СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-игра (6 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра (6 класс)»

Обобщающий урок по теме «Лексика. Фразеология» в 6 классе.

Данный материал может быть использован как на уроке, так и при проведении внеклассных занятий по русскому языку на предметной неделе, а также при подготовке к олимпиадам.

Цели урока:

  1. Закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка.

  2. Формировать умение различать слова русского языка по сфере употребления.

  3. Учить определять лексическое значение фразеологизмов.

  4. Закрепить понятие о фразеологизмах, их роли в обогащении языка.

  5. Прививать интерес к изучению русского языка.

  6. Развивать умение работать в группах.

  7. Формировать умение применять на практике полученные знания.

  8. Развивать познавательные процессы (память, воображение, мышление, внимание, речь).

Тип урока: обобщение пройденного материала.

Вид урока: урок-игра.

Технология: на диалоговой и игровой основе.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сообщение целей и задач урока.

II. Словарно-орфографическая работа.

Лексикология, профессионализмы, диалект, жаргонизмы, фразеологический оборот, неологизмы.

III. Повторение ранее изученного. Игра «Знаете ли вы?»

  • Играют 2 команды (класс предварительно разделен); названия команд «Неологята» и «Лексиконики» записываются на доске (названия соответствуют теме урока).

  • Вопросы задаются двум командам сразу: кто быстрее ответит (на столе у каждой команды лежат сигнальные карточки).

  • За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, а ученик, давший этот ответ, – жетон.

  • В конце игры подсчитываются баллы команд и жетоны у учащихся.

  • Все учащиеся получают оценки в журнале.

  • Победившая команда и лучший знаток лексики и фразеологии награждаются дипломами и грамотами.





Задание 1

Замени буквы цифрами:

а – 1, б – 2, в – 3, г – 4, д – 5, е – 6, е – 7, ж – 8, з – 9, и – 10, й – 11, к – 12, л – 13, м – 14, н – 15, о – 16, п – 17, р – 18, с – 19, т – 20, у – 21, ф – 22, х – 23, ц – 24, ч – 25, ш – 26, щ – 27, ь – 28, ы – 29, ъ – 30, э – 31, ю – 32, я – 33.

Составь слова из цифр:

13,

6,

12,

19,

10,

12,

16,

13,

16,

4,

10,

33.

л

е

к

с

и

к

о

л

о

г

и

я

Задание 2. Что такое лексикология? (Раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и его словарный состав.)

Задание 3. Что такое диалект? (Говор.)

Задание 4. Что такое профессионализм?

Задание 5. Что такое архаизм?

Задание 6. Я зачитываю слова, относящиеся к профессии художника, а вы укажите лишнее: палитра, акварель, мольберт, негатив, гуашь.

Задание 7. Назовите слова с корнем -аква- (вода). Что они обозначают?

Акваланг, аквариум, акварель, аквамарин и т.д.

Задание 8. «Четвертый лишний». Найдите устаревшее слово.

  • кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки;

  • пальто, плащ, шуба, кафтан.

Задание 9. Замените устаревшие слова синонимами:

брадобрей – парикмахер;очи – глаза; десница – рука; ланиты – щеки; выя – шея; чело – лоб; рамена – плечи; баталия – битва; уста – губы; глаголет – говорит; перст – палец.

Задание 10. Кто быстрее? В толковом словаре  найдите:

  1. одно заимствованное слово;

  2. одно устаревшее слово.

Задание 11. Определите слово по его лексическому значению:

  • Цвет фиалки и сирени. (Лиловый.)

  • Заранее намеченный путь следования. (Маршрут.)

  • Мысленно представить себе что-либо. (Вообразить.)

  • Очень большой. (Огромный, гигантский.)

  • Желтый с красноватым оттенком. (Оранжевый.)

  • Знаки для обозначения звуков. (Буквы.)

  • Слова, употребляемые жителями одной местности. (Диалект.)

Задание 12. Замените иноязычные слова русскими синонимами:

  • алфавит (азбука)

  • абзац (красная строка)

  • абсурд (чепуха)

  • прогресс (развитие)

  • космос (Вселенная)

  • мираж (видения)

  • диалог (беседа)

Задание 13. «Я начну, а ты продолжи»:

  • На все руки (мастер).

  • Смотреть правде (в лицо).

  • Выносить сор (из избы).

  • Держать язык (за зубами).

  • Как корова (языком слизала).

  • Куда глаза (глядят).

  • Как ветром (сдуло).

Задание 14. Подберите фразеологизмы, в которых упоминаются изображения животных. (Показываются рисунки с изображениями животных.)

  1. Ползет, как черепаха.

  2. За двумя зайцами...; Трусливый, как заяц.

  3. Топает, как слон.

  4. Медведь на ухо наступил; Медвежья услуга.

Задание 15. (Ответить фразеологизмом.) Как можно:

  • Сильно краснеть? (До корней волос.)

  • Крепко спать? (Как убитый, без задних ног.)

  • быстро бежать? (Сломя голову.)

  • Промокнуть? (До костей.)

  • Хорошо знать? (Как свои пять пальцев.)

  • Громко кричать? (Во все горло.)

Задание 16. Вопросы-шутки:

  1. Из каких фразеологизмов можно заключить, что у человека не пара ног, рук, ушей, глаз, а много?
    Со всех ног, без задних ног, на все руки, во все глаза, все уши прожужжать.

  2. В каком фразеологизме упоминается таблица умножения?
    Как дважды два (знать).

  3. Может ли вопрос заболеть?
    Да, во фразеологизме «больной вопрос».

  4. Говорят: «Искать по горячим следам». А может ли след быть холодным?
    Да, во фразеологизме «И след простыл».

  5. Может ли горе быть в жидком состоянии?
    Да, во фразеологизме «Хлебнуть горя».

  6. Есть ли глаза у правды?
    Да, во фразеологизме «Смотреть правде в глаза».

  7. Какое кушанье бывает в голове у некоторых людей?
    Каша.

  8. Известно, что собственный локоть укусить невозможно. А какой фразеологизм утверждает обратное? Что он обозначает?
    «Кусать локти» (сожалеть о чем-то не сделанном).

  9. Может ли правда иметь неприятный вкус?
    Да, «горькая правда».

  10. Какого цвета бывает тоска?
    Зеленого; «тоска зеленая».

Задание 17. «На загадку дай отгадку».

  1. Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, не белье, а их развешивают. (Уши.)

  2. Его вешают, задирают и всюду суют. (Нос.)

  3. Он бывает в голове, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги, после чего он свистит в кармане. (Ветер.)

  4. Его рискуешь проглотить, за него тянут, на нем что-то вертится, его держат за зубами. (Язык.)

  5. Ее толкут в ступе и носят решетом, набирают в рот, а иногда выходят из нее сухими. (Вода.)

  6. Ее заваривают, а потом расхлебывают, ее просит дырявая обувь. (Каша.)

Задание 18. Назови фразеологизм, изображенный на картинке.

Как кошка с собакой (в постоянной ссоре)

Спустя рукава (небрежно, кое-как)

Как курица лапой (небрежный почерк)

Море по колено (ничего не страшно)

Как с гуся вода (все нипочем, безразлично)

Волчий аппетит (очень сильный аппетит)

Класть зубы на полку (нуждаться)

Носом к носу (близко столкнуться)

Как пить дать (наверняка)

Черт дернул за язык (сожалеть о сказанном)

Задание 19. Тестирование 
1. Укажите заимствованное слово. 
а) стена, 
б) белокурый, 
в) ветеран, 
г) стул. 
2. Укажите устаревшее слово. 
а) приказчик, 
б) бумага, 
в) писатель, 
г) отрывок. 
3. Укажите профессиональное слово. 
а) книга, 
б) изобретение, 
в) печать, 
г) зубило. 
4. Укажите диалектное слово. 
а) морковь, 
б) овощи, 
в) свекла, 
г) бурак. 
5. Укажите неологизм. 
а) соревнование, 
б) луноход, 
в) аппарат, 
г) корабль. 
6. Укажите фразеологизм. 
а) Петя плохо работал. 
б) На уроке Петя работал спустя рукава. 
в) Он не выполнил задания. 
г) Он бездельничал. 
7. Укажите раздел, изучающий лексику. 
а) лексикология, 
б) синтаксис, 
в) фразеология, 
г) фонетика. 
8. В каком словосочетании прилагательное можно заменить антонимом черствый? 
а) свежий костюм, 
в) свежий воротничок, 
б) свежий журнал, 
г) свежий хлеб. 
9. В каком предложении слово можно заменить фразеологизмом от корки до корки? 
а) Таня чувствует себя на катке хорошо. 
б) Ученик прочитал книгу до конца. 
в) Змей Горыныч унес царевну далеко. 
г) Оля сильно покраснела. 
10. Какая из помет в толковом словаре указывает, что слово диалектное? 
а) перен., 
б) обл., 
в) спец., 
г) устар.

IV. Конкурс «Лицедеи»

По 3 участника от каждой команды вытаскивают по очереди карточки с заданиями-фразеологизмами. Ребята должны при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальные участники – угадать показанный фразеологизм. Задания на карточках:

Стоять на задних лапках.

Не находить места.

Прикусить язык.

Намылить шею.

Попасть не в бровь, а в глаз.

Зарубить на носу.

Ломать голову.

В рот воды набрал.

V. Разгадай кроссворд 

  1. Устаревшее слово. Высокие кавалерийские сапоги.

  2. Латинское слово. Титул главы монархического государства, лицо, носящее этот титул.

  3. Ударный музыкальный инструмент, верх и низ которого обтянуты кожей.

  4. Диалектное слово.

  5. Яма, наполненная водой.

  6. Устаревшее слово. Подставка для лучины (для освещения крестьянской избы).

  7. Слово, заимствованное из итальянского языка. Сочетание красок, цветов в картине.

  8. Слово, заимствованное из немецкого языка. Разновидность капусты.

  9. Диалектное слово. Принятие пищи между обедом и ужином (глагол в неопределенной форме).

  10. Устаревшее слово. Форменная шляпа треугольного фасона.

  11. Устаревшее слово. Наемный служащий в торговом заведении, продавец.

  12. Диалектное слово. Конечно, разумеется.

VI. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя:

Много слов на земле.
Есть дневные слова, –
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд, –
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Пусть разменной монетой не служат они, –
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту –
Береги изначальную их чистоту...


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!