будет посвящена вашему дальнейшему профессиональному самоопределению.

Термин “профессия” происходит от латинского корня, означающего: говорить, объявлять, заявлять. Отсюда слово “профессор”.

Профессиональную судьбу мы намечаем, как правило, по окончании школы. Кто-то находит работу, не требующую специального обучения. Большинство же старается сначала получить образование (ВУЗ, колледж, курсы), очерчивая тем самым круг будущих карьерных возможностей.

Выбрать себе профессию – значит не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определённую группу людей, принять её этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни…

Сегодня я предлагаю вам посоревноваться друг с другом…»


Класс делится на 2 команды.

На турнир желательно пригласить жюри (как правило, это зам по ВР, социальный педагог, классный руководитель и т.д.)


1 конкурс «Приветствие»

Командам необходимо придумать название, связанное с профессиональной самореализацией, девиз и выбрать капитана.

2 конкурс «Терминология»

Подумайте и соедините термин и его определение

карьера

Последовательность должностей, занимаемых работником на протяжении жизни

Специальность

комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии 

Профессия

род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки (образования)

Профессионал

человек, сделавший определенное занятие своей профессией; человек, ставший в какой-либо области деятельности специалистом; подготовленный для работы в определенной сфере специалист, имеющий навыки, квалификацию

Специалист

Человек, обладающий специальными знаниями и навыками в какой-то области производства, науки, искусства …, имеющий специальность

Квалификация

Это степень общей и профессиональной специальной подготовки работника, обладающего необходимыми знаниями, умениями и навыками для выполнения определенного вида работ

Профессиональная пригодность

Совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той ил иной профессии

Профессиональная самореализация

Высшее желание человека реализовать свои таланты и способности. Стремление человека проявить себя в обществе, отразив свои положительные стороны



3 конкурс капитанов «Пословицы»

Необходимо из данных слов как можно быстрее составить пословицу. Пословица о труде, о профессиях, о профессиональной деятельности.

без

топора

не

плотник,

без

иголки

не

портной


если

танцевать

не

умеешь-

не

говори,

что

каблуки

кривые

кто

пахать

не

ленится,

у

того

и

хлеб

родится



4 конкурс для команд «Пантомима»

Пока капитаны разгадывают пословицу, участникам команд необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Команда соперников должна угадать какую профессию им демонстрируют.

Предлагаемый список профессий: шахтер, охранник, гид-экскурсовод, ветеринар, журналист, плотник, пилот, фотомодель, жонглёр, доярка, врач, художник и т.д.

В данном конкурсе учитывается артистизм и сплочённость команд.



5 конкурс «Угадай профессию»

Командам будут выданы бланки с характеристиками профессий, вам необходимо по этим характеристикам угадать, какая профессия закодирована.

Пример 1.

Предмет труда – художественный образ;

Цели труда – обслуживание;

Средства труда – функциональные, теоретические;

Условия труда – большие помещения с людьми;

Характер подвижности – преимущественно стоя;

Характер общения – посетители, работа с аудиториями;

Ответственность в труде – невыраженная ответственность;

Особенности труда – стереотипность (повторение);

Типичные трудности – низкая зарплата;

Минимальное образование – высшее1.


Пример 2.

Предмет труда – знаковые системы;

Цели труда – изобретательная, контроль, оценка;

Средства труда – автоматические;

Условия труда – большие помещения с людьми;

Характер подвижности – преимущественно сидя;

Характер общения – минимальное общение (индивидуальный труд);

Ответственность в труде – невыраженная ответственность;

Особенности труда – большая зарплата;

Типичные трудности – профзаболевания;

Минимальное образование – не ниже среднего профессионального2.


Пример 3.

Предмет труда – природа, художественный образ;

Цели труда – обслуживание;

Средства труда – ручные и простые приспособления (иногда – механические);

Условия труда – открытый воздух;

Характер подвижности – разнообразные движения;

Характер общения в труде – минимальное общение (иногда – клиенты);

Ответственность в труде – за жизнь и здоровье людей;

Особенности труда – льготы, ярко выраженная общественная полезность труда;

Типичные трудности – профзаболевания, невысокий престиж;

Минимальное образование – без специального образования, краткосрочные курсы. 3


Пример 4.

Предмет труда – техника, транспорт, знаковые системы;

Цели труда – транспортирование;

Средства труда – автоматические, функциональные, теоретические;

Условия труда – большие помещения с людьми, экстремальные;

Характер подвижности – преимущественно сидя;

Характер общения – небольшой коллектив в замкнутом пространстве, работа с аудиториями;

Ответственность в труде – за жизнь и здоровье людей;

Особенности труда – льготы, большая зарплата, командировки;

Типичные трудности – профзаболевания, нервная работа;

Минимальное образование – высшее.4

_________________________


1. Первый пример - ответ «экскурсовод в музее»

2. Второй пример - ответ «программист»

3. Третий пример – ответ «дворник»

4. Четвертый пример – ответ «пилот гражданской авиации»


6 Конкурс «Формула профессии»


Каждая команда «кодирует» загаданную про­фессию с помощью характеристик схемы анализа профес­сии в свободной колонке на своей таблице; далее команды обмениваются схемами с закодированными профессиями. Команды по схеме противника пытются отгадать загаданную (закодированную) профессию при­мерно в течение 5 минут и предлагают 3 варианта от­гадки (если хотя бы один вариант будет правильным или близким к правильному ответу, то считается, что профес­сия отгадана).



Приложение

Схема анализа профессий

(перечень основных характеристик профессий)


Характеристика профессий


Место для первого примера профессии «таксист»


Место для кодирования загаданной профессии


Примет труда:


Люди, техника, транспорт




1 — животные, растения (природа)

2 — материалы

3 — люди (дети, взрослые)

4 — техника, транспорт

5 — знаковые системы (тексты, информация в компьютерах...)

6 — художественный образ


Цели труда;


транспортир., обслуживание




1 — контроль, оценка, диагноз

2 — преобразовательная

3 — изобретательная

4 — транспортирование

5 — обслуживание

6 — собственное развитие


Средства труда:


механические функциональные



1 — ручные и простые приспособления

2 — механические

3 — автоматические

4 — функциональные (речь, мимика, зрение, слух...) 5 — теоретические (знания, способы мышления)

6 — переносные или стационарные средства


Условия труда:


экстремальные



сидя



1 — бытовой микроклимат

2 — большие помещения с людьми

3 — обычный производственный цех

4 — необычные производственные условия (особый режим влажности, температуры, стерильность)

5 — экстремальные условия (риск для жизни и здоровья)

6 — работа на открытом воздухе

7 — работа сидя, стоя, в движении

8 — домашний кабинет


Характер общения а труде:






1 — минимальное общение (индивидуальный труд)

2 — клиенты, посетители

3 — обычный коллектив (одни и те же лица...)

4 — работа с аудиториями

5 — выраженная дисциплина,

субординация в труде



клиенты




Ответственность в труде:






1 - материальная

2 — моральная

3 — за жизнь и здоровье людей

4 — невыраженная ответственность


жизнь и здоровье




Особенности труда:






1 — большая зарплата

2 — льготы

3 — «соблазны» (возможность брать взятки, воровать:..)

4 — изысканные отношения, встречи со знаменитостями

5 — частые командировки

6 — законченный результат труда (можно полюбоваться)


«соблазны»

встречи со знаменит.




Типичные трудности:






1 — нервное напряжение

2 — профзаболевания

3 — распространены мат и сквернословие

4 — возможность оказаться за решеткой (в тюрьме) 5 — невысокой престиж работы


нервное напряжение профзаболевания, мат и сквернословие




Минимальный уровень образования для работы:

1 — без специального образования (после школы)

2 — начальное профессиональное образование (СПТУ)

3 — среднее профессиональное образование (техникум)

4 — высшее профессиональное образование (вуз)

5 — ученая степень (аспирантура, академия...)


начальное профессиональное.





Заключительное слово.

Сегодня вы узнали о разных профессиях, проявили смекалку, сообразительность. Поработали в командах, проявили свои творческие способности, действовали дружно и слаженно. Мы говорили о профессиях, обсуждали их основные характеристики для того, чтобы в будущем вы смогли сделать свой правильный выбор. Задача эта нелегкая, к ней надо готовиться уже сейчас. Для этого надо узнавать себя, изучать себя, наблюдать за собой, знать свои сильные и слабые стороны. Только тогда вы не ошибетесь и сделаете правильный выбор.



А теперь подведем итоги. Напишите четверостишие со словом профессия. А жюри в это время подведет итоги нашей игры.

Выбор профессии – это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы, ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться». 

Подведение итогов. Слово жюри. Награждение команд.



1


2


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!