СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок -игра по окружющему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеллектуальная  игра: «Счастливый  случай».  Обобщить  материал  и  проверить  уровень  знаний учащихся  о  воде.           

Просмотр содержимого документа
«Урок -игра по окружющему миру»

Урок – игра :

по теме: Обобщение знаний о воде.

«Счастливый случай»



Цель: Обобщить материал и проверить уровень знаний учащихся по теме.

Задачи урока:

образовательная — выяснить уровень усвоения учащимися изученного материала, проверить их умение применять знания к конкретным заданиям.

развивающая — развить мышление, память, внимание, творческое воображение, развить познавательный интерес;

воспитательная — воспитать коммуникативные качества для рациональной и продуктивной работы, воспитывать умение работать в команде.

Оборудование: 1. Мешочек с бочонками.

2. Секундомер.
3. домашние вопросы.
4. Задания для конкурсов.
5. Образцы ответов.
б. Сигнальные карточки.


Ход урока.

Звучит музыка «Лошадка» (запись на аудиокассете).

Ведущий предоставляет команды.

1 команда. 2 команда.

1 ГЕЙМ

Что такое вода?

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется
Мы привыкли, что вода —
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить.
Без нее нам не прожить!

Добрый день, уважаемые гости, дети! Мы с вами на игре « Счастливый случай». Именно счастливый случай свел нас сегодня всех вместе, чтобы еще раз подумать, поразмышлять о таком важном вопросе, как — Вода!

- Наша игра будет состоять из 5 геймов, первый гейм называется « разминка». У каждой команды на столе по 10 вопросов, на их обсуждение дается 5 минут.

Выигрывает та команда, которая правильно ответит на большее количество вопросов.
1 команда

1. Назовите свойства воды (растворитель, не имеет вкуса, запаха, испаряется, не имеет формы, текучесть, прозрачная).
2. Чего больше на Земле воды или суши? Какую часть поверхности земного шара занимает вода? (3/4 вода и 1/4 суша или 71%).
3. Какие бывают виды облаков? (перистые, слоистые, кучевые).
4. При какой температуре вода из жидкого состояния переходит в твердое? (при температуре 0 градусов)
5. Чем отличаются реки от озер?( округлая форма, вода не течет, нет истока, устье. Озеро — замкнутый водоем, нет правых и левых берегов).

6. Что такое мировой океан? (Мировой океан — непрерывная водная оболочка земли).
7. Сколько озер в Казахстане? ( более 40 тысяч).
8. Почему вода бесследно не исчезает с поверхности Земли?
(из- за круговорота воды в природе).
9. Назовите химическую формулу воды и напишите ее?( Н20).
10. Какое море не имеет берегов? (Саргассово - оно расположено в
Атлантическом океане).

2 команда

1. Дайте формулировку воде. (это химическое соединение двух атомов водорода с одним атомом кислорода)
2. В каком состоянии может находиться вода? (жидком, твердом, газообразном)
З. По содержанию солей в водах озера делятся на: (пресные — 1%, соленые — от 1 до 47%, минеральные вещества - выше 47%)
4. Какая вода называется минеральной? (Грунтовые подземные воды растворяют соли. Воды содержащие растворы минеральных солей и газов называются — минеральными).
5. В каком году была открыта целебная вода Сарыагаша? (в 1946 году).
6. Назовите самые крупные реки Казахстана. (Крупные озера это Балхаш, Зайсан, Алаколь, Тениз. А самое крупное — это Аральское за что его называют морем)
7. Самое глубокое пресноводное озеро в мире? (Байкал — 1741 м.).
8. Сколько земной воды содержится в Мировом океане? (97% - реки, озера;
1% - подземные источники; 2% - ледники).
9. Много рек течет со всех сторон в моря. Почему же моря не переполняются
и не заливают сушу? (Вода непрерывно испаряется).
10. Какой воды на земле больше всего? ( соленой).


2 ГЕЙМ «Заморочки из бочки».

Участники команды достают из мешка бочонки с номерами. На каждый номер я читаю вопрос. После обсуждения капитаны команд дают ответы.


1. Зачем в крышке чайника делают небольшое отверстие? (для выхода лишнего пара, превращаясь в пар вода увеличивается в объеме в 1600 раз).
2. Человек моется водой сам, моет посуду, полы, стирает в ней белье. Какое свойство воды человек использует при этом? ( Человек использует свойство воды растворять различные вещества. Вода растворяет почти все).
3. Когда быстрее высыхают лужи - летом или зимой? Почему?
4. Почему нельзя гулять без зонта под дождем?
(В наше время, когда в городах много промышленных предприятий, гуляние под дождем стало небезопасным. Часто встречаются осадки в виде разбавленных азотом и сернистой кислоты. Все это происходит из —за загрязнения окружающей среды).
5. Почему нельзя пить воду из под крана?
6. Есть на Земле места — где вода на вес золота. Рядом плещутся волны, а люди покупают воду. Почему?
(Это морская вода она не пригодна для питья , в ней содержится много различных солей).
7. Что произойдет если всю воду в море опреснить? Как вы думаете стоит это делать или нет? (Не стоит, так как погибнут все живые организмы).
8. Как вы понимаете английскую пословицу? «Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец».

3 ГЕЙМ «Темная лошадка».

Побеждает та команда, которая быстрее ответит на вопрос ведущего. Если ответ готов команда поднимает сигнальный флажок.


1. Я предлагаю вам послушать старинную легенду об армянском каменотесе. В отвесной скале он просверлил отверстие, из которого текла тонкая струйка живительной воды. На скале он высек слово о том, что это скала священная и что отверстие в ней нельзя расширять. И все же спустя века нашелся человек, который в угоду стоминутной выгоде расширил отверстие. Вода пошла сильнее. Человека объявили героем. Но слава его была не долгой. Вскоре родник высох, а за ним «высохла» и деревня.
- Как вы понимаете, слова «высохла деревня»?
(Воды негде стало взять, люди стали покидать свои дома и деревня, перестала существовать, т. е. «высохла»).
2. Спросил на днях малыш - сосед
У струйки льющейся из крана:
Откуда ты? Вода в ответ:
Из далека, из океана!
Потом малыш гулял в лесу,
Росой искрилася поляна
Откуда ты? — спросил росу
Поверь — и я из океана!
Ты газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
донесся шепот
Знай малыш: И я пришла из океана!
На поле лег туман седой
Малыш спросил и у тумана:
Откуда ты? Ты кто такой?
И я пришел из океана!
- Объясни смысл этого стихотворенкя. Каким образом в твоем стакане с обычной водой могут собраться капельки со всего мира?


4 ГЕЙМ «Ты — мне — я — тебе»

Команды задают по одному вопросу друг другу.
1. Расскажи, как образуются подземные воды?
2. Расскажи о круговороте воды в природ.

Тест для 1 команды

1. Что такое вода? (Это твердое вещество -, это жидкое вещество - , это газообразное вещество -.)

2. Какое вещество образуется в результате испарения воды. Вычеркни лишнее. (Кефир, водяной пар, лед, мед, снег, почва)
З. В задании перечислены свойства воды чистой воды. Некоторые из них неверны. Вътчеркви их. (Прозрачная, кислая, текучая, имеет форму шара, не имеет запаха, имеет температуру).
4. В перечисленных свойствах водяного пара. другие вычеркни. (Прозрачная, не имеет запаха и цвета, текучий, не имеет формы).


Тест для 2 команды.

1 .Кроме жидкой вода бывает в твердом и газообразном состоянии. допишите предложение.
Вода в твердом состоянии — это
Вода в газообразном состоянии — это
2. Как температура воздуха влияет на испарение?
Чем выше температура воздуха, тем испарение идет
Чем ниже температура воздуха тем испарение идет
З. По описанию определи, о каком свойстве воды идет речь. Запиши название этого свойства. Если в описании идет речь о свойстве, которого нет у воды, напиши слово «нет».
Из чашки на стол пролилась вода. Вода растеклась по столу. Вода…..
Чашку с водой поставили вверх дном. Чашку убрали. Осталась чашка без
воды. Вода…..
В стакане с водой положили сахар. Вскоре сахар растворился. Вода…….
Водой выкрасили дом в желтый цвет. Вода……
В стакан с водой опустили ложку. Ложка хорошо видна. Вода……
4. В задании перечислены свойства снега. Определи и вычеркни неверные. Черный, непрозрачный в морозную погоду липкий, а в оттепель — сыпучий, легче воды.


5 ГЕЙМ «Гонка за лидером».

Отвечают на вопросы все участники. Выигрывает та команда, которая даст
больше правильных ответов.

1. Почему нашу Землю называют голубой планетой?
(Нашу планету называют голубой за цвет водоемов3/4 ее поверхности
водами океанов и морей, рек и озер).
2. Ежегодно повторяющийся подъем воды? (Разлив).
3. Углубление, по которому течет река? (Русло).
4. Как называется начало реки? (Исток).
5. Перечислите моря названия которых обозначают цвет? (Красное, Черное, Желтое, Белое).
6. В роднике вода всегда. А откуда в нем она? (Подземные воды).
7. Какие 2 озера в Казахстане нужно спасать? (Аральское, Балхаш).
8. Сколько океанов на Земле? (4 океана)
9. Какие облака не приносят осадков? (Перистые).
10 Место, где река впадает в другую реку, озеро море? (Устье).
11. Самая большая река в Казахстане? (Сырдарья).
12. Назовите самый большой океан на Земле? (Тихий океан).
13. Падающая с устьев вода? (водопад).
14. В бане с потолка капает вода. Откуда она берется? (конденсируется).
15. Объясни выражение: «Набрать в рот воды»? (Хранить молчание).
16. Распространенное вещество, встречающееся на Земле в трех состояниях? (Вода).
17. Назови реки, впадающие в Балхаш и Арал? (Или, Каратал, Аксу, Лепси,
Аягуз).
18. Какие осадки выпадают? (дождь, снег, град, роса, иней).
19. Какая основная причина круговорота? (Энергия, солнце, сила тяжести).
20. Как называются места, где образуются целебные воды? (Арасан т.е.
подземный источник).
21. Какая река на Земле самая длинная? (Пил —6670 м., Амазонка — 5437м.).

Во время игры мы с вами обобщили материал по теме «Вода». Обе команды были активны, быстры, сообразительны и красноречивы.
Ну, а пока жюри выявит победителя, мы с вами послушаем несколько сообщений приготовленных нашими учащимися.
Биолог:
Вода - одно из самых важных для человека веществ. Без нее не обойтись никому и никогда и заменить ее нечем. Организм человека, в том числе кровь, мозг больше чем на половину состоит из воды. А в некоторых растениях ее содержится еще больше.Достаточно сорвать и помять в руках лист растения, чтобы убедится в этом.
СХЕМА №1:

На 1 кг, тела коровы 600 г. воды.

На 1 кг, тела утки – 700 г. воды.

У медузы на 100 г. тела – 99 г. воды.

Вода также является домом для множества растений и животных.



СХЕМА №2:

Как связана с водой жизнь?

При недостатке воды жизнь животных сильно нарушается. Растения без воды увядают и могут погибнуть. Животные гибнут, например: собака без пищи может прожить 100 дней, а без воды 10 дней.

Не умыться, не напиться без воды

Без воды прожить не может

Птица, зверь и человек

И поэтому всегда всем везде нужна вода!

А своими мыслями с вами поделится инженер.


Инженер:

Вода друг человека. Она удобная дорога. По рекам и океанам ходят лодки и корабли. Именно поэтому издавна многие города строились на берегах рек. Вода оживляет пустыни, повышает урожай. Минеральная вода обладает лечебными свойствами. Горячие источники дают тепло, гидроэлектростанции – электричество. Вода – важный помошник для человека.

Представим слово экономисту.

Экономист:

Как вы думаете, много ли весит один кубометр воды?

1 кубометр воды весит тонну, т. е. 1000 кг.


СХЕМА №3:

Для производства 1 т. стали – 150 т. воды

Для изговления 1 т. бумаги – 250 т. воды

Чтобы вырастить 1. свеклы – 10 т. воды

А теперь посчитайте. Если в квартире неисправен кран, из которого за 1 ч. вытекает 1 стакан воды. Сколько чистой воды утекает за сутки? (24 стакана). За 10 дней.


Представим слово жюри.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!