СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-игра по литературе по теме " вспомним басни и.а. крылова"

Категория: Литература
Тема: КНИГА 1.

Нажмите, чтобы узнать подробности

УРОК-ИГРА ПО  ЛИТЕРАТУРЕ ПО ТЕМЕ "ВСПОМНИМ БАСНИ И. А.КРЫЛОВА

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра по литературе по теме " вспомним басни и.а. крылова"»

ГУ «Диевская средняя школа

отдела образования акимата Аулиекольского района»









УРОК- ИГРА по литературе в 5 классе

Тема: «Вспомним басни Крылова»


Картпаева Алия Раухановна

учитель русского языка и литературы























2017 г

Урок-игра «Вспомним басни Крылова» 5 класс
Форма урока: урок-игра
Цели: в игровой форме обобщение, углубление и закрепление знаний учащихся по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова»; развитие в учениках способности размышлять, правильно, с точки зрения нравственности, оценивать тот или иной поступок персонажа, находить мораль в баснях Крылова; развитие творческих и актёрских способностей учеников; формирование творческих коллективов, их сплочение, выявление лидеров, обучение работе в группе; воспитание интереса к чтению, доброго и чуткого отношения к окружающим.
Оборудование: портрет И.А.Крылова и его книги, выставка иллюстраций к басням, конверты с заданиями, карточки со знаками «+», жетоны, тесты, маски и реквизит для инсценирования, сыр, желуди, очки, нотная тетрадь, зеркало.
Ход урока:
1. Орг. момент
Прозвенел долгожданный звонок
Начинается урок!
На меня все посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.

2. Сообщение темы и целей урока
Сегодня наш урок посвящён творчеству великого баснописца. Вам предоставляется возможность вспомнить прочитанные басни Крылова и ещё раз переосмыслить их значение и поучительность.


Давайте все вместе прочитаем девиз нашего урока:
Мы « крыловцы» не простые,
Мы ребята удалые!
Любим басни мы читать,
Ведь хотим мудрее стать!

3. Вступительное слово
А знакомо ли вам имя Нави Волырк? Прочитайте справа налево. Этот псевдоним взял себе Крылов в молодости.
Сегодняшний наш урок мы проведем в виде конкурса «Вспомним басни Крылова», который позволит выявить лучшего знатока басен и лучшую команду. Для этого мы разбились на 2 команды. Конкурсы будут оцениваться по-разному (об этом я буду говорить перед каждым конкурсом). В некоторых конкурсах у каждого из вас будет возможность заработать дополнительные баллы (жетоны), которые помогут вам победить в номинации «Лучший знаток басен И. А. Крылова». В конце конкурса, мы должны будем ответить на вопрос: «Почему басни И. А. Крылова актуальны?»

4. Повторение материала, который нужен при работе на уроке
Давайте повторим материал, который будет нужен сегодня на уроке.
Что такое басня? Кто писал басни? Что вы знаете о Крылове?
Где и когда зародилась басня? Назовите баснописцев. Какие басни мы изучили?
Из ваших иллюстраций я подготовила выставку. Она получилась красивой, так как каждый из вас стремился передать то настроение, которое навеяло на него чтение басен.
Из букв ТАЛАЦЕРИЛИЯ составьте слово (аллитерация). Что такое аллитерация?
5.Конкурсная программа
1 конкурс «Загадочные животные»
Составьте из букв названия животных, которые встречаются в баснях Крылова
ЦАСИЛИ (лисица), РАВОНО(ворона), РАЙВЕУМ (муравей), ГЕНЯКОН (ягненок), ЛЕОС (осел).
2 конкурс «Закончи предложение»
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился в своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты
С ними мы сживались.
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Я зачитываю начало предложения, а команды должны закончить, вы соревнуетесь в скорости и правильности ответов.
1. «А вы, друзья, как не садитесь…» (все в музыканты не годитесь)
2. «И в сердце льстец всегда отыщет…» (уголок)
3. «У сильного всегда…»( бессильный виноват)
4. «Слона — то я и не ….» (приметил)
5. «Когда в товарищах согласья нет…» (на лад их дело не пойдет)
6. «Ты всё пела? Это дело:…» (так поди же, попляши)

3 конкурс «Инсценировка басен» (домашнее задание)
1 команда «Квартет» 2 команда «Свинья под Дубом»
4 конкурс «Лото»
Соедините отрывки из басен с названиями басен
Лето красное пропела «Стрекоза и Муравей»
Соседка, перестань срамиться «Слон и Моська»
Вперед чужой беде не смейся, Голубок! «Чиж и Голубь»
С ним была плутовка такова «Ворона и Лисица»
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье «Квартет»
А воз и ныне там «Лебедь, Щука и Рак»
Артикуляционная гимнастика
Скороговорка «Шалунья Мартышка сидит на вышке и швыряет оттуда шишки».
5 конкурс «Бюро находок»
На столе разложены разные предметы. Помогите хозяевам найти потерянные предметы, отправьте их в нужную басню.
Сыр («Ворона и Лисица»), жёлуди («Свинья под дубом»), очки («Мартышка и очки»), нотная тетрадь («Квартет»), зеркало («Зеркало и Обезьяна»).
6 конкурс «Путаница»
Отгадайте, что здесь перепутано.
1. «Ворона ГАВКНУЛА во все воронье горло» (каркнула)
2. «Плутовка к БЕРЕГУ на цыпочках подходит, вертит хвостом, с КУКУШКИ глаз не сводит» (дереву, вороны)
3. «Соседка, перестань срамиться» - ей бабка говорит» (шавка)
4. «Как, милый КОЧЕТОК, поешь ты громко, важно!» (петушок)
5. «Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз ВПРЯГЛИСЬ» (взялись)
6. «Мартышка к старости слаба УШАМИ стала» (глазами)
Физминутка
«Стрекоза»
Вот такая стрекоза,
Как горошины, глаза.
А сама, как вертолёт,
Влево, вправо, назад, вперёд.
И на травушке роса,
Мы ладошки отряхнули,
Улетела стрекоза.
Попрыгунья испугалась,
Только песенка осталась.

7 конкурс «Конкурс капитанов»

Капитаны команд выполняют тестовые задания
1. Басня – это:
а) Юмористическое стихотворение;
б) Сатирический рассказ;
в) Краткое иносказательное нравоучительное произведение.
2. По глаголам определите басню
Думая, залезть, попал, поднялся, почуял, залились, рвутся, кричат, бегут.
а) «Волк на псарне»;
б) «Мартышка и очки»;
в) «Волк и ягнёнок».
3. Кто сказал "Вперёд чужой беде не смейся…”:
а) Ворона;
б) Голубь;
в) Чиж.
4. Героиня, которая увидела "в зеркале образ свой..”:
а) Мартышка;
б) Лисица;
в) Свинья.
5. Какой литературный прием использован Крыловым в названии басен: «Слон и Моська», «Волк и ягнёнок».
а) гипербола;
б) антитеза;
в) олицетворение.
6. У кого к зиме " Под листком был готов и стол и дом”:
а) Рак;
б) Муравей;
в) Стрекоза.


7. Она осталась без обеда, польстившись на лесть:
а) Ворона;
б) Моська;
в) Лисица.
8. Кто без драки "Хочет попасть в большие забияки”?:
а) Лисица;
б) Моська;
в) Ягненок.
9. Один из героев, который "везти с поклажей воз взялся”?:
а) Слон;
б) Косолапый Мишка;
в) Рак.
10. Кого "По улицам водили, как будто на показ”?:
а) Слона;
б) Осла;
в) Козла.
8 конкурс «Басни и пословицы»
Пока капитаны работают с тестами, команды выполняют следующее задание. Прочитайте написанные пословицы. Подберите к ним басни Крылова, в которых раскрывается смысл этих пословиц.
1. Дружно - негрузно, а врозь – хоть брось («Лебедь, Щука и Рак»)
2. Не пори, когда шить не умеешь («Квартет»).
3. Не рой яму другому, сам в нее попадешь («Чиж и Голубь»)
4. Не место красит человека, а человек место («Квартет»)
5. Молодец среди овец, а на молодца - и сам овца («Слон и Моська»)
6. Как потопаешь, так и полопаешь («Стрекоза и Муравей»).
7. Собака лает – ветер относит («Слон и Моська»)

7. Подведение итогов урока
И.А. Крылов умер на 70 году жизни, написав более 200 басен. Его басни были популярны уже при жизни, современны и сейчас. Что мы сегодня и подтвердили на уроке. Почему такое происходит: сюжеты не устаревают, а басни нам интересны?
Расскажите, узнаваемы ли в наше время персонажи крыловских басен? Какие недостатки человеческого характера высмеивает Крылов в баснях?
Человеческие пороки неискоренимы, поэтому не меняются басенные сюжеты, а сами басни сохраняют свою актуальность.
В чем же секрет басен Крылова И.А.? Они написаны простым языком, интересные, воздействуют – не хочется быть похожими на героев.
Докажите, что современному школьнику необходимо прочитать басни И. А. Крылова.
Надеюсь, вы открыли для себя еще одну страничку о Крылове, а его произведения останутся для вас умной и нужной книгой. Мы убедились, что басни Крылова актуальны и в наше время.
8. Рефлексия
Вспомните слова индийского поэта Калидоса: «Взгляни на этот день! Ведь в нем заключена жизнь. В его коротком отрезке мы найдем все: и блаженство роста, и великолепие действия, и великие достижения». Получилось ли? Довольны ли вы своей работой на уроке?
Как бы вы оценили свою работу на уроке, покажите карточку:
работал в полную силу (+++), работал хорошо (++), мог бы работать ещё лучше(+).
9. Выставление оценок и награждение победителей
10. Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение басни по выбору из книг, взятых в библиотеке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!