СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии в 9 классе "«Машиностроение. География машиностроения, факторы размещения" с использованием ЭОР

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данную разработку входит план-конспект урока «Машиностроение. География машиностроения, факторы размещения с использованием ЭОР (http://fcior.edu.ru/), модули ОМС, программа для просмотра ОМС. Детям очень нравятся задания практикума и контрольные задания модулей. Предусматривается как индивидуальная, так и групповая работа учащихся.

Базовый учебник: Дронов В. П. География России. Хозяйство и географические районы.9 кл./В. П. Дронов, И.И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Ложбанидзе. –М.: Дрофа, 2010

 В. П. Дронов, В. Я. Ром «Просвещение» 2010 г

Цель урока: ознакомление с машиностроением, его значением и отраслевым составом. Связь с другими отраслями, с факторами размещения машиностроительных предприятий и  главными районами и центрами, с влиянием машиностроения на окружающую среду 

 

Просмотр содержимого документа
«конспект_урока_машиностроение_ЭОР_9_кл.»

План-конспект урока «Машиностроение. География машиностроения, факторы размещения.

с использованием ЭОР

(http://fcior.edu.ru/)


Класс: 9

Тема и номер урока в теме: «Машиностроение. География машиностроения, факторы размещения» урок № 9

Базовый учебник: Дронов В. П. География России. Хозяйство и географические районы.9 кл./В. П. Дронов, И.И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Ложбанидзе. –М.: Дрофа, 2010

В. П. Дронов, В. Я. Ром «Просвещение» 2010 г

Цель урока: ознакомление с машиностроением, его значением и отраслевым составом. Связь с другими отраслями, с факторами размещения машиностроительных предприятий и главными районами и центрами, с влиянием машиностроения на окружающую среду

Задачи:

1) Образовательные:

Определить факторы размещения отраслей машиностроения; познакомить с новыми понятиями “специализация”, “кооперирование”; определить место МСР в развитии отрасли

2)Развивающие:

-развивать пространственное мышление, умение анализировать и прогнозировать ситуацию; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес, внимание, память;

3)Воспитательные:

воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки обучающихся.

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная

Методы и приемы: беседа с элементами объяснения, индивидуальная работа, групповая работа, работа с дополнительным материалом

Необходимое техническое оборудование: мультмимедийное проекционное оборудование, доступ к сети Интернет, ПК (удобнее проводить в компьютерном классе); карта экономическая Российской Федерации; контурные карты (индивидуальные); учебник, атласы.














СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

5

6

7

1

Оргмомент


Проверка готовности класса к уроку


1

2

Вступительная часть


Определение темы урока, цели, задач урока,  мотивация учеников на изучение нового материала


1

Формулирует тему урока, цели и задачи, мотивирует учеников на изучение нового материала.

Сегодня мы с Вами будем изучать комплекс, который включает в себя совокупность отраслей, производящих разнообразные машины. Его главная задача –обеспечивать общество новыми, все более совершенными машинами. Ни одна квартира не обходится без бытовых приборов этого комплекса. Скажите, о каком комплексе пойдет речь на уроке?

Тема нашего урока затрагивает действительно каждую семью, и мальчиков и девочек. Эта отрасль хозяйства определяет уровень экономического развития любой страны. Сделайте предположения о продукции этой отрасли.



Говорят о машиностроительном комплексе (если затрудняются с ответом (см. учебник с.44, п. 10)

Записывают число и  тему урока в тетрадь

Слушают вступление, Отвечают на поставленные вопросы, опираясь на полученные знания

2

3

Изучение

новой темы

1
























2

Объясняет новый материал с использованием ЭОР

объясняет про машиностроение, особенности воздействия машиностроения на окружающую среду, рассмотреть основные способы защиты окружающей среды в России. Особое внимание уделено изучению машиностроения мира, структуры отрасли, машиностроению России, охране окружающей среды в России

(Демонстрация модуля № 1)

Дает общую характеристику машиностроения: уделяет внимание вопросам:“специализация”, “кооперирование”; «конверсия», связь машиностроения с другими отраслями; факторы размещения; определить место МСР в развитии отрасли; география машиностроения; проблемы

(Демонстрация модуля № 2)


Фронтальная работа, беседа с элементами объяснения

Обучающиеся работают по модулям, в ходе беседы с объяснением записывают основные понятия «машиностроения», «структура машиностроения», «специализация», «кооперирование», «конверсия», работают по карте «Машиностроение России», анализируя географию машиностроения.

Изучая факторы размещения промышленного производства, работают с таблицей в учебнике на с.270-271

10

4

Выполнение практического задания

3

4

(на выбор)

Формулирует задания для учащихся: найти соответствие между терминами и определениями, заполнить таблицу, схему, распределить продукцию между отраслями машиностроения, установить связь между центрами и отраслями (работа по карте «Машиностроение России»).

Дает  комментарии по их выполнению (как загрузить учебный модуль и выполнить задание) Группам на выбор даются два модуля с практическими заданиями.


Обучающийся выбирает задания упрощенного или углубленного вариантов.

Выполняют задание учителя на компьютере

(групповая работа за компьютерами)

10

5

Проверка практических заданий


Проверяет качество выполненной работы учащимися. Повторяют основные понятия урока 


Исправляют ошибки в выполненном задании,  обсуждают проблему урока, записывают основные понятия в тетрадь

5

6

Закрепление материала

Подведение итогов

5

Формулирует задания для учащихся. Проверяет качество выполненной работы учащимися,

проводит фронтальный опрос по теме урока с помощью модуля ЭОР

(демонстрация модуля)

Отвечают на вопросы модуля № 5 индивидуально, высказывают свое мнение об уроке

(фронтальная работа)

10

7

Домашнее задание


Записывает домашнее задание на доске, объясняет его ученикам

Записывают домашнее задание

2


Приложение к плану-конспекту урока

Машиностроение. География машиностроения, факторы размещения.

(Тема урока)


Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Машиностроение и окружающая среда

ЭУМ И-типа

иллюстрация

http://fcior.edu.ru/card/27122/mashinostroenie-i-ohrana-okruzhayushey-sredy-v-rossii.html


2

Общая характеристика машиностроения


ЭУМ П-типа

Интерактивные задания, тесты

http://fcior.edu.ru/card/5085/vtorichnyy-sektor-ekonomiki-otrasli-pererabatyvayushie-syre-mashinostroenie-i1.html

3

Практические задания по теме "Машиностроение."П1


ЭУМ П-типа

Интерактивные задания, тесты

http://fcior.edu.ru/card/5143/vtorichnyy-sektor-ekonomiki-otrasli-pererabatyvayushie-syre-mashinostroenie-p1.html


4

Практические задания по теме "Машиностроение."П2


ЭУМ П-типа

Интерактивные задания, тесты

http://fcior.edu.ru/card/5168/vtorichnyy-sektor-ekonomiki-otrasli-pererabatyvayushie-syre-mashinostroenie-p2.html

5

Машиностроение -контрольный модуль- контрольные задания по теме Машиностроения

ЭУМ К-типа

Интерактивные задания,тесты

http://fcior.edu.ru/card/5139/vtorichnyy-sektor-ekonomiki-otrasli-pererabatyvayushie-syre-mashinostroenie-k1.html



Просмотр содержимого документа
«раб_программа_гео_9_2013»

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение Гимназия № 1







Рассмотрена и рекомендована Утверждаю

к утверждению управляющим Директор МОАУ Гимназия № 1

советом МОАУ Гимназия № 1 _____________ Н. В. Николаева Протокол № от __________ 2012 г. Приказ № __ от _______ 2012 г.










Рабочая программа учебного предмета

«География»

(9 класс)



Учитель географии

высшей квалификационной категории

Орехова Ольга Николаевна















г. Белогорск

2012-2013 учебный год





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Статус документа

Данная рабочая программа составлена на основе:

- примерной программы основного общего обра­зования по географии «География России» (VIIIX классы)/ Сборник нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы (сост. Днепров Э. Д., Аркадьев А. Г.) –М.: Дрофа, 2008

-программы по географии для общеобразовательных учреждений. География. 6-11 классы. Под редакцией Бариновой И. И., Дронова В. П. – М.: Дрофа, 2009

- программы для общеобразовательных учреждений. Региональный компонент образования./Под ред. Павлюк Н.Г. – Благовещенск: изд - во БГПУ, 2001.

- cборника «Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. География»- М: Просвещение, 2011.


Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

В календарно - поурочный план входит региональный компонент «География своей области», на его изучение отводится 9 часов. В раздел «Повторение» включены следующие основные разделы: «Природа Земли и человек», «Материки, океаны, народы и страны», так как данные темы входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ при изучении географии на ступени основного общего образования. Тема «Введение» в 9 классе включает в себя повторение раздела обязательного минимума «Источники географической информации». Урок 13. «Природно-ресурсная основа экономики. Рациональное природопользование.», в теме 2 «Хозяйство РФ» включает элементы обязательного минимума раздела «Природопользование и геоэкология».


Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования


В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:
• комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
• целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.
Школьный курс географии призван также способствовать предпрофильной ориентации учащихся.

Общая характеристика учебного предмета


География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Целями изучения географии в основной школе являются:

• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
• познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы.

Блок «География России» — центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию.

Главная цель курса — формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и вза-имовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.


Требования к результатам  обучения


Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:
ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
— осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
— представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;
— осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
— осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
• гармонично развитые социальные чувства и качества:
— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
— патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
• образовательные результаты — овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:
— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей по-знавательной деятельностью;
— готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
• представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);Ъ
• умение работать с разными источниками географической информации;
• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• картографическая грамотность;
• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.



Место предмета в базисном учебном плане


Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России. Население и хозяйство», из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов.





Используемый УМК:


-Базовый учебник: Дронов В. П. География России. Природа. Население. Хозяйство. 9 класс / В. П. -Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе. - М.: Дрофа, 2010.

-Географический атлас. 9 кл. - М.: Дрофа, 2010.

-Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии. 9 кл. - М.: Дрофа, 2007.


Дополнительная литература:


  1. Алексеев А. И. География России. Природа и население / А. И. Алексеев. - М.: Дрофа, 2007.

  2. Дронов В. П. Рабочая тетрадь / В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе. -
    М.: Дрофа, 2007.

  3. Сиротин В. И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы / В. И. Сиротин. - М.: Дрофа, 2003.

  4. Маерова Н. Ю. Уроки географии: 8-9 кл. / Н. Ю. Маерова. - М.: Дрофа, 2004.

  5. Родионова И. А. Экономическая география России / И. А. Родионова. - М., 2001.

  6. Плисецкий Е. Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. В 2-х т. / Е. Л. Плисецкий -М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2005.

  7. Маерова Н. Ю. Уроки географии: 8-9 кл. / Н. Ю. Маерова. - М.: Дрофа, 2004.

  8. Пятунин Б. Б. Новые контрольные и проверочные работы по географии: 8-9 кл.–М.: Дрофа,2009

  9. В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2009.

  10. В.П.Дронов. География. Рабочая тетрадь. Население и хозяйство России. К учебнику В.Я.Рома, В.П.Дронова „География России. Население и хозяйство“. 9 класс – М.: Дрофа, 2008.

  11. Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.

  12. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки географии 9 класс»





Учебно –тематический план


№ п/п

Наименование раздела

Количество

часов


Введение.

1

1

Раздел 1. Хозяйство России (продолжение)

17

2

Раздел 2. География крупных регионов РФ

38

3

Раздел 3. География Амурской области

10

3

Раздел 3. Россия в мире. Повторение.

2

Всего – 68 часов
















Перечень оценочных практических работ

№ п/п

Тема

1

«Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов по картам и статистическим материалам».

2

«Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистически материалам».

3

«Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам».

4

«Моделирование вариантов нового районирования России»

5

«Сравнение географического положения районов, регионов и его влияние на природу. Жизнь людей и хозяйство»

6

«Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера»

7

«Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России»


8

«Сравнение географического положения и планировки двух столиц Москвы и Санкт – Петербурга»

9

«Выявление и анализ условий для развития хозяйства района (Поволжья)»

10

«Оценка экологической ситуации в разных частях Урала предложение путей решения экологических проблем»

11

« Изучение и оценка природных условий Западно – Сибирского района для жизни и быта человека».

12

«Составление характеристики нефтяного комплекса (значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы)»

13

«Оценка особенностей природы региона с позиции условий жизни человека в сельской местности и городе».

Итого – 13 часов




ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности.

Описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузо - и пассажиропотоки.

Объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.






Список методической литературы по предмету


  1. В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2009.

  2. В.П.Дронов. География. Рабочая тетрадь. Население и хозяйство России. К учебнику В.Я.Рома, В.П.Дронова „География России. Население и хозяйство“. 9 класс – М.: Дрофа, 2008.

  3. Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.

  4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки географии 9 класс»

  5. Маерова Н.Ю. «Уроки географии 8 – 9 классы». Москва, «Дрофа», 2004 год.

  6. Перлов Л.Е. «Дидактические карточки-задания по географии. 8 – 9 классы». Москва, «Экзамен», 2010 год.

  7. Пятунин В.Б. «Проверка и оценка результатов обучения географии. Методическое пособие». Москва, «АСТ», 2003 год.

  8. Интернет –ресурсы: http://www.openclass.ru/ ; http://pedsovet.su; http://geo.1september.ru/urok; http://collection.cross-edu.ru/catalog/


Перечень ЭОР:

1. «География России. Природа и население», 8-9 классы

2. Уроки географии Кирилла и Мефодия.9 класс. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.


Интернет-ресурсы:


http: //www.gao.spb.ru/russian

http: //www.fmm.ru

http: //www.mchs.gov.ru

http: //www.national-geographic.ru

http: //www.nature.com

http: //www.ocean.ru

http: //www.pogoda.ru

http: //www.sgm.ru/rus

http: //www.unknowplanet.ru

http: //www.weather.com





























Перечень географических объектов

География России (9 класс)

     Тема «География отраслей межотраслевых комплексов»: машиностроительный комплекс. Научные центры и технополисы: Москва и города Подмосковья, Санкт-Петербург, Ростов-на-дону, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Владивосток, Хабаровск. Центры трудоемкого машиностроения: Санкт-Петербург, Мосва, Воронеж, нижний Новгород, Ярославль, Ульяновск, Саратов, Самара, Казань, Иркутск. Центры маталлоемкого машиностроения: Волгоград, Пермь, Нижний Тагил, Екатеринбург, Ижевск, Челябинск, Орск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.

     Топливно-энергетический комплекс. Месторождения: Самотлор, Уренгой, Ямбург, Астраханское. Система трубопроводов с Тюменского севера на запад. ТЭЦ:  Сургутская, Костромская, Рефтинская. ГЭС: Волжский каскад, Красноярская, Саянская, братская, Усть-Илимская. АЭС: Нововоронежская, ленинградская, Белоярская, Кольская. Единая энергосистема (ЕЭС).

     Металлургический и химико-лесной комплекс. Центры черной металлургии: Череповец, Липецк, Старый Оскол, Магнитогорск, Нижний Тагил, Челябинск, Новокузнецк. Центры передельной металлургии:

 Москва, Санкт-Петербург, Ижевск, Златоуст, Комсомольск-на-Амуре. Центры цветной металлургии:  Мончегорск, Кандалакша, Волхов, Медногорск, орск, Норильск, Братск, Красноярск, Новосибирск. Центры химико-лесного комплекса: Архангельск, Сыктывкар, Соликамск-Березники, Уфимско-Салаватский, Самара, Усолье-Сибирское, Енисейск, Усть-Илимск, Братск, Комсомольск-на –Амуре.

     Инфраструктурный комплекс. Порты: Новороссийск, Астрахань, Калининград, Санкт-Петербург, Выборг, Авхангельск, Мурманск, Дудинка, Тикси, Владивосток, Находка, Петропавловск-Камчатский. Железнодорожные магистрали: Транссибирская, БАМ.

     Регионы России. Европейский Север. Моря: Баренцева, Белое. Заливы: Кандалакшский, Онежская губа. Полуострова:  Рыбачий, Канин, Кольский. Острова: Соловецкие, Кижи, Валаам, Колгуев, Вайгач. Возвышенности: Тиманский кряж, Северные Увалы. Горы: Хибины. Низменность: Печорская. Реки: Северная Двина, Печора. Онега, Мезень. Озера: Имандра. Баломорско-Балтийский канал. Заповедники: Кандалакшский, Лапландский. Печорский угольный бассейн. Месторождения: апатитов, руд черных и цветных металллов кольского полуострова и Карелии. Города: Мурманск, Архангельск, Мончегорск, Кандалакша, Череповец, Воркута. Кислогубская ПЭС. Кольская АЭС.

 Центральная Россия. Моря: Балтийское. Заливы: Финский. Окско-Донская равнина. Возвышенности: Среднерусская, Валдайская. Низменности: Окско Донская, мещерская. Реки: Дон, Ока, Вятка, Кама, Нева. Озера: Ладожское, Онежское, Чудское, Псковское, Ильмень, Селигер. Водохранилища: рыбинское, Горьковское. Каналы: Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы (Москва – Волга). Заповденики: Дарвинский, Приокско-Террасный. Подмосковный угольный бассейн, КМА. Города: Москва и подмосковные города науки (Пущино, Дубна, Троицк), Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Нижний Новгород, Владимир, Калининград, Ярославль, Воронеж, Липецк.

 

 

Рассмотрен на заседании Утверждаю.

методического совета Директор МОАУ Гимназия № 1

МОАУ Гимназия № 1 ___________ Н. В. Николаева

Протокол № __ от__ сентября 2012 года _____________ 2012 год

______________И. В. Сафонова



Календарно – поурочный план

по географии в 9 классе





Учитель географии

высшей квалификационной категории

Орехова Ольга Николаевна





г. Белогорск

2012-2013 учебный год













Предмет ««География России. Хозяйство и географические районы» для 9 класса

на I и II полугодие 2012- 2013 учебного года

Количество часов по плану –68 часов из расчёта 2 часа в неделю.

Составлен в соответствии с программой по географии для общеобразовательных

учреждений. География. 6-11 классы. Под ред. Бариновой И. И., Дронова В. П. География России. 8-9 классы.- М: Дрофа, 2009 г.

Базовый учебник: Дронов В. П. География России. Хозяйство и географические районы. 9 кл./В. П. Дронов, И.И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Ложбанидзе. –М.: Дрофа, 2010

Пояснительная записка.

В календарно - поурочный план входит региональный компонент «География своей области», на его изучение отводится 10 часов. В разделе «Повторение» включены следующие основные разделы: «Природа Земли и человек», «Материки, океаны, народы и страны», так как входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ при изучении географии на ступени основного общего образования. Тема «Введение» в 9 классе включает также в себя повторение раздела обязательного минимума «Источники географической информации». Урок 4. «Электроэнергетика» в разделе 2. «Хозяйство РФ» включает элементы обязательного минимума раздела «Природопользование и геоэкология».



Учитель: Орехова О.Н.







Дата

Тема урока

Кол-во часов

Тип (вид) урока.

Основные ЗУН соответствующие ГСО

дата

факт




Введение

1



1

03.09


Инструктаж по ТБ при проведении уроков в кабинете географии


Введение

1

Тип: изучение нового материала

Вид: частично-поисковый

З. География как наука. Источники получения знаний о природе Земли, населении и хозяйстве. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации .Роль географической науки в решении практических задач страны. Источники географической информации.; о значимости географии в современном мире. Географические модели: глобус. Географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки. Способы картографического изображения, градусная сеть). Знать основные географические понятия и термины. Земля как планета. Возникновение и геологическая история

Земли. Развитие географических знаний человека о Земле.. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Форма, размеры, движения Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.

У: формировать задачи экономической географии; ориентирование по карте; чтение карт, космических и аэрофотоснимков, статистических материалов. Различие плана, глобуса, географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий Н: выявлять особенности задач ЭСГ России; чтение карт различного содержания.З. представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;
Вторичный сектор экономики; состав вторичного сектора экономики; представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий); У. приводить примеры отраслей вторичного сектора экономики Н. анализ карт




Раздел 1. Хозяйство России (продолжение)

Тема «Вторичный сектор экономики –отрасли перерабатывающие сырье»


17

Планируемые результаты: оценивать и прогнозировать - изменение природных и социально - экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов, развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона, и своей местности; объяснять: влияние географического положения на особенности хозяйства на жизнь населения России, изменение пропорции между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий, особенности хозяйства отдельных регионов. Различия в уровнях их социально – экономического развития; объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: концентрация, специализация, кооперирование, комбинирование, топливно-энергетический баланс, интенсивный и экстенсивный, пути развития хозяйства, районирование, геополитическое положение, экономико-географическое положение; описывать – экономико – географическое, геополитическое положение страны, образы природно – хозяйственных объектов в том числе один из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства, определять параметры социально – экономических объектов и явлений по различным источникам информации; называть и показывать: важнейшие природно – хозяйственные объекты страны, в том числе центры транспортные , научно – информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно – исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные, примеры рационального и нерационального размещения производства.

2

06.09


Топливно- энергетический комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Современные проблемы ТЭК.


1

Тип: изучение нового материала

Вид: частично-поисковый

З. Состав и значение комплекса в развитии хозяйства. Связь с другими комплексами. Топливно-энергетический баланс. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды. У. анализировать экономические карты и статистические данные Понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем Н. анализ карт, их сопоставление

3

10.09


Топливная промышленность.

П/Р «Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов по картам и статистическим материалам».


1

Тип: актуализация знаний и умений

Вид: практикум

З. Роль нефти, газа и угля в современном мире по их запасам и добыче. Основные современные и перспективные районы добычи. Способы добычи и транспортировки топлива, проблемы освоения основных месторождений. Топливная промышленность и окружающая среда. У.использовать различные источники географических информации для составления характеристики одгного из угольных и нефтяных бассейнов ; умение работать с разными источниками географической информации Н. показывать на карте крупные месторождения нефти, газа, угля., важнейшие газо- и нефтепроводы. Владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

4

13.09


Электроэнергетика.

1

Тип: изучение нового материала

Вид: частично-поисковый

З. Значение энергетики в хозяйстве страны.Типы электростанций, их достоинства и недостатки.Энергосистемы. Единая энергосистема России. Факторы размещения. Влияние на окружающую среду. У. приводить примеры и показывать на карте электростанции различных типов (ГЭС, ТЭС, АЭС, ПЭС) Н. анализ карт З. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Природные условия и ресурсы - основа отраслей первичного сектора. Рациональное природопользование Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития. Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Деятельность человека по использованию и охране почв. Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере; их характеристика и правила обеспечения безопасности людей. Сохранение качества окружающей среды. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Экологические проблемы регионов различных типов хозяйствования. Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от стихийных природных и техногенных явлений. Применение географических знаний для выявления геоэкологических проблем на местности и по карте, путей сохранения и улучшения качества окружающей среды.

У. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной

специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; Н. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф


5

17.09



Отрасли производящие конструкционные материалы и химические вещества».

Металлургия.

П/Р «Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистически материалам».


1

Тип: комбинированный

Вид: беседа с элементами объяснения

З. Состав, значение, связь с другими комплексами. Классификация конструкционных материалов. У. приводить примеры конструкционных материалов Н. анализ карт России для определения типов территориальной структуры

З. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Природные условия и ресурсы - основа отраслей первичного сектора. Рациональное природопользование Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития. Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Деятельность человека по использованию и охране почв. Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере; их характеристика и правила обеспечения безопасности людей. Сохранение качества окружающей среды. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Экологические проблемы регионов различных типов хозяйствования. Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от стихийных природных и техногенных явлений. Применение географических знаний для выявления геоэкологических проблем на местности и по карте, путей сохранения и улучшения качества окружающей среды.

У. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной

специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; Н. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф


6

20.09


Черная и цветная металлургия. Традиционные и новые технологии производства металлов. География металлургии.

1

Тип: комбинированный

Вид: беседа с элементами объяснения

З. Состав, место и значение в хозяйстве страны. Факторы размещения металлургических предприятий. Типы преприятий черной металлургии. Металлургические базы. География легких и тяжелых цветных металлов. Факторы размещения. Металлургия и охраны природы. Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования У. на карте металлургические базы и их центры. Использовать различные источники географической информации для составления характеристики баз. Показывать центры по выплавке цветных металлов и объяснять факторы размещения. Определять меры по сохранению природы. Н. анализ карт

7

24.09


Химическая промышленность.

1

Тип: комбинированный

Вид: беседа с элементами объяснения

З. Химическая промышленность. Состав и значение в хозяйств. Связь с другими отраслями. Основные химические базы. Специфичность химической промышленности. Значение химизации. У. показывать важнейшие центры, приводить примеры по сохранению природы. Осознание значимости и общности глобальных проблем человечества Н. анализ карт


8

27.09


Лесная промышленность.

1

Тип: комбинированный

Вид: беседа с элементами объяснения

З. Состав, место и значение лесной промышленности в хозяйстве страны Лесная промышленность. Состав и значение. Связь с другими отраслями. Основные производства и факторы размещения. Лесопромышленные комплексы страны. Основные лесные базы. Лесная промышленность и охрана природы. Представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);У. объяснять факторы размещения основных производств, показывать на карте главные центры и лесопромышленные комплексы Н. анализ карт

9

01.10


Машиностроение. География машиностроения, факторы размещения.


1

Тип: изучение нового материала

Вид: частично-поисковый

З. Машиностроение, его значение и отраслевой состав. Связь с другими отраслями. Особенности ВПК. Состав и значение комплекса, связь с другими отраслями. Факторы размещения машиностроительных предприятий. Главные районы и центры. Особенности географии ВПК и его конверсии. У. объяснять роль машиностроения в современной экономике страны. Н. показывать главные районы и центры наукоемкого, трудоемкого, металлоемкого машиностроения и объяснять факторы размещения. Анализ экономических карт России, составление таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению к/к. Владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;


10

04.10


География машиностроения, факторы размещения.

П/Р «Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам».

1

Тип: актуализация знаний и умений

Вид: практикум

З. Машиностроение, его значение и отраслевой состав. Связь с другими отраслями. Особенности ВПК. Состав и значение комплекса, связь с другими отраслями. Факторы размещения машиностроительных предприятий. Главные районы и центры. Особенности географии ВПК и его конверсии. У. объяснять роль машиностроения в современной экономике страны. умение работать с разными источниками географической информации Н. показывать главные районы и центры наукоемкого, трудоемкого, металлоемкого машиностроения и объяснять факторы размещения. Анализ экономических карт России, составление таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению к/к


11

08.10


Пищевая и легкая промышленность.

1

Тип: актуализация знаний и умений

Вид: урок-исследование

З. Пищевая и легкая промышленность. Значение, состав, факторы размещения, проблемы, география. Состав, место и значение в хозяйстве страны. Группировка отраслей по характеру использования сырья, география важнейших отраслей. Проблемы легкой и пищевой промышленности в России. умение работать с разными источниками географической информации У.специфика отраслей легкой и пищевой промышленности, географию размещения основных отраслей и центров Владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
Н. использование и сопоставление карт

12

11.10


Контрольная работа по разделу «Вторичный сектор экономики»

1

Тип: обобщение и систематизация

Вид: контрольная работа

З: обобщение и систематизация У: проверка ЗУНов Н: работать с индивидуальными заданиями




Тема «Третичный сектор экономики – отрасли, производящие разнообразные услуги»




13

15.10


Состав и значение третичного сектора.

Классификация услуг.

1

Тип: изучение нового материала

Вид: частично-поисковый

З. Состав, особенности входящих в него отраслей. Осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;У. Роль третичного сектора в экономике России и проблемы развития. Н. приводить примеры отраслей третичного сектора и называть проблемы его развития.

14

18.10


Роль и значение транспорта. Сухопутный транспорт.

1

Тип: изучение нового материала

Вид: частично-поисковый

З. Коммуникационная система. Важнейшие транспортные пути, узлы. Проблемы и перспективы развития. У. Роль транспорта в размещении населения и хозяйства. Преимущества и недостатки. Важнейшие транспортные магистрали и узлы. Транспорт и окружающая среда. Перспективы развития. Владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
Н. использование и сопоставление карт


15

22.10


Другие виды транспорта. Связь.

1

Тип: изучение нового материала

Вид: частично-поисковый

З. Особенности водного транспорта и его значение в экономике страны. Проблемы морского транспорта России. Крупнейшие порты. Преимущества и недостатки других видов транспорта. Связь и ее роль в период развития НТР. У. показывать по карте океанические бассейны, крупные порты, Северный морской путь, основные судоходные речные порты, транспортные пути. Н. использование и сопоставление карт


16



17

25.10



05.11


Сфера обслуживания. Наука.


2 четверть

Жилищное и рекреационное хозяйство.

Географические различия в обеспеченности россиян жильем.

1



1

Тип: актуализация знаний и умений

Вид: урок-исследование

З. Сфера обслуживания как одна из отраслей, определяющих качество жизни населения. География жилищного и рекреационного хозяйства, проблемы их развития в России. Социальная инфраструктура: ее состав и роль. Наука, ее состав место и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и технополисы. Жилищное и рекреационное хозяйство. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. Н. умение работать с разными источниками географической информации


18

08.11


Зачет по теме «Хозяйство России»

1

Тип: обобщение и систематизация

Вид: зачет

З: обобщение и систематизация У: проверка ЗУНов Н: работать с индивидуальными заданиями




Раздел 2. География крупных регионов России

38

Знать состав, особенности природы крупных регионов, историю и географии хозяйства. Разнообразие рельефа и геологического строения. Влияние географического положения на климат регионов. Знать природные ресурсы экономических районов и регионов. Уметь характеризовать природные зоны региона. Основу формирования территории. Давать характеристику населения, его национальный состав, традиции и культуру. Города региона. Отток или приток населения. Развитие ТЭК, АПК, ВПК, ККМ, Давать характеристику хозяйственного различия подрайонов. Определять специализацию хозяйства, факторы влияющие на нее. Раскрывать современные проблемы регионов и районов, перспективы их развития. Находить причины экологической нестабильности отдельных территорий. Основные фокусы экономических. Социальных и экологических проблем региона




19






12.11


Тема «Районирование территории»


Зачем районировать территорию страны.

П/Р «Моделирование вариантов нового районирования России»




1

Тип: изучение нового материала

Вид: частично-поисковый

З. Районирование – важнейший метод изучения в географии. Районирование России, основные задачи, принципы и проблемы. Виды районирования. Зоны России: основная зона хозяйственного освоения, зона Севера; их особенности и проблемы. У. объяснять значение районирования и зонирования России. Н. приводить примеры экономических районов, федеральных округов. Анализ экономических карт.

20

15.11


Как можно районировать территорию: физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное.

П/Р «Сравнение географического положения районов, регионов и его влияние на природу. Жизнь людей и хозяйство».

1

Тип: комбинированный

Вид: беседа с элементами объяснения

З. Районирование – важнейший метод изучения в географии. Районирование России, основные задачи, принципы и проблемы. Виды районирования. Зоны России: основная зона хозяйственного освоения, зона Севера; их особенности и проблемы. У. объяснять значение районирования и зонирования России. Н. приводить примеры экономических районов, федеральных округов. Анализ экономических карт.




Тема «Европейская Россия (Западный макрорегион)»





21

19.11


Общая характеристика Европейской России.

1

Тип: изучение нового материала

Вид: частично-поисковый

З. Европейская Россия –основа формирования территории Российского государства. Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных условий ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения. У. давать оценку географическому положению региона, природным условиям и ресурсам для жизни и деятельности населения. Учебное исследование по картам

22

22.11


Европейский Север. Факторы формирования района.

1

Тип: комбинированный

Вид: беседа с элементами объяснения

З. Состав района. Специфика геополитического, эколого-географического положения и его влияние на формирования района. Историко- географические особенности формирования. У. давать оценку ГП района на природу, заселение и развитие хозяйства. Н. анализ экономических карт

23

26.11


Природа Европейского Севера

1

Тип: комбинированный

Вид: беседа с элементами объяснения

З. Внутренние различия природы района: Кольско-Карельская и Двино- Печорская части, формирование их природы. Природные ресурсы и их использование. Европейский Север –лесной край. Моря Европейского Севера. У. сравнивать характеристики двух частей района. Н. Анализ физической карты, показывать главные объекты

24

29.11


Население и хозяйственное освоение Европейского Севера.

П/Р «Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера»

1

Тип: актуализация знаний и умений

Вид: практикум

З. Влияние историко-географического фактора на население и его традиции, культуру и хозяйственное освоение района. Современное население, размещение, структура, демографические проблемы. У. Умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; приводить примеры адаптации населения к суровым условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов, хозяйственную деятельность; умение работать с разными источниками географической информации Н. Учебное исследование по картам

25

03.12


Хозяйство Европейского Севера

1

Тип: комбинированный

Вид: беседа с элементами объяснения

З. Роль и место района в социально-экономическом развитии страны. Особенности территориальной организации: горнодобывающей, рыбоперерабатывающий и топливно-энергетический комплекс. Социальные, экономические, экологические проблемы. ЕС – важная база российского ВПК. У. объяснить связь территориально-производственных комплексов района. Называть важнейшие отрасли и центры Н. анализировать экономическую карту.

26

06.12


Северо-Западный район. Факторы формирования района.

1

Тип: комбинированный

Вид: беседа с элементами объяснения

З. Состав района. Особенности географического, экономико-географического, геополитического и эколого-географического положения и их влияние на формирование района на разных этапах развития. У. двать оценку ГП района для его формирования и развития Н. анализировать экономическую карту.

27

10.12


Природа Северо-Запада. Население и хозяйственное освоение района.

1

Тип: комбинированный

Вид: беседа с элементами объяснения

З. Специфика природы района. Действие оледенения. Природные ресурсы, их размещение и использование. Северо-Запад –район древнего заселения. Качество жизни населения. У. объяснять специфику природы района, роль городов в размещении населения и формировании культур. Н. учебное исследование по картам

28

13.12


Хозяйство Северо-Запада

1

Тип: актуализация знаний и умений

Вид: беседа

З. Историко-географические этапы в развитии хозяйства района. Современная специализация, ведущие отрасли хозяйства и их главные центры. Место и роль района в хозяйстве страны. Экономические и социальные, экологические проблемы СЭЗ «Янтарь». У. приводить примеры центров производства важнейших видов продукции, показывать их на карте. Н. работа с картой

29

17.12


Географические особенности Санкт-Петербурга и других городов Северо –Запада.

1

Тип: актуализация знаний и умений

Вид: конференция

З. Санкт- Петербург –северная столица России: история создания, радиально-дуговая структура города, функциональные зоны города. Санкт-Петербургская агломерация. Калининградская область. Город Калининград. У. составлять характеристику территорий на основе разнообразных источников географической информации и ее форм представления Умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
Н. работа с различными источниками географической информации

30

20.12


Центральная Россия. Факторы формирования района.

Тест по пройденным темам за 2 четверть

1

Тип: комбинированный

Вид: беседа с элементами объяснения

З. Состав территории. Преимущества ГП, факторы формирования района в различное время. Столичное положение района после распада СССР. У. анализировать карты, приводить примеры факторов, способствовавших формированию района. Н. учебное исследование по картам

31

24.12


Природа Центральной России. Население и хозяйственное освоение Центральной России.

П/Р «Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России»


1

Тип: актуализация знаний и умений

Вид: практикум

З. Особенности природы и природные ресурсы Центральной России, их влияние на заселение и хозяйственное освоение территории, рост городов. ЦР-ядро формирования русского народа. Качество жизни населения, демографические проблемы. У. приводить примеры факторов способствующих развитию хозяйства и затрудняющих его. Умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; Н. называть и показывать главные объекты, причина роста городов, демографические проблемы, учебное исследование по картам

32

27.12


Московская столичная агломерация.

П/Р «Сравнение географического положения и планировки двух столиц Москвы и Санкт – Петербурга»

1

Тип: актуализация знаний и умений

Вид: практикум

З. Москва –столица РФ, представитель России на мировой арене. Радиально-кольцевая структура Москвы. Москва –крупнейший транспортный узел. У. сравнивать планировку Москвы и С-П. Н. учебное исследование по картам

33

14.01


3 четверть

Хозяйство Центральной России

1

Тип: комбинированный

Вид: беседа с элементами объяснения

З. Наукоемкая специализация района. Ведущие отрасли хозяйства и их центры, внутренние различия в с/х. Проблемы и перспективы развития хозяйства. У. Составлять характеристику территории, используя различные источники информации и формы ее представления. Н. учебное исследование по картам

34

17.01


Европейский Юг. Факторы формирования района.

1

Тип: комбинированный

Вид: беседа с элементами объяснения

З. Состав района. Особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйственное развитие района и геополитические интересы России. Историко-географические этапы развития района. У. Объяснять уникальность района. Достоинства и сложность ГП района, роль Европейского Юга в геополитических интересах России. Н. сопоставление карт атласа.

35

21.01


Природа Европейского Юга

1

Тип: комбинированный

Вид: беседа с элементами объяснения

З. Специфика природы района (природный амфитеатр), природные ресурсы, причины их разнообразия и влияние на жизнь и хозяйственную деятельность населения. У. устанавливать связи между компонентами природы. Выявлять и анализировать условия для рекреационного хозяйства на Северном Кавказе Н. пользоваться различными источниками информации.

36

24.01


Население и хозяйственное освоение Европейского Юга. Хозяйство.


1

Тип: актуализация знаний и умений

Вид: урок-исследование

З. Численность населения. Основные проблемы естественного прироста. Самый многонациональный район. Структура населения, традиции, культура, промыслы коренных народов. Казачество. Проблемы, связанные с национальным государственным устройством, межнациональные проблемы. Качество жизни населения. Европейский Юг- здравница и житница страны. Важнейшие отрасли хозяйства и их главные центры. Проблемы развития морского рыбного хозяйства. Экологические проблемы. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность У. Умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
объяснять причины многочисленности и многонациональности населения района. Приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды и ее влияние на формирование культуры народов; специализацию района, географию важнейших отраслей и место района в географическом разделении труда, приводить примеры основных экономических и социальных проблем района, объяснять их причины. Н. учебное исследование по картам; узнавать географические объекты и явления по их признакам

37

28.01


Поволжье. Факторы формирования. Особенности природы района.

П/Р «Выявление и анализ условий для развития хозяйства района

1

Тип: актуализация знаний и умений

Вид: практикум

З. Состав района. Основные историко-географические этапы. Формирование района. Специфика природы: рельеф, климат, природные ресурсы и ПЗ. У. составлять сравнительную хар-ку природы частей Поволжья Умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; Н. определять по картам природные ресурсы района

38

31.01


Население и хозяйственное освоение Поволжья.

1

Тип: актуализация знаний и умений

Вид: беседа с элементами объяснения

З. Численность, естественный прирост населения. Миграции. Специфика расселения. Города, качество жизни. История заселения района. Особенности размещения населения. У. показывать по картам крупные города. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность Н. работа с картой; картографическая грамотность.

39

04.02


Хозяйство Поволжья.

1

Тип: комбинированный

Вид: беседа с элементами объяснения

З. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Внутренние природно-хозяйственные различия. У. определять по картам основные с/х районы и сравнивать их Н. работа с картой; картографическая грамотность.

40

07.02


Урал: факторы формирования района. Природа Урала.

1

Тип: комбинированный

Вид: беседа с элементами объяснения

З. Состав района. Основные историко-географические этапы формирования района. Специфика природы Урала: рельеф, климат, природные зоны и природные ресурсы. У. по карте определять ГП района, называть и показывать формы рельефа, объяснять различия в природе Урала. Н. работа с картой; картографическая грамотность.

41

11.02


Население и хозяйственное освоение Урала.

П/Р «Оценка экологической ситуации в разных частях Урала предложение путей решения экологических проблем»

1

Тип: актуализация знаний и умений

Вид: практикум

З. Численность, естественный прирост населения. Миграции. Специфика расселения. Города, качество жизни. Территориальная структура агломерации. Особенности размещения населения. У. объснять этническую пестроту и проблемы населения; показывать по картам крупные города. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность Умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; Н. работа с картой; картографическая грамотность.

42

14.02


Хозяйство Урала.

1

Тип: актуализация знаний и умений

Вид: урок-исследование

З. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Проблемы района. У. объяснять проблемы развития хозяйства. Умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; Н. работа с картой; картографическая грамотность.

43

18.02


Тестирование по теме «Европейская Россия».


1

Тип: обобщение и систематизация

Вид: тест

З: обобщение и систематизация У: проверка ЗУНов Н: работать с индивидуальными заданиями




Тема «Азиатская Россия» (Восточный макрорегион)




44

21.02


Азиатская Россия. Общая характеристика.

1

Тип: изучение нового материала

Вид: урок-путешествие

З. Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Особенности ГП Азиатской части. У. показывать по карте районы Азиатской части. Умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; Н. работа с картой; картографическая грамотность.

45

25.02


Западная Сибирь. Факторы формирования района. Природа Западной Сибири.

П/Р « Изучение и оценка природных условий Западно – Сибирского района для жизни и быта человека».

1

Тип: актуализация знаний и умений

Вид: практикум

З. Состав района. Факторы формирования района. Особенности ГП. Этапы формирования района. Специфика природы: геологическое строение, рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Своеобразие природы Западной Сибири. У.определять по картам ЭГП Западной Сибири. Показывать и отличать на картах природные ресурсы Западной Сибири. умение работать с разными источниками географической информации Н. учебное исследование по картам, решение географических задач

46

28.02


Население и хозяйственное освоение Западной Сибири. Хозяйство.

П/Р «Составление характеристики нефтяного комплекса (значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы)»

1

Тип: актуализация знаний и умений

Вид: практикум

З. Системность, естественный прирост, миграции. Национальный состав, культура. Особенности размещения населения. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Отрасли специализации района. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность У. показывать на карте крупные города; прогнозировать развитие хозяйства в будущем. Умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; Н. учебное исследование по картам, решение географических задач

47

04.03


Север Восточной Сибири. Факторы формирования района. Природа.

1

Тип: актуализация знаний и умений

Вид: урок-исследование

З. Состав района. Особенности ГП. Факторы формирования района. Специфика природы: геологическое строение, рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. У. оценивать особенности ГП района. Прогнозировать развитие хозяйства в будущем, оценивать обеспеченность природными ресурсами и работать с к/к. Н. работа с к/к, географическая грамотность.

48

07.03


Население и хозяйственное освоение Севера Восточной Сибири.

1

Тип: актуализация знаний и умений

Вид: модульный урок

З. Специфика расселения, численность, естественный прирост, миграции, культура и традиции. Влияние особенностей природы на жизнь и хоз. деятельность людей Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность У. по картам определять особенности размещения населения; умение работать с разными источниками географической информации Н. учебное исследование по картам, решение географических задач

49

11.03


Хозяйство Севера Восточной Сибири.

П/Р «Оценка особенностей природы региона с позиции условий жизни человека в сельской местности и городе».

1

Тип: изучение нового материала

Вид: урок-путешествие

З. География важнейших отраслей хозяйства, особенности территориальной организации. Географические аспекты основных экономических проблем района. Специфика размещения важнейших отраслей хозяйства. Умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;У. давать оценку природным ресурсам края. Н. учебное исследование по картам, решение географических задач

50

14.03


Южная Сибирь: факторы формирования района

1

Тип: изучение нового материала

Вид: урок-путешествие

З. Состав района. Особенности ЭГП. Факторы формирования района. Историко-географические этапы формирования района. Отличительные черты природы.У. определять возможные пути решения экологических проблем. Проблемы сохранения природной святыни (озера Байкал) Умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;Н. Н. работа с различными источниками знаний

51

18.03


Кузнецко-Алтайский подрайон.

Тест по теме «Азиатская Россия»

1

Тип: актуализация знаний и умений

Вид: урок-исследование

З. Состав подрайона. Особенности развития хоз-ва. Специфика ГП и отраслей специализации района, история заселения районов У. умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; Н. работа с различными источниками знаний

52

21.03


Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны.

1

Тип: актуализация знаний и умений

Вид: урок-исследование

З. Состав подрайона. Особенности ЭГП. Население и развитие хозяйства. У. давать сравнительную хар-ку подрайонов. Умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;Н. анализ карт, сопоставление карт атласа

53

01.04


4 четверть

Дальний Восток: факторы формирования района.

1

Тип: актуализация знаний и умений

Вид: урок- дискуссия

З. Состав района. Особенности ЭГП и геополитического положения района. Основные факторы формирования района, особенности географического и геополитического положения. Этапы освоения русскими. Свободные экономические зоны Дальнего Востока- проблемы и перспективы развития. Уникальность района. У. прогнозировать развитие экономики района. Сравнивать географические объекты и явления. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Степень проявления географических процессов на разных территориях по указанным признакам Умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;Н. картографическая грамотность, решение географических задач

54

04.04


Природа Дальнего Востока.

1

Тип: актуализация знаний и умений

Вид: конференция

З. Специфика природы: геологическое строение, рельеф, климат, ПЗ и природные ресурсы. Особенности природы района.У. оценивать природные ресурсы и обозначать их на к/к; устанавливать связь между географическими явлениями и процессами. Умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф. Н. умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; Н. работа с различными источниками знаний

55

08.04


Население и хозяйство Дальнего Востока.

1

Тип: актуализация знаний и умений

Вид: урок- дискуссия

З. Специфика расселения, численность, естественный прирост, миграции, культура и традиции. Этапы заселения района, традиции и культуру народов. Роль района в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства. Отраслевой состав района и ведущие отрасли хозяйства. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность. У. объяснять неравномерное размещение населения; основные проблемы района и пути их решения. Умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;Н. анализ экономических карт

56

11.04


Зачет по разделу «Регионы России»

1

Тип: обобщение и систематизация

Вид: зачет

З: обобщение и систематизация У: проверка ЗУНов Н: работать с индивидуальными заданиями





Раздел 3. География Амурской области


10



57

15.04


Экономико – географическое положение Амурской области

1

Тип: актуализация ранее усвоенных знаний

Вид: частично поисковый

З. Территория, границы, экономико-географическое положение, административно-территориальное деление Амурской области. У. Определения географического положения территории. Н. Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности, их описание.


58



59

18.04



22.04


Природные ресурсы как фактор формирования хозяйства

История освоения территории Амурской области

1



1




Тип: комбинированный

Вид: частично поисковый

З. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. У.Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика. По карте оценивать природные ресурсы. Умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; Умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
Н. Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых. Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте. Оценка природных ресурсов и их использования. Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности, их описание.


60

25.04


Население Амурской области

1

Тип: комбинированный

Вид: частично поисковый

З. Изменение численности, естественное и механическое движение Размещение населения.Половозрастная структура населения и трудовые ресурсы населения. У. Умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; вы являть на этой основе эмпирические зависимости; Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность Н.Оценка природных ресурсов и их использования. Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности, их описание.


61

29.04


Общая характеристика промышленности. Ведущие отрасли промышленности Амурской области.


1

Тип: актуализация ранее усвоенных знаний

Вид: конференция

З. Общая характеристика промышленности Амурской области. Ведущие отрасли промышленности Амурской области. У. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика. Умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;Н.Оценка природных ресурсов и их использования. Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности, их описание.


62

04.05


Сельское хозяйство Амурской области.

1

Тип: комбинированный

Вид: смешанный

З. Сельское хозяйство Амурской области. Особенности развития АПК. У. Умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия; Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика. Умение работать с разными источниками географической информации Н.Оценка природных ресурсов и их использования. Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности, их описание.


63

06.05


Транспорт Амурской области.

Экологические проблемы.

1

Тип: комбинированный

Вид: смешанный

З. Транспорт Амурской области. Ведущие виды транспорта. Экологические проблемы.У. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика. Умение работать с разными источниками географической информации Н.Оценка природных ресурсов и их использования. Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности, их описание. Наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов


64

11.05


Социальная инфраструктура Амурской области.


1

Тип: актуализация ранее усвоенных знаний



Вид: круглый стол

З. Социальная инфраструктура Амурской области. У. Умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика. Организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия; Умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;Н.Оценка природных ресурсов и их использования. Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности, их описание.




65

13.05


Внешние экономические связи Амурской области.


1

Тип: комбинированный

Вид: частично поисковый

З. Внешние экономические связи Амурской области. У. Умение работать с разными источниками географической информации Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика. Умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия; Н.Оценка природных ресурсов и их использования. Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности, их описание


66

16.05


Викторина «География Амурской области»

1

Тип: обобщение и систематизация

Вид: викторина

З: обобщение и систематизация У: проверка ЗУНов Н: работать с индивидуальными заданиями и групповыми заданиями




Раздел 4. Россия в современном мире. Повторение.

2



67

20.05


Место России среди стран мира. Взаимосвязи России с другими странами мира

1

Тип: изучение нового материала

Вид: семинар

З. Место России среди стран. Место России по уровню экономического развития, главных внешнеэкономических партнеров страны. Хар-ка экономических, политических и культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России. Характеристика. Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона) У. приводить примеры сотрудничества России со странами СНГ, называть и показывать страны СНГ; объяснять международную специализацию России в мире и СНГ .Умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;Н. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;



68

23.05


Повторение.

Игра «Геошанс» по теме изученного материала за год по курсу География России.

1

Тип: обобщение и систематизация

Вид: игра

З: обобщение и систематизация У: проверка ЗУНов Н: работать с индивидуальными заданиями и групповыми заданиями

З. Гидросфера, ее состав и строение. Роль воды в природе и жизни людей, ее круговорот. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли, их

размещение и качество. Природные памятники гидросферы. Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте. Оценка обеспеченности водными ресурсами разных ре-

гионов Земли.атмосфера, ее состав, строение, циркуляция. Изменение температуры и давления воздуха с высотой. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Адаптация человека к разным климатическим условиям. Наблюдение за погодой, ее описание. Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструмен-

тов. Объяснение устройства и применения барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера. Выявление зависимости температуры и давления воздуха от высоты.У. Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата. Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Сохранение человеком растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды. Описание растительного и животного мира на местности и по карте. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Плодородие – важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов.Наблюдение за изменением почвенного покрова. Описание почв на

местности и по карте. Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними, характеристика основных закономерностей развития. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее измененияпод воздействием деятельности человека Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам.сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных

зонах. Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее изменения, влияния на качество жизни населения.

Основные ЗУН. МАТЕРИКИ, ОКЕАНЫ, НАРОДЫ И СТРАНЫ

Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. Материки и океаны

как крупные природные комплексы Земли. Особенности природы океанов: строение рельефа дна; проявление зональности, система течений, органический мир; освоение и хозяйственное использова-

ние океана человеком Сравнение географических особенностей природных и природно-

хозяйственных комплексов разных материков и океанов. Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии. Насе-

ление материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.Катастрофические явления природного и техногенного характера.Охрана природы.Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-

культурные регионы материков. Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Основные объекты природного и культурного наследия человечества. Изучение политической карты мира и отдельных материков.Краткая географическая характеристика материков, их регионов и

стран различных типов.

Н. выполнение тренировочных и демонстрационных КИМов по географии







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!