СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок гигиена нервнаой системы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок гигиена нервной системы раскрывает понятие стресса, дипрессии профилактике возникновения.

Просмотр содержимого документа
«Урок гигиена нервнаой системы»

Урок «Гигиена нервной системы»

Планируемые результаты урока

1. личностные

– формировать умения сравнивать, анализировать, делать выводы;

– формировать умения разрешать проблемы, дискутировать.

2. предметные

– продолжить ознакомление с понятиями «стресс» и «дистресс», их влиянием на здоровый образ жизни;

– познакомить учащихся с влиянием условий среды на нервную систему и высшую нервную деятельность;

– углубить знания о факторах, укрепляющих и ослабляющих здоровье;

– продолжить ознакомление учащихся с влиянием на физическое и умственное развитие курения, алкоголя, наркомании и токсикомании.

3. метапредметные

– содействовать гигиеническому воспитанию (вопросы гигиены труда и отдыха; условия, влияющие на работоспособность организма; условия правильного общения); содействовать профилактике утомляемости, использовать специальные приемы поддержания работоспособности;

– показать значение стрессовых ситуаций в воспитании волевых качеств личности;

– содействовать формированию опыта практического использования установки на отрицательное отношение к курению, алкоголю, наркотикам;

– продолжить формирование и развитие нравственных качеств личности.

Тип урока: урок решения частных задач.

Вид урока: с применением средств мультимедиа.

Формы урока: групповые; индивидуальные.

Методы

1. По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.

2. По степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение, эвристическая беседа, самостоятельная работа

3. По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый

4. По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный

Средства обучения:

1. Компьютер; мультимедийный проектор

2. Буклеты «Колокола тревоги» (на каждого ученика)

3. Памятка «Стресс и Дистресс» (на каждого ученика)

4. Памятка « Как жить в ладу с собой и миром!» (на каждого ученика)

Выставка проектных работ учащихся по темам:

– «Действие алкоголя на нервную систему человека»,

– «Курение и нервная система»,

– «Наркомания – опаснейший недуг»,

– «Стресс в нашей жизни»

План урока

1. Организационно-психологический момент

2. Актуализация знаний учащихся (эвристическая беседа)

3. Формирование новых понятий и способов действия.

Формы

  • Проектные работы

  • Групповая работа

4. Итоговое обобщение

  • Тестовые задания

5. Домашнее задание (дифференцированное)

6. Итог урока (выставление оценок, их аргументация).

Предварительная работа

1. Проектные работы

2. Анонимный тест

Перед уроком учащиеся делятся на группы 5-6 человек. Каждому ученику раздаются буклет и памятки, которые используются для работы на уроке, затем вкладываются в тетрадь.

ХОД УРОКА

Тема нашего урока «Гигиена нервной системы и высшей нервной деятельности» (просмотр слайда, затем учащиеся записывают тему в тетрадь)

Вопрос: что такое гигиена?

Гигиена – это наука о создании условий благоприятных для сохранения человеком здоровья, о правильной организации его труда и отдыха, о предупреждении болезни.

Из самого определения «гигиена» вытекает задача нашего урока:

Выяснить, как среда, отдельные её факторы и образ жизни влияют на нервную систему и высшую нервную деятельность, а значит и на здоровье всего организма.

Любое общество нуждается в физически и нравственно здоровых людях с большой продолжительностью жизни и высокой работоспособностью.

Вопрос: как вы понимаете, что такое здоровье?

Здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. (просмотр слайда, запись определения в тетрадь).

Учёные подсчитали, что на здоровье человека (просмотр слайда):

в 50% случаев оказывает влияние образ жизни,

в 20% - наследственность,

в 20% состояние окружающей среды и только

в 8,5% - здравоохранение.(4)

Оказывается, наше здоровье во многом зависит от нас самих, поэтому важно знать факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровье.

Вопрос: какие факторы укрепляют и ослабляют здоровье?

Давайте проверим все ли факторы мы назвали? (просмотр слайда)

Факторы укрепляющие здоровье:

  • Четкий режим дня

  • Высокая двигательная активность

  • Сбалансированное питание

  • Постоянное общение с природой
    (просмотр слайда)

Факторы ослабляющие здоровье:

  • Нерегулярный отдых

  • Низкая двигательная активность

  • Нерегулярное питание

  • Умственное и эмоциональное перенапряжения, вызванные большим потоком информации в короткие промежутки времени

  • Конфликтные ситуации

  • Вредные привычки

Давайте рассмотрим, что оказывает отрицательное воздействие на нервную систему? В наше нестабильное время вы очень часто слышите о том, что большинство людей в стране находятся в стрессовом состоянии. Как вы понимаете, что такое «стресс», с чем у вас ассоциируется это понятие? (0бычно школьники ассоциируют это понятие с какими-то разрушающими факторами или болезненным состоянием).

Разбираем понятие «стресс» по Г.Селье (используем памятку).



Текст памятки

Рекомендации из книги Рикка Брэя «Как жить в ладу с собой и миром!»

Проанализируй!!!

Стресс
(правильная реакция)

Дистресс
(неправильная реакция)

1. Страдание от судьбы и природы принять достойно, собравшись для дальнейших дел. Страдания, причиненные людьми, неправедно живущими, исключить.
2. Не будем переживать об умерших днях, также не будем сжигать созидательную энергию, ожидая беду.
3. Знай свой темперамент.
4. Помни, что какими бы тяжелыми муки не были, они окончатся.
5. Слабые книжные герои – не образец для подражания. Только вам по силам разобраться в собственной беде.
6. Помочь может классическая музыка, изобразительное искусство, юмор, живое существо в доме, природа, танцы для молодых.
7. Если обстоятельство сильнее – смириться и искать выход.
8. Общаться с близкими друзьями! Помогать им посильно.
9. Дать выход боли, переключиться на деятельную жизнь.
10. Поделиться с близким человеком или излить все на бумаге, и уничтожить её.
11. Смотреть на свою жизнь только с хорошей стороны.

1. Оценивать ситуацию, как трагически безысходную. Страдать от оскорблений недостойных людей.
2. Сжигать энергию, переживая прошлую и предстоящую беду.
3. Не предавать ему значения.
4. Не помнить этого.
5. Взять за образец человека слабого или с больной психикой.
6. Отказаться от этого.
7. Нервничать, упорствовать, сжигать созидательную энергию.
8. Уединяться.
9. Играть роль страдальца.
10. Повторять в воспоминаниях стрессовую ситуацию.
11. Видеть свою жизнь и отдельные случаи с отрицательной стороны.


Дистресс – это длительное стрессовое состояние, приводящее к истощению нервной системы, что вызывает различного рода заболевания.

Неврозы – группа нервно-психических заболевания, связанных с нарушением функций нервной системы вследствие длительных психических переживаний, перенапряжения.

Признаки: раздражительность, колебания настроений, неуверенность в себе, навязчивые страхи, плохой сон.

Если невроз не лечить, то развивается психологический кризис, часто заканчивающийся бедой.

Стресс – это состояние напряжения у человека в условиях перестройки его деятельности на более высокий уровень, необходимый для успешного решения возникающих перед ним задач.

Оказывается, стресс играет и положительную роль. В жизни всегда возникают какие-то экстремальные ситуации, которые необходимо преодолевать. Не случайно Селье говорил, что полная свобода от стресса означает смерть. (4, 6, 8)

Давайте рассмотрим стадии стресса (просмотр слайда)

1 стадия – тревоги (мобилизация сил организма)

2 стадия – адаптации

Но если стресс не снимается - наступает

3 стадия – истощение – дистресс!!!

В жизни почти каждого человека случаются несчастья, но не у каждого хватает сил перенести горе, перестроить заново весь образ жизни, выпрямиться и продолжать жить, бороться и даже радоваться жизни. В подобных ситуациях у людей и возникают неврозы, психологические кризисы (беседуем по памятке).

Именно в состоянии психологического кризиса человек пробует алкоголь, прибегает к использованию наркотиков, часто курит. Давайте рассмотрим ряд проблемных вопросов по стрессовым ситуациям и факторам риска. Работа в группах по рассмотрению следующих задач.

Текст памятки

Твой и наш враг! 
Правда об алкоголе

Давление среды – сигареты!

Наркомания – путь в бездну!

«Пьянство - есть упражнение в безумии». (Пифагор)

Алкоголизм - серьезное заболевание, обусловленное пристрастием к употреблению спиртных напитков.

Последствия:

  • ослабляет память, сообразительность, волю;

  • происходит истощение нервных клеток в полушариях головного мозга, что приводит к инертности процессов возбуждения и торможения;

  • формируется зависимость;

  • нарушается эмоциональная сфера человека, мотивация его поступков, что приводит к неадекватному поведению, психическим срывам;

  • в запущенных случаях возникает острое психическое заболевание - белая горячка

Деградация личности!!!

«Употребление спиртных напитков - скотинит и зверит человека, ожесточает его, отвлекает от светлых мыслей…, а главное - необратимо стоит над человеческой волей и вообще искореняет всякую человечность». (Ф.М. Достоевский)

Жизнь без наркотиков

1. Только сам человек может сказать себе «Нет». Уже сейчас создай для себя внутреннюю установку, что ты никогда, ни при каких обстоятельствах, ни разу не попробуешь наркотик.
2. Если ты почувствовал, что интересы твоего окружения связаны с наркотиками,то, как можно быстрее, попытайся оторваться от этой компании.
3. Каким бы заманчивым не показалось предложение «словить кайф» - откажись Бесплатным бывает только сыр в мышеловке.
4. Если ты все же попробовал наркотик, помни, остановиться еще не поздно, иначе расплачиваться придется жизнью.
5. Если в беду попал твой друг, предложи ему свою помощь, но сам будь начеку, есть опасность присоединиться.


«Курильщик впускает в свои уста врага, который похищает мозг». (Английская народная пословица)

Каждая сигарета отнимает от 5 до 15 минут жизни!

Состав табачного дыма, поступающего в организм:

  • никотин,

  • угарный газ,

  • синильная кислота,

  • аммиак,

  • радиоактивные и другие вещества

Никотин сужает сосуды, приводит к ухудшению кровообращения головного мозга, вызывает зависимость.

Последствия:

  • головные боли;

  • ухудшение памяти;

  • утомляемость;

  • истощение нервной системы;

  • возникает нервозность, раздражительность, утрачивается работоспособность;

  • страдает психика.

Скажи себе: «Нет!»

Прекращать дурные привычки надо сразу. Занятия спортом укрепляют волю, делают человека бодрым, здоровым, отвлекают его от вредных наклонностей.

Человек с сильной волей никогда не начнет курить!

Наркомания – это болезненное влечение к веществам, обладающим наркотическими свойствами с целью привести себя в одурманенное состояние.

А что потом?

Наркотический ад!!!

Вы в плену у наркотика. Сначала наступает психическая зависимость, затем развивается физическая зависимость, когда организм приспосабливается работать только под действием наркотиков. Он постоянно требует новой и все большей дозы. Без нее наступает мучительное состояние – ломка. Это признаки тяжелой болезни, которая называется – наркомания.

Есть и другие вещества, которые также отравляюще действуют на мозг. Они называются – токсикантами (токсин-яд, отрава) и тоже вызывают зависимость. Название этой болезни – токсикомания.

Последствия:

  • повреждение тканей мозга;

  • нарушение сознания;

  • видения – галлюцинации;

  • нарастающее слабоумие;

  • полная утрата контроля за своими действиями.

И еще:

Наркомания и токсикомания – это всегда преступность!

Наркомания – это неизлечимо!



1 задание

О пагубном влиянии курения на центральную нервную систему и органы чувств убедительно сказал немецкий поэт И.Гёте: «От курения тупеешь, оно несовместимо с творческой работой». Эту точку зрения подтверждает другой великий служитель муз Оноре де Бальзак: «Табак… неизбежно ослабляет энергию». Правы ли были они, утверждая это? Обоснуйте свой ответ.



2 задание

Врач патологоанатом вскрывал труп человека, страдающего алкоголизмом. Исследуя его головной мозг, обнаружил, что среди нервной ткани было большое количество прослоек из волокнистой соединительной ткани. Чем это объяснить? К каким последствиям это приводит?



3 задание

Какая фаза наркомании описана в высказывании Ш.Бодлера: «Но завтра! Ужасное завтра! Расслабленные, утомленные органы, уставшие нервы, щекочущие приступы плача, невозможность отдаться систематической работе – всё это жестко доказывает вам, что вы играли в запрещённую игру»? Какие виды зависимости к наркотическому веществу сформировались у человека, переживающего данное состояние?

Тест. Предрасположен ли ты к наркотикам?

1. К сожалению, табак, сигареты в нашей жизни очень распространены среди молодёжи, а ведь никотин «атакует» не только лёгкие, но и сердце, кровообращение. А как ты относишься к «голубому дымку» и к курильщикам?

a) Я полагаю, что курильщики отравляют любое помещение и превращают всех окружающих в пассивных курильщиков;

b) Каждый должен сам решать, где курить, всякие ограничения излишни;

c) Курить можно не везде.

2. Скоро экзамен. Все твои товарищи нервничают, волнение достигло наивысшего накала. Кто-то принёс успокаивающие таблетки и предлагает их тебе. Возьмёшь?

a) Да, я возьму таблетку, но только в том случае, если я уже совсем в «ауте»;

b) Нет, мне лень думать о том, где брать эту таблетку в следующий раз, когда её не предложат;

c) Нет, я не нуждаюсь в искусственном успокаивании.

3. На вечеринке по кругу идет сигарета «с травкой». Все твои друзья один за другим затягиваются, и вот настала твоя очередь. Как ты поступишь?

a) Я в любом случае хоть разок да попробую;

b) Нет, я не стану этого делать, лучше уйду с такой вечеринки;

c) Я сам не возьму сигарету, а над этими дураками вдоволь посмеюсь.

4. Собралась веселая компания, гости смеются, танцуют. Ты приходишь с опозданием, когда другие уже немного выпили. Как ты поведешь себя?

a) Выпью две-три рюмки, чтобы догнать других;

b) Терпеть не могу, когда в компании хорошее настроение зависит только от выпивки, я лучше побуду немного и уйду;

c) Мне безразлично, если другие пьют, у меня самого настроение хорошее и без того.

5. Некоторые говорят: «Наркотики вовсе не опасны, нужно лишь правильно общаться с ними». А ты тоже в это веришь?

a) Тот, кто так считает, обманывает самого себя;

b) Да, это соответствует действительности, за исключением особо сильных наркотиков.

6. Существует мнение, что «крутую» музыку и наркотики нельзя разделить. А ты как считаешь?

a) Можно делать прекрасную музыку, не прибегая к наркотикам;

b) Приняв наркотики вообще нельзя принимать музыку;

c) Все музыканты что-нибудь принимают.

7. Твой приятель настоятельно просит тебя срочно достать некоторую сумму в долг. Ты знаешь, что он регулярно принимает наркотики. Одолжишь ли ты ему денег?

a) Да;

b) Нет;

c) Только в том случае, если буду знать, зачем они ему.

8. Ты ужасно влюбился! С твоей новой пассией вы проводите вечера вместе в её компании. Ты замечаешь, что все в этой компании, включая твою возлюбленную, не прочь пропустить рюмку-другую, а то и принять что-нибудь похлеще. Будешь ли ты чувствовать себя в своей тарелке?

a) Если там весело, почему бы и нет?

b) Не обязательно часто проводить время в компании;

c) Эта компания вредит моей любви.



Результаты теста

Поставь крестик возле того ответа, который тебе больше подходит. По таблице подсчитай число очков. Исходя из полученной суммы, авторы этого немецкого теста помогут тебе определить твой тип.

вопроса

a

b

c

1

10

0

5

2

5

0

10

3

0

10

5

4

0

10

5

5

5

10

6

10

5

0

7

0

10

5

8

0

5

10

0-20 очков: ты ведешь себя так, словно проблем с наркотиками вообще не существует. Оказывается, ты не относишь к наркотическим веществам алкоголь и никотин. А ведь опасны не только героин или кокаин, обрати внимание, что большинство наркоманов – алкоголики. Задумайся ещё раз над своим отношением к наркотикам! Пожалуй, тебе стоило бы посоветоваться с тем, кому ты доверяешь, - с любимым учителем или с кем-то из родителей, со знакомым врачом.

25-30 очков: нельзя утверждать, что ты заядлый трезвенник. Время от времени ты не прочь пропустить рюмку, но считаешь, что тебе ничто не угрожает, что ты контролируешь ситуацию. Но следует быть начеку: под влиянием друзей ты можешь поддаться искушению и попробовать наркотики.

Тот, кто набрал 20-25 очков, относится к «группе риска», и ему нужно быть очень осторожным.

60-80 очков: наркотики никогда не станут для тебя серьезной проблемой. Но не впадай в другую крайность и не выступай по отношению к другим в роли проповедника морали.

Вопросы для домашнего задания

1. Как алкоголь влияет на работу головного мозга?

2. Почему употребление алкоголя особенно опасно в подростковом возрасте?

3. Какое влияние на организм оказывают наркотические вещества?

4. Какие психологические факторы могут стать причиной употребления наркотиков?

5. Какова взаимосвязь между курением, алкоголем и наркотиками?

6.* В романе «Накануне» И.С.Тургенева так описывается состояние Елены после смерти Инсарова:«Елена перешла в соседнюю комнату, прислонилась к стене и долго стояла как окаменелая». Какие изменения основных нервных процессов могло вызвать данное состояние героини?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!