Урок-игра «Формула профессии»
Цель: повышение уровня мотивации к профессиональному самоопределению.
Задачи:
Расширить знания о мире профессий;
Развивать навыки работы в группах;
Развивать коммуникативные способности;
Развивать внимание; фантазию; смекалку.
Контингент: учащиеся 9-ых классов
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Психолог: «Здравствуйте ребята! Сегодня наша встреча будет посвящена вашему дальнейшему профессиональному самоопределению.
Термин “профессия” происходит от латинского корня, означающего: говорить, объявлять, заявлять. Отсюда слово “профессор”.
Профессиональную судьбу мы намечаем, как правило, по окончании школы. Кто-то находит работу, не требующую специального обучения. Большинство же старается сначала получить образование (ВУЗ, колледж, курсы), очерчивая тем самым круг будущих карьерных возможностей.
Выбрать себе профессию – значит не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определённую группу людей, принять её этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни…
Сегодня я предлагаю вам посоревноваться друг с другом…»
Класс делится на 2 команды.
На турнир желательно пригласить жюри (как правило, это зам по ВР, социальный педагог, классный руководитель и т.д.)
1 конкурс «Приветствие»
Командам необходимо придумать название, связанное с профессиональной самореализацией, девиз и выбрать капитана.
2 конкурс «Терминология»
Подумайте и соедините термин и его определение
карьера | Последовательность должностей, занимаемых работником на протяжении жизни |
Специальность | комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии |
Профессия | род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки (образования) |
Профессионал | человек, сделавший определенное занятие своей профессией; человек, ставший в какой-либо области деятельности специалистом; подготовленный для работы в определенной сфере специалист, имеющий навыки, квалификацию |
Специалист | Человек, обладающий специальными знаниями и навыками в какой-то области производства, науки, искусства …, имеющий специальность |
Квалификация | Это степень общей и профессиональной специальной подготовки работника, обладающего необходимыми знаниями, умениями и навыками для выполнения определенного вида работ |
Профессиональная пригодность | Совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той ил иной профессии |
Профессиональная самореализация | Высшее желание человека реализовать свои таланты и способности. Стремление человека проявить себя в обществе, отразив свои положительные стороны |
3 конкурс капитанов «Пословицы»
Необходимо из данных слов как можно быстрее составить пословицу. Пословица о труде, о профессиях, о профессиональной деятельности.
без | топора | не | плотник, | без | иголки | не | портной | |
если | танцевать | не | умеешь- | не | говори, | что | каблуки | кривые |
кто | пахать | не | ленится, | у | того | и | хлеб | родится |
4 конкурс для команд «Пантомима»
Пока капитаны разгадывают пословицу, участникам команд необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Команда соперников должна угадать какую профессию им демонстрируют.
Предлагаемый список профессий: шахтер, охранник, гид-экскурсовод, ветеринар, журналист, плотник, пилот, фотомодель, жонглёр, доярка, врач, художник и т.д.
В данном конкурсе учитывается артистизм и сплочённость команд.
5 конкурс «Угадай профессию»
Командам будут выданы бланки с характеристиками профессий, вам необходимо по этим характеристикам угадать, какая профессия закодирована.
Пример 1.
Предмет труда – художественный образ;
Цели труда – обслуживание;
Средства труда – функциональные, теоретические;
Условия труда – большие помещения с людьми;
Характер подвижности – преимущественно стоя;
Характер общения – посетители, работа с аудиториями;
Ответственность в труде – невыраженная ответственность;
Особенности труда – стереотипность (повторение);
Типичные трудности – низкая зарплата;
Минимальное образование – высшее1.
Пример 2.
Предмет труда – знаковые системы;
Цели труда – изобретательная, контроль, оценка;
Средства труда – автоматические;
Условия труда – большие помещения с людьми;
Характер подвижности – преимущественно сидя;
Характер общения – минимальное общение (индивидуальный труд);
Ответственность в труде – невыраженная ответственность;
Особенности труда – большая зарплата;
Типичные трудности – профзаболевания;
Минимальное образование – не ниже среднего профессионального2.
Пример 3.
Предмет труда – природа, художественный образ;
Цели труда – обслуживание;
Средства труда – ручные и простые приспособления (иногда – механические);
Условия труда – открытый воздух;
Характер подвижности – разнообразные движения;
Характер общения в труде – минимальное общение (иногда – клиенты);
Ответственность в труде – за жизнь и здоровье людей;
Особенности труда – льготы, ярко выраженная общественная полезность труда;
Типичные трудности – профзаболевания, невысокий престиж;
Минимальное образование – без специального образования, краткосрочные курсы. 3
Пример 4.
Предмет труда – техника, транспорт, знаковые системы;
Цели труда – транспортирование;
Средства труда – автоматические, функциональные, теоретические;
Условия труда – большие помещения с людьми, экстремальные;
Характер подвижности – преимущественно сидя;
Характер общения – небольшой коллектив в замкнутом пространстве, работа с аудиториями;
Ответственность в труде – за жизнь и здоровье людей;
Особенности труда – льготы, большая зарплата, командировки;
Типичные трудности – профзаболевания, нервная работа;
Минимальное образование – высшее.4
_________________________
1. Первый пример - ответ «экскурсовод в музее»
2. Второй пример - ответ «программист»
3. Третий пример – ответ «дворник»
4. Четвертый пример – ответ «пилот гражданской авиации»
6 Конкурс «Формула профессии»
Каждая команда «кодирует» загаданную профессию с помощью характеристик схемы анализа профессии в свободной колонке на своей таблице; далее команды обмениваются схемами с закодированными профессиями. Команды по схеме противника пытются отгадать загаданную (закодированную) профессию примерно в течение 5 минут и предлагают 3 варианта отгадки (если хотя бы один вариант будет правильным или близким к правильному ответу, то считается, что профессия отгадана).
Приложение
Схема анализа профессий
(перечень основных характеристик профессий)
Характеристика профессий | Место для первого примера профессии «таксист» | Место для кодирования загаданной профессии |
Примет труда: | Люди, техника, транспорт | |
1 — животные, растения (природа) 2 — материалы 3 — люди (дети, взрослые) 4 — техника, транспорт 5 — знаковые системы (тексты, информация в компьютерах...) 6 — художественный образ |
Цели труда; | транспортир., обслуживание | |
1 — контроль, оценка, диагноз 2 — преобразовательная 3 — изобретательная 4 — транспортирование 5 — обслуживание 6 — собственное развитие |
Средства труда: | механические функциональные | |
1 — ручные и простые приспособления 2 — механические 3 — автоматические 4 — функциональные (речь, мимика, зрение, слух...) 5 — теоретические (знания, способы мышления) 6 — переносные или стационарные средства |
Условия труда: | экстремальные сидя | |
1 — бытовой микроклимат 2 — большие помещения с людьми 3 — обычный производственный цех 4 — необычные производственные условия (особый режим влажности, температуры, стерильность) 5 — экстремальные условия (риск для жизни и здоровья) 6 — работа на открытом воздухе 7 — работа сидя, стоя, в движении 8 — домашний кабинет |
Характер общения а труде: | | |
1 — минимальное общение (индивидуальный труд) 2 — клиенты, посетители 3 — обычный коллектив (одни и те же лица...) 4 — работа с аудиториями 5 — выраженная дисциплина, субординация в труде | клиенты | |
Ответственность в труде: | | |
1 - материальная 2 — моральная 3 — за жизнь и здоровье людей 4 — невыраженная ответственность | жизнь и здоровье | |
Особенности труда: | | |
1 — большая зарплата 2 — льготы 3 — «соблазны» (возможность брать взятки, воровать:..) 4 — изысканные отношения, встречи со знаменитостями 5 — частые командировки 6 — законченный результат труда (можно полюбоваться) | «соблазны» встречи со знаменит. | |
Типичные трудности: | | |
1 — нервное напряжение 2 — профзаболевания 3 — распространены мат и сквернословие 4 — возможность оказаться за решеткой (в тюрьме) 5 — невысокой престиж работы | нервное напряжение профзаболевания, мат и сквернословие | |
Минимальный уровень образования для работы: 1 — без специального образования (после школы) 2 — начальное профессиональное образование (СПТУ) 3 — среднее профессиональное образование (техникум) 4 — высшее профессиональное образование (вуз) 5 — ученая степень (аспирантура, академия...) | начальное профессиональное. | |
Заключительное слово.
Сегодня вы узнали о разных профессиях, проявили смекалку, сообразительность. Поработали в командах, проявили свои творческие способности, действовали дружно и слаженно. Мы говорили о профессиях, обсуждали их основные характеристики для того, чтобы в будущем вы смогли сделать свой правильный выбор. Задача эта нелегкая, к ней надо готовиться уже сейчас. Для этого надо узнавать себя, изучать себя, наблюдать за собой, знать свои сильные и слабые стороны. Только тогда вы не ошибетесь и сделаете правильный выбор.
А теперь подведем итоги. Напишите четверостишие со словом профессия. А жюри в это время подведет итоги нашей игры.
Выбор профессии – это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы, ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».
Подведение итогов. Слово жюри. Награждение команд.
1
2