СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок физики в 8 классе "Электрическая цепь и ее составные части"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выяснить физическую природу электрического тока; закрепить  знания учащихся об условиях возникновения и существования  электрического тока, источниках электрического тока. Выяснить из каких частей состоит электрическая цепь, объяснить учащимся назначение каждой части, научить собирать простейшие электрические  цепи, познакомить с особенностями электрического тока в металлах и электролитах.

Просмотр содержимого документа
«источники тока,электрисеские цепи»

Урок физики в 8 классе, провела учитель физики МБОУ ОСОШ№1

Шардакова Татьяна Михайловна.



ТЕМА: Электрическая цепь и ее составные части.

Форма: Урок изучения нового материала

Тип урока: комбинированный урок

Цели урока:

Выяснить физическую природу электрического тока; закрепить знания учащихся об условиях возникновения и существования электрического тока, источниках электрического тока. Выяснить из каких частей состоит электрическая цепь, объяснить учащимся назначение каждой части, научить собирать простейшие электрические цепи, познакомить с особенностями электрического тока в металлах и электролитах.

Требования к уровню подготовки обучающихся

УУД

Знать: понятие электрический ток и источник тока, различные виды источников тока, правила составления электрических цепей


Уметь: объяснять устройство сухого гальванического элемента, приводить примеры источников электрического тока, объяснять их назначение, приводить примеры химического и теплового действия электрического тока и их использование в технике.


Личностные: Наблюдают явление электрического тока. Изготавливают и испытывают гальванический элемент, Собирают простейшие электрические цепи и составляют их схемы. Видоизменяют собранную цепь в соответствии с новой схемой


Познавательные: Выделяют и формулируют проблему. Строят логические цепи рассуждений

Регулятивные: Составляют план и последовательность действий, Выполняют операции со знаками и символами. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей


Коммуникативные: Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор, устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Педагогические средства Проблемное изложение, лекция, беседа, объяснительно иллюстративный метод

Элементы содержания: Электрический ток. Условия существования электрического тока. Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части. Условные обозначения, применяемые на схемах электрических цепей.

Межпредметные связи: химия, математика обж, биология

Оборудование: различные источники электрического тока: фотоэлемент, термопара, генератор, гальванические элементы, аккумуляторы, гальванометр

Демонстрации: записаны ниже

Видеоматериал: 2видиоролика

Презентация: Источники тока. Электрические схемы.

План урока


  1. Повторение. Проверка домашнего задания.

  2. Изучение нового материала.

  3. Закрепление изученного материала.

  4. Домашнее задание


1.Повторение. Проверка домашнего задания.

- Что такое электрический ток?

- Какие условия необходимы для существования тока?

- Какие частицы являются носителями тока в металлах? Электролитах?

- Какие действия может оказывать электрический ток?

- Показать магнитное действие электрического тока. (Выполняется учащимся).

Демонстрация 1.

На железный гвоздь наматывается изолированный медный провод, концы провода соединяются с источником тока.

Гвоздь становится магнитом и притягивает к себе небольшие железные предметы: скрепки и кнопки. С исчезновением тока в обмотке гвоздь размагничивается.


2.Изучение нового материала.


Электрическое поле в проводниках создаётся и может поддерживаться источниками электрического тока.


- Сообщения учащихся об истории создания первых источников тока:


а) Луиджи Гальвани;

б) Алессандро Вольта;

в) Василий Владимирович Петров.


Источники тока бывают разные, но во всех из них совершается работа по разделению положительно и отрицательно заряженных частиц. Разделённые частицы накапливаются на полюсах. У любого источника два полюса – положительный (+) и отрицательный (-).(Видиролик,5 слайд)

В источниках тока в процессе работы по разделению заряженных частиц происходит превращение механической, внутренней или какой-либо другой энергии в электрическую.


Демонстрация 2: Демонстрация работы генератора (механическая энергия переходит в электрическую).


Демонстрация 3: Демонстрация работы термопары (внутренняя энергия переходит в электрическую).


Демонстрация 4: Демонстрация работы фотоэлемента (энергия света переходит в электрическую).


Демонстрация 5: К клеммам гальванометра присоединим медные провода. К концу оного из них присоединим железный гвоздь. Воткнём медный провод и гвоздь в яблоко – стрелка гальванометра отклонится (химическая энергия переходит в электрическую)


Именно благодаря химическим реакциям, внутренняя энергия выделяющаяся при этих реакциях, превращается в электрическую.

Из источников тока, используемых энергию химических реакций, наиболее распространены гальванический элемент и аккумуляторы.


Демонстрация 6: коллекция гальванических элементов и аккумуляторов (обращается внимание учащихся, что аккумуляторы можно неоднократно подзаряжать.

Демонстрация 7: По плакату устройство и принцип работы гальванического элемента. (Таблица, демонстрируется с помощью проектора)


Во время демонстраций предоставляется схема превращений различных видов энергии в электрическую:


Соединенные друг с другом источник тока, провода и потребители энергии образуют электрическую цепь.


Задание1: источник тока, лампа накаливания, ключ. (Данное оборудование имеется у каждого учащегося на столе). Собирается электрическая цепь. При замыкании ключа, лампочка загорается.


Вывод: для того, чтобы в цепи мог идти постоянный ток, электрическая цепь должна быть замкнутой.

При замыкании цепи электрическое поле от источника распространяется вдоль проводников со скоростью 300 000 км/с.


Электрическую цепь можно изобразить в виде схемы (чертежа), пользуясь условными обозначениями.

Демонстрация 8: демонстрируются с помощью проектора условные обозначения: ключ, источник тока, лампа накаливания.


Задание2: начертить схему собранной электрической цепи, пользуясь предложенными условными обозначениями.


Демонстрация 9 демонстрация видеофрагмента «Направление электрического тока» с использованием мультимедийных средств.

Задание3: После просмотра видеофрагмента предлагается указать направление тока на ранее начерченной схеме.


Другие условные обозначения, используемые на практике, приведены на стр. 27 в таблице № 2 учебника. (Работа по таблице № 2).

Задание4: Собери электрическую цепь состоящую из звонка, лампы накаливания, источника тока, ключа и соединительных проводков.


Потребители электроэнергии могут быть по-разному расположены в электрических цепях.


3. Закрепление изученного материала.


  1. Каково назначение источника тока в электрической цепи?

  2. Какие источники электрического тока вам известны? Каково их назначение?

  3. Какую электрическую цепь называют замкнутой?


Выполнение № 25 и 27 в учебнике.


4.Домашнее задание: § 9 (таблицу № 2 перечертить в тетрадь и выучить условные обозначения); № 26, 28; по желанию: стр.29 экспериментальное задание.


Литература

1. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 8 класс. – М.: Дрофа, 2011

2. Лукашик В.И. Сборник задач по физике. 7-9 классы. – М.; Просвещение, 2007

3. Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011

4. Волков В.А. Универсальные поурочные разработки по физике: 8 класс. – 3 –е изд.. переработ. и доп. – М.: ВАКО, 2012

5. Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике 8 класс: к учебнику А.В. Перышкина. Физика. 8класс. –М.: Издательство «Экзамен» 2013.

6.Видиоролики из коллекции ЦОР.



Просмотр содержимого презентации
«Электрическое поле в проводниках создаётся и может»

Урок физики в 8 классе      Тема урока : Источники тока. Электрические цепи.   Учитель физики Шардакова Т.М.

Урок физики в 8 классе   Тема урока : Источники тока. Электрические цепи.

Учитель физики Шардакова Т.М.

Электрическое поле в проводниках создаётся и может поддерживаться источниками электрического тока

Электрическое поле в проводниках создаётся и может поддерживаться источниками электрического тока

Создавали первые источники тока:

Первый химический источник электрического тока был изобретен случайно, итальянским ученым Луиджи Гальвани. На самом деле целью изысканий Гальвани был совсем не поиск новых источников энергии, а исследование реакции подопытных животных на разные внешние воздействия. В частности, явление возникновения и протекания тока было обнаружено при присоединении полосок из двух разных металлов к мышце лягушачьей лапки. Теоретическое объяснение наблюдаемому процессу Гальвани разработал неверное, однако его опыты стали основой исследований другого итальянского ученого Алессандро Вольта, который собственно и сформулировал главную идею изобретения — причиной возникновения электрического тока является химическая реакция, в которой принимают участие пластинки металлов. Для подтверждения своей теории Вольт создал нехитрое устройство, состоявшее из цинковой и медной пластин погруженных в емкость с соляным раствором. Именно это устройство стало первым в мире автономным элементом питания и прародителем современных батарей, которые в честь Луиджи Гальвани именуют гальваническими элементами.

Луиджи Гальвани

Алессандро Вольта

Василий Владимирович Петров. Опыты Гальвани и Вольта побудили русского ученого провести серию самостоятельных оригинальных опытов, описанных им подробно в книге «Известие о гальвани-вольтовских опытах посредством огромной батареи, состоявшей иногда из 4200 медных и цинковых кружков» Самыми замечательными результатами этих опытов представляются описания электролиза окислов металлов (ртути, свинца, олова), растительных масел, алкоголя и т. п. Электролиз воды от одной медно-цинковой пары, в случае медных электродов; получение электрического света и белого пламени ( электрическая дуга ) между двумя кусками древесного угля, от которого «темный покой достаточно ярко освещен быть может»

Василий Владимирович Петров.

Опыты Гальвани и Вольта побудили русского ученого провести серию самостоятельных оригинальных опытов, описанных им подробно в книге «Известие о гальвани-вольтовских опытах посредством огромной батареи, состоявшей иногда из 4200 медных и цинковых кружков» Самыми замечательными результатами этих опытов представляются описания электролиза окислов металлов (ртути, свинца, олова), растительных масел, алкоголя и т. п. Электролиз воды от одной медно-цинковой пары, в случае медных электродов; получение электрического света и белого пламени ( электрическая дуга ) между двумя кусками древесного угля, от которого «темный покой достаточно ярко освещен быть может»

Источники тока бывают разные, но во всех из них совершается работа по разделению положительно и отрицательно заряженных частиц. Разделённые частицы накапливаются на полюсах. У любого источника два полюса – положительный (+) и отрицательный (-).

Источники тока бывают разные, но во всех из них совершается работа по разделению положительно и отрицательно заряженных частиц. Разделённые частицы накапливаются на полюсах. У любого источника два полюса – положительный (+) и отрицательный (-).

В источниках тока в процессе работы по разделению заряженных частиц происходит превращение механической, внутренней или какой-либо другой энергии в электрическую.  Гальванический элемент. Фотоэлемент Электрофорная машина Термоэлемент Эти устройства преобразовывают механическую, внутреннюю, световую, химическую энергию в электрическую энергию.

В источниках тока в процессе работы по разделению заряженных частиц происходит превращение механической, внутренней или какой-либо другой энергии в электрическую.

Гальванический

элемент.

Фотоэлемент

Электрофорная машина

Термоэлемент

Эти устройства преобразовывают механическую, внутреннюю, световую, химическую энергию в электрическую энергию.

Устройство гальваническогоэлемента

Устройство гальваническогоэлемента

В источниках тока в процессе работы по разделению заряженных частиц происходит превращение механической, внутренней или какой-либо другой энергии в электрическую.

В источниках тока в процессе работы по разделению заряженных частиц происходит превращение механической, внутренней или какой-либо другой энергии в электрическую.

Соединенные друг с другом источник тока, провода и потребители энергии образуют электрическую цепь.

Соединенные друг с другом источник тока, провода и потребители энергии образуют электрическую цепь.

Электрическую цепь можно изобразить в виде схемы (чертежа), пользуясь условными обозначениями.

Электрическую цепь можно изобразить в виде схемы (чертежа), пользуясь условными обозначениями.

За направление электрического тока принимают направление от положительного полюса источника к отрицательному Направление тока +++ _ + Направление электронов

За направление электрического тока принимают направление от положительного полюса источника к отрицательному

Направление тока

+++

_

+

Направление электронов

Каждый элемент цепи имеет условный знак Условные обозначения, используемые на практике, приведены на стр. 27 в таблице № 2 учебника. Зарисуйте их в тетради. Задание Собери электрическую цепь состоящую из звонка, лампы накаливания,источника тока, ключа и соединительных проводков.

Каждый элемент цепи имеет условный знак

Условные обозначения, используемые на практике, приведены на стр. 27 в таблице № 2 учебника. Зарисуйте их в тетради.

Задание

Собери электрическую цепь состоящую из звонка, лампы накаливания,источника тока, ключа и соединительных проводков.

Самое главное:  Электрическое поле в проводниках создаётся и может поддерживаться источниками электрического тока. В источниках тока в процессе работы по разделению заряженных частиц происходит превращение механической, внутренней или какой-либо другой энергии в электрическую. За направление электрического тока принимают направление от положительного полюса источника к отрицательному

Самое главное:

  • Электрическое поле в проводниках создаётся и может поддерживаться источниками электрического тока.
  • В источниках тока в процессе работы по разделению заряженных частиц происходит превращение механической, внутренней или какой-либо другой энергии в электрическую.
  • За направление электрического тока принимают направление от положительного полюса источника к отрицательному


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!