Ф едеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6
Урок геометрии в 8 классе
На тему: « Декартова система координат
на плоскости»
Провела: учитель математики
Гоибова О.М.
Тема урока: "Декартова система координат на плоскости".
Цели урока: Активизация познавательной деятельности при изучении новой темы. Актуализировать знания, полученные в 6-7 классах. Воспитывать навыки учебного труда. Развивать логическое мышление и математическую речь.
Задачи урока:
обучающие: ознакомить учащихся с прямоугольной системой координат на плоскости;
- научить свободно ориентироваться на координатной плоскости, хорошо воспринимать на слух координаты;
-четко и аккуратно выполнять геометрические построения; научить учащихся строить точки по заданным её координатам и определять координаты точки, отмеченной на координатной плоскости; --изучить формулу для нахождения координат середины отрезка;
развивающие: развитие логического мышления;
- развитие аналитических умений и навыков обучающихся при решении задач;
- развитие памяти и внимания;
- развитие умений сотрудничать и работать в парах;
- развитие математической речи.
воспитательные: - прививать интерес к изучению математики;
-воспитывать навыки учебного труда;
-прививать такие качества , как усидчивость, активность, культуру общения.
Тип урока: частично- поисковый при изучения новой темы.
Форма урока:коллективная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: мультимедийный проектор, демонстрационный экран, учебник, миллимитровка,таблица «Декартовы координаты».
№пп | Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП. | Этапы урока/ занятия (мероприятия), на которых технология применяется |
1. | Технология проблемного диалога, здоровье сберегающих технологий при проведении физкультминутки, информационных технологий при показе слайдов, технология развивающего обучения при решении задач. | Этапы 2 , 3, 8.4,1,7 |
2. | Технология соревнования. | Этапы 5,6. |
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
I. Орг момент. | Начать урок я хочу с вопроса к вам. Как вы думаете, что самое ценное на Земле?Девиз урока. | Выслушиваются варианты ответов учеников | Познавательные:поиск и выделение необходимой информации |
II. Мотивационный материал | - Общаясь друг с другом, люди часто говорят: "Оставьте свои координаты". Для чего?. | Называют для чего. Диалог) Историческая справка(индивидуальное сообщение) | Коммуникативные: сотрудничество в поиске ответов на вопросы |
III. Усвоение нового материала | Как указать положение точки на плоскости? Для этого нам понадобиться координатная плоскость.Частично -поисковым методом через теорему Фалесса выводим формулу для нахождения координат середины отрезка | Вспоминают сведения из 6 класса по декартовым координатам.Через теорему Фалессаи по свойству трапеции выводят формулу для нахождения координат середины отрезка | Познавательные:поиск и выделение необходимой информации; Регулятивные: саморегуляция. Коммуникативные: сотрудничество в поиске ответов на вопросы. |
IV. Динамическая пауза. | Подает команды в форме стиха. | По команде учителя ребята руками показывают движения с последующим ускорением. | Личностные: Знание основных норм здоровой жизни и ориентация на их выполнение. Регулятивные:контроль действий |
V. Первичное закрепле ниезнаний. | Решить № 296(1), 297(1), таблица №298, 309. | Работают по рядам. Отмечают хлопком правильные утверждения и отрицательным кивком головы - ошибочные. | Регулятивные: обработка информации Коммуникативные: Осуществляютвзаимоконтроль, оказывают взаимопомощь. Познавательные: логическое рассуждение. |
VI. Самостоятельная работа. | Предлагает обобщить знания в виде «Легенда о возникновении созвездий «Большой и Малой Медведиц».(по парам на миллиметровке) | В краткой форме и за определенное время (по парам)обобщают свои знания по теме: строят по координатам созвездие «Большой Медведицы»: (-7,5;0,5), (-5;1,5), (-1,5;1), (3:1), (2,5;-1), (-0,5;-1), (-1,5;1). | Регулятивные: составление плана и последовательности действий. Личностные:оценивание усваиваемого содержания Коммуникативные: Осуществляют взаимоконтроль, оказывают взаимопомощь. |
VII. Подведение итогов | Предлагает ответить на вопросы по теме. Таким образом, сегодня мы поработали с … | Отвечают на поставленные вопросы. Декартовой системой координат……. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. |
VIII. Домашнее задание. Рефлексия. | а)Проводит инструктаж: П.8, Решить № 296(2), 297(2), 310. Придумайте и постройте фигуру любого животного на координатной плоскости (с помощью точек) и запишите координаты построенных точек.б) Помни всегда Что без труда В учебе побед не добиться … | а)Записывают задание. б)По кругу высказываются одним предложением. Я научился… Было трудно… Сегодня я узнал… У меня получилось… Теперь я могу… | Личностные: индивидуальный выбор учащихся. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной |
Директор ФГКОУ «СОШ № 6» Турсунова М. Т.
Х од урока
1. Организационный момент
Начать урок я хочу с вопроса к вам. Как вы думаете, что самое ценное на Земле? (выслушиваются варианты ответов учеников). Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал известный учёный Ал - Бируни:
«Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит».
Пусть эти слова станут девизом нашего урока.
2. Мотивационный материал
- Общаясь друг с другом, люди часто говорят: "Оставьте свои координаты". Для чего?...Чтобы человека было легко найти. Это могут быть: номер телефона, домашний адрес, место работы, Е-mail.
Системы координат окружают нас повсюду. Суть координат или системы координат состоит в том, что это правило, по которому определяется положение объекта. Системы координат окружают нас повсюду.
Они помогают нам:
чтобы правильно занять свое место в кинотеатре нужно знать две координаты - ряд и место;
система географических координат (широта - параллели и долгота - меридианы);
те, кто в детстве играл в морской бой, тоже помнят, что каждая клетка на игровом поле определялась двумя координатами - буквой и цифрой, аналогично и в шахматах;
с помощью координатной сетки летчики, моряки определяют местоположение объектов;
применяются на туристических схемах для поиска достопримечательности или нужной улицы;
при астрономических наблюдениях координатная сетка накладывается на небесный свод с Землей в центре.
Исторический материал
-Как давно системы координат пронизывают практическую жизнь человека?
Более чем за 100 лет до н.э греческий ученый Гиппарх предложил опоясать на карте земной шар параллелями и меридианами и ввести теперь хорошо известные географические координаты: широту и долготу и обозначить их числами.
Во II веке н.э. знаменитый древнегреческий астроном Клавдий Птолемей уже пользовался долготой и широтой в качестве географических координат. Но эти понятия впервые были систематизированы в 17 веке Рене Декартом.
Рене Декарт (1596-1650) - французский философ, естествоиспытатель, математик. Целью Декарта было описание природы при помощи математических законов. Автор координатной плоскости, поэтому ее часто называют декартовой системой координат.
3. Усвоение нового материала.
А как указать положение точки на плоскости? Для этого нам понадобиться координатная плоскость.
Две взаимно перпендикулярные координатные прямые, пересекающиеся в точке, которая является началом отсчета для каждой из них, образуют систему координат.
Точка пересечения прямых обозначается буквой О и называется началом координат. Прямые, образующие систему координат.называют координатными осями, каждая из которых имеет свое название; горизонтальная - ось абсцисс, вертикальная - ось ординат.
Плоскость, на которой задана система координат, называется координатной плоскостью.
Каждая точка координатной плоскости имеет две координаты, которые можно определить, опустив перпендикуляры на координатные оси и определив, какому числу на координатной оси соответствует основание перпендикуляра. Пара чисел (-4;-3) называются координатами точки. 4-абсцисса точки, -3-ордината точки.
Учащиеся строят в тетрадях точку А(-4;-3).
А теперь разберем как построить точку по ее координатам.
Координатная плоскость делится на 4 координатные четверти. Определим знаки координат точек в четвертях.
Распределите следующие точки по координатным четвертям.
А (3; 4); В (6; - 8); Е (- 8; - 6); О (0; 0); М (- 5; 6);
N (0; - 2); К (6; 0).
Ф ормула для нахождения координат середины отрезка:
В
С
А
А1 С1 В1
х 1х х2
Проведём через точки А, В, С прямые параллельные оси 0у. Получим А1, В1, С1. По теореме Фалеса С1 – середина А1В1.
|х – х1| = |х – х2|. Это может быть если числа (х – х1) и (х – х2) либо равные, либо противоположные. Равные не могут быть, т. к. х1х2. Значит, противоположные.
х – х1 = – (х – х2)
х + х = х2 + х1
Аналогично находится
Координаты середины отрезка равны полусумме координат его концов: если концы отрезка – A(x1; y1) и B(x2; y2), то координаты его середины –
4. Динамическая пауза.
Быстро встали, улыбнулись.
- Выше-выше потянулись.
- Ну-ка, плечи распрямите,
- Вправо, влево повернитесь,
- Рук коленями коснитесь.
- Сели, встали. Сели, встали
- И на месте побежали.
5. Первичное закрепление нового материала.
Решить № 296(1), 297(1), таблица №298, 309.
6. Самостоятельная работа.
Представим себе ночное небо, на котором тысячи точек – звёздочек, которые люди включают в созвездия. Чтобы построить какое-нибудь созвездие надо знать их расположение. Послушайте легенду о возникновении созвездий «Большой и Малой Медведиц».
Легенда
У древних греков существовала легенда о созвездиях Большой и Малой Медведицы.
Всемогущий бог Зевс решил взять себе в жёны прекрасную нимфу Калисто, одну из служанок богини Афродиты, вопреки желанию последней. Чтобы избавить Калисто от преследований богини, Зевс обратил Калисто в Большую Медведицу, её любимую собаку – в Малую Медведицу и взял их на небо.
Таким образом, появились на небе созвездия «Большой и Малой Медведицы».
Задание классу.
Постройте по координатам созвездие «Большой Медведицы»:
(-7,5;0,5), (-5;1,5), (-1,5;1), (3:1), (2,5;-1), (-0,5;-1), (-1,5;1).
7. Подведение итогов.
Таким образом, сегодня мы поработали с …(Декартовой системой координат).
Почему она имеет такое название?
Из чего она состоит?
Ч то обозначается стрелками?
Если выбрать на этой плоскости любую точку, то, сколько чисел ставится ей в соответствие? Как они называются?
Как правильно записываются координаты точки?
На сколько четвертей разбивается плоскость осями?
Как вычислить координаты середины отрезка?
8. Домашнее задание. Рефлексия.
П.8, Решить № 296(2), 297(2), 310. Придумайте и постройте фигуру любого животного на координатной плоскости (с помощью точек) и запишите координаты построенных точек.
Учащиеся по кругу высказываются одним предложением.
Я научился…
Было трудно…
Сегодня я узнал…
У меня получилось…
Теперь я могу…
Помни всегда
Что без труда
В учебе побед не добиться
Слышим звонок начат урок
К финишу мчимся как птицы
Только в труде
Знанья приходят к тебе
Может сейчас, здесь среди нас
Будущих лет Пифагоры. Урок окончен!!!