СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок финансовой грамотности "Откуда берутся деньги?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок знакомит детей с основными источниками доходов в семье.Формирует отношение к деньгам.

Просмотр содержимого документа
«Урок финансовой грамотности "Откуда берутся деньги?"»

ОТКУДА БЕРУТСЯ ДЕНЬГИ?

Цель урока: Формирования отношение детей к деньгам и потребностям других членов семьи. Показать возможность удовлетворения потребностей семьи с помощью денег.

Задачи урока:

  1. Познакомить детей с основными источниками доходов в семье.

  2. Показать основные направления семейных расходов.

  3. Рассмотреть примерный семейный бюджет на месяц.

Содержание занятия

Просмотр видео «Как появились деньги?»

После просмотра видео обсуждение:

-какие деньги были раньше?

-когда впервые появились бумажные деньги?



Деньги – важнейшая составляющая жизни современного человека

Для чего людям нужны деньги?

В случае затруднения детям помогут такие вопросы – подсказки:

– для чего используются деньги? (как средства платежа за товары или услуги).

– можно ли с помощью денег сравнивать стоимость товаров или услуг? (велосипед дешевле, чем мотоцикл; мотоцикл дешевле, чем автомобиль).

– могут ли деньги выступать, как средство накопления богатства? (приобретение дорогих вещей: холодильника, телевизора, дома, автомобиля, произведения искусства, вклады в банк и др.).

Мне кажется, что даже маленькому ребенку понятно, что без денег в нашей жизни никуда. На деньги мы покупаем продукты, на деньги мы покупаем одежду, покупаем игрушки для детей, платим за квартиру, платим за обучение подрастающего поколения…

В общем, все за деньги.

И если взрослые члены семьи превосходно понимают, откуда в семье берутся деньги, то для детей этот вопрос иногда становится загадкой. Конечно, дети понимают, что мама и папа работают, а за это получают зарплату.

Но вот на вопрос, является ли заработная плата единственным источником денег в семье? Об этом и поговорим.


Откуда в семье берутся деньги?

Уточнить, что большая часть семейных денег получена в виде заработной платы за труд. Члены семьи, которые по состоянию здоровья и возрасту не могут трудиться, получают пенсию. Студентам платят стипендию, чтобы они могли учиться. На содержание маленьких детей государство выдает семье пособие.

Все денежные поступления в семью называют доходами.

Что еще может приносить доход?

Доход могут приносить фрукты и овощи, выращенные на садовом или приусадебном участке для продажи; сдача во временное пользование комнат или других помещений; проценты от вкладов, положенные в сберегательные банки и др.



Для закрепления понятия “доход” давайте выполним задание :



Кто какой доход приносит в семью? Соедините стрелками:

Дедушка

 

Бабушка

зарплата

Папа

пенсия

Мама

стипендия

Маленькая сестра

пособие на маленького ребенка

Старший брат (студент)

 

Еще есть понятие расход. Что это?(СЛАЙД )

Общий семейный доход надо знать, чтобы не тратить денег больше, чем получаешь (т.е. не брать денег в долг).

Когда у семьи есть деньги, она стоит перед выбором, что купить, на что потратить деньги. Каждая семья решает эту проблему по-своему. Часто на семейном совете все члены семьи обсуждают, что необходимо купить в первую очередь, что во вторую, а что может и подождать. Конечно, в первую очередь необходимо выделить деньги на покупку продуктов питания, самую нужную одежду и обувь. Есть и еще очень важная часть семейных расходов: плата за квартиру, за пользование электричеством, телефоном, транспортные расходы.

Семейные расходы – это деньги, которые тратит семья для приобретения товаров и услуг.

Игра “Сигнальщики”

Поднимите зеленую карточку, когда будет называться статья дохода семьи, и красную карточку, когда будет называться статья расходов.

Эта игра помогает закрепить знания терминов “доходы” и “расходы”.

  1. Сбор грибов, ягод и продажа на рынке.

  2. Оплата коммунальных платежей.

  3. Поездка в больницу к врачу.

  4. Зарплата папы.

  5. Выигрыш в лотерею

  6. Проценты по сберегательным вкладам.

  7. Покупка костюма для мамы

  8. Покупка новой книги.

  9. Продажа картофеля со своего огорода.

  10. Поездка на пикник.

  11. Премия маме за хорошую работу.

  12. Посещения бассейна.

  13. Детское пособие.

  14. Покупка продуктов питания.

  15. Поход в кинотеатр.

  16. Оформление подписки.

  17. Получение наследства.





Расходы бывают запланированные и незапланированные (СЛАЙД )

Давайте рассмотрим несколько ситуаций, связанных с расходами семьи:

  1. Летом сын едет к бабушке в деревню. Здесь не обойтись без транспортных расходов. Надо купить билет (запланированные расходы).

  2. На папиной куртке появилось пятно. Куртку надо нести в химчистку. За чистку надо заплатить деньги (незапланированные расходы).

  3. Друзья пригласили сестру на день рождения. Надо купить подарок. Для этого нужны деньги (незапланированные расходы).

  4. При взгляде в зеркало мама замечает, что без стрижки не обойтись. В парикмахерской за стрижку придется платить деньги (незапланированные расходы). ( СЛАЙД )



Основой экономической жизни семьи является ее бюджет. (СЛАЙД )

Бюджет представляет собой совокупность доходов и расходов семьи на определенный промежуток времени (месяц, год).

Желательно составлять бюджет так, чтобы часть семейных доходов оставалась в резерве. Ведь всегда может возникнуть незапланированные расходы - неожиданная проблема с починкой телевизора, холодильника или автомобиля. Резерв денег в семье необходим и для незапланированного ранее лечения, покупке лекарств. Резерв денег может быть использован и для летнего отдыха всей семьей, для туристических походов, для покупки дорогостоящих вещей и т. д.

Резерв расходуется при необходимости. (СЛАЙД )



Кроссворд, включающий понятия, используемые на данном занятие:

По горизонтали
  1. Источник дохода семьи, получаемого человеком за работу.

  2. Денежное пособие, получаемое человеком от государства при потери трудоспособности.

  3. Деньги, полученные от продажи фруктов с садового участка.

По вертикали
  1. Сумма денег, которую тратит семья.

  2. Денежная помощь, оказываемая семье государством.

  3. Денежное пособие, выдаваемое студентам.

  4. Металлические или бумажные знаки, используемые при купле – продаже.



Следующее задание:

Необходимо выбрать из предложенного перечня и соединить стрелками со словом “деньги” то, что можно на них приобрести, объяснив свой выбор.

пища
здоровье
безопасность
развлечение
одежда
деньги 
образование ДЕНЬГИ
воздух
услуги
товары
дружба
удача

В конце занятия блиц – опрос:

Вопросы:

  1. Какая статья семейного бюджета требует наибольшего количества денег? (продукты питания).

  2. На какой статье расходов может сэкономить ребенок своим участием и помощью? (покупка одежды, работа на приусадебном участке).

  3. Умеете ли вы обращаться с деньгами?

  4. Где вы берете деньги на подарки близких и друзей?



Вывод:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!