СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии в 6 классе коррекционной школы VIII вида. "Части реки. Равнинные и горные реки"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Части реки. Равнинные и горные реки" составлен на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В,  М. Владос 2011г.- сб. 1. 224 с.

Учебник:  Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина "География 6 класс", Москва "Просвещение" 2011 г.

Просмотр содержимого документа
«Урок географии в 6 классе коррекционной школы VIII вида. "Части реки. Равнинные и горные реки"»

Тема: Река, её части. Горные и равнинные реки

Цели: сформировать представление об образовании горных и равнинных рек; способствовать усвоению понятий исток, русло, приток, устье, ущелье; закреплять приёмы работы с картой.

Задачи:

  • Обучающие:

    • формирование знаний о реках (части, виды);

    • формирование знаний о возможностях использования; формирование умения работать с картой;

    • формирование умения составлять описание географического объекта;

    • формирование навыков по поиску информации, обработке ее, сравнению и описанию по теме «Реки».

  • Развивающие:

    • развитие навыков работы с информационным материалом.

    • развитие навыков использования, обработки информационных ресурсов.

    • формирование критического мышления.

  • Воспитательные:

    • способствование осознанию красоты окружающего мира, необходимости бережного отношения к природе. Формирование чувства любви к родной природе.


Ход урока:

I. Оргмомент

– Здравствуйте! Скажем мы новому дню! Хорошего вам настроения, удачи, отличных оценок!

Все готовы – все готовы.

Все в порядке – все в порядке.

И учебники – и учебники.

И тетрадки – и тетрадки.

С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и искать.


Проверка домашнего задания

1. Тема прошлого урока «Колодец. Водопровод». Вопросы по стр. 46.

2. - Какое слово лишнее? река, гора, озеро, море, болото

- Почему слово гора лишнее?

- Каким цветом обозначают водоемы на карте?

- Покажите на карте  водоемы. (Работа с картой)


II. Активизация познавательной деятельности.

Прежде, чем назвать тему урока, я предлагаю отгадать загадки:

1. Течет, течет – не вытечет;
Бежит, бежит – не выбежит.

2. Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.

3. Между гор, между дол
Бежит белый конь.

4. В нее льется, из нее льется,
Сама по земле плетется.


III. Сообщение темы и целей урока

Вы уже поняли, что тема урока … (Реки)


Чтение стихотворения и показ рек на карте.

Есть в мире много всяких рек,

Великих, сильных, полноводных,

Коварных, тихих, благородных,

Воспел их в песнях человек.

Есть Дон, Кубань, Урал, Ока,

Есть Волга матушка-река.

Меконг, Янцзы и Хуанхэ,

Где жёлтый берег вдалеке.

Амур, Даугава и Миссури,

Рассветы там синей лазури.

Я слышал Конго, есть река,

Темна, опасна, глубока.

Есть Амазонка, Ориноко,

Текут они в дали далёкой,

Есть Нил великий, Ганг огромный,

Есть множество – больших и скромных…


Обратите внимание на карту. Вы увидите множество нитей голубого цвета, их огромное множество. Все это реки.

Сегодня мы познакомимся с рекой и ее частями, научимся определять направление течения реки.

Тема нашего урока «Части реки. Равнинные и горные». Слайд 1

- Ребята, а какие ассоциации у вас возникают со словом река? (Ответы учащихся).

–Много великих и прекрасных художников изображали в своих картинах реки (показ фрагментов картин. Аполлинарий Михайлович Васнецов «Северный край» Слайд 2, Исаак Ильич Левитан «Большая вода» Слайд 3, Николай Владимирович Ремезов «Река царевна» Слайд 4 и др.).
Но не только художники, но и писатели посвящали свои произведения рекам.

–Реки обожествлялись, им поклонялись, приносили жертвы, их воспевали в песнях, о них складывали стихи и легенды. Много красивых, прекрасных строк им посвятили поэты.


А. Твардовский «За далью даль»

Семь тысяч рек, ни в чем не равных:
И с гор стремящих бурный бег,
И меж полей в изгибах плавных
Текущих в даль – семь тысяч рек
Она со всех концов собрала –
Больших и малых – до одной,
Что от Валдая до Урала
Избороздила шар земной.


Н.А. Некрасов «На Волге»

О, Волга! после многих лет
Я вновь принес тебе привет.
Уж я не тот, но ты светла
И величава, как была.
Кругом все та же даль и ширь
Все тот же виден монастырь
На острову, среди песков,
И даже трепет прежних дней
Я ощутил в душе моей,
Заслыша звон колоколов…
«…О, Волга, колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зорям,
Когда еще все в мире спит
И алый блеск едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке…»


М.Ю. Лермонтов

Терек воет, дик и злобен,
Меж утёсистых громад,
Буре плач его подобен,
Слёзы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь.
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит.


– Сколько их на нашей планете, больших и малых? Много, очень много. Они словно голубой сеткой покрывают Землю.

– Кто может назвать реки России? Давайте, поиграем в аукцион (дети, по очереди называют известные им реки, учитель комментирует).

–Разные чувства реки вызывали у поэтов, писателей, художников, а мы попробуем в прозе сказать, что такое река. Постарайтесь ответить на этот вопрос самостоятельно (Дети дают определения).

– Давайте сравним наши определения, с научным и запишем его в тетрадь (работа с учебником стр. 48).

Река - это поток воды, который течет в сделанном им углублении в земле. Слайд 5


III. Активизация познавательной деятельности.

- Ребята, сейчас я вам предлагаю кое-что не посмотреть, а послушать.

Медитация Звуки в природе. Ручей в лесу (прослушивание музыки)


IV. Изучение нового учебного материала

Задание. Что относится к озеру? Что относится к  реке? Соедините стрелками. Слайд 6

река                          озеро

вода течет

стоячая вода

два берега

со всех сторон окружено сушей


- Какое главное отличие реки от озера?

- Откуда течет вода в реке?

На этот вопрос мы с вами найдем ответ, посмотрев схему реки. Слайд 7


– Человек рождается. Место, где человек родился, называют Родиной.
И у реки есть место рождения. Как же оно называется? См. стр. 96 Оно называется – родник или исток.

Слайды 8.

Исток реки Волги находится на Валдайской возвышенности.
«…Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника
Выбегает голубое чудо –
Русская, великая река
Лёгкий дом, как девичья светёлка,
Вяз, ольшаник, сумрачная ель.
Стойте, люди! Здесь родилась Волга!
Здесь её и дом, и колыбель

М. Пляцковский

Видеоролик «Исток Волги».

Рассказ учителя. Слайды 9.

У каждой реки есть место, где она начинает свой путь и называется он исток - обычно истоком бывает бьющийся из-под земли родник, озеро или болото. Несет свои воды ручей, сливается с другими ручьями и образует небольшую речку. Река течет все дальше, встречает на своем пути другие реки, сливается с ними в единый поток, набирается сил, стает все шире. Реки, которые впадают в данную реку, называются притоки. Бесконечно река не может течь, и она впадает в море, озеро или океан.


Часто человек живет для других людей, родных и близких. Это и есть смысл жизни.

У реки есть так же смысл жизни. Это донести свои воды до моря, озера или другой реки, чтобы ни нарушить круговорот воды в природе. Как же называется это место?

Место, где река впадает в море, озеро или другую реку называют – устье. Углубление, по которому течет река, называется русло.

Вода в реке течет от истока к устью. Направление реки всегда показывается стрелкой.

-Какие части имеет река?

Откройте учебник на стр. 48 прочитайте 2 абзац.

- Как определить правый и левый берег?

- Как определить правый и левый притоки? Слайды 10.

Если встать лицом по течению реки, справа будет правый берег, слева –левый.

Определите и подпишите на схеме в тетради правый приток и левый приток.


Первичная проверка понимания (5 мин.)

Работа в парах с картами атласа и настенной физической картой полушарий: найдите на карте истоки и устья разных рек: Обь, Енисей, Лена, Амур.

Объясняют, как определить правый и левый берег.

Важно! Исток не может находиться в море или океане.


Физкультминутка (2 мин.)

Тихо плещется вода,

Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)

В небе тучки, как овечки,

Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

Мы из речки вылезаем,

Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)

А теперь глубокий вдох.

И садимся на песок.


Мы много узнали,

Мы очень устали.

Сядьте удобнее, закройте глаза, расслабьтесь. Представьте себе. Солнечный летний день, светит яркое солнышко. Вы сидите на берегу маленькой горной речушки. Вода течет, перекатывается с камешка на камешек. Вы зачерпнули в свои ладошки теплую водичку и умыли свое лицо. Вода чистая и теплая. Вам тепло и приятно. Вашу усталость унесла с собой вода. Вы почувствовали прилив сил. У вас хорошее настроение, вы полны сил. Сейчас откройте глаза.


– Все мы разные по характеру. Кто-то веселый и энергичный, кто-то спокойный, уравновешенный. Реки так же различаются по характеру течения. Выделяются горные: быстрые, не извилистые как Терек и равнинные: спокойные, извилистые, глубокие реки как наша Волга.

Слайд 11 -13

В зависимости от рельефа местности, по которой текут реки, различают равнинные и горные реки. У равнинных рек течение медленное, спокойное.

А горные реки берут начало в горах - течение у них быстрое. Горные реки, встречая на своем пути крутой обрыв, падают с высоты, образуя водопады.


-Что такое водопад? Слайд 14 -16

Водопад – это падение реки с высокого крутого обрыва.

Слово водопад имеет 2 корня –вод- и –пад-, соединенных соединительной гласной – О -.


Групповая работа: познакомиться с описанием реки по плану.

Покажи на физической карте России реку Волгу по плану:

1.Найди реку Волгу на Восточно-Европейской равнине.

2.Прочитай название географического объекта, с которого берёт начало река Волга.

3.Покажи и назови притоки Волги.

4.Покажи: куда впадает река.


– У каждого из нас есть в жизни роль, предназначение. Например, роль сына, дочери, матери. У реки так же есть своё предназначение. Давайте вспомним о роли рек в нашей жизни:

• Орошение

• Водоснабжение

• Транспортный путь

• Рыболовство

• Зона отдыха и т.д.


– Наше представление о реках совпало с высказыванием великого писателя России Льва Николаевича Толстого: «Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая, так и люди».


Ребята, вот мы с вами говорили сегодня о многих реках России, ну а как же не сказать о реке нашего села? Как её название?


IV Уточнение и закрепление знаний по теме.

1.Напомните: о чём мы с вами говорили?

2.Игра «Проверь себя». Слайд 17


На листочках записаны вопросы. Учащиеся по желанию вытягивают вопрос и на него отвечают. Слайд 18


-Назовите части реки .

-Что называют истоком реки?

-Прочитайте из текста, что может быть истоком реки?

-Что называют руслом реки?

- Что называют притоком реки?

- Что называют устьем реки?

-Прочитайте из текста: куда впадают реки?

-На какой поверхности реки имеют спокойное течение?

-На какой поверхности реки имеют быстрое течение?

-Какие виды рек есть на поверхности Земли?

-Почему в горных реках даже летом вода холодная?

-На каких реках чаще, по-вашему, встречаются водопады?

-От какого слова образовалось название «ущелье»?

-Как вы думаете, почему в горах образуются ущелья?

IX. Итог урока

-Поднимите руку те, кто считает, что на уроке был внимательным, активно работал.

Учитель оценивает работу обучающихся.

Самооценка (4 мин.)

1. Сегодня я узнал …

2. Было интересно …

3. Было нелегко …

4. Я понял, что …

5. Мне понравились задания …

6. Я научился …

7. Меня удивило …

Д\з

В завершение урока:

Пусть на Земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда

Пусть чистой остается в них навеки

Студеная и вкусная вода.

Пусть никогда не зарастает тиной

Тот берег, на котором я стою…

Большие дяди, взрослые мужчины

Храните речку светлую мою!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!