советом МОАУ Гимназия № 1 _____________ Н. В. Николаева Протокол № от __________ 2012 г. Приказ № __ от _______ 2012 г.
г. Белогорск
- примерной программы основного общего образования по географии «География России» (VII – IX классы)/ Сборник нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы (сост. Днепров Э. Д., Аркадьев А. Г.) –М.: Дрофа, 2008
-программы по географии для общеобразовательных учреждений. География. 6-11 классы. Под редакцией Бариновой И. И., Дронова В. П. – М.: Дрофа, 2009
- программы для общеобразовательных учреждений. Региональный компонент образования./Под ред. Павлюк Н.Г. – Благовещенск: изд - во БГПУ, 2001.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
В календарно - поурочный план входит региональный компонент «География своей области», на его изучение отводится 9 часов. В раздел «Повторение» включены следующие основные разделы: «Природа Земли и человек», «Материки, океаны, народы и страны», так как данные темы входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ при изучении географии на ступени основного общего образования. Тема «Введение» в 9 классе включает в себя повторение раздела обязательного минимума «Источники географической информации». Урок 13. «Природно-ресурсная основа экономики. Рациональное природопользование.», в теме 2 «Хозяйство РФ» включает элементы обязательного минимума раздела «Природопользование и геоэкология».
География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Целями изучения географии в основной школе являются:
• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
• познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы.
Блок «География России» — центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию.
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
• ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
— осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
— представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;
— осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
— осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
• гармонично развитые социальные чувства и качества:
— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
— патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
• образовательные результаты — овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:
— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей по-знавательной деятельностью;
— готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
• представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);Ъ
• умение работать с разными источниками географической информации;
• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• картографическая грамотность;
• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России. Население и хозяйство», из расчета 2-х учебных часов в неделю.
-Географический атлас. 9 кл. - М.: Дрофа, 2010.
-Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии. 9 кл. - М.: Дрофа, 2007.
1. «География России. Природа и население», 8-9 классы
2. Уроки географии Кирилла и Мефодия.9 класс. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
Рассмотрен на заседании Утверждаю.
МОАУ Гимназия № 1 ___________ Н. В. Николаева
______________И. В. Сафонова
г. Белогорск
В календарно - поурочный план входит региональный компонент «География своей области», на его изучение отводится 10 часов. В разделе «Повторение» включены следующие основные разделы: «Природа Земли и человек», «Материки, океаны, народы и страны», так как входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ при изучении географии на ступени основного общего образования. Тема «Введение» в 9 классе включает также в себя повторение раздела обязательного минимума «Источники географической информации». Урок 4. «Электроэнергетика» в разделе 2. «Хозяйство РФ» включает элементы обязательного минимума раздела «Природопользование и геоэкология».
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Тип (вид) урока. | Основные ЗУН соответствующие ГСО |
дата | факт |
| | | Введение | 1 | | |
1 | 03.09 | | Инструктаж по ТБ при проведении уроков в кабинете географии Введение | 1 | Тип: изучение нового материала Вид: частично-поисковый | З. География как наука. Источники получения знаний о природе Земли, населении и хозяйстве. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации .Роль географической науки в решении практических задач страны. Источники географической информации.; о значимости географии в современном мире. Географические модели: глобус. Географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки. Способы картографического изображения, градусная сеть). Знать основные географические понятия и термины. Земля как планета. Возникновение и геологическая история Земли. Развитие географических знаний человека о Земле.. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Форма, размеры, движения Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. У: формировать задачи экономической географии; ориентирование по карте; чтение карт, космических и аэрофотоснимков, статистических материалов. Различие плана, глобуса, географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий Н: выявлять особенности задач ЭСГ России; чтение карт различного содержания.З. представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире; Вторичный сектор экономики; состав вторичного сектора экономики; представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий); У. приводить примеры отраслей вторичного сектора экономики Н. анализ карт |
| | | Раздел 1. Хозяйство России (продолжение) Тема «Вторичный сектор экономики –отрасли перерабатывающие сырье» | 17 | Планируемые результаты: оценивать и прогнозировать - изменение природных и социально - экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов, развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона, и своей местности; объяснять: влияние географического положения на особенности хозяйства на жизнь населения России, изменение пропорции между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий, особенности хозяйства отдельных регионов. Различия в уровнях их социально – экономического развития; объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: концентрация, специализация, кооперирование, комбинирование, топливно-энергетический баланс, интенсивный и экстенсивный, пути развития хозяйства, районирование, геополитическое положение, экономико-географическое положение; описывать – экономико – географическое, геополитическое положение страны, образы природно – хозяйственных объектов в том числе один из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства, определять параметры социально – экономических объектов и явлений по различным источникам информации; называть и показывать: важнейшие природно – хозяйственные объекты страны, в том числе центры транспортные , научно – информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно – исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные, примеры рационального и нерационального размещения производства. |
2 | 06.09 | | Топливно- энергетический комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Современные проблемы ТЭК. | 1 | Тип: изучение нового материала Вид: частично-поисковый | З. Состав и значение комплекса в развитии хозяйства. Связь с другими комплексами. Топливно-энергетический баланс. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды. У. анализировать экономические карты и статистические данные Понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем Н. анализ карт, их сопоставление |
3 | 10.09 | | Топливная промышленность. П/Р «Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов по картам и статистическим материалам». | 1 | Тип: актуализация знаний и умений Вид: практикум | З. Роль нефти, газа и угля в современном мире по их запасам и добыче. Основные современные и перспективные районы добычи. Способы добычи и транспортировки топлива, проблемы освоения основных месторождений. Топливная промышленность и окружающая среда. У.использовать различные источники географических информации для составления характеристики одгного из угольных и нефтяных бассейнов ; умение работать с разными источниками географической информации Н. показывать на карте крупные месторождения нефти, газа, угля., важнейшие газо- и нефтепроводы. Владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
|
4 | 13.09 | | Электроэнергетика. | 1 | Тип: изучение нового материала Вид: частично-поисковый | З. Значение энергетики в хозяйстве страны.Типы электростанций, их достоинства и недостатки.Энергосистемы. Единая энергосистема России. Факторы размещения. Влияние на окружающую среду. У. приводить примеры и показывать на карте электростанции различных типов (ГЭС, ТЭС, АЭС, ПЭС) Н. анализ карт З. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Природные условия и ресурсы - основа отраслей первичного сектора. Рациональное природопользование Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития. Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Деятельность человека по использованию и охране почв. Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере; их характеристика и правила обеспечения безопасности людей. Сохранение качества окружающей среды. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Экологические проблемы регионов различных типов хозяйствования. Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от стихийных природных и техногенных явлений. Применение географических знаний для выявления геоэкологических проблем на местности и по карте, путей сохранения и улучшения качества окружающей среды. У. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; Н. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф |
5 | 17.09 | | Отрасли производящие конструкционные материалы и химические вещества». Металлургия. П/Р «Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистически материалам». | 1 | Тип: комбинированный Вид: беседа с элементами объяснения | З. Состав, значение, связь с другими комплексами. Классификация конструкционных материалов. У. приводить примеры конструкционных материалов Н. анализ карт России для определения типов территориальной структуры З. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Природные условия и ресурсы - основа отраслей первичного сектора. Рациональное природопользование Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития. Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Деятельность человека по использованию и охране почв. Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере; их характеристика и правила обеспечения безопасности людей. Сохранение качества окружающей среды. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Экологические проблемы регионов различных типов хозяйствования. Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от стихийных природных и техногенных явлений. Применение географических знаний для выявления геоэкологических проблем на местности и по карте, путей сохранения и улучшения качества окружающей среды. У. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; Н. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф |
6 | 20.09 | | Черная и цветная металлургия. Традиционные и новые технологии производства металлов. География металлургии. | 1 | Тип: комбинированный Вид: беседа с элементами объяснения | З. Состав, место и значение в хозяйстве страны. Факторы размещения металлургических предприятий. Типы преприятий черной металлургии. Металлургические базы. География легких и тяжелых цветных металлов. Факторы размещения. Металлургия и охраны природы. Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования У. на карте металлургические базы и их центры. Использовать различные источники географической информации для составления характеристики баз. Показывать центры по выплавке цветных металлов и объяснять факторы размещения. Определять меры по сохранению природы. Н. анализ карт |
7 | 24.09 | | Химическая промышленность. | 1 | Тип: комбинированный Вид: беседа с элементами объяснения | З. Химическая промышленность. Состав и значение в хозяйств. Связь с другими отраслями. Основные химические базы. Специфичность химической промышленности. Значение химизации. У. показывать важнейшие центры, приводить примеры по сохранению природы. Осознание значимости и общности глобальных проблем человечества Н. анализ карт |
8 | 27.09 | | Лесная промышленность. | 1 | Тип: комбинированный Вид: беседа с элементами объяснения | З. Состав, место и значение лесной промышленности в хозяйстве страны Лесная промышленность. Состав и значение. Связь с другими отраслями. Основные производства и факторы размещения. Лесопромышленные комплексы страны. Основные лесные базы. Лесная промышленность и охрана природы. Представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);У. объяснять факторы размещения основных производств, показывать на карте главные центры и лесопромышленные комплексы Н. анализ карт |
9 | 01.10 | | Машиностроение. География машиностроения, факторы размещения. | 1 | Тип: изучение нового материала Вид: частично-поисковый | З. Машиностроение, его значение и отраслевой состав. Связь с другими отраслями. Особенности ВПК. Состав и значение комплекса, связь с другими отраслями. Факторы размещения машиностроительных предприятий. Главные районы и центры. Особенности географии ВПК и его конверсии. У. объяснять роль машиностроения в современной экономике страны. Н. показывать главные районы и центры наукоемкого, трудоемкого, металлоемкого машиностроения и объяснять факторы размещения. Анализ экономических карт России, составление таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению к/к. Владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
|
10 | 04.10 | | География машиностроения, факторы размещения. П/Р «Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам». | 1 | Тип: актуализация знаний и умений Вид: практикум | З. Машиностроение, его значение и отраслевой состав. Связь с другими отраслями. Особенности ВПК. Состав и значение комплекса, связь с другими отраслями. Факторы размещения машиностроительных предприятий. Главные районы и центры. Особенности географии ВПК и его конверсии. У. объяснять роль машиностроения в современной экономике страны. умение работать с разными источниками географической информации Н. показывать главные районы и центры наукоемкого, трудоемкого, металлоемкого машиностроения и объяснять факторы размещения. Анализ экономических карт России, составление таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению к/к |
11 | 08.10 | | Пищевая и легкая промышленность. | 1 | Тип: актуализация знаний и умений Вид: урок-исследование | З. Пищевая и легкая промышленность. Значение, состав, факторы размещения, проблемы, география. Состав, место и значение в хозяйстве страны. Группировка отраслей по характеру использования сырья, география важнейших отраслей. Проблемы легкой и пищевой промышленности в России. умение работать с разными источниками географической информации У.специфика отраслей легкой и пищевой промышленности, географию размещения основных отраслей и центров Владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды; Н. использование и сопоставление карт |
12 | 11.10 | | Контрольная работа по разделу «Вторичный сектор экономики» | 1 | Тип: обобщение и систематизация Вид: контрольная работа | З: обобщение и систематизация У: проверка ЗУНов Н: работать с индивидуальными заданиями |
| | | Тема «Третичный сектор экономики – отрасли, производящие разнообразные услуги» | | | |
13 | 15.10 | | Состав и значение третичного сектора. Классификация услуг. | 1 | Тип: изучение нового материала Вид: частично-поисковый | З. Состав, особенности входящих в него отраслей. Осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;У. Роль третичного сектора в экономике России и проблемы развития. Н. приводить примеры отраслей третичного сектора и называть проблемы его развития. |
14 | 18.10 | | Роль и значение транспорта. Сухопутный транспорт. | 1 | Тип: изучение нового материала Вид: частично-поисковый | З. Коммуникационная система. Важнейшие транспортные пути, узлы. Проблемы и перспективы развития. У. Роль транспорта в размещении населения и хозяйства. Преимущества и недостатки. Важнейшие транспортные магистрали и узлы. Транспорт и окружающая среда. Перспективы развития. Владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды; Н. использование и сопоставление карт |
15 | 22.10 | | Другие виды транспорта. Связь. | 1 | Тип: изучение нового материала Вид: частично-поисковый | З. Особенности водного транспорта и его значение в экономике страны. Проблемы морского транспорта России. Крупнейшие порты. Преимущества и недостатки других видов транспорта. Связь и ее роль в период развития НТР. У. показывать по карте океанические бассейны, крупные порты, Северный морской путь, основные судоходные речные порты, транспортные пути. Н. использование и сопоставление карт |
16 17 | 25.10 05.11 | | Сфера обслуживания. Наука. 2 четверть Жилищное и рекреационное хозяйство. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. | 1 1 | Тип: актуализация знаний и умений Вид: урок-исследование | З. Сфера обслуживания как одна из отраслей, определяющих качество жизни населения. География жилищного и рекреационного хозяйства, проблемы их развития в России. Социальная инфраструктура: ее состав и роль. Наука, ее состав место и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и технополисы. Жилищное и рекреационное хозяйство. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. Н. умение работать с разными источниками географической информации |
18 | 08.11 | | Зачет по теме «Хозяйство России» | 1 | Тип: обобщение и систематизация Вид: зачет | З: обобщение и систематизация У: проверка ЗУНов Н: работать с индивидуальными заданиями |
| | | Раздел 2. География крупных регионов России | 38 | Знать состав, особенности природы крупных регионов, историю и географии хозяйства. Разнообразие рельефа и геологического строения. Влияние географического положения на климат регионов. Знать природные ресурсы экономических районов и регионов. Уметь характеризовать природные зоны региона. Основу формирования территории. Давать характеристику населения, его национальный состав, традиции и культуру. Города региона. Отток или приток населения. Развитие ТЭК, АПК, ВПК, ККМ, Давать характеристику хозяйственного различия подрайонов. Определять специализацию хозяйства, факторы влияющие на нее. Раскрывать современные проблемы регионов и районов, перспективы их развития. Находить причины экологической нестабильности отдельных территорий. Основные фокусы экономических. Социальных и экологических проблем региона |
19 | 12.11 | | Тема «Районирование территории» Зачем районировать территорию страны. П/Р «Моделирование вариантов нового районирования России» | 1 | Тип: изучение нового материала Вид: частично-поисковый | З. Районирование – важнейший метод изучения в географии. Районирование России, основные задачи, принципы и проблемы. Виды районирования. Зоны России: основная зона хозяйственного освоения, зона Севера; их особенности и проблемы. У. объяснять значение районирования и зонирования России. Н. приводить примеры экономических районов, федеральных округов. Анализ экономических карт. |
20 | 15.11 | | Как можно районировать территорию: физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное. П/Р «Сравнение географического положения районов, регионов и его влияние на природу. Жизнь людей и хозяйство». | 1 | Тип: комбинированный Вид: беседа с элементами объяснения | З. Районирование – важнейший метод изучения в географии. Районирование России, основные задачи, принципы и проблемы. Виды районирования. Зоны России: основная зона хозяйственного освоения, зона Севера; их особенности и проблемы. У. объяснять значение районирования и зонирования России. Н. приводить примеры экономических районов, федеральных округов. Анализ экономических карт. |
| | | Тема «Европейская Россия (Западный макрорегион)» | | | |
21 | 19.11 | | Общая характеристика Европейской России. | 1 | Тип: изучение нового материала Вид: частично-поисковый | З. Европейская Россия –основа формирования территории Российского государства. Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных условий ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения. У. давать оценку географическому положению региона, природным условиям и ресурсам для жизни и деятельности населения. Учебное исследование по картам |
22 | 22.11 | | Европейский Север. Факторы формирования района. | 1 | Тип: комбинированный Вид: беседа с элементами объяснения | З. Состав района. Специфика геополитического, эколого-географического положения и его влияние на формирования района. Историко- географические особенности формирования. У. давать оценку ГП района на природу, заселение и развитие хозяйства. Н. анализ экономических карт |
23 | 26.11 | | Природа Европейского Севера | 1 | Тип: комбинированный Вид: беседа с элементами объяснения | З. Внутренние различия природы района: Кольско-Карельская и Двино- Печорская части, формирование их природы. Природные ресурсы и их использование. Европейский Север –лесной край. Моря Европейского Севера. У. сравнивать характеристики двух частей района. Н. Анализ физической карты, показывать главные объекты |
24 | 29.11 | | Население и хозяйственное освоение Европейского Севера. П/Р «Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера» | 1 | Тип: актуализация знаний и умений Вид: практикум | З. Влияние историко-географического фактора на население и его традиции, культуру и хозяйственное освоение района. Современное население, размещение, структура, демографические проблемы. У. Умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; приводить примеры адаптации населения к суровым условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов, хозяйственную деятельность; умение работать с разными источниками географической информации Н. Учебное исследование по картам |
25 | 03.12 | | Хозяйство Европейского Севера | 1 | Тип: комбинированный Вид: беседа с элементами объяснения | З. Роль и место района в социально-экономическом развитии страны. Особенности территориальной организации: горнодобывающей, рыбоперерабатывающий и топливно-энергетический комплекс. Социальные, экономические, экологические проблемы. ЕС – важная база российского ВПК. У. объяснить связь территориально-производственных комплексов района. Называть важнейшие отрасли и центры Н. анализировать экономическую карту. |
26 | 06.12 | | Северо-Западный район. Факторы формирования района. | 1 | Тип: комбинированный Вид: беседа с элементами объяснения | З. Состав района. Особенности географического, экономико-географического, геополитического и эколого-географического положения и их влияние на формирование района на разных этапах развития. У. двать оценку ГП района для его формирования и развития Н. анализировать экономическую карту. |
27 | 10.12 | | Природа Северо-Запада. Население и хозяйственное освоение района. | 1 | Тип: комбинированный Вид: беседа с элементами объяснения | З. Специфика природы района. Действие оледенения. Природные ресурсы, их размещение и использование. Северо-Запад –район древнего заселения. Качество жизни населения. У. объяснять специфику природы района, роль городов в размещении населения и формировании культур. Н. учебное исследование по картам |
28 | 13.12 | | Хозяйство Северо-Запада | 1 | Тип: актуализация знаний и умений Вид: беседа | З. Историко-географические этапы в развитии хозяйства района. Современная специализация, ведущие отрасли хозяйства и их главные центры. Место и роль района в хозяйстве страны. Экономические и социальные, экологические проблемы СЭЗ «Янтарь». У. приводить примеры центров производства важнейших видов продукции, показывать их на карте. Н. работа с картой |
29 | 17.12 | | Географические особенности Санкт-Петербурга и других городов Северо –Запада. | 1 | Тип: актуализация знаний и умений Вид: конференция | З. Санкт- Петербург –северная столица России: история создания, радиально-дуговая структура города, функциональные зоны города. Санкт-Петербургская агломерация. Калининградская область. Город Калининград. У. составлять характеристику территорий на основе разнообразных источников географической информации и ее форм представления Умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; Н. работа с различными источниками географической информации |
30 | 20.12 | | Центральная Россия. Факторы формирования района. Тест по пройденным темам за 2 четверть | 1 | Тип: комбинированный Вид: беседа с элементами объяснения | З. Состав территории. Преимущества ГП, факторы формирования района в различное время. Столичное положение района после распада СССР. У. анализировать карты, приводить примеры факторов, способствовавших формированию района. Н. учебное исследование по картам |
31 | 24.12 | | Природа Центральной России. Население и хозяйственное освоение Центральной России. П/Р «Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России» | 1 | Тип: актуализация знаний и умений Вид: практикум | З. Особенности природы и природные ресурсы Центральной России, их влияние на заселение и хозяйственное освоение территории, рост городов. ЦР-ядро формирования русского народа. Качество жизни населения, демографические проблемы. У. приводить примеры факторов способствующих развитию хозяйства и затрудняющих его. Умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; Н. называть и показывать главные объекты, причина роста городов, демографические проблемы, учебное исследование по картам |
32 | 27.12 | | Московская столичная агломерация. П/Р «Сравнение географического положения и планировки двух столиц Москвы и Санкт – Петербурга» | 1 | Тип: актуализация знаний и умений Вид: практикум | З. Москва –столица РФ, представитель России на мировой арене. Радиально-кольцевая структура Москвы. Москва –крупнейший транспортный узел. У. сравнивать планировку Москвы и С-П. Н. учебное исследование по картам |
33 | 14.01 | | 3 четверть Хозяйство Центральной России | 1 | Тип: комбинированный Вид: беседа с элементами объяснения | З. Наукоемкая специализация района. Ведущие отрасли хозяйства и их центры, внутренние различия в с/х. Проблемы и перспективы развития хозяйства. У. Составлять характеристику территории, используя различные источники информации и формы ее представления. Н. учебное исследование по картам |
34 | 17.01 | | Европейский Юг. Факторы формирования района. | 1 | Тип: комбинированный Вид: беседа с элементами объяснения | З. Состав района. Особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйственное развитие района и геополитические интересы России. Историко-географические этапы развития района. У. Объяснять уникальность района. Достоинства и сложность ГП района, роль Европейского Юга в геополитических интересах России. Н. сопоставление карт атласа. |
35 | 21.01 | | Природа Европейского Юга | 1 | Тип: комбинированный Вид: беседа с элементами объяснения | З. Специфика природы района (природный амфитеатр), природные ресурсы, причины их разнообразия и влияние на жизнь и хозяйственную деятельность населения. У. устанавливать связи между компонентами природы. Выявлять и анализировать условия для рекреационного хозяйства на Северном Кавказе Н. пользоваться различными источниками информации. |
36 | 24.01 | | Население и хозяйственное освоение Европейского Юга. Хозяйство. | 1 | Тип: актуализация знаний и умений Вид: урок-исследование | З. Численность населения. Основные проблемы естественного прироста. Самый многонациональный район. Структура населения, традиции, культура, промыслы коренных народов. Казачество. Проблемы, связанные с национальным государственным устройством, межнациональные проблемы. Качество жизни населения. Европейский Юг- здравница и житница страны. Важнейшие отрасли хозяйства и их главные центры. Проблемы развития морского рыбного хозяйства. Экологические проблемы. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность У. Умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; объяснять причины многочисленности и многонациональности населения района. Приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды и ее влияние на формирование культуры народов; специализацию района, географию важнейших отраслей и место района в географическом разделении труда, приводить примеры основных экономических и социальных проблем района, объяснять их причины. Н. учебное исследование по картам; узнавать географические объекты и явления по их признакам |
37 | 28.01 | | Поволжье. Факторы формирования. Особенности природы района. П/Р «Выявление и анализ условий для развития хозяйства района | 1 | Тип: актуализация знаний и умений Вид: практикум | З. Состав района. Основные историко-географические этапы. Формирование района. Специфика природы: рельеф, климат, природные ресурсы и ПЗ. У. составлять сравнительную хар-ку природы частей Поволжья Умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; Н. определять по картам природные ресурсы района |
38 | 31.01 | | Население и хозяйственное освоение Поволжья. | 1 | Тип: актуализация знаний и умений Вид: беседа с элементами объяснения | З. Численность, естественный прирост населения. Миграции. Специфика расселения. Города, качество жизни. История заселения района. Особенности размещения населения. У. показывать по картам крупные города. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность Н. работа с картой; картографическая грамотность. |
39 | 04.02 | | Хозяйство Поволжья. | 1 | Тип: комбинированный Вид: беседа с элементами объяснения | З. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Внутренние природно-хозяйственные различия. У. определять по картам основные с/х районы и сравнивать их Н. работа с картой; картографическая грамотность. |
40 | 07.02 | | Урал: факторы формирования района. Природа Урала. | 1 | Тип: комбинированный Вид: беседа с элементами объяснения | З. Состав района. Основные историко-географические этапы формирования района. Специфика природы Урала: рельеф, климат, природные зоны и природные ресурсы. У. по карте определять ГП района, называть и показывать формы рельефа, объяснять различия в природе Урала. Н. работа с картой; картографическая грамотность. |
41 | 11.02 | | Население и хозяйственное освоение Урала. П/Р «Оценка экологической ситуации в разных частях Урала предложение путей решения экологических проблем» | 1 | Тип: актуализация знаний и умений Вид: практикум | З. Численность, естественный прирост населения. Миграции. Специфика расселения. Города, качество жизни. Территориальная структура агломерации. Особенности размещения населения. У. объснять этническую пестроту и проблемы населения; показывать по картам крупные города. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность Умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; Н. работа с картой; картографическая грамотность. |
42 | 14.02 | | Хозяйство Урала. | 1 | Тип: актуализация знаний и умений Вид: урок-исследование | З. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Проблемы района. У. объяснять проблемы развития хозяйства. Умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; Н. работа с картой; картографическая грамотность. |
43 | 18.02 | | Тестирование по теме «Европейская Россия». | 1 | Тип: обобщение и систематизация Вид: тест | З: обобщение и систематизация У: проверка ЗУНов Н: работать с индивидуальными заданиями |
| | | Тема «Азиатская Россия» (Восточный макрорегион) | | | |
44 | 21.02 | | Азиатская Россия. Общая характеристика. | 1 | Тип: изучение нового материала Вид: урок-путешествие | З. Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Особенности ГП Азиатской части. У. показывать по карте районы Азиатской части. Умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; Н. работа с картой; картографическая грамотность. |
45 | 25.02 | | Западная Сибирь. Факторы формирования района. Природа Западной Сибири. П/Р « Изучение и оценка природных условий Западно – Сибирского района для жизни и быта человека». | 1 | Тип: актуализация знаний и умений Вид: практикум | З. Состав района. Факторы формирования района. Особенности ГП. Этапы формирования района. Специфика природы: геологическое строение, рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Своеобразие природы Западной Сибири. У.определять по картам ЭГП Западной Сибири. Показывать и отличать на картах природные ресурсы Западной Сибири. умение работать с разными источниками географической информации Н. учебное исследование по картам, решение географических задач |
46 | 28.02 | | Население и хозяйственное освоение Западной Сибири. Хозяйство. П/Р «Составление характеристики нефтяного комплекса (значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы)» | 1 | Тип: актуализация знаний и умений Вид: практикум | З. Системность, естественный прирост, миграции. Национальный состав, культура. Особенности размещения населения. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Отрасли специализации района. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность У. показывать на карте крупные города; прогнозировать развитие хозяйства в будущем. Умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; Н. учебное исследование по картам, решение географических задач |
47 | 04.03 | | Север Восточной Сибири. Факторы формирования района. Природа. | 1 | Тип: актуализация знаний и умений Вид: урок-исследование | З. Состав района. Особенности ГП. Факторы формирования района. Специфика природы: геологическое строение, рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. У. оценивать особенности ГП района. Прогнозировать развитие хозяйства в будущем, оценивать обеспеченность природными ресурсами и работать с к/к. Н. работа с к/к, географическая грамотность. |
48 | 07.03 | | Население и хозяйственное освоение Севера Восточной Сибири. | 1 | Тип: актуализация знаний и умений Вид: модульный урок | З. Специфика расселения, численность, естественный прирост, миграции, культура и традиции. Влияние особенностей природы на жизнь и хоз. деятельность людей Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность У. по картам определять особенности размещения населения; умение работать с разными источниками географической информации Н. учебное исследование по картам, решение географических задач |
49 | 11.03 | | Хозяйство Севера Восточной Сибири. П/Р «Оценка особенностей природы региона с позиции условий жизни человека в сельской местности и городе». | 1 | Тип: изучение нового материала Вид: урок-путешествие | З. География важнейших отраслей хозяйства, особенности территориальной организации. Географические аспекты основных экономических проблем района. Специфика размещения важнейших отраслей хозяйства. Умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;У. давать оценку природным ресурсам края. Н. учебное исследование по картам, решение географических задач |
50 | 14.03 | | Южная Сибирь: факторы формирования района | 1 | Тип: изучение нового материала Вид: урок-путешествие | З. Состав района. Особенности ЭГП. Факторы формирования района. Историко-географические этапы формирования района. Отличительные черты природы.У. определять возможные пути решения экологических проблем. Проблемы сохранения природной святыни (озера Байкал) Умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;Н. Н. работа с различными источниками знаний |
51 | 18.03 | | Кузнецко-Алтайский подрайон. Тест по теме «Азиатская Россия» | 1 | Тип: актуализация знаний и умений Вид: урок-исследование | З. Состав подрайона. Особенности развития хоз-ва. Специфика ГП и отраслей специализации района, история заселения районов У. умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; Н. работа с различными источниками знаний |
52 | 21.03 | | Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны. | 1 | Тип: актуализация знаний и умений Вид: урок-исследование | З. Состав подрайона. Особенности ЭГП. Население и развитие хозяйства. У. давать сравнительную хар-ку подрайонов. Умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;Н. анализ карт, сопоставление карт атласа |
53 | 01.04 | | 4 четверть Дальний Восток: факторы формирования района. | 1 | Тип: актуализация знаний и умений Вид: урок- дискуссия | З. Состав района. Особенности ЭГП и геополитического положения района. Основные факторы формирования района, особенности географического и геополитического положения. Этапы освоения русскими. Свободные экономические зоны Дальнего Востока- проблемы и перспективы развития. Уникальность района. У. прогнозировать развитие экономики района. Сравнивать географические объекты и явления. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Степень проявления географических процессов на разных территориях по указанным признакам Умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;Н. картографическая грамотность, решение географических задач |
54 | 04.04 | | Природа Дальнего Востока. | 1 | Тип: актуализация знаний и умений Вид: конференция | З. Специфика природы: геологическое строение, рельеф, климат, ПЗ и природные ресурсы. Особенности природы района.У. оценивать природные ресурсы и обозначать их на к/к; устанавливать связь между географическими явлениями и процессами. Умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф. Н. умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; Н. работа с различными источниками знаний |
55 | 08.04 | | Население и хозяйство Дальнего Востока. | 1 | Тип: актуализация знаний и умений Вид: урок- дискуссия | З. Специфика расселения, численность, естественный прирост, миграции, культура и традиции. Этапы заселения района, традиции и культуру народов. Роль района в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства. Отраслевой состав района и ведущие отрасли хозяйства. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность. У. объяснять неравномерное размещение населения; основные проблемы района и пути их решения. Умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;Н. анализ экономических карт |
56 | 11.04 | | Зачет по разделу «Регионы России» | 1 | Тип: обобщение и систематизация Вид: зачет | З: обобщение и систематизация У: проверка ЗУНов Н: работать с индивидуальными заданиями |
| | | Раздел 3. География Амурской области | 10 | | |
57 | 15.04 | | Экономико – географическое положение Амурской области | 1 | Тип: актуализация ранее усвоенных знаний Вид: частично поисковый | З. Территория, границы, экономико-географическое положение, административно-территориальное деление Амурской области. У. Определения географического положения территории. Н. Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности, их описание. |
58 59 | 18.04 22.04 | | Природные ресурсы как фактор формирования хозяйства История освоения территории Амурской области | 1
1
| Тип: комбинированный Вид: частично поисковый | З. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. У.Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика. По карте оценивать природные ресурсы. Умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; Умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия; Н. Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых. Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте. Оценка природных ресурсов и их использования. Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности, их описание. |
60 | 25.04 | | Население Амурской области | 1 | Тип: комбинированный Вид: частично поисковый | З. Изменение численности, естественное и механическое движение Размещение населения.Половозрастная структура населения и трудовые ресурсы населения. У. Умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; вы являть на этой основе эмпирические зависимости; Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность Н.Оценка природных ресурсов и их использования. Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности, их описание. |
61 | 29.04 | | Общая характеристика промышленности. Ведущие отрасли промышленности Амурской области. | 1 | Тип: актуализация ранее усвоенных знаний Вид: конференция | З. Общая характеристика промышленности Амурской области. Ведущие отрасли промышленности Амурской области. У. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика. Умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;Н.Оценка природных ресурсов и их использования. Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности, их описание. |
62 | 04.05 | | Сельское хозяйство Амурской области. | 1 | Тип: комбинированный Вид: смешанный | З. Сельское хозяйство Амурской области. Особенности развития АПК. У. Умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия; Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика. Умение работать с разными источниками географической информации Н.Оценка природных ресурсов и их использования. Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности, их описание. |
63 | 06.05 | | Транспорт Амурской области. Экологические проблемы. | 1 | Тип: комбинированный Вид: смешанный | З. Транспорт Амурской области. Ведущие виды транспорта. Экологические проблемы.У. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика. Умение работать с разными источниками географической информации Н.Оценка природных ресурсов и их использования. Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности, их описание. Наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов |
64 | 11.05 | | Социальная инфраструктура Амурской области. | 1 | Тип: актуализация ранее усвоенных знаний
Вид: круглый стол | З. Социальная инфраструктура Амурской области. У. Умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика. Организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия; Умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;Н.Оценка природных ресурсов и их использования. Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности, их описание.
|
65 | 13.05 | | Внешние экономические связи Амурской области. | 1 | Тип: комбинированный Вид: частично поисковый | З. Внешние экономические связи Амурской области. У. Умение работать с разными источниками географической информации Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика. Умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия; Н.Оценка природных ресурсов и их использования. Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности, их описание |
66 | 16.05 | | Викторина «География Амурской области» | 1 | Тип: обобщение и систематизация Вид: викторина | З: обобщение и систематизация У: проверка ЗУНов Н: работать с индивидуальными заданиями и групповыми заданиями |
| | | Раздел 4. Россия в современном мире. Повторение. | 2 | | |
67 | 20.05 | | Место России среди стран мира. Взаимосвязи России с другими странами мира | 1 | Тип: изучение нового материала Вид: семинар | З. Место России среди стран. Место России по уровню экономического развития, главных внешнеэкономических партнеров страны. Хар-ка экономических, политических и культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России. Характеристика. Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона) У. приводить примеры сотрудничества России со странами СНГ, называть и показывать страны СНГ; объяснять международную специализацию России в мире и СНГ .Умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;Н. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; |
68 | 23.05 | | Повторение. Игра «Геошанс» по теме изученного материала за год по курсу География России. | 1 | Тип: обобщение и систематизация Вид: игра | З: обобщение и систематизация У: проверка ЗУНов Н: работать с индивидуальными заданиями и групповыми заданиями З. Гидросфера, ее состав и строение. Роль воды в природе и жизни людей, ее круговорот. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли, их размещение и качество. Природные памятники гидросферы. Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте. Оценка обеспеченности водными ресурсами разных ре- гионов Земли.атмосфера, ее состав, строение, циркуляция. Изменение температуры и давления воздуха с высотой. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Адаптация человека к разным климатическим условиям. Наблюдение за погодой, ее описание. Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструмен- тов. Объяснение устройства и применения барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера. Выявление зависимости температуры и давления воздуха от высоты.У. Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата. Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Сохранение человеком растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды. Описание растительного и животного мира на местности и по карте. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Плодородие – важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов.Наблюдение за изменением почвенного покрова. Описание почв на местности и по карте. Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними, характеристика основных закономерностей развития. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее измененияпод воздействием деятельности человека Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам.сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее изменения, влияния на качество жизни населения. Основные ЗУН. МАТЕРИКИ, ОКЕАНЫ, НАРОДЫ И СТРАНЫ Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. Материки и океаны как крупные природные комплексы Земли. Особенности природы океанов: строение рельефа дна; проявление зональности, система течений, органический мир; освоение и хозяйственное использова- ние океана человеком Сравнение географических особенностей природных и природно- хозяйственных комплексов разных материков и океанов. Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии. Насе- ление материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.Катастрофические явления природного и техногенного характера.Охрана природы.Крупные природные, природно-хозяйственные и историко- культурные регионы материков. Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Основные объекты природного и культурного наследия человечества. Изучение политической карты мира и отдельных материков.Краткая географическая характеристика материков, их регионов и стран различных типов. Н. выполнение тренировочных и демонстрационных КИМов по географии |