КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОРОДА ПОДОЛЬСКА
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14»
г. Подольска Московской области
Урок-игра
«Силикатная промышленность»
(по аналогии с игрой «Сто к одному»)
Учитель:
Купцова Анна Викторовна
Подольск
2018
Цели: познакомить учащихся с силикатной промышленностью, технологией производства керамики, стекла, цемента и их применением, установить причинно-следственные связи между свойствами стекла и его применением.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: Урок-игра.
Оборудование: демонстрационные карточки с ответами на вопросы игры, резиновая игрушка, играющая роль источника звука.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель сообщает тему урока, в ходе беседы обсуждает с учащимися его цель.
Затем учитель предлагает учащимся (по желанию) образовать две команды по четыре человека, сообщает правила игры.
II. 1-й вопрос.
Учитель вызывает по одному представителю каждой команды, задаёт вопрос. Право первым отвечать получает тот игрок, который быстрее нажмёт на игрушку. Право отвечать на вопрос дальше получает команда, которая отгадала ответ с наибольшим числом баллов. Она может отвечать на вопрос до трёх неправильных ответов, которых нет в списке. Затем учитель переходит к опросу второй команды. Если ей удаётся отгадать слово на табло, то все баллы начисляются ей.
1. Что делают из стекла?
Окна 25
Бутылки 14
Посуду 6
Стекло (оконное) 5
Стакан 4
Посуду 3
Беседа по вопросам.
А что еще делают из стекла?
Можно ли представить нашу жизнь без стекла?
Перечислите предметы лабораторного оборудования, изготовленные из стекла.
III. 2-й вопрос
2-й тур проводят аналогично первому. Очки за него удваиваются.
2. Из чего получают стекло?
Песок 41
Не знаю 15
Кварц 5
Материал 4
Сода 2
Один из учащихся рассказывает о сырье для получения стекла и процессе его производства, используя подготовленную мультимедийную презентацию, остальные делают записи в тетрадях.
IV. 3-й вопрос
3-й тур проводят аналогично первому. Очки за него утраиваются.
3. Какое бывает стекло (его вид)?
Прозрачное 16
Цветное 13
Пластиковое 9
Тонкое (толстое) 8
Матовое 5
Обычное 3
Учащиеся выполняют лабораторный опыт «Ознакомление с продукцией силикатной промышленности».
Оборудование: коллекция «Стекло».
Цель: ознакомиться с продукцией силикатной промышленности.
Содержание и порядок выполнения опыта
1.Рассмотрите выданные вам образцы продуктов силикатной промышленности.
2. Заполните таблицу.
Вид продукции | Номер образца | Свойства вещества и его применение |
Глушённое стекло | | ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ |
Силикатный кирпич | | ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ |
Фарфор1 | | ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ |
Цемент | | ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ |
Оптическое стекло | | ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ |
Армированное стекло | | ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ |
Хрустальное стекло | | ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ |
Керамика | | ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ |
Оконное стекло | | ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ |
Узорчатое стекло | | ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ |
Фаянс2 | | ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ |
1 Фарфор – керамические изделия (посуда, вазы, статуэтки, архитектурные детали, изоляторы, химическая аппаратура), получаемые спеканием фарфоровой массы, состоящей из огнеупорной глины, каолина, полевого шпата и кварца. Имеют спекшийся водонепроницаемый, белый, звонкий, просвечивающийся в тонком слое черепок без пор. Фарфор может быть покрыт глазурью, а может быть неглазурированным.
2 Фаянс – керамические изделия (облицовочная плитка, архитектурные детали, посуда, умывальники, унитазы и др.), имеющие плотный мелкопористый черепок (обычно белый), покрытые глазурью. (Для изготовления фаянса используют те же компоненты, что и для производства фарфора (изменяют лишь соотношение компонентов), и сходная технология (различен лишь режим обжига))
V. Игра с командой-победительницей (блиц-опрос)
Подводят промежуточный итог игры, определяя команду-победительницу, и с ней проводят блиц-опрос. Для этого один человек из команды уходит из класса. Второй представитель команды в течение 20 с отвечает на вопросы. Второй член команды приходит и отвечает на те же вопросы, если он повторяет ответ первого игрока, то нужно назвать другой ответ. После этого подсчитывается число баллов.
1. Назовите положительное свойство стекла.
Защищает от ветра, холода и др. 9
Прозрачность 41
Пропускает свет и тепло 4
Прочное 1
Твердое 1
Хороший предмет в быту 1
2. Назовите отрицательное свойство стекла.
Бьется 30
Колкое 3
Хрупкость 20
Не знаю 1
Осколки 3
Порезы 10
Прозрачное 2
3. Продолжите фразу: «Стекло – это …»
Загородка 3
Зеркала 1
Вещество 6
Материал 9
Наша жизнь 2
Окно 5
Полезная вещь 7
Посуда 1
Предмет (тело) 4
Производство 1
Сплав 1
4. Для чего нужен цемент?
Бетон 1
Здания (дома) 13
Стены 1
Строительство 36
Укрепления 5
Фундамент 6
Цементировать 7
5. Что делают из керамики?
Ваза 7
Горшки 3
Игрушки 3
Кружка 1
Плитку 12
Посуда 40
Тарелки 1
VI. Подведение итогов игры. Выставление отметок.
Отметки выставляют как участникам игры, так и зрителям, которые выполняли лабораторный опыт.
VII. Домашнее задание. Рассмотреть состав и применение керамики и
цемента, выполнить задание в рабочей тетради.